СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с ИКТ "Художественная идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и средства её выражения" (8 класс)

Категория: Литература
Тема: Мцыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе с презентацией в 8 классе.   Художественная идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и средства её выражения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Урок № 27 Художественная идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и средства её выражения


Цель:

- учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова;

- дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения;

- выявить художественную идею произведения

- развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание, навыки работы с художественным текстом

- прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.


Оборудование:

- оформленная доска: эпиграф, портрет поэта, иллюстрации к поэме;

- презентация;

- карточки с заданиями для работы в группах (приложение)

- учебник


Эпиграф:

Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за неё.

Жермена де Сталь


Ход урока


  1. Орг. момент

  2. Мотивация

- В сформулированной теме нашего урока выделите, пожалуйста, ключевые слова. (идея, средства выражения идеи).

- Вспомните из теории литературы, что такое идея произведения? (основная мысль произведения)

- Какими же средствами пользуется автор для выражения идеи, которую он вкладывает в произведение?

Сегодня нам предстоит ответить на данный вопрос, а также сформулировать художественную идею поэмы.

- Запишите тему урока и эпиграф к нему.

Слайд 2

- Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 18 века.



3. Актуализация опорных знаний

Лексическая работа.

Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли. (в словаре В. Даля)

- Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу)

Именно этим качеством наделяет своего героя Лермонтов, едва ли не единственного персонажа поэмы.

Слайд 3 (запись слова – Персонаж)



Беседа

1. Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

- С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.

- Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край.

- Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

- Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать» против бога» в монастыре, цитадели христианской религии.



- Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)

4. Работа над темой

Аналитическая беседа

I. Жизнь Мцыри в монастыре. Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.

Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов…
Даже слабый стон из детских
Губ не вылетал…
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.

Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить опорную схему, которая поможет нам сформулировать основную идею произведенеия.

- Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?

- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)

- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)

- Прочитайте, какой он ее представляет?

- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение.

(Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)


II. - Какова цель его побега? Ответ подтвердите цитатами из текста.

Я мало жил, но жил в плену, таких две жизни, как одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог.

  • Мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной.

  • Задумал я взглянуть на дальние поля.

  • Я цель одну – пройти в родимую страну имел в душе.

Вывод: Какая же черта характера двигала им?

Жажда свободы, воли, так как представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.

- Когда Мцыри совершает побег? (в грозу)

- - Объясните, почему Мцыри убежал в грозу? (Зов природы; идеальное время для побега; сама природа помогает ему)

Поэт вводит ещё один образ, помогающий понять характер главного героя – пейзаж ( запись – пейзаж)

Выборочное чтение. Роль пейзажа в поэме

- Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время скитаний? (6, 9, 10, 11 гл.)

Вывод: Природа прекрасна, а значит и жизнь прекрасна; он свободный человек.

физкультминутка

- Обратим внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой после побега. Два из них запишите в таблицу.

- Как характеризуют они юношу? (Подчеркивается его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому/шакал кричал и плакал, как дитя)

- Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают юношу, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри.

Самостоятельная работа.

В карточках у вас даны фрагменты описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.

- Почему так много художественных приемов в одном описании?

Вывод: Через понимание природы раскрывается еще одна черта характера Мцыри. Какая? чуткость душиМцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.

- На каком приеме построена эта черта? (Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни)

Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.

- Но природа не только прекрасна, но и опасна (ядовитые змеи, дикие звери).

- Какую роль играют эти “опасности”? (Подстерегают Мцыри, также близки его мятежной душе, как и молнии, которые озаряли его путь во время бегства из монастыря)

III.- Ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он видел, но и с тем, что успел совершить. Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер?

  • Бегство из монастыря дало ощущение единения с природой.

  • Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску = способность любить.

- Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь? (Это еще не его родина, не “его край отцов”)

  • Бой с барсом. - Почему он с ним сразился, ведь мог спокойно уйти, пока тот его не заметил? (Познал счастье борьбы, восторг победы, узнал, что силен, смел)

  • - Чтение отрывка наизусть

Групповая работа.

