СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Творительный падеж имён существительных первого склонения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учащихся 3 класса.Тип урока- изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Творительный падеж имён существительных первого склонения».»

Открытый урок Русский язык, 3-й класс


КОНСПЕКТ УРОКА



Предмет: Русский язык.

Класс: 3

Учитель: Газизова Эльмира Зуфаровна

Дата: «22 » февраля 2017 года.

Время: 10ч. 50 мин. – 11 ч. 30 мин.

Тип урока – изучение нового материала

Тема: «Творительный падеж имён существительных первого склонения».


Цель: - познакомить учащихся с признаками творительного падежа имён существительных;

  • формировать умение правильно употреблять существительные в творительном падеже;

  • развивать интеллектуальные способности детей;

  • воспитывать любовь к русскому языку.


Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.




ХОД УРОКА


Орг. момент

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

-

Проверка готовности класса к уроку


- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Эльмира Зуфаровна. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой, поприветствуйте гостей. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головках.


Этап вызова.

- А сейчас послушайте загадку:


Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.


(Имя существительное.)

3."Корзина идей". ( Работа в паре)

- Перед вами корзина. Сейчас мы с вами будем её заполнять вашими знаниями, которые у вас уже есть. Давайте вспомним, что мы знаем о существительном. Постарайтесь в течение одной минуты записать на стикерах всё, что знаете о существительном , согласуйте со своим соседом по парте, обменяйтесь информацией. Даже если у вас возникнут разногласия, запишите все соображения. И ваши записи прикрепите на корзинку.


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.


На доске написаны слова с пропущенными буквами:


Те…итория, подста…ка, ул…ца, праз…ник


Учитель: - Прочитайте написанные на доске слова. Сформулируйте к ним задание.

Дети: - С данными словами можно выполнить такое задание: вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

Учитель: - Выполните это задание устно.

Дети: - Слово территория имеет удвоенную согласную р. Его написание нужно запомнить.

В слове подставка пропущен парный согласный в. Проверочное слово подставить.

В слове улица пишется непроверяемая безударная гласная и. Написание этого слова надо запомнить.

В слове праздник пишется непроизносимая согласная д.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

-Какие орфограммы мы вставили, давайте мы сейчас их напишем .


Учитель: - Внимательно посмотрите на схему: Она относится к одному из написанных на доске слов.



- Какое слово подходит к этой схеме?

-Докажите.

- А что такое праздник?

- Давайте посмотрим в словаре значение этого слова.

- Придумайте словосочетание с этим словом, чтобы оно было в Дательном падеже. А для этого давайте вспомним вопросы Дат.падежа.

Подготовимся (к чему?) к празднику. Существительное к празднику стоит в дательном падеже. Оно отвечает на вопрос чему? и употреблено с предлогом к.


Учитель: - Скажите, как узнать падеж существительного?

Дети: - Чтобы узнать падеж существительного, надо от зависимого слова задать к нему вопрос.

Учитель: - Какой ещё признак часто помогает определить падеж существительного?

Дети: - Падеж существительного часто помогает определить предлог.


Прочитаем текст Д. Родари.           

            У каждого дела запах особый:               

            В булочной пахнет тестом и сдобой.          

           Пахнет маляр скипидаром и краской.      

           Пахнет стекольщик оконной замазкой.

           Рыхлой землёю, полем и лугом        

           Пахнет крестьянин, идущий за плугом.     

           Рыбой и морем пахнет рыбак.                  

          Только безделье не пахнет никак.

- В чем основная мысль стихотворения? (трудиться, не лениться)???ВОСПИТ МОм

- На какой вопрос отвечают выделенные слова? (Кем? Чем?)

Этап осмысления


ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.


Учитель: - Исходя из наших рассуждений, определите тему сегодняшнего урока?

Дети: - Мы изучили и повторили именительный, родительный, дательный, винительный падежи имени существительного. Далее по порядку следует творительный падеж. Значит, тема сегодняшнего урока: «Творительный падеж имён существительных».

Учитель: - Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока.


Творительный падеж имён существительных

  1. Вопросы.

  2. Предлоги.

  3. Окончания.

  4. Член предложения.

Дети: - Мы должны узнать:

  • на какие вопросы отвечает существительное в творительном падеже;

  • с какими предлогами они употребляются;

  • какие имеют окончания;

  • каким членом предложения являются.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Учитель: - Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопросы соответствуют друг другу – хлопаете, если не соответствуют – топаете.


И.

кого? чего?

Д.

кому? чему?

В.

кого? что?

Т.

кем? чем?

Р.

кого? что?

П.

о ком? о чём?



ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


- Ребята, а какой завтра праздник?

