Фразеология как раздел лексики
Актуализация знаний.
– Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит, не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне лепестков ромашки.)
– Что такое лексическое значение слова?
– Что такое прямое значение слова?
– Что такое переносное значение слова?
– Для чего мы в своей речи используем переносное значение слов?
– Составьте словосочетание со словом, чтобы оно было в прямом и переносном значении.
Слова для лепестков-заданий: золотой, седая, волчий, железный.
Формулировка темы и целей урока.
– Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Ну а теперь послушайте стихотворение В. Суслова «Как работает слово».
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало «воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
– Что такое фразеологический оборот?
– Выпишите из стихотворения В. Суслова все фразеологизмы со словом вода.
– А где можно найти значение фразеологического оборота? (Выслушивает ответы учащихся.) Конечно, в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость – сам фразеологический словарь.
Открытие нового знания.
В роли словаря заранее подготовленный ученик.
Вступительное слово «Фразеологического словаря».
– Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Например, считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь они отражают национальную специфику народа. В фразеологических оборотах запечатлен исторический опыт народа. Большая часть фразеологизмов была создана в непринужденных разговорах, а затем, повторяясь, фразеологические обороты закрепились в переносном значении в языке. Некоторые фразеологизмы пришли из речи профессионалов – ремесленников, например: без сучка, без задоринки; довести до белого каления. Некоторые фразеологизмы пришли из Библии и церковных книг: глас вопиющего в пустыне; на сон грядущий. Другие вошли в язык из переводов древнегреческих мифов: ахиллесова пята, сизифов труд. Фразеологизмов очень много, и помнить значение каждого фразеологического оборота невозможно. Только я могу знать все значения фразеологических оборотов.
Первичное закрепление знаний.
– Найдем во фразеологическом словаре информацию о происхождении следующих фразеологизмов:
• ахиллесова пята;
• авгиевы конюшни;
• коломенская верста
– Спасибо, фразеологический словарь. Присаживайся к ребятам; если у нас возникнут затруднения, то мы обязательно обратимся к тебе.
– Ребята, давайте покажем нашему гостю, как мы умеем пользоваться словарем.
Организует работу по группам.
Задание. Работа со словарем.
1-й ряд ищет фразеологизмы: бить баклуши; без задних ног.
2-й ряд ищет фразеологизмы: витать в облаках; глаза разбегаются.
3-й ряд ищет фразеологизмы: куда глаза глядят; как осиновый лист.
Индивидуальные задания.
Составьте предложения с фразеологизмами: витать в облаках; глаза разбегаются; куда глаза глядят; как осиновый лист.
Игра «Четвертый лишний».
Задание. Найдите четвертый лишний фразеологизм
1. Хоть пруд пруди; кот наплакал; тьма-тьмущая; яблоку негде упасть.
2. Во все лопатки; сломя голову; черепашьим шагом; в мгновение ока.
3. Попасть впросак; попасть на седьмое небо; попасть в переделку; попасть в переплет.
Фразеологические загадки.
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
Не цветы, а вянут.
Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают.
Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывают это дело.
Ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться.
Ее «просит» рваная обувь.
Она в голове у путаников. (Каша.)
Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
Ее набирают в рот, когда молчат;
Ею нельзя разлить неразлучных друзей.
В нее прячут концы нечестные люди.
Иногда они выходят из нее сухими. (Вода.)
Домашнее задание: упр. 787
4