СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ (5 класс) "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

БУКВЫ О–Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА

– Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа. Но для начала вспомним материал предыдущего урока

Зрительный диктант по упражнению 418.

– Объясните орфограммы, выделите корни с безударными гласными.



Творческая работа.

– С кем сравнивает наших мам автор текста? Почему?

– Наверняка у вашей мамы есть увлечения, которые не упомянуты в тексте упражнения. Наблюдательны ли вы? Расскажите письменно об одном из увлечений своей мамы (3–5 предложений).

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся, выборочно проверяет диктанты.

Организует чтение и анализ нескольких мини-сочинений.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– А сколько мама знает сказок! Поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке?

– Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить.



В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая.

– А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, ш, ч, щ.) Что мы о них знаем? (Звуки [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч’] и [щ’] – всегда мягкие.)

С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о и ё! То все буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О правописании букв о и ё после шипящих.) (слайд 1)

– Теперь обратите внимание на экран, где вам предлагаются слова для анализа. (слайд 2):

Пчелка, шелковый, шорты, щечка, шоу, молодожены, анчоус, челка, шепот, шорох, крыжовник, жокей.

– Значение каких слов вам незнакомо?

Поясняет значение незнакомых слов.

– Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)

– Какой звук слышится после шипящих? (Звук [о].)

– Почему же в словах пишутся разные буквы: и о, и ё? (Звук [о] на письме передается буквами о и ё.)

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся

– Давайте запишем предложенные слова в два столбика: с буквой ё и буквой о после шипящих. Подберем к каждому однокоренное слово.

Организует работу в тетрадях и на доске.



– Какую особенность вы заметили? (Если в однокоренных словах пишется е, значит, в слове пишем ё, где нельзя подобрать слово с е – пишем о.)

– Сформулируйте самостоятельно правило.

– Давайте познакомимся с правилом из учебника и сравним его с тем, которое сформулировали сами.

Организует работу с учебником.

– Ребята, с Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.

В сад пришел наш Буратино,

А в саду крыжовник рос.

Он услышал тихий шорох

За кустом цветущих роз.

Сразу стало интересно.

Он накинул капюшон.

Кто ж за розой? Неизвестно?

Но не испугался он.

Он вперед шагнул бесстрашно.

Треск!.. И разорвался шов.

«Мой капюшон! О, так ужасно!»

И Буратино был таков.



– Какие слова вам встретились в этом стихотворении? Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон (на слайде 3). Прочитайте их вслух. Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?

Вывод: Есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются исключениями. Их написание нужно запомнить. Составьте с этими словами словосочетания.

– Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (план на слайде 4):

1. Определить часть слова.

2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е.

3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё.

Нельзя подобрать такое слово – пишем О.

– Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану.

Слова для анализа: черный, шоссе, желтый, шоколад.

– Но существует одна особенность в этом правиле: Если слово

с корнем –жёг- – -жог- является существительным – пишем о. Если глаголом – пишем ё.

– Посмотрите на доску (слайд 5):

– Давайте разберемся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку зрения.

Преступник ночью дом поджег,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжег.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

Творческое задание.

– Составьте небольшой текст (3–4 предложения), используя предложенные слова (слайд 6).

Крыжовник, пчелы, шорох, шепот, шорты, шелковый.



В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

– Какую орфограмму мы выучили?

– Выполнили цели урока?

Выслушивает варианты ответов учащихся

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Домашнее задание (слайд 7): упр. 425

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!