– В задании карточки (см. Приложение) прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в этом эпизоде. Какую роль они выполняют? (Показывают слияние Мцыри с природой, сближение с ней: человек подобен зверю. Зверь – человеку. В то же время подтверждают отчужденность Мцыри от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей: я был чужой для них навек, как зверь степной. В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием ценности борьбы, мужества)

Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!

IV.- Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы)

- А что значит, жить для вас?




5. Закрепление знаний и умений.

В начале урока мы говорили о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Создание проблемной ситуации.

- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

  • Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т.е. становится целеустремленным.

  • Он узнал, что смел, бесстрашен.

  • Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы пройти в родимую страну.

  • Что вынослив, истерзанный барсом собирает остаток сил и пытается выйти из леса.

- Какие художественные приемы использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры. (Зачитываются записи из тетради)

Гиперболы: о . я как брат обняться с тучей был бы рад; рукою молнию ловил…

Метафоры: я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской, я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: я сам, как зверь, был чужд людей, сравнение в тепличным цветком.

Учитель:

Мцыри – это могучая натура. Он стремится к счастью, которое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления.

Эвристическая беседа.

Вернёмся к эпиграфу.

- Только в Мцыри отображена суть данного высказывания?

Перекликаются ли мировосприятия Лермонтова и его лирического героя?

Учитель:

Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из этого окружения людей, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.

Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.

… для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Таким образом, мы видим, что Лермонтов посредством создания образов – персонажа и пейзажа сумел выразить в поэме основную художественную идею – активное деятельное отношение к жизни, её полнота, достигаемая в борьбе за свободу даже в трагических условиях поражения.



6. Подведение итогов:

- Составление синквейна: Мцыри

Д/З: Выделить качества характера Мцыри, которые наиболее импонируют вам. Бой с барсом наизусть


Просмотр содержимого документа
«задание для групп»

1 вариант

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц летал пугливый рой…


2 вариант

…И снова я к земле припал,

И снова вслушиваться стал

К волшебным, странным голосам;

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли;

И все природы голоса

Сливались тут; не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас…

3 вариант

…Все, что я чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно опять.

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул, пока полдневный зной

Мои мечты не разогнал,

И жаждой я томиться стал.


Прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в эпизоде боя с барсом.

…вой протяжный, жалобный, как стон, раздался вдруг…


Он застонал, как человек,

и опрокинулся…


…и мы, сплетясь, как пара змей,

обнявшись крепче двух друзей,

упали разом…


…и я был страшен в этот миг,

как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

как будто сам я был рожден

в семействе барсов и волков.


…он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!...




Просмотр содержимого презентации
«Мцыри»

Художественная идея  поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  и средства её выражения:    образ-персонаж и образ-пейзаж

Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и средства её выражения: образ-персонаж и образ-пейзаж

Что такое СВОБОДА, знают лишь те, кто готов умереть за неё. Анн-Луиз Жермен де Сталь

Что такое СВОБОДА, знают лишь те, кто готов умереть за неё.

Анн-Луиз Жермен де Сталь

ПЕЙЗАЖ ПЕРСОНАЖ Мцыри Природа

ПЕЙЗАЖ

ПЕРСОНАЖ

Мцыри

Природа

  • Буря, момент побега;
  • поля, холмы, деревья – то, с чем встретился Мцыри на свободе;
  • горная река;
  • «Божий сад».
  • Могучий дух, «гордо тихо умирал»;
  • жажда свободы, воли;
  • свободный человек;
  • чуткость души, любовь к жизни, всему прекрасному;
  • способность любить;
  • счастье борьбы, восторг победы.
МЦЫРИ  ЖИЗНЬ находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, испытывать блаженство свободы.

МЦЫРИ

ЖИЗНЬ

находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, испытывать блаженство свободы.

Художественная идея поэмы Средства выражения Персонаж Пейзаж

Художественная идея поэмы

Средства выражения

Персонаж

Пейзаж

Художественная идея поэмы Активное, деятельное отношение к жизни,  её полнота, достигаемая  в борьбе за свободу  даже в трагических условиях поражения

Художественная идея поэмы

Активное, деятельное отношение к жизни, её полнота, достигаемая в борьбе за свободу даже в трагических условиях поражения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!