СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по дисциплине "Управление личным временем". Курс 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит выполненную на заочном отделении контрольную работу по дисциплине "Управление личны временем" по теме "Внутренние и внешние помехи («воры времени»), причина внутренних помех."

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по дисциплине "Управление личным временем". Курс 2»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный лесотехнический

университет имени С.М. Кирова»

(СПбГЛТУ)


ИНСТИТУТ ЛЕСНОГО БИЗНЕСА И ИННОВАТИКИ


Кафедра экономики, учёта и анализа хозяйственной деятельности





Контрольная работа


по дисциплине «Управление личным временем»




Выполнил: Пантелеева Людмила Геннадьевна

(Фамилия И.О.)

студент __2___ курса заочной формы обучения

№ зач.книжки ___________422334____________

Шифр/направление подготовки ____35.03.10____ _________Ландшафтная архитектура__________

Подпись:_________________________________


Проверил преподаватель: _Иготти И.Н.___

(Фамилия И.О.)

Должность______ к.э.н., доцент _________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка:________________ Дата:_____________

Подпись:_________________________________






Санкт-Петербург

2024

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Внутренние и внешние помехи («воры времени»), причина внутренних помех. 4

1. Помехи («воры времени») 4

2. Внутренние и внешние помехи 6

3. Причина внутренних помех 7

4. Помехи в современных исследованиях 10

Выводы 14

2. Инвентаризация времени, анализ рабочего стиля и причин дефицита времени 15

Обработка данных таблицы «Анализ видов деятельности и расхода времени» 20

Обработка данных таблицы «Анализ дневных помех» 20

Анализ временных потерь с помощью анкеты проанализируйте практиковавшийся Вами до сих пор рабочий стиль и определите, в каких сферах вы теряете время 21

Выводы 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
















ВВЕДЕНИЕ


Управление временем (тайм-менеджмент) – это процесс тренировки сознательного контроля над временем, потраченным на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.

Управление временем может помочь получить ряд навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организацию, составление списков, расстановку приоритетов.

Успешный человек – это человек, знающий, как эффективно использовать время в своих целях, как успевать все вовремя и реализовывать проекты. Именно поэтому важно знать, как уметь «управлять временем» и знать, какие опасности подстерегают человека на пути к высокоорганизованности и эффективности. Однако, не смотря на всю полезность умения грамотно распределять время, его (времени) постоянно не хватает. Виной всему хронофаги («воры времени»).

Под поглотителями времени (хронофагами) следует понимать процессы неэффективного использования времени, в которых человек принимает активное или пассивное участие. Стоит отметить, что у каждого человека есть свой собственный набор поглотителей, которые наиболее часто похищают время. Но при этом анализ изучаемого вопроса показал, что в литературе встречается классификация наиболее распространенных помех, а также описаны способы, как избавиться от них, чтобы наиболее эффективно использовать свое время.

Таким образом, целью данной работы является изучение внутренних и внешних помех («воров времени»), а также причин внутренних помех.



1. Внутренние и внешние помехи («воры времени»), причина внутренних помех.


  1. Помехи («воры времени»)


Хронофаги (поглотители времени, пожиратели времени, воры времени) – один из терминов управления временем, обозначающий любые мешающие объекты, отвлекающие от основной деятельности (работы и других запланированных дел). Хронофаги могут быть одушевленными (коллеги с досужими разговорами, друзья с пустыми звонками, заказчики, любящие поболтать и др.) или неодушевленными (интернет, компьютерные игры, телевизор, радио и др.) [3].

С. В. Потапов рассматривает хронофаги как определенные ошибки, которые допускает человек в использовании своего времени, разрушающие возможность правильных действий и создающие предпосылки для неправильных. Так человек вынужден тратить лишнее время [8].

Перечисления помех (также называемых «ворами времени», «убийцами времени», «пожирателями времени» и т. п.), вызывающих непродуктивные потери времени в различных ситуациях жизнедеятельности, весьма популярны в публикациях по тайм-менеджменту.

Л. Э. Меметова, О. Р. Жаворонкова рассматривают в своей работе следующие виды хронофагов [5]:

1. Прогнозируемые. В жизни человека существует деятельность, которую мы можем заранее спланировать, зная сколько времени займет тот или иной предмет. Данные процессы становятся частью жизнедеятельности превращаясь в рутину. При этом мы осуществляем над данными процессами контроль. Например, подсчет сколько времени займет поездка на учебу либо домой, приготовление пищи. В данном промежутке времени можно придумать себе какое-либо задание, которым возможно заниматься в этот промежуток времени и хронофаг не будет наносить такой ущерб. Либо оценить рациональность использования времени и сократить его, например, меньше времени тратить утром на сборы перед учебой.

2. Неконтролируемые. Помимо процессов, на которые мы можем оказать воздействие, есть также и те, на которые его оказать невозможно. Время, потраченное в очереди магазина, проведенное в утренней пробке на дороге или форс-мажорные ситуации, которые невозможно предугадать, например, поломка автобуса.

3. Индивидуальные. Складываются исходя из обычных привычек, которые сформированы человеком самостоятельно. Связаны они с индивидуальными особенностями человека, его характера и темперамента. Например, каждому человеку нужно разное количество времени на выполнение той или иной работы, кто-то в состоянии обработать больше информации при меньшем количестве перерывов, а у кого-то повышенная утомляемость.

Все виды оказывают прямое воздействие на распределение времени. В своей совокупности они создают огромную воронку, которая слабо контролируется и управляется, что вызывает нехватку времени. В таком случае и образуется фактор, который поглощает и не дает возможности выбраться.

