Контрольная работа по теме « Знаки препинания в простом предложении» в 11 классе Вариант 1
Текст.
(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние. (2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например.
(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, (не) решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой.
(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается.
(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
(9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”.
(11) Она должна свидетельствовать.
(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру.
(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.
(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)
Задания.
1. Объясните слитное(раздельное) написание не в предложении 4 (1 балл)
2.Среди предложений 4-7 найдите простое с составным именным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
3.Укажите номер простого неполного предложения. (1 балл)
4.Укажите номер предложения с обособленным определением. (1 балл)
5.Исправьте ошибки в характеристике предложения 14: повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, неполное, неосложнённое. (3 балла)
6.Среди предложений второго абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
7.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая стихотворения Анны Ахматовой,
1) нельзя не удивляться тончайшим смысловым нюансам её слов,
2) поражаешься глубине её проникновения в тайная тайных души,
3) приходит понимание красоты истинной поэзии,
4) возникает интерес к поэтическому слову. (1 балл)
8.Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
Восхищённая Марина Цветаева личностью и стихами Ахматовой, написала ей не одно поэтическое посвящение. (2 балла)
9. Какой частью речи является выделенное слово в предложении 7(1балл)
10. Среди предложений 10-15найдите предложение с обособленным обстоятельством(1балл)
11. Среди предложений 6-10 найдите сложное бессоюзное предложение.(3балла)
Контрольная работа по теме « Знаки препинания в ПП» в 11 классе Вариант 2.
Текст.
(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние. (2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например.
(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой.
(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко пр(е,и )рываются, размер нарушается.
(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
(9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”.
(11) Она должна свидетельствовать.
(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру.
(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.
(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)
Задания.
1. Объясните написание приставки (пре- / при-) в предложении 5 (1 балл )
2.Среди предложений 4–6 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
3.Укажите номер простого нераспространённого и неосложнённого предложения. (1 балл)
4.Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер. (1 балл)
5.Исправьте ошибки в характеристике предложения 7: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неполное, осложнено однородными дополнениями. (3 балла)
6.Среди предложений первого абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
7.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая стихотворения Анны Ахматовой,
1) начинаешь понимать тончайшие смыслы слов и звуков,
2) захватывает их психологическая глубина,
3) открывается красота великого русского языка,
4) хочется выучить их наизусть. (1 балл)
8.Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
Анна Ахматова – последовательно отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства. (2 балла)
9.Объясните постановку тире в предложении 4 (1балл)
10.Из текста выпишите 1 слово с чередованием гласной в корне слова (1балл)
11. Среди предложений 1-5 найдите сложные бессоюзные предложения.(2балла)
Ключи и оценка.вариант1
№ Ответ Баллы
1. Не с причастием пишется раздельно, т.к. есть зависимое слово 1б
2. 4 1б
3. 9 1б
4. 4 1б
5. Двусоставное, полное, осложнённое 3б
6. 3 1б
7. 2 1б
8. Вариант: Восхищённая личностью и стихами Ахматовой, Марина Цветаева написала ей не одно поэтическое посвящение. 2б (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная расстановка запятых)
9. союз 1б
10. 15 1б
11. 10 3б
16б
Вариант 2
.№ Ответ Баллы
1. пре- близка по значению к «пере» 1б
2. 6 1б
3. 11 1б
4. 15 1б
5. Нераспространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми 3б
6. 2 1б
7. 1 1б
8. Вариант: Анна Ахматова – поэтесса, последовательно отстаивающая право личности на свободу мысли и чувства. 2б (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная пунктуация)
9. подлежащее и сказуемое выражены сущ. в им. падеже 1б
10. творить 1б
11. 3,5 3б
Баллы Оценка
15–16 5
12–14 4
8–11 3
7 и менее 2