БУКВЫ О–Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА
– Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа. Но для начала вспомним материал предыдущего урока
Зрительный диктант по упражнению 418.
– Объясните орфограммы, выделите корни с безударными гласными.
Творческая работа.
– С кем сравнивает наших мам автор текста? Почему?
– Наверняка у вашей мамы есть увлечения, которые не упомянуты в тексте упражнения. Наблюдательны ли вы? Расскажите письменно об одном из увлечений своей мамы (3–5 предложений).
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся, выборочно проверяет диктанты.
Организует чтение и анализ нескольких мини-сочинений.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– А сколько мама знает сказок! Поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке?
– Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить.
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая.
– А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, ш, ч, щ.) Что мы о них знаем? (Звуки [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч’] и [щ’] – всегда мягкие.)
С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о и ё! То все буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О правописании букв о и ё после шипящих.) (слайд 1)
– Теперь обратите внимание на экран, где вам предлагаются слова для анализа. (слайд 2):
Пчелка, шелковый, шорты, щечка, шоу, молодожены, анчоус, челка, шепот, шорох, крыжовник, жокей.
– Значение каких слов вам незнакомо?
Поясняет значение незнакомых слов.
– Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)
– Какой звук слышится после шипящих? (Звук [о].)
– Почему же в словах пишутся разные буквы: и о, и ё? (Звук [о] на письме передается буквами о и ё.)
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся
– Давайте запишем предложенные слова в два столбика: с буквой ё и буквой о после шипящих. Подберем к каждому однокоренное слово.
Организует работу в тетрадях и на доске.
– Какую особенность вы заметили? (Если в однокоренных словах пишется е, значит, в слове пишем ё, где нельзя подобрать слово с е – пишем о.)
– Сформулируйте самостоятельно правило.
– Давайте познакомимся с правилом из учебника и сравним его с тем, которое сформулировали сами.
Организует работу с учебником.
– Ребята, с Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.
В сад пришел наш Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох
За кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой? Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул бесстрашно.
Треск!.. И разорвался шов.
«Мой капюшон! О, так ужасно!»
И Буратино был таков.
– Какие слова вам встретились в этом стихотворении? Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон (на слайде 3). Прочитайте их вслух. Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?
Вывод: Есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются исключениями. Их написание нужно запомнить. Составьте с этими словами словосочетания.
– Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (план на слайде 4):
1. Определить часть слова.
2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е.
3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё.
Нельзя подобрать такое слово – пишем О.
– Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану.
Слова для анализа: черный, шоссе, желтый, шоколад.
– Но существует одна особенность в этом правиле: Если слово
с корнем –жёг- – -жог- является существительным – пишем о. Если глаголом – пишем ё.
– Посмотрите на доску (слайд 5):
– Давайте разберемся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку зрения.
Преступник ночью дом поджег,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжег.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
Творческое задание.
– Составьте небольшой текст (3–4 предложения), используя предложенные слова (слайд 6).
Крыжовник, пчелы, шорох, шепот, шорты, шелковый.
В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом
– Какую орфограмму мы выучили?
– Выполнили цели урока?
Выслушивает варианты ответов учащихся
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Домашнее задание (слайд 7): упр. 425
3