План-конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема «Части речи. Повторение изученного в начальной школе»
Класс: 5
Цели урока:
- Обобщить известную информацию об изученных частях речи.
- Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.
- Научиться определять роль частей речи в тексте.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, грамотную речь.
3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброе отношение к природе.
Оборудование:
1. Компьютер, электронная доска, презентация к уроку, видеофизкультминутка.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания. Чтение учащимся сочинения-миниатюры «Летний вечер»
2. Целеполагание. Чтение стихотворения Ольги Высотской «Части речи» (Упр. 68) (или «Весёлая грамматика»).
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомнения,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
Беседа после прочтения стихотворения:
-Какие части речи перечислены? Какие не упоминаются?
- Какой теме будет посвящён урок?
-Какие цели мы перед собой ставим?
3. Записываем тему урока.
4. Актуализация опорных знаний.
-На какие 2 большие группы делятся все части речи?
- По каким признакам они делятся? (Значение, вопрос и каким членом предложения являются)
5. Заполним таблицу
Самостоятельные (сущ., прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие) и служебные части речи (предлог, союз, частица)
- Что вы можете сказать о каждой части речи?
6. Физкультминутка.
7. Работа с текстом по предложенному плану. Лексическая тема «Осень»
План анализа текста.
1. Тема текста
2. Основная мысль
3. Тип речи
4. Варианты заглавия
5. Работа с микротемами: составляем план текста.
6. Какие части речи используются как средства языковой выразительности?
Выписываем подчёркнутые словосочетания и слова; определяем языковое средство выразительности; надписываем над каждым словом часть речи.
Лес осенью.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются яркие островки красно-жёлтых клёнов и осин. В медленном танце падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виднеется.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко прощебечет суетливая птица. И от этого тишина ещё слышнее, она оглушает человека.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу! Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
8. Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.
- Что узнали нового на уроке?
- Что вспомнили из изученного ранее?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
9. Домашнее задание. Написать миниатюру «Как животные готовятся к зиме» (8-10 предложений)