СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Омонимы". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Омонимы

  1. Вступительное слово.

(слайд 1)

Мать-Земля

Скажи мне,

Как правильно землю назвать:

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше, наверно,

Сказать ей:

«Родная!

Земля – наша милая,

Добрая мать!»

Так ласковей будет звучать

И вернее.

Ведь все, что мы любим, –

Все создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты…

Я. Абидов

– О чем это стихотворение? Назовите его тему.

– Какова его главная мысль?

– Какие значения есть у слова «земля».

(Земля:

1) Планета.

2) Суша (в отличие от водного или воздушного пространства).

3) Почва, грунт.

4) Страна, государство.)

(слайд 2)

– О какой «земле» говорится в стихотворении? (Родина, все то, что мы любим.)

  1. Создание проблемной ситуации.

– Итак, слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? (многозначные). Что общего во всех значениях слова земля?

Игра «Кто больше?»

– Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясните каждое значение.

На доске: Кто (что) может быть…

– дорогим (1-й вариант);

– добрым (2-й вариант)?

Слова для справок: мех, время, человек, совет, весть, день, память.

– Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение.

– Какие же слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько лексических значений; многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.)

– Как строится словарная статья в толковом словаре? (Сначала дается заглавное значение, затем переносное.)

  1. Формулировка темы и целей урока.

– А теперь отгадайте загадки.

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо. (Коса.) (слайд 3)

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (Коса.) (слайд 4)

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской. (Коса.) (слайд 5)

Словом коса подписываются 3 рисунка на слайде.

– Похожи ли предметы, изображенные на рисунках?

– Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся.)

– Есть ли сходства в значении этих слов?

– Здесь три разных слова или одно многозначное?

– Такие слова называются омонимами. Заглянем в толковый словарь. (слайд 6)

Коса¹ – вид прически.

Коса² – сельскохозяйственное орудие.

Коса³ – мыс, отмель.

– Как располагаются омонимы в толковых словарях? (В разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.)

– Ответьте на шуточные вопросы

1) Каким ключом нельзя открывать двери?

2) Какую ноту кладут в суп?

3) Из какого крана нельзя брать воду?

4) Из каких ноготков не соберешь букета?



  1. Работа с учебником.

Упр. 728

  1. Домашнее задание (слайд 7)

Найти в словаре и выписать слово-омоним со всеми его значениями.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!