Синонимы.
(слайд 1) (урок русского языка)
Актуализация знаний.
– Ребята, что такое лексика? (Словарный, лексический состав языка; лексику составляет совокупность всех слов языка.)
– Большинство слов имеет лексическое значение. Что это такое? (Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.)
– Ребята, сколько лексических значений может иметь слово? (Одно или несколько.)
– Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? (Однозначные.)
– А когда слово имеет два или более лексических значений, как оно называется? (Многозначное, омоним.)
Формулировка темы и целей урока.
– Послушайте беседу с вашей ровесницей:
– Танечка, каким тебе запомнился Герасим?
– Хорошим.
– Что ты можешь сказать о его собачке?
– Она тоже хорошая.
– А повесть в целом тебе понравилась?
– Она хорошая.
– Таня, в каком доме ты живешь?
– Большом.
– А семья у вас какая?
– Большая.
– О чем ты мечтаешь?
– Чтоб стать большой.
– Понравились ли вам ответы Тани? (Нет. Ответы однообразны, речь бедна; похоже, что речь у девочки не развита.)
– Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать различные слова, схожие своими лексическими значениями. Итак, сегодня мы продолжим изучать лексику. Как вы думаете, чему посвящен наш урок? (Синонимам.). Запишем тему урока (слайд 2). А какова цель нашего урока? (Систематизировать знания по этой теме, учиться употреблять синонимы в речи, познакомимся со словарями синонимов.)
Открытие нового знания.
– В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно
и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие. (слайд 3):
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской (употреблением в речи) или и тем и другим. Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.
Первичное закрепление полученных знаний.
– Нам встретились первые жители страны синонимов: бегемот
и гиппопотам. Эти слова практически совпадают по значению и употреблению, а чем же они отличаются? (Первый из них чаще употребляется в разговорной речи, второй – в научных произведениях.)
– Теперь попробуйте сами дать характеристику синонимам:
– Бежать – мчаться. Это синонимы, различающиеся оттенками значения (наблюдается усиление действия).
– Очи (устар., поэт.) – глаза (нейтральное слово), гляделки (просторечное). Синонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью употребительности.
– В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы.
Здесь в алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним.
Демонстрирует «Словарь синонимов русского языка».
Задача 1. Раскроем понятие большой (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков к слову большой.
Ответ. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.
– Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например: сад, дом, небоскреб, город, наводнение.)
Задача 2. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу упасть: шлепнуться, грохнуться, рухнуть. Объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Объяснение стройте как связный монолог.
Возможный ответ.
Упасть может любой: женщина, ребенок, старик (нейтральное слово).
Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над неловкостью.
Рухнуть – слово разговорного стиля. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».
Задача 3. В каком из глаголов наиболее сильно выразилось требование говорящего?
Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, решительно.)
Задача 5. В стихотворении Маршака использованы два синонима. Догадайтесь, какого не хватает? (Стихотворение на слайде, слово присмотра пропущено.) Объясните смысловое различие синонимов. (слайд 4):
Мы оставили Трезора
Без …, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
Возможный ответ.
Присмотр ближе по смыслу к охране. Надзор – к бдительному «глаз не спускать», следить чтобы не нашкодил.
Задача 6. Подберите подходящие по смыслу сказуемые-синонимы и достройте предложение. (слайд 5):
Человек на лошади – это… (всадник, наездник).
Предмет для измерения температуры – это… (градусник, термометр).
– Почему в предложениях есть тире?
Редактирование.
Устраните речевые повторы.
По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.
Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.
Игра «Кто больше».
(слайд 6):
Задание. Написать за минуту синонимы к одному из слов.
1-й ряд: храбрый. (Бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.)
2-й ряд: страшиться. (Бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.)
3-й ряд: красный. (Алый, багровый, багряный, кумачовый.)
Домашнее задание (слайд 7):
Упр. 734
3