СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Фразеология как раздел лексики". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Фразеология как раздел лексики

  1. Актуализация знаний.

– Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит, не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне лепестков ромашки.)

– Что такое лексическое значение слова?

– Что такое прямое значение слова?

– Что такое переносное значение слова?

– Для чего мы в своей речи используем переносное значение слов?

– Составьте словосочетание со словом, чтобы оно было в прямом и переносном значении.

Слова для лепестков-заданий: золотой, седая, волчий, железный.

  1. Формулировка темы и целей урока.

– Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Ну а теперь послушайте стихотворение В. Суслова «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало «воды утекло».

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!

А гуси и утки – сухие всегда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет:

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»



– Что такое фразеологический оборот?

– Выпишите из стихотворения В. Суслова все фразеологизмы со словом вода.

– А где можно найти значение фразеологического оборота? (Выслушивает ответы учащихся.) Конечно, в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость – сам фразеологический словарь.

  1. Открытие нового знания.

В роли словаря заранее подготовленный ученик.

Вступительное слово «Фразеологического словаря».

– Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Например, считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь они отражают национальную специфику народа. В фразеологических оборотах запечатлен исторический опыт народа. Большая часть фразеологизмов была создана в непринужденных разговорах, а затем, повторяясь, фразеологические обороты закрепились в переносном значении в языке. Некоторые фразеологизмы пришли из речи профессионалов – ремесленников, например: без сучка, без задоринки; довести до белого каления. Некоторые фразеологизмы пришли из Библии и церковных книг: глас вопиющего в пустыне; на сон грядущий. Другие вошли в язык из переводов древнегреческих мифов: ахиллесова пята, сизифов труд. Фразеологизмов очень много, и помнить значение каждого фразеологического оборота невозможно. Только я могу знать все значения фразеологических оборотов.

  1. Первичное закрепление знаний.

– Найдем во фразеологическом словаре информацию о происхождении следующих фразеологизмов:

ахиллесова пята;

авгиевы конюшни;

коломенская верста

– Спасибо, фразеологический словарь. Присаживайся к ребятам; если у нас возникнут затруднения, то мы обязательно обратимся к тебе.

– Ребята, давайте покажем нашему гостю, как мы умеем пользоваться словарем.

Организует работу по группам.

Задание. Работа со словарем.

1-й ряд ищет фразеологизмы: бить баклуши; без задних ног.

2-й ряд ищет фразеологизмы: витать в облаках; глаза разбегаются.

3-й ряд ищет фразеологизмы: куда глаза глядят; как осиновый лист.

Индивидуальные задания.

Составьте предложения с фразеологизмами: витать в облаках; глаза разбегаются; куда глаза глядят; как осиновый лист.

Игра «Четвертый лишний».

Задание. Найдите четвертый лишний фразеологизм

1. Хоть пруд пруди; кот наплакал; тьма-тьмущая; яблоку негде упасть.

2. Во все лопатки; сломя голову; черепашьим шагом; в мгновение ока.

3. Попасть впросак; попасть на седьмое небо; попасть в переделку; попасть в переплет.

Фразеологические загадки.

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

Не цветы, а вянут.

Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают.

Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)

Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывают это дело.

Ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться.

Ее «просит» рваная обувь.

Она в голове у путаников. (Каша.)

Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

Ее набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей.

В нее прячут концы нечестные люди.

Иногда они выходят из нее сухими. (Вода.)

  1. Домашнее задание: упр. 787

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!