Урок № 27 Художественная идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и средства её выражения
Цель:
- учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова;
- дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения;
- выявить художественную идею произведения
- развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание, навыки работы с художественным текстом
- прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.
Оборудование:
- оформленная доска: эпиграф, портрет поэта, иллюстрации к поэме;
- презентация;
- карточки с заданиями для работы в группах (приложение)
- учебник
Эпиграф:
Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за неё.
Жермена де Сталь
Ход урока
Орг. момент
Мотивация
- В сформулированной теме нашего урока выделите, пожалуйста, ключевые слова. (идея, средства выражения идеи).
- Вспомните из теории литературы, что такое идея произведения? (основная мысль произведения)
- Какими же средствами пользуется автор для выражения идеи, которую он вкладывает в произведение?
Сегодня нам предстоит ответить на данный вопрос, а также сформулировать художественную идею поэмы.
- Запишите тему урока и эпиграф к нему.
Слайд 2
- Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 18 века.
3. Актуализация опорных знаний
Лексическая работа.
Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли. (в словаре В. Даля)
- Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу)
Именно этим качеством наделяет своего героя Лермонтов, едва ли не единственного персонажа поэмы.
Слайд 3 (запись слова – Персонаж)
Беседа
1. Почему местом действия поэмы избран Кавказ?
- С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.
- Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край.
- Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.
2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?
- Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать» против бога» в монастыре, цитадели христианской религии.
- Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)
4. Работа над темой
Аналитическая беседа
I. Жизнь Мцыри в монастыре. Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.
Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов…
Даже слабый стон из детских
Губ не вылетал…
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.
Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить опорную схему, которая поможет нам сформулировать основную идею произведенеия.
- Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?
- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)
- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)
- Прочитайте, какой он ее представляет?
- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение.
(Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)
II. - Какова цель его побега? Ответ подтвердите цитатами из текста.
Я мало жил, но жил в плену, таких две жизни, как одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог.
Мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной.
Задумал я взглянуть на дальние поля.
Я цель одну – пройти в родимую страну имел в душе.
Вывод: Какая же черта характера двигала им?
Жажда свободы, воли, так как представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.
- Когда Мцыри совершает побег? (в грозу)
- - Объясните, почему Мцыри убежал в грозу? (Зов природы; идеальное время для побега; сама природа помогает ему)
Поэт вводит ещё один образ, помогающий понять характер главного героя – пейзаж ( запись – пейзаж)
Выборочное чтение. Роль пейзажа в поэме
- Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время скитаний? (6, 9, 10, 11 гл.)
Вывод: Природа прекрасна, а значит и жизнь прекрасна; он свободный человек.
физкультминутка
- Обратим внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой после побега. Два из них запишите в таблицу.
- Как характеризуют они юношу? (Подчеркивается его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому/шакал кричал и плакал, как дитя)
- Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают юношу, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри.
Самостоятельная работа.
В карточках у вас даны фрагменты описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.
- Почему так много художественных приемов в одном описании?
Вывод: Через понимание природы раскрывается еще одна черта характера Мцыри. Какая? чуткость душиМцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.
- На каком приеме построена эта черта? (Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни)
Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.
- Но природа не только прекрасна, но и опасна (ядовитые змеи, дикие звери).
- Какую роль играют эти “опасности”? (Подстерегают Мцыри, также близки его мятежной душе, как и молнии, которые озаряли его путь во время бегства из монастыря)
III.- Ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он видел, но и с тем, что успел совершить. Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер?
- Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь? (Это еще не его родина, не “его край отцов”)
Бой с барсом. - Почему он с ним сразился, ведь мог спокойно уйти, пока тот его не заметил? (Познал счастье борьбы, восторг победы, узнал, что силен, смел)
- Чтение отрывка наизусть
Групповая работа.
– В задании карточки (см. Приложение) прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в этом эпизоде. Какую роль они выполняют? (Показывают слияние Мцыри с природой, сближение с ней: человек подобен зверю. Зверь – человеку. В то же время подтверждают отчужденность Мцыри от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей: я был чужой для них навек, как зверь степной. В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием ценности борьбы, мужества)
Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!
IV.- Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы)
- А что значит, жить для вас?
5. Закрепление знаний и умений.
В начале урока мы говорили о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
Создание проблемной ситуации.
- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т.е. становится целеустремленным.
Он узнал, что смел, бесстрашен.
Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы пройти в родимую страну.
Что вынослив, истерзанный барсом собирает остаток сил и пытается выйти из леса.
- Какие художественные приемы использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры. (Зачитываются записи из тетради)
Гиперболы: о . я как брат обняться с тучей был бы рад; рукою молнию ловил…
Метафоры: я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской, я грыз сырую грудь земли…
Сравнения: я сам, как зверь, был чужд людей, сравнение в тепличным цветком.
Учитель:
Мцыри – это могучая натура. Он стремится к счастью, которое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления.
Эвристическая беседа.
Вернёмся к эпиграфу.
- Только в Мцыри отображена суть данного высказывания?
Перекликаются ли мировосприятия Лермонтова и его лирического героя?
Учитель:
Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из этого окружения людей, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:
… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?
Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.
Таким образом, мы видим, что Лермонтов посредством создания образов – персонажа и пейзажа сумел выразить в поэме основную художественную идею – активное деятельное отношение к жизни, её полнота, достигаемая в борьбе за свободу даже в трагических условиях поражения.
6. Подведение итогов:
- Составление синквейна: Мцыри
Д/З: Выделить качества характера Мцыри, которые наиболее импонируют вам. Бой с барсом наизусть