СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Архаизмы". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Архаизмы

  1. Вступительное слово.

(слайд 1):

Живой язык изменчив, как изменчива сама жизнь.

С. Я. Маршак

– Ребята, мы продолжаем путешествие по уже хорошо знакомой вам стране Лексике. Кто же жители этой необыкновенной страны? (Слова.)

– Что такое слово? (Основная единица языка.)

– Что называется лексикой? (Словарный состав языка.)

– Назовите слово, обозначающее словарный запас одного человека. (Лексикон.)

– Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10–30 тысяч слов? А. С. Пушкин использовал около 21 тысячи слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Эллочки Щукиной их было всего лишь 30.

  1. Создание проблемной ситуации.

– Что изучается в лексикологии? (Словарный состав языка, его лексика.)

– В какие лексические группы можно объединить слова в русском языке? (В зависимости от лексического значения: однозначные и многозначные слова; в зависимости от смысловых отношений: синонимы, антонимы, омонимы; в зависимости от стиля речи: книжные, нейтральные и разговорные слова.)

Терминологический диктант.

Организует выполнение работы: два ученика пишут за доской, все остальные – в тетрадях; после окончания работы осуществляется взаимопроверка.

1) Слова с одним лексическим значением. (Однозначные.)

2) Основное лексическое значение слова. (Прямое значение.)

3) Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению. (Омонимы.)

4) Слово, обозначающее научное понятие. (Термин.)

5) Слова, противоположные по лексическому значению. (Антонимы.)



  1. Формулировка темы и целей урока.

– Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Приведите доказательства, подтверждающие слова С. Я. Маршака.

– В языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже. А некоторые и вовсе умирают. Как вы думаете, почему так происходит?

– Правильно, беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например, кольчуга, то вместе с ним уходит и слово. Такие устаревшие слова называются историзмами. Есть другая группа устаревших слов, которые называют архаизмы. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому что место этого слова заняло другое с тем же значением (ведать – знать, ланиты – щеки, супостат – злодей, негодяй).

  1. Первичное закрепление знаний.

– Где можно встретить устаревшие слова? (В былинах, сказках.)

Учитель называет устаревшие слова, ученики записывают их современный синоним:

Очи (глаза), ланиты (щеки), уста (рот, губы), длань (ладонь), десница (правая рука), перст (палец), выя (шея), шуйца (левая рука), око (глаз), чело (лоб), рамена (плечи).

Распределительный диктант.

(слайд 2):

– Выпишите слова в два столбика: «историзмы», «архаизмы». Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, кольчуга, рыбарь, ветрило, царица, крепостной, дщерь, вечор.

Ключ – (слайд 3)

  1. Домашнее задание (слайд 4):

Упр. 763 (подчеркнуть архаизмы!)

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!