Один из наиболее распространенных списков «воров времени», встречающихся в литературе, предложен Л. Зайвертом [3]:

1) нечеткая постановка целей;

2) отсутствие приоритетов;

3) попытка слишком много сделать за один раз;

4) неполное представление о текущих задачах и путях их решения;

5) плохое планирование трудового дня;

6) личная неорганизованность, «бумажные завалы»;

7) чрезмерное чтение;

8) скверная система документооборота;

9) недостаток мотивации, лень;

10) поиск плохо хранящейся нужной информации (адресов, телефонов и т. п.);

11) недостатки кооперации или разделения труда;

12) случайные телефонные звонки;

13) незапланированные посетители;

14) неспособность сказать «нет»;

15) неполная, запоздалая информация;

16) отсутствие самодисциплины;

17) неумение довести дело до конца;

18) отвлечение (шум и т. п.);

19) затяжные совещания;

20) плохая подготовленность к совещаниям, беседам и т. п.;

21) отсутствие коммуникаций или неточная обратная связь;

22) болтовня на частные темы;

23) излишняя коммуникабельность;

24) чрезмерные деловые записи;

25) привычка откладывать «на потом»;

26) желание все узнать подробно;

27) длительные ожидания;

28) спешка, нетерпение, чрезмерная суетливость;

29) неиспользование делегирования;

30) недостаточный контроль над порученными делами, из-за чего их приходится переделывать.

С. И. Калинин, однако, ставит под сомнение данный список помех, выдвигая при этом следующие спорные вопросы: непонятен сам принцип составления списка (сочинен автором или это результат опроса, если результат опроса, то, как он проводился, какова выборка испытуемых); неясно, полный ли это перечень или, может быть, избыточный); неизвестно, в чьей или какой деятельности встречаются данные помехи [3].

Говоря о специфики любой деятельности, в каждой из которых существуют собственные уникальные помехи, автор приводит пример, когда в некоторых организациях сотрудники перегружены работой, что разрушает энергетическую составляющую работы и, в конечном счете, ведет к ее замедлению. Даже в работе двух менеджеров, находящихся на разных уровнях иерархии в одной и той же организации, могут встречаться совершенно различные помехи.

Приведенный список «воров времени» можно рассматривать как пример или своего рода «точку старта», отталкиваясь от которой можно придумать свой список. При ТМ-анализе процессов и ситуаций конкретной жизнедеятельности невозможно обойтись без составления собственного уникального списка помех. Список может быть получен путем прямого опроса (интервьюирования) или наблюдения (самонаблюдения); он может быть простым или ранжированным, также может включать в себя дополнительные оценочные параметры.


  1. Внутренние и внешние помехи


Традиционно помехи рассматриваются как нечто внешнее по отношению к деятельности, временные характеристики которой они ухудшают. Но это не совсем верно, так как помехи могут быть, словно мины, «заложены» и в самих основных компонентах деятельности - целеполагании, способе работы, энергетических характеристиках. Можно выделить среди помех «внутренние», связанные с психологическими проблемами в самом работнике, и «внешние», связанные с неэффективностью организационной структуры, ее слабым функционированием и с социально-психологическими причинами.

Предлагаемая ниже таблица позволит несколько систематизировать «воров времени» (таблица 1)


Таблица 1. Систематизация временных помех «Воры времени»

Компоненты деятельности

Внутренние

Внешние

Цель

Отсутствие осознанных целей; размытость, нечеткость целей; наличие целей при отсутствии приоритетов; несформулированные цели в виде задач; незнание способов и ресурсов достижения целей; плохая концентрация на цели

Неизвестность целей и миссии организации, слабое планирование; отсутствие и нечеткость должностных инструкций; слабое руководство (постановка задач, инструктаж, контроль); противоречивое руководство; несогласованность целей организации и сотрудников

Способ

Нехватка знаний, навыков, опыта; чрезмерная старательность; избегание или поиск помощи; отсутствие плана, порядка, четкого сценария работы; неравномерность работы

Отсутствие ресурсов, инструментов и т.п. объективные причины; плохое разделение труда (нечеткие должностные инструкции); отсутствие системы обучения, контроля качества, внедрения инноваций; «заорганизованность»; неупорядоченные коммуникации

Энергия

Физическая усталость или болезнь; недостаток времени на отдых; неумение отдыхать; отсутствие учета биоритмов; слабая мотивация, отсутствие навыков самоактивации; слабая воля, отсутствие самодисциплины; несамостоятельность

Игнорирование фактора времени в системе мотиваторов организации; игнорирование ценности времени в сложившейся корпоративной культуре; отсутствие системы делегирования; низкая сплоченность коллектива, отсутствие взаимопомощи


С. И. Калинин отмечает, что использование данной схемы позволяет перейти от «поисков виноватых» по поводу «объективных трудностей» к конструктивному «разделению ответственности».

«Разделение ответственности» в данном случае означает, что «внутренние» и «внешние» помехи в организации, как правило, дополняют друг друга и находятся в синергизме.

Например, работник будет крайне медленно работать, если толком не знает, что должен делать («отсутствие целей»), а со стороны менеджмента мы, скорее всего, обнаружим что-нибудь вроде «слабого руководства» или «отсутствия должностных инструкций». Скажем, медленное выполнение работы из-за нехватки навыков, скорее всего, будет сочетаться с отсутствием корпоративной системы обучения.

«Разделение ответственности» означает, что ТМ-задача по сокращению помех должна решаться не только как задача индивидуального или ролевого тайм-менеджмента, но и как задача социального. То есть требует мер по реинжинирингу организации в целом.