- Кого мы будем поздравлять?

А сейчас давайте мы с вами составим предложение , используя слово горжусь.

-Я горжусь своим дедом.

- Найдите существительное в этом предложении?

-На какой вопрос отвечает?

+ Кем?

-А в предложении «Я горжусь Российской армией»

-Во втором предложении существит. на какой вопрос отвечает?

- А почему?

-Обратите внимание на первый пункт плана, мы узнали на какие вопросы отвечает творительный падеж.


А сейчас ребята, используя наш план, давайте изобразим это схематически.


-Тему нашего урока мы поместим в центре нашего листа

-Что мы с вами узнали про творительный падеж?


Учитель: - Продолжим знакомство с творительным падежом. У вас на партах лежат карточки. Внимательно посмотрите.

говорить

сестра

живёт

лестница

стоять

дверь

сидеть

стол

пролежать

поле

мелькать

глаза


Сформулируйте к ней задание в соответствии с темой урока

Дети: - Из данных слов надо составить словосочетания, состоящие из глагола и существительного в творительном падеже с предлогом.

Учитель: - Верно. Обращаю ваше внимание: предлоги не должны повторяться.

(Учащиеся выполняют работу. Осуществляется проверка)


(Говорил с сестрой, живёт под лестницей, стоял за дверью, сидел за столом, пролетал над полем, мелькал перед глазами, наслаждался песнями, забивал молотком.

Назовите предлоги, которые употребляются с существительными в творительном падеже.


Дети: - С существительными в творительном падеже употребляются предлоги:

с, под, за, над, перед


-Давайте прочитаем об этом в учебнике.


-Можем ли мы дополнить нашу схему?


Учитель: - Какой вы можете сделать вывод по последнему словосочетанию?

Дети: - Существительные в творительном падеже употребляются с предлогами и без предлогов.

Учитель: - На какие пункты нашего плана мы не ответили?


Дети: - Мы не ответили, какие окончания имеет существительное в творительном падеже.

Поработай вместе с товарищем. Укажи в скобках падеж имён существительных. Выдели окончания имён существительных в творительном падеже.

На руке ( ) за доской ( )

в комнату ( ) перед Таней ( )

у сестры ( ) под крышей ( )

с песней ( ) к школе ( )



Учитель: - Назовите окончания у существительных в творительном падеже.

Дети: - Существительные в творительном падеже имеют окончания: - ей, - ью, - ом, - ем, - ами, - ями.

Учитель: - Что же мы узнали о творительном падеже? Обобщите наши рассуждения по плану. И дополним нашу схему.

- Давайте прочитаем, что же об этом пишут в учебнике


Дети: - Существительные в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? Они употребляются с предлогами: с, под, за, над, перед. Имеют окончания: - ей, - ью, - ом, - ем, - ами, - ями. В предложении являются второстепенным членом.

-Посмотрите , что у нас получилось? Эта схема называется- КЛАСТЕР, который нам помого обобщить наши знания о Творит. падеже.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО


Учитель: - упражнение № 82. Выполним по вариантам. 1 вариант – первое предложение, 2 вариант- второе предложение.



ИТОГ УРОКА

-А сейчас давайте посмотрим нашу корзину, несколько заметок ваши прочитаем и сделаем вывод, правильно ли вы записали ?


Учитель: - Дерево успеха

Перед вами дерево. В конвертиках у вас лежат листочки 3х цветов: зелёный- всё правильно вы делали на уроке; жёлтый- встретились трудности; красный лист выберет тот- у кого было много ошибок.

Огонёк общения- подарите друг другу цветы. Цветочки лежат у меня на столе. Зелёный- подарите самому активному на уроке; розовый - самому внимательному. Кто не получил цветочек? Я вам подарю оранжевый, вы на следующий урок были активней.

-Поднимите свои цветы. Посмотрите, какая нарядная цветочная поляна получилась. Какое красивое дерево появилось на доске. Так пусть же вся ваша жизнь будет похожа на такой цветущий сад.

-А что для этого надо делать?

-Нужно хорошо учиться, стремиться к поставленной цели. Окружающая нас природа тоже нуждается в нас, в нашей помощи. Не зря 2017 год президентом нашей страны провозглашён годом охраны окружающей среды. Давайте будем побольше сажать деревья и цветы. постараемся беречь природу нашей страны, чтобы она стала великой державой, на защиту которой встанут наши мальчики. И ещё раз поздравляем с наступающим праздником. С днём Защитника Отечества!

Оценивание – А мне вы тоже очень понравились. Особенно мне помогали …….

Спасибо за урок!

Домашнее задание . Узнать почему творительный падеж так называется.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!