Разделительные Ь и Ъ
Повторение (тест) (слайд 1)
Ответим на несколько вопросов, проверим нашу смекалку (на отдельных листочках).
1. Сколько гласных букв в русском алфавите?
1) 33; 2) 21; 3) 10; 4) 6.
2. Какая из этих букв не является гласной и не имеет звука?
1) и; 2) я; 3) ь; 4) ю; 5) е.
3. Что общего у всех этих букв? (Обозначают мягкость согласных)
4. Сколько букв и звуков в слове осень?
1) 5б., 5зв.; 2) 5б., 4зв.; 3) 4б., 4зв.; 4) 4б., 4зв.
5. Какое из этих прилагательных употребляется при характеристике согласных звуков?
1) тяжелый; 2) немой; 3) мягкий; 4) легкий.
6. Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие. (ч, щ, й)
7. Звук ч’ –
1) скрипящий; 2) звенящий; 3) шипящий; 4) свистящий
8. Правописание каких орфограмм связано с шипящими ч, щ? (чу, ча, щу, ща)
9. Сколько в данном предложении ошибок?
Под елочькой у булочьной сидят малчик игорь и кошка Муска.
1) 4; 2) 6; 3) 5; 4) 3.
10. Часть растения и часть слова, в которой часто встречаются орфограммы, – это…
1) лист; 3) корень;
2) цветок; 4) плод.
Создание проблемной ситуации
Найдите лишние буквы в данном ряду (слайд 2):
Е, Р, Ю, М, Ь, Я, Ъ, И, Д.
(Лишние буквы: ь и ъ, они не обозначают звука.)
Определение темы и цели урока
Ребята, а зачем нужны эти буквы, если они не обозначают звуки? (нужны для разделения других звуков, Ь нужен для обозначения мягкости согласного).
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (разделительные Ь и Ъ) (слайд 3)
А цель? (научиться различать случаи написания Ь и Ъ).
Знакомство с орфограммой и ее отработка
Откроем учебники на стр. 139, рассмотрим орфограмму. Давайте расшифруем ее: когда же пишется Ь, а когда – Ъ. (Ь пишется в корне слова после согласного перед Е, Ё, Ю, Я; а Ъ пишется после согласного в приставке перед Е, Ё, Ю, Я.)
Упр. 465 (второе задание: записать слова в транскрипции). (по 1 чел. у доски)
Упр. 467 (распределить однокоренные слова по столбикам, найти 1 лишнее слово). (4 столбика – 4 чел. у доски)
Домашнее задание: Упр. 466
2