  1. Причина внутренних помех


В контексте индивидуального или ролевого тайм-менеджмента имеет смысл еще более подробно изучить тему «внутренних» психологических помех. Можно объяснить существование внутренних «воров времени»
простым незнанием и отсутствием компетентности во времени. Иногда такого объяснения достаточно, но чаще всего приходится сталкиваться с иррациональной ситуацией, когда человек знает о том, что «воры времени» живут внутри него самого, но ничего не может с этим сделать.

Люди с подобной иррациональной установкой чаще всего крайне скептически относятся к возможностям управления временем и считают изучение технологий тайм-менеджмента пустой тратой времени.

Даже если удается «пробиться» сквозь такую мощную психологическую защиту и уговорить этих людей хотя бы попробовать какие-нибудь техники тайм-менеджмента, они скорее поверят, что это поможет кому-нибудь другому, но не им лично. В их отношении к собственной временной некомпетентности просматриваются явный фатализм и желание «не трогать больное место».

Тайная причина такого отношения чаще всего – особые «временные страхи» (таблица 2), скрывающиеся где-то среди бессознательных (или частично осознаваемых) установок внутриличностной «концепции времени».


Таблица 2. Страхи и способы их преодоления

Страхи

Способы преодоления

Страх перед большой продолжительностью работы

Начинайте с тщательной подготовки. Разбейте работу на малые и простые задачи. Начните с малого, легкого и приятного.

Страх перед возможной неудачей

Уменьшите субъективную ценность результата. Продумайте, что можно сделать в самых критичных случаях Доведите возможную неудачу до абсурда.

Страх перед собственной некомпетентностью

Помните, что невозможно все знать и уметь. Жизнь представляет еще один повод учиться. Ищите наставника, просите помощи у других, дополнительные ресурсы, которые помогут вам справиться с делом.

Страх перед скучной работой

Разделяйте и делегируйте. Приносите личное творчество, ищите личную выгоду. Укрупняйте масштабы работы (скучная работа – всего лишь промежуточный или подготовительный этап).

Страх перед невыгодной работой

Выясните, что для вас является выгодой. Если только материальное, то попробуйте взглянуть на выгоду, с другой стороны. Любая работа помимо материальной выгоды имеет и другие: познание нового, тренировка навыка, установление отношений и т.д.

Незнание, с чего начать работу

Не спешите и начните с обстоятельной диагностики, с исследования проблемы (задачи), опроса, оценки. Постарайтесь выработать собственный «свежий взгляд» на проблему. Просите совета или помощи, консультируйтесь с экспертами.

Чувство ненужности, бесполезности работы

Обсудите смысл работы с поручителем, друзьями, авторитетными людьми, которым доверяете. Даже если главный смысл работы вам непонятен, найдите для себя дополнительные мотиваторы, например, в виде укрепления хороших отношений, возможность сделать карьеру, чему-нибудь научиться и т.д.

Уверенность в том, что нет нужных ресурсов

Проведите ревизию личных ресурсов (составьте список). Четко спланируйте необходимые ресурсы. Разработайте несколько вариантов выполнения работы с опорой на минимальные ресурсы. Ищите помощь (новые источники ресурсов).

Уверенность в том, что ничего не выйдет

Причина – негативный прошлый опыт. Требуется самоанализ или серьезное обсуждение проблемы с друзьями или психологом. Возможно, отказ от конкретной работы или смена работы.

Боязнь, что из-за этой работы не успеть сделать другие важные дела

Четко сформулируйте собственные планы, скорректируйте цели, измените приоритеты, уточните сроки. Ужесточите борьбу с помехами. Перераспределите резервы времени.


С. И. Калинин выделяет пять основных страхов времени, являющихся наиболее вероятными причинами «хронической» некомпетентности во времени:

1) не успеть;

2) ошибиться;

3) быть хуже других;

4) потерять работу (стать ненужным);

5) потерять свое «Я» (стать никем).

Все эти страхи относятся к категории так называемых «социальных страхов», то есть приобретаются человеком в различных ситуациях деятельности и в отношениях с другими людьми. В основе этих страхов, скорее всего, лежит реальный негативный жизненный опыт, ситуации, связанные с реальными неудачами, наказаниями, отрицательными эмоциями, потерями.

Автор предполагает, что время формирования этих страхов – раннее детство. Человек столкнулся с негативным опытом, и этот опыт остался своеобразным «шрамом» на его душе, закрепившись в виде неэффективного способа поведения во времени (то есть в виде той самой внутренней помехи). Постепенно ситуация, спровоцировавшая появление страха, забывается, само чувство страха притупляется и остается в виде тревоги. Каждый раз, когда человек пытается предпринять хоть какие-то шаги по преодолению помехи, тревога обостряется, заставляя его возвращаться к привычному, но неэффективному поведению.

В подавляющем большинстве случаев человек способен самостоятельно проанализировать причины своего иррационального отношения ко времени, выявив страх (или страхи), лежащий в основе характерных для него внутренних помех. Понимание страха (а еще лучше – воспоминания о конкретной ситуации, которая спровоцировала его появление в детстве) – это уже почти преодоление его. Если же не удается справиться с проблемой самостоятельно, имеет смысл обратиться за помощью к профессиональному психологу. Временные страхи (опасения) могут существовать и на более поверхностном, сознательном, уровне. В данном случае понять их и найти рецепт их преодоления гораздо проще.

