СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Лексическое значение слова". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Лексическое значение слова

(слайд 1) (урок русского языка)

  1. Вступительное слово.

– «Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше». Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский. Сколько же все-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

  1. Актуализация знаний.

Словарный диктант по упражнению 695.

– Объясните условия выбора буквы на месте пропуска.

  1. Формулировка темы и целей урока.

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием лексическое значение слова, научимся пользоваться толковым словарем. (слайд 2)

– Замечательный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». (слайд 3)

– Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др.

– Приведите примеры «хороших слов и названий» для явлений природы, которые упоминает писатель в своем высказывании. (Чистый воздух, потоки воздуха, шум леса, плывущие облака, прозрачные воды и т. д.)

  1. Открытие нового знания.

– Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. Лексика – это словарный состав языка (слайд 4)

– Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, то есть его лексика, или остается неизменным, постоянным? С чем это связано?

– Как вы считаете, какое слово старше: самолет или космонавт? Почему? Приведите примеры слов, возникших в наше время.

– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?

– Послушайте стихотворение И. Токмаковой (слайд 5)

Ложка – это ложка, Оделся и пошел.

Ложкой суп едят. А я придумал слово,

Кошка – это кошка, Смешное слово «плим».

У кошки – семь котят. Я повторяю снова:

Тряпка – это тряпка, «Плим, плим, плим»…

Тряпкой вытру стол. И ничего не значит

Шапка – это шапка, «Плим, плим, плим»

– Удалось ли мальчику «придумать» новое слово? (Да.) Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может.

– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

– Прочитайте словосочетания (слайд 6):

Играть в мяч, играть на скрипке, играть в спектакле, играть в солнечных лучах.

– Определите лексическое значение слова играть в этих словосочетаниях.



Работа с учебником. Упр. 696

Строение словарной статьи:

1) заголовочное слово;

2) грамматические пометы;

3) толкование лексического значения;

4) пример употребления слова в речи.





– Прочитайте слова (слайд 7).

Цветастый, цветной (платок, телевизор).

Сытый, сытный (человек, обед).

Благодатный, благодарный (край, взгляд).

– Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок.

Вывод: Наиболее ярко лексическое значение слова проявляется в тексте, а не в словаре.

  1. Домашнее задание (слайд 8):

Упр. 703 (записать только 5 слов-ответов).



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!