СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Беглые гласные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача урока доказывает, что беглыми называются гласные, выпадающие при склонении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Беглые гласные"»

Тема: Беглые гласные.

Цели:
Образовательные:

формировать представления о чередующихся согласных и гласных в корне слова;

дать понятие о беглых гласных посредством наблюдения за словами; возможное наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе и приставке;

введение в активный словарь обучающихся термина «беглые гласные».

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;

  • развивать интерес к языку и речевому творчеству.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).

Оборудование: презентация, учебник.


Ход урока.

1.Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности. Давайте вспомним правила вежливости на уроке.

1.На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

2.Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

3.Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

4. Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не все известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.


1 . Словарная работа

Грамотный.

- Дать лексическое значение слова.

-От какого слова оно образовалось? Записать.

Грамотный- грамота (суф.н).

-Записать и разобрать словосочетание со словом грамотный.

2.Повторение темы «Чередование звуков в корне».

Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

Какие звуки называются чередующимися?

Приведите примеры.

Слайд 1 Игра «Найди пару».

Писать Мрачный

Светит Береговой

Облако Освещение

Мрак Вещание

Известие Пишущий

Бережок Орех

Орешек Ушки

Ухо Облачное

Найти пары, указать чередование.

-Являются ли эти слова однокоренными?

- Безусловно, лексическое значение, заключенное в корне - одно, значение корня не меняется. Просто звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование - очередь звуков.


3.Работа над темой урока.

А сейчас обратите внимание на следующие слова.

Слайд 2

день- дня

сынок- сынка

вобрать- вбирать

Прочитайте пары слов.

-Являются ли они однокоренными?

- Нет, это формы слова.

- А что происходит?

-Гласные то появляются, то исчезают.

-Как называются такие гласные?

- Это беглые гласные. Это гласные звуки, а не буквы.

-Таким образом, тема нашего урока :

«БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ»

Слайд 3

БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ

А как вы понимаете значение слова БЕГЛЫЙ?

Сегодня мы должны ответить на вопросы.


Слайд 4

-Почему гласные убежали?

-Какие гласные могут убегать?

-В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?


Рассказ подготовленного ученика «Почему убежали гласные».

В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь.

Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.

Обратим внимание на следующие слова:

Слайд 5

угол- угла

молодец- молодца

подослать- подсылать

-Назовите гласные, которые убегают?

-В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

-Выделим эти части .Такую особенность имеют только «круглые» О и Е

-.От чего же зависит беглость гласных?(От изменения формы слова).

-Таким образом, беглыми называются гласные, выпадающие при склонении.

Повторение .

1.Какие гласные называются беглыми?

2.Какие это гласные?

3.В каких морфемах они встречаются?


Физминутка. Я называю слово. Если вы слышите беглую гласную в слове, то поднимаете руки и поднимаетесь на носочки .Если ее нет- приседаете.

Улыбка, узелок, день, зима, разобрать, бычок.


5.Закрепление пройденного.

Упражнение 427. Озаглавить стихотворение .

Записать выделенные слова и подобрать к ним однокоренные с беглыми гласными.

Верхушек-

Опушек-

Сучок-

Прыжок-

Устно объяснить пропущенные орфограммы.


6.Синтаксический разбор 2 предложения.

Зашумела у опушек ярко- желтая листва. (С проверкой на доске)


6. Распределительный диктант.

Учитель диктует слова, учащиеся распределяют их в 2 столбика: 1- с чередующимися звуками, 2- с беглыми гласными.

Скакать, снег, флажок, пух, дощечка, городок, дружный, чехол, ухо, облако, ветер, угол, блещут, дорога, листок, кашель, перервать.

Выделить корни.

7.Итог урока. Домашнее задание: упр.428, 426.




 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!