Можно говорить и о специфических «менеджерских тайм-фобиях». Например, для топ-менеджеров более всего характерны такие страхи, как страх утраты контроля и страх потери своего статуса. Страх вызывает нерациональное (во временном аспекте) «защитное» поведение, например, проведение бесконечных и неэффективных совещаний, «раздутый» штат менеджеров-подчиненных, к тому же избыточно контролирующих друг друга, и т. п. Для менеджеров среднего и нижнего уровней самый главный страх – страх неопределенности стоящих перед ними задач, сроков, ответственности, ресурсов и др.


  1. Помехи в современных исследованиях


А. С. Абашина выделяет объективные ошибки («помехи»), которые не зависят от человека, а являются особенностями организационной культуры, ошибками в управлении компанией, работе с персоналом:

1. Отрывающие от дел телефонные звонки.

2. Незапланированные посетители.

3. Неполная, запоздалая информация.

4. Отсутствие установки на сотрудничество.

5. Затяжные совещания. Подобные ошибки, как правило, не учитывают, как часть рабочего процесса, но они чаще всего препятствуют работе и отнимают часть времени. Представленные ошибки использования времени по-разному представлены в жизни разных людей: то, что для одного человека ежедневная проблема, в работе или личной жизни другого человека может не встречаться [1].

Также автор выделяет некоторые наиболее популярные ошибки («помехи»):

1. Беспорядок на рабочем месте. Рабочее место выступает определяющим фактором, обеспечивающим эффективность и качество профессиональной деятельности. Поиск документов, заметок, адресов, номеров телефонов электронной почты, визитных карточек и других носителей занимает значительную часть времени. Соблюдение простых правил, таких как: своевременный разбор и классификация документов, наличие четкой и логической файловой системы, систематизированное ведение записей и т.д. позволит уменьшить потерянное время, связанное с поиском документов.

2. Стремление сделать несколько дел сразу. Желание решить несколько вопросов одновременно приводит к тому, что ни один из них полноценно не решается. Поэтому важно определиться: какие дела требуют срочного решения, какие можно отложить. Если все дела срочные, решать их следует по степени важности.

3. Интернет-зависимость. Увлеченность социальными сетями, сайтами онлайн покупок и другими интернет-ресурсами по праву можно считать основным поглотителем времени за последнее двадцатилетие. Главным решением данной проблемы является выработка силы воли, самодисциплины и чувства меры.

4. Отвлекающие телефонные звонки. «Бороться» с этой ошибкой при использовании времени возможно, имея навыки телефонного общения, а также умение расставлять приоритеты.

5. Незапланированные посетители. Спрофилактировать отвлечение от работы визитом незапланированных посетителей, позволит умение задавать вопросы, расставлять приоритеты, навыки делового конструктивного общения, предполагающие способность договариваться. 6. Неумение отвечать «нет». Умению сказать «нет» также надо учиться и, в первую очередь, развивать такое чувство как уверенность в себе.

7. Неполная, запоздалая информация. Этот поглотитель времени обычно не зависит от человека. С другой стороны, планируя работу, следует учитывать потенциальный риск получения запоздалой информации и всегда продумывать альтернативные действия, составлять планы на случай непредвиденных обстоятельств.

8. Синдром «откладывания дел на потом». Решая эту проблему, необходимо выявить ее причину. Во-первых, речь может идти об ощущении того, что впереди еще много времени; во-вторых, человек в силу собственной неуверенности или тревожности боится, приняться за работу.

9. Спешка, торопливость. Впопыхах, как правило, работа остается недовведенной до конца или содержит массу ошибок. Решая проблему спешки, следует вырабатывать основательной подход и чувство рассудительности.

10. Затяжные совещания. Участие в затяжных совещаниях — еще одна объективная ошибка, отнимающая время и не зависящая от человека. В этом случае, руководителям следует учиться технологии эффективных совещаний, а участникам – выступлению на совещаниях, по существу.

11. Отсутствие установки на сотрудничество. Нежелание или неумение сотрудничать с коллегами и руководством создает условия траты дополнительного времени. Работа в коллективе требует умения считаться с интересами других — это объективная необходимость, способность к которой следует осознано вырабатывать

Л. Э. Меметова, О. Р. Жаворонкова, Е. А. Лесных в качестве современных хронофагов, выделяют социальные сети, интернет [4, 5].

По данным наблюдений Р. М. Петруневой, В. Д. Васильевой, Ю. В. Петруневой можно отметить следующие факторы, обусловливающие зависимость от интернета [7]:

1) высокая степень «девайсификации» студенчества. Все студенты имеют в своем распоряжении – и часто не в единичном количестве – несколько девайсов (смартфон, планшет, геймпад, ноутбук, умные часы и т. п.);

2) широкое распространение различных виджетов (погода, часы, курсы валют, пробки, кнопки «Вконтакте», «Фейсбука», «Твиттера» и проч.), которые существенно сокращают время поиска информации. В этом смысле студенты, чаще всего обучающиеся на высокотехнологичных специальностях, являются еще и хорошими кодерами;

3) большой выбор конкурирующих между собой интернет-провайдеров, предоставляющих не только беспроводной Интернет, но и хостинг. Это обеспечивает постоянный и вездесущий доступ студента к Интернету, почте, к базам данных и другим виджетам.

Л. Э. Меметова, О. Р. Жаворонкова отмечают, что каждый россиянин тратит в среднем два часа и 26 минут в день на соцсети. То есть если не учитывать сон, то это около 20% жизни человека. Они прочно вошли в нашу жизнь и порой создается видимость, будто это необходимость. Можно как контролировать процесс просмотра социальных сетей и выделять определенное время, так и не замечать, что при каждом попадании телефона в руку первым открывается приложение «ВКонтакте» или «Instagram». Появляется определенная зависимость, которую сложно осознать и обнаружить, а после искоренить. Человек вместо целесообразного использования собственного времени, прожигает его и теряет счет. Вместо того, что заполнять часы каким-либо продуктивным делом, например, прослушиванием аудиокниги, легче пролистать «ленту» новостей. И каждый раз выбирая социальные сети, неумолимо сокращается время, проведенное с пользой.

