СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Синонимы". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Синонимы.

(слайд 1) (урок русского языка)

  1. Актуализация знаний.

– Ребята, что такое лексика? (Словарный, лексический состав языка; лексику составляет совокупность всех слов языка.)

– Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.)

– Ребята, сколько лексических значений может иметь слово? (Одно или несколько.)

– Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? (Однозначные.)

– А когда слово имеет два или более лексических значений, как оно называется? (Многозначное, омоним.)

  1. Формулировка темы и целей урока.

– Послушайте беседу с вашей ровесницей:



– Танечка, каким тебе запомнился Герасим?

– Хорошим.

– Что ты можешь сказать о его собачке?

– Она тоже хорошая.

– А повесть в целом тебе понравилась?

– Она хорошая.

– Таня, в каком доме ты живешь?

– Большом.

– А семья у вас какая?

– Большая.

– О чем ты мечтаешь?

– Чтоб стать большой.

– Понравились ли вам ответы Тани? (Нет. Ответы однообразны, речь бедна; похоже, что речь у девочки не развита.)

– Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать различные слова, схожие своими лексическими значениями. Итак, сегодня мы продолжим изучать лексику. Как вы думаете, чему посвящен наш урок? (Синонимам.). Запишем тему урока (слайд 2). А какова цель нашего урока? (Систематизировать знания по этой теме, учиться употреблять синонимы в речи, познакомимся со словарями синонимов.)

  1. Открытие нового знания.

– В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно
и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие. (слайд 3):

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской (употреблением в речи) или и тем и другим. Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

– Нам встретились первые жители страны синонимов: бегемот
и гиппопотам.
Эти слова практически совпадают по значению и употреблению, а чем же они отличаются? (Первый из них чаще употребляется в разговорной речи, второй – в научных произведениях.)

– Теперь попробуйте сами дать характеристику синонимам:

Бежать – мчаться. Это синонимы, различающиеся оттенками значения (наблюдается усиление действия).

Очи (устар., поэт.) – глаза (нейтральное слово), гляделки (просторечное). Синонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью употребительности.

– В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы.

Здесь в алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним.

Демонстрирует «Словарь синонимов русского языка».

Задача 1. Раскроем понятие большой (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков к слову большой.

Ответ. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

– Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например: сад, дом, небоскреб, город, наводнение.)

Задача 2. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу упасть: шлепнуться, грохнуться, рухнуть. Объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Объяснение стройте как связный монолог.

Возможный ответ.

Упасть может любой: женщина, ребенок, старик (нейтральное слово).

Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над неловкостью.

Рухнуть – слово разговорного стиля. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».

Задача 3. В каком из глаголов наиболее сильно выразилось требование говорящего?

Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, решительно.)

Задача 5. В стихотворении Маршака использованы два синонима. Догадайтесь, какого не хватает? (Стихотворение на слайде, слово присмотра пропущено.) Объясните смысловое различие синонимов. (слайд 4):

Мы оставили Трезора

Без …, без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.



Возможный ответ.

Присмотр ближе по смыслу к охране. Надзор – к бдительному «глаз не спускать», следить чтобы не нашкодил.

Задача 6. Подберите подходящие по смыслу сказуемые-синонимы и достройте предложение. (слайд 5):

Человек на лошади – это… (всадник, наездник).

Предмет для измерения температуры – это… (градусник, термометр).

– Почему в предложениях есть тире?

Редактирование.

Устраните речевые повторы.

По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.

Игра «Кто больше».

(слайд 6):

Задание. Написать за минуту синонимы к одному из слов.

1-й ряд: храбрый. (Бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.)

2-й ряд: страшиться. (Бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.)

3-й ряд: красный. (Алый, багровый, багряный, кумачовый.)

  1. Домашнее задание (слайд 7):

Упр. 734

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!