Открытый урок Русский язык, 3-й класс
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Русский язык.
Класс: 3
Учитель: Газизова Эльмира Зуфаровна
Дата: «22 » февраля 2017 года.
Время: 10ч. 50 мин. – 11 ч. 30 мин.
Тип урока – изучение нового материала
Тема: «Творительный падеж имён существительных первого склонения».
Цель: - познакомить учащихся с признаками творительного падежа имён существительных;
формировать умение правильно употреблять существительные в творительном падеже;
развивать интеллектуальные способности детей;
воспитывать любовь к русскому языку.
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
-
Проверка готовности класса к уроку
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Эльмира Зуфаровна. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой, поприветствуйте гостей. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головках.
Этап вызова.
- А сейчас послушайте загадку:
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
3."Корзина идей". ( Работа в паре)
- Перед вами корзина. Сейчас мы с вами будем её заполнять вашими знаниями, которые у вас уже есть. Давайте вспомним, что мы знаем о существительном. Постарайтесь в течение одной минуты записать на стикерах всё, что знаете о существительном , согласуйте со своим соседом по парте, обменяйтесь информацией. Даже если у вас возникнут разногласия, запишите все соображения. И ваши записи прикрепите на корзинку.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
На доске написаны слова с пропущенными буквами:
Те…итория, подста…ка, ул…ца, праз…ник
Учитель: - Прочитайте написанные на доске слова. Сформулируйте к ним задание.
Дети: - С данными словами можно выполнить такое задание: вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.
Учитель: - Выполните это задание устно.
Дети: - Слово территория имеет удвоенную согласную р. Его написание нужно запомнить.
В слове подставка пропущен парный согласный в. Проверочное слово подставить.
В слове улица пишется непроверяемая безударная гласная и. Написание этого слова надо запомнить.
В слове праздник пишется непроизносимая согласная д.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
-Какие орфограммы мы вставили, давайте мы сейчас их напишем .
Учитель: - Внимательно посмотрите на схему: Она относится к одному из написанных на доске слов.
- Какое слово подходит к этой схеме?
-Докажите.
- А что такое праздник?
- Давайте посмотрим в словаре значение этого слова.
- Придумайте словосочетание с этим словом, чтобы оно было в Дательном падеже. А для этого давайте вспомним вопросы Дат.падежа.
Подготовимся (к чему?) к празднику. Существительное к празднику стоит в дательном падеже. Оно отвечает на вопрос чему? и употреблено с предлогом к.
Учитель: - Скажите, как узнать падеж существительного?
Дети: - Чтобы узнать падеж существительного, надо от зависимого слова задать к нему вопрос.
Учитель: - Какой ещё признак часто помогает определить падеж существительного?
Дети: - Падеж существительного часто помогает определить предлог.
Прочитаем текст Д. Родари. У каждого дела запах особый: В булочной пахнет тестом и сдобой. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. Рыхлой землёю, полем и лугом Пахнет крестьянин, идущий за плугом. Рыбой и морем пахнет рыбак. Только безделье не пахнет никак. - В чем основная мысль стихотворения? (трудиться, не лениться)???ВОСПИТ МОм |
- На какой вопрос отвечают выделенные слова? (Кем? Чем?) Этап осмысления |
ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Учитель: - Исходя из наших рассуждений, определите тему сегодняшнего урока?
Дети: - Мы изучили и повторили именительный, родительный, дательный, винительный падежи имени существительного. Далее по порядку следует творительный падеж. Значит, тема сегодняшнего урока: «Творительный падеж имён существительных».
Учитель: - Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока.
Творительный падеж имён существительных
Вопросы.
Предлоги.
Окончания.
Член предложения.
Дети: - Мы должны узнать:
на какие вопросы отвечает существительное в творительном падеже;
с какими предлогами они употребляются;
какие имеют окончания;
каким членом предложения являются.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: - Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопросы соответствуют друг другу – хлопаете, если не соответствуют – топаете.
И. | кого? чего? |
Д. | кому? чему? |
В. | кого? что? |
Т. | кем? чем? |
Р. | кого? что? |
П. | о ком? о чём? |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Ребята, а какой завтра праздник?
- Кого мы будем поздравлять?
А сейчас давайте мы с вами составим предложение , используя слово горжусь.
-Я горжусь своим дедом.
- Найдите существительное в этом предложении?
-На какой вопрос отвечает?
+ Кем?
-А в предложении «Я горжусь Российской армией»
-Во втором предложении существит. на какой вопрос отвечает?
- А почему?
-Обратите внимание на первый пункт плана, мы узнали на какие вопросы отвечает творительный падеж.
А сейчас ребята, используя наш план, давайте изобразим это схематически.
-Тему нашего урока мы поместим в центре нашего листа
-Что мы с вами узнали про творительный падеж?
Учитель: - Продолжим знакомство с творительным падежом. У вас на партах лежат карточки. Внимательно посмотрите.
говорить | сестра |
живёт | лестница |
стоять | дверь |
сидеть | стол |
пролежать | поле |
мелькать | глаза |
Сформулируйте к ней задание в соответствии с темой урока
Дети: - Из данных слов надо составить словосочетания, состоящие из глагола и существительного в творительном падеже с предлогом.
Учитель: - Верно. Обращаю ваше внимание: предлоги не должны повторяться.
(Учащиеся выполняют работу. Осуществляется проверка)
(Говорил с сестрой, живёт под лестницей, стоял за дверью, сидел за столом, пролетал над полем, мелькал перед глазами, наслаждался песнями, забивал молотком. |
Назовите предлоги, которые употребляются с существительными в творительном падеже.
Дети: - С существительными в творительном падеже употребляются предлоги:
с, под, за, над, перед
-Давайте прочитаем об этом в учебнике.
-Можем ли мы дополнить нашу схему?
Учитель: - Какой вы можете сделать вывод по последнему словосочетанию?
Дети: - Существительные в творительном падеже употребляются с предлогами и без предлогов.
Учитель: - На какие пункты нашего плана мы не ответили?
Дети: - Мы не ответили, какие окончания имеет существительное в творительном падеже.
Поработай вместе с товарищем. Укажи в скобках падеж имён существительных. Выдели окончания имён существительных в творительном падеже.
На руке ( ) за доской ( )
в комнату ( ) перед Таней ( )
у сестры ( ) под крышей ( )
с песней ( ) к школе ( )
Учитель: - Назовите окончания у существительных в творительном падеже.
Дети: - Существительные в творительном падеже имеют окончания: - ей, - ью, - ом, - ем, - ами, - ями.
Учитель: - Что же мы узнали о творительном падеже? Обобщите наши рассуждения по плану. И дополним нашу схему.
- Давайте прочитаем, что же об этом пишут в учебнике
Дети: - Существительные в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? Они употребляются с предлогами: с, под, за, над, перед. Имеют окончания: - ей, - ью, - ом, - ем, - ами, - ями. В предложении являются второстепенным членом.
-Посмотрите , что у нас получилось? Эта схема называется- КЛАСТЕР, который нам помого обобщить наши знания о Творит. падеже.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Учитель: - упражнение № 82. Выполним по вариантам. 1 вариант – первое предложение, 2 вариант- второе предложение.
ИТОГ УРОКА
-А сейчас давайте посмотрим нашу корзину, несколько заметок ваши прочитаем и сделаем вывод, правильно ли вы записали ?
Учитель: - Дерево успеха
Перед вами дерево. В конвертиках у вас лежат листочки 3х цветов: зелёный- всё правильно вы делали на уроке; жёлтый- встретились трудности; красный лист выберет тот- у кого было много ошибок.
Огонёк общения- подарите друг другу цветы. Цветочки лежат у меня на столе. Зелёный- подарите самому активному на уроке; розовый - самому внимательному. Кто не получил цветочек? Я вам подарю оранжевый, вы на следующий урок были активней.
-Поднимите свои цветы. Посмотрите, какая нарядная цветочная поляна получилась. Какое красивое дерево появилось на доске. Так пусть же вся ваша жизнь будет похожа на такой цветущий сад.
-А что для этого надо делать?
-Нужно хорошо учиться, стремиться к поставленной цели. Окружающая нас природа тоже нуждается в нас, в нашей помощи. Не зря 2017 год президентом нашей страны провозглашён годом охраны окружающей среды. Давайте будем побольше сажать деревья и цветы. постараемся беречь природу нашей страны, чтобы она стала великой державой, на защиту которой встанут наши мальчики. И ещё раз поздравляем с наступающим праздником. С днём Защитника Отечества!
Оценивание – А мне вы тоже очень понравились. Особенно мне помогали …….
Спасибо за урок!
Домашнее задание . Узнать почему творительный падеж так называется.
7