Соцсети выступают отвлекающим фактором при выполнении определенной задачи. Таким образом человек оттягивает время прежде чем приступить к делу. В процессе работе также часто люди отвлекается на просмотр мессенджеров, что ведет к увеличению сроков выполняемой работы.

Авторы предлагают, столкнувшись с данной проблемой начать принимать первые шаги на пути к рациональному использованию собственного времени. Если есть полное осознание, что социальные сети «поглощают» столь необходимый ресурс, то лучшим вариантом будет их удалить и прекратить их использование вовсе. Кроме того, важно отключать все уведомления во время выполнения работы, стремиться контролировать время, проведенное в сетевой паутине, устанавливать определенные ограничения. И, конечно же, развивать самодисциплину, поскольку это очень полезный навык, который важен в жизни [5].

Е. А. Лесных в своем эксперименте попыталась определить, какое количество времени «убивается» студентами за неделю в интернете. Целью исследования являлось определение времени, проведенного в сети [4].

В своих исследованиях автор попыталась определить, насколько студенты погружены в виртуальную реальность, насколько сеть является основным «хронофагом» и знакомство с каким контентом забирает больше всего времени.

По данным анкет, за 2011 год 78 % студентов первого курса аграрного университета ежедневно проводили в сети Интернет один-два часа в день. В 2014 году 46 % реципиентов проводили в сети 3–4 часа. Больше половины опрошенных 52 % проводили за компьютером 1–2 часов, причем всего 20 % этого времени проводили в сети в учебных целях. Остальное время, исходя из данных анкет, студенты играли, общались в социальных сетях, смотрели фильмы. В 2015 году уже 62 % реципиентов проводили в сети более 3 часов в день, причем нередко в анкетах встречается такой ответ: «Провожу в сети Интернет все свободное время». В 2018 году эксперимент показал, что уже 87 % опрошенных проводят в сети более 3 часов в день. Вызвало опасение то, что 30 % реципиентов в 2020 году ответили, что приходят в Интернет для того, чтобы «убить время».

Таким образом, было выявлено, что реципиенты проводят в сети в среднем около 10 часов в день. По медиане это показатель ниже, около 8 часов, по моде — около 7 часов, и только по минимальному значению студенты укладываются в норму 1-2 часа.

А. И. Морозова, Н. А. Лабынцева, Л. В. Люфт в своем исследовании выделяют поглотители времени по трем уровням в современных организациях [6]:

  1. Персональный уровень: интернет, компьютерные игры, чаты, форумы, дорога, неспособность сказать «нет»;

  2. Командный уровень: «ненужные» телефонные звонки, посетители, люди-поглатители, длительное ожидание, очереди;

  3. Корпоративный уровень: плохое планирование, редкое делегирование полномочий, недостаточная мотивация.

Д. Е. Екименко, Д. В. Блинкова, Н. А. Овчар изучали основные поглотители времени студентов и их влияние на дистанционное обучение [2].

В ходе исследования авторами было установлено, что:

1. Большинству студентов (63%) не хватает времени на выполнения домашнего задания на дистанционном обучении. Многие студенты тратят в среднем 3-4 часа (24%), у 21% домашние задания занимают 5-6 часов, 7-8 часов у 19%. Тех, кто уделяют учебе 10 часов и более, а также тех, кто тратят 1-2 часа, равное количество – по 9%.

2. Студентов чаще всего отвлекают социальные сети (71,5%). Это основной «пожиратель времени».

3. У 52% респондентов много времени занимают однообразные рутинные дела. 41% переживают, что много задают, поэтому что-то упускают и в итоге пытаются «догнать», другие эмоциональные переживания тоже довольно популярны – «сначала не тороплюсь, а потом не успеваю», «скучно учиться на дистанционке», «нет мотивации к учебе».

4. На третьем месте по популярности среди ответов занимает «Отвлекаюсь на социальные сети», что еще раз указывает на то, что это основной хронофаг.

На основе полученных данных, авторы делают вывод о необходимости составлять график на день и стараться его соблюдать, работать над позитивным эмоциональным настроем, ставить цели и достигать их, ставить дедлайны, поддерживать порядок на рабочем столе, уметь отказываться от хронофагов, поощрять себя за успехи и победы.


Выводы


Потребность в эффективном управлении временем для социальной, интеллектуальной и управленческой деятельности была давно определена. Время – это ценный личный и организационный ресурс, имеющий одинаковую значимость и для руководителей, и для рядовых сотрудников среди профессионального пространства и в любой другой деятельности, которую мы осуществляем вне работы.

Главной проблемой современных людей является постоянная нехватка времени. В большинстве случаев это происходит не столько из-за обилия работы, сколько из-за допущения различных ошибок в использовании времени. В научной литературе приведено множество примеров хронофагов, выделены классификации внешних и внутренних помех времени. Однако при этом список хронофагов может постоянно пополняться в зависимости от современного развития общества и индивидуального образа жизни человека.

Столкнувшись с данной проблемой важно начать принимать первые шаги на пути к рациональному использованию собственного времени: осваивать методы самоменеджмента (самоорганизации) и технологии тайм-менеджмента, вести планинг и трекинг времени, эффективно использовать свободное время, рационально выстраивать режим труда и отдыха, учитывая свои биологические ритмы и особенности профессиональной деятельности. При борьбе с внутренними помехами следует больше уделять внимание самоанализу, при необходимости можно обратиться за помощью к психологу. Кроме того, необходимо развивать самодисциплину, поскольку это очень полезный навык, который важен в вопросе управления своим временем.


2. Инвентаризация времени, анализ рабочего стиля и причин дефицита времени


Цель: провести инвентаризацию личного времени, чтобы проанализировать индивидуальный рабочий стиль и вскрыть причины возникающих дефицитов времени.


Анализ видов деятельности и расхода времени

Дата

Вид деятельности, занятия

Интервал времени (от – до)

Продолжительность

(мин)

1.

15.01.24

Завтрак и сборы на работу

07.00-7.40

40 мин.

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

7.40-8.00

20 мин.

Дорога до работы

8.00-8.30

30 мин.

Проведение занятия

8.30-10.05

95 мин.

Перерыв. Кофе с коллегами

10.05-10.15

10 мин.

Проведение занятия

10.15-12.05

95 мин.

Обед

12.05-12.25

20 мин.

Проведение занятия

12.25-14.15

95 мин.

Перерыв. Разговор по телефону (срочный, по работе)

14.15-14.20

5 мин.

Общение в социальных сетях

14.20-14.25

5 мин.

Проведение занятия

14.25-16.00

95 мин.

Кофе с коллегами

16.00-16.30

30 мин.

Заполнение журнала

16.30-16.55

25 мин.

Дорога домой

16.55-17.30

35 мин.

Проверка электронной почты

17.30-17.40

10 мин.

Общение с подругой по телефону

17.40-18.15

35 мин.

Ужин

18.15-19.00

45 мин.

Общение с мамой

19.00-19.20

20 мин.

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

19.20-19.40

20 мин.

Просмотр фильма

19.40-21.40

120 мин.

Душ, подготовка ко сну

21.40-22.30

50 мин.

Общение в социальных сетях

22.30-23.00

30 мин.

2.

16.01.24

Завтрак и сборы на работу

07.00-7.50

50 мин.

Просмотр новостей в социальных сетях

7.50-8.05

15 мин.

Дорога до работы

8.05-8.30

25 мин.

Проведение занятия

8.30-10.05

95 мин.

Перерыв. Кофе с коллегами

10.05-10.15

10 мин.

Проведение занятия

10.15-12.05

95 мин.

Обед

12.05-12.35

30 мин.

Общение, кофе с коллегами

12.35-14.00

25 мин.

Подготовка документов к конкурсу

14.00-14.15

15 мин.

Общение по телефону (не по работе)

14.15-14.30

15 мин.

Подготовка документов к конкурсу

14.30-15.30

60 мин.

Проверка тетрадей

15.30-16.00

30 мин.

Участие в педагогическом совете

16.00-17.30

90 мин.

Дорога домой, посещение магазина

17.30-18.40

70 мин.

Ужин

19.00-20.00

60 мин.

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

20.00-20.35

35 мин.

Написание учебной программы

20.35-22.00

85 мин.

Чтение книги

22.00-22.30

30 мин.

Душ, подготовка ко сну

22.30-22.50

20 мин.

3.

17.01.24

Завтрак и сборы на работу

07.00-8.10

70 мин.

Дорога до работы

8.10-8.30

20 мин.

Проведение занятия

8.30-10.05

95 мин.

Перерыв. Просмотр электронной почты (по работе)

10.05-10.15

10 мин.

Проведение занятия

10.15-12.05

95 мин.

Обед

12.05-12.25

20 мин.

Проведение занятия

12.25-14.15

95 мин.

Перерыв. Разговоры по телефону (не по работе)

14.15-14.25

10 мин.

Проведение занятия

14.25-16.00

95 мин.

Кофе с коллегами

16.00-17.00

60 мин.

Дорога домой

17.00-17.40

40 мин.

Ужин с родственниками

17.40-20.00

140 мин.

Приборка на кухне

20.00-20.30

30 мин.

Подготовка к работе, написание отчета

20.30-23.30

180 мин.

Душ, подготовка ко сну

23.30-00.00

30 мин.

4.

18.01.24

Завтрак и сборы на работу

07.00-7.40

40 мин.

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

7.40-8.00

20 мин.

Дорога до работы

8.00-8.40

30 мин.

Проведение занятия

8.40-10.05

95 мин.

Перерыв. Кофе с коллегами

10.05-10.15

10 мин.

Проведение занятия

10.15-12.05

95 мин.

Обед

12.05-12.25

20 мин.

Проведение занятия

12.25-14.15

95 мин.

Перерыв. Разговор по телефону (срочный, по работе)

14.15-14.20

5 мин.

Общение в социальных сетях

14.20-14.25

5 мин.

Проверка тестов, заданий

14.25-16.00

95 мин.

Кофе с коллегами

16.00-16.30

30 мин.

Заполнение журнала

16.30-16.40

10 мин.

Дорога домой, магазин

16.40-17.40

60 мин.

Общение с подругой по телефону

17.40-18.15

35 мин.

Ужин

18.15-19.00

45 мин.

Общение с подругой по телефону

19.00-19.20

20 мин.

Написание характеристики на студента

19.20-19.40

20 мин.

Просмотр фильма

19.40-21.40

120 мин.

Душ, подготовка ко сну

21.40-22.30

50 мин.

5.

19.01.24

Завтрак и сборы на работу

07.00-8.00

60 мин.

Дорога до работы

8.00-8.30

30 мин.

Проведение занятия

8.30-10.05

95 мин.

Перерыв. Кофе с коллегами

10.05-10.15

10 мин.

Проведение занятия

10.15-12.05

95 мин.

Обед, общение с коллегами

12.05-12.50

45 мин.

Работа с документацией

12.50-13.30

40 мин.

Незапланированное написание срочного отчета

13.30-14.30

60 мин.

Работа с документацией

14.30-15.30

60 мин.

Беседа с родителями ученика (незапланированная)

15.30-16.00

30 мин.

Поездка в спорт зал

16.00-16.30

30 мин.

Тренировка

16.30-17.30

60 мин.

Дорога домой

17.30-18.00

30 мин.

Ужин

18.00-19.00

60 мин.

Общение с мамой

19.00-19.20

20 мин.

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

19.20-19.40

20 мин.

Чтение книги

19.40-21.40

120 мин.

Душ, подготовка ко сну

21.40-22.30

50 мин.

Общение в социальных сетях

22.30-23.00

30 мин.

6.

20.01.24

Завтрак

10.00-11.00

60 мин.

Приборка

11.00-11.40

20 мин.

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

11.40-12.00

20 мин.

Приборка

12.00-13.30

90 мин.

Прогулка, обед

13.30-15.00

90 мин.

Учеба

15.00-17.00

120 мин.

Подготовка к встрече

17.00-18.00

60 мин.

Встреча с друзьями

18.00-21.00

180 мин.

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

21.00-22.00

60 мин.

Просмотр фильма

22.00-00.30

150 мин.

Душ, подготовка ко сну

00.30-01.00

30 мин.

7.

21.01.24

Завтрак

11.00-12.00

60 мин.

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

12.00-12.40

40 мин.

Учеба

12.40-14.00

80 мин.

Обед

14.00-15.00

60 мин.

Общение по телефону с родственниками

15.00-15.20

20 мин.

Написание выступления на педагогический совет

15.20-15.40

20 мин.

Общение по телефону с подругой

15.40-16.10

30 мин.

Поход в магазин

16.10-17.00

50 мин.

Написание выступления на педагогический совет

17.00-18.00

60 мин.

Проверка тетрадей

18.00-18.40

40 мин.

Составление отчета

18.40-19.00

20 мин.

Ужин

19.00-20.00

60 мин.

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

20.00-21.00

60 мин.

Составление отчета, просмотр фильма

21.00-22.30

90 мин.

Учеба

22.30-00.00

90 мин.

Душ, подготовка ко сну

00.00-00.30

30 мин.


Листок «дневных помех»

Дата

Помехи: кто или что (телефонный разговор, посетитель…)

Кто?

Интервал времени (от – до)

Продолжительность

(мин)

Пометки, например, причины помех

1

15.01

Общение с подругой по телефону

Подруга

17.40-18.15

35 мин.

Желание отвлечься от проверки почты, поскольку там были письма от руководства по выполнению той работы, за которую мне не хочется приступать

2

16.01

Просмотр новостей в социальных сетях

Соцсети

7.50-8.05

15 мин.

Не хотелось идти на работу

3

16.01

Общение по телефону (не по работе)

Коллега

14.15-14.30

15 мин.

Отрывающие от дел телефонные звонки

4

16.01

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

Соцсети

20.00-20.35

35 мин.

Синдром «откладывания» написания программ

5

17.01

Разговоры по телефону (не по работе)

Родственница

14.15-14.25

10 мин.

Неспособность сказать «нет»

6

17.01

Кофе с коллегами

Коллеги

16.00-17.00

60 мин.

Излишняя коммуникабельность

7

17.01

Ужин с родственниками

Родственники

17.40-20.00

140 мин.

Незапланированные гости

8

18.01

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

Соцсети

7.40-8.00

20 мин.

Личная неорганизованность

9

18.01

Опоздание на работу

Пробка

8.00-8.40

10 мин.

Внешняя причина

10

18.01

Кофе с коллегами

Коллеги

16.00-16.30

30 мин.

Недостаток мотивации приступать к работе

11

18.01

Общение с подругой по телефону

Подруга

19.00-19.20

20 мин.

Отрывающие от дел телефонные звонки

12

19.01

Незапланированное написание срочного отчета

Руководство

13.30-14.30

60 мин.

Недостатки кооперации или разделения труда

13

19.01

Беседа с родителями ученика (незапланированная)

Родители студента

15.30-16.00

30 мин.

Незапланированные посетители.

14

20.01

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

Соцсети

11.40-12.00

20 мин.

Личная неорганизованность

15

21.01

Общение по телефону с подругой

Подруга

15.40-16.10

30 мин.

Отрывающие от дел телефонные звонки

16

21.01

Поход в магазин

Мама

16.10-17.00

50 мин.

Плохое планирование дня

17

21.01

Просмотр новостей и общение в социальных сетях

Соцсети

20.00-21.00

60 мин.

Отсутствие приоритетов

18

21.01

Составление отчета, просмотр фильма


21.00-22.30

90 мин.

Смешивание дел

Обработка данных таблицы «Анализ видов деятельности и расхода времени»


После того как Вы произвели учет своей активности за несколько типичных рабочих и выходных дней (7 дней) просмотрите заполненную вами таблицу и оцените течение дня по следующей схеме:

Вопрос

ДА

НЕТ

Дайте оценку каждой выполненной вами работе, виду деятельности по следующим критериям:



А. Была ли работа необходимой?

+


Б. Были ли оправданы затраты времени?

+


В. Было ли целесообразным выполнение работы?

+


Г. Был ли сознательно определен временной интервал для выполнения работы?


+

Примечание: Вся выполненная деятельность, которая касается работы, учебы, запланированного отдыха и общения с друзьями была необходима, принесла положительные результаты, а значит являлась целесообразной, поэтому время, затраченное на данные виды деятельности, является оправданным. Временной интервал в (не считая проведения уроков) сознательно не определялся.


Обработка данных таблицы «Анализ дневных помех»

Вопрос

Ответ

Какие «помехи» По Вашей оценке были наиболее дорогостоящими?

Общение в социальных сетях, общение по телефону, просмотр фильмов, общение с коллегами – эти помехи часто мешали выполнять наиболее приоритетные дела и «съедали» время.

Какие телефонные звонки оказались бесполезными?

Некоторые звонки с подругой, с мамой ученика, так как не принесли никакого результата и не имели какой-либо важной смысловой нагрузки.

Какие встречи были ненужными?

Незапланированные гости, так как их спонтанный приезд отвлек от важных дел

Какие телефонные разговоры могли бы быть короче или эффективнее?

Эффективнее мог бы пройти разговор по телефону с мамой студента и мог бы принести положительный результат в работе. Но в силу возникновения недопонимания, он оказался пустым.

Кто наиболее часто и без пользы отвлекал Вас от дел?

Социальные сети в большей степени, в меньшей степени – это общение с подругой по телефону

Какие срочные меры Вы можете предпринять, чтобы побудить соответствующего человека взаимодействовать с Вами рационально?

Необходимо самой контролировать посещение социальных сетей, когда есть другие важные дела. Подруге стоит научиться говорить «нет», когда я действительно занята и имею другие планы. Ее общение важно для меня и приносит мне удовольствие, но чтобы наша коммуникация не оказывала влияние на мои дела, необходимо порой переносить время нашего общения на другой временной период, когда это не будет мешать ей и мне.

Примечание: ответ подкрепляется комментариями, 2-3 предложения с анализом.


Анализ временных потерь с помощью анкеты проанализируйте практиковавшийся Вами до сих пор рабочий стиль и определите, в каких сферах вы теряете время

Потери времени при постановке цели

Да

Нет

1. Имею ли я систематический обзор всех задач, которые возникают в сфере моей деятельности?

+


2. Имею ли я достаточное представление о взаимосвязи моей работы / учебы с функционированием всей организации?

+


3. Приходится ли мне выполнять слишком много различных дел?

+


4. Занимаюсь ли я слишком многими различными проблемами и делами?

+


5. Руковожу ли я своими подчиненными путем постановки конкретных целей?

+


6. Работаю ли я регулярно над собой: развиваю ли новые идеи, расширяю ли свои знания, совершенствую ли навыки?

+


Примечание: в основном я имею систематический обзор всех задач, которые возникают в процессе работы. Однако порой могут появиться непредвиденные задачи. Я достаточное представление о взаимосвязи моей работы с функционированием всей организации, поскольку работаю в образовании. Моя работа больше связана с преподавательской деятельностью и классным руководством, руководитель часто включает меня также в написание грантов, в участие в проектах, конференциях, выставках, конкурсах, поэтому можно говорить, что мне приходится выполнять слишком много различных дел, решать проблемы учеников и т.д. У меня нет в подчинении коллег, но я являюсь руководителем учебной группы, студентам я стараюсь всегда ставить конкретные цели. Я занимаюсь саморазвитием: принимаю участие в конкурсах проф мастертва, конференциях, занимаюсь самообучением, совершенствуя свои навыки и умения и т.д.

Потери времени при планировании

Да

Нет

1. Знаю ли я примерное распределение времени (в процентном соотношении), необходимого для выполнения предстоящих дел?


+

2. Готов ли я к возможным трудностям (кризисам) при выполнении работы?

+


3. Предусматриваю ли я резервное время для непредвиденных случаев, кризисов или помех?


+

4. Принимаю ли я надлежащие меры против помех, чтобы не отрываться от своей работы?


+

5. Предпринимаю ли я слишком много деловых визитов или дружеских встреч?

+


6. Записываю ли я сроки, задачи и активность в дневнике времени?


+

Примечание: Я редко распределяю время, которое мне необходимо на выполнение той или иной задачи. Часто, если планирую отвести на какую-либо деятельность, например, 1 час, то у меня уходит 2 часа. Трудности при выполнении работы меня не пугают, поскольку я часто тяну с какой-либо работой до последнего «дед-лайна», мне кажется, что эти трудности я сама для себя создаю, что является проблемой на сегодняшний день. Я легко отвлекаюсь на «помехи», связанные с общением, с моими близкими людьми, что связано, скорее всего, с моими личностными особенностями. Не веду дневник времени, но веду планинг. Однако в нем записываю лишь список дел на день, неделю, без учета времени, которое необходимо на это затратить и учета резервного времени.


Потери времени при выработке решений

Да

Нет

1. Оцениваю ли я работу, прежде чем приступить к ней (стоит ли она затрат времени)?


+

2. Устанавливаю ли я приоритетность дел в зависимости от их важности?

+


3. Уделяю ли я отдельным делам нужное количество времени в соответствии с их значением (важностью и срочностью)?

+


4. Трачу ли я слишком много времени на телефонные разговоры, прием посетителей или встречи, которые не имеют серьезного значения?

+


5. Уделяю ли я слишком много внимания мелким незначительным делам или частностям?

+


6. Отвожу ли я слишком много времени чисто рутинным занятиям?


+

7. Занимаюсь ли я, при выполнении какой-либо задачи, слишком много деталями, при том, что знаю о более важных для меня вещах?

+


8. Веду ли я слишком долгие частные разговоры