Лексическое значение слова
(слайд 1) (урок русского языка)
Вступительное слово.
– «Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше». Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский. Сколько же все-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.
Актуализация знаний.
Словарный диктант по упражнению 695.
– Объясните условия выбора буквы на месте пропуска.
Формулировка темы и целей урока.
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием лексическое значение слова, научимся пользоваться толковым словарем. (слайд 2)
– Замечательный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». (слайд 3)
– Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др.
– Приведите примеры «хороших слов и названий» для явлений природы, которые упоминает писатель в своем высказывании. (Чистый воздух, потоки воздуха, шум леса, плывущие облака, прозрачные воды и т. д.)
Открытие нового знания.
– Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. Лексика – это словарный состав языка (слайд 4)
– Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, то есть его лексика, или остается неизменным, постоянным? С чем это связано?
– Как вы считаете, какое слово старше: самолет или космонавт? Почему? Приведите примеры слов, возникших в наше время.
– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?
– Послушайте стихотворение И. Токмаковой (слайд 5)
Ложка – это ложка, Оделся и пошел.
Ложкой суп едят. А я придумал слово,
Кошка – это кошка, Смешное слово «плим».
У кошки – семь котят. Я повторяю снова:
Тряпка – это тряпка, «Плим, плим, плим»…
Тряпкой вытру стол. И ничего не значит
Шапка – это шапка, «Плим, плим, плим»
– Удалось ли мальчику «придумать» новое слово? (Да.) Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может.
– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
– Прочитайте словосочетания (слайд 6):
Играть в мяч, играть на скрипке, играть в спектакле, играть в солнечных лучах.
– Определите лексическое значение слова играть в этих словосочетаниях.
Работа с учебником. Упр. 696
Строение словарной статьи:
1) заголовочное слово;
2) грамматические пометы;
3) толкование лексического значения;
4) пример употребления слова в речи.
– Прочитайте слова (слайд 7).
Цветастый, цветной (платок, телевизор).
Сытый, сытный (человек, обед).
Благодатный, благодарный (край, взгляд).
– Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок.
Вывод: Наиболее ярко лексическое значение слова проявляется в тексте, а не в словаре.
Домашнее задание (слайд 8):
Упр. 703 (записать только 5 слов-ответов).
2