Правописание приставок при- и пре-
Актуализация знаний.
(слайд 1)
Бе_вкусный, бе_шумный, бе_мятежность, бе_покойство, пр_бежать, пр_школьный, и_толковать, и_давать, пр_добрый.
– На какие группы и почему можно разделить эти слова?
– Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на буквы з и с. Выделите орфограмму в приставке, вспомните правило.
Создание проблемной ситуации.
– Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила.)
– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
– Сформулируйте тему урока. (слайд 2)
– Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Познакомиться с правилом написания гласных е–и в приставках при- и пре-.) (слайд 3)
Открытие нового знания.
– Обратимся к материалу для наблюдений и анализа.
(слайд 4):
Пр_ехать, пр_лететь, пр_плыть, пр_шить, пр_клеить, пр_битъ,
пр_школьный, пр_дорожный, пр_открыть, пр_гореть, пр_добрый, пр_милый, пр_градить, пр_рвать.
– Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.
– Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и, а когда е в приставках?
В ходе работы составляется опорная схема:
ПРИ- ПРЕ-
Приближение = близко Пре = очень
Присоединение = друг к другу Пре = пере-
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
– Приставка пре- – дочь приставки пере-. Они очень похожи и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять пере- в глаголах:
преградить – перегородить
преступить – переступить
прервать – перервать (слайд 5)
– Ребята, сделайте общий вывод: когда пишутся приставки при- и пре-?
Закрепление полученной информации.
Устный орфографический разбор.
Фронтальная работа с комментированием. (слайд 6):
Пр…ехать, пр…морье, пр…паять, пр…милый, пр…забавный, пр…ломить, пр…сесть.
Работа с учебником.
Упр. 646 (три ученика у доски).
Домашнее задание (слайд 7):
Упр. 662
Упр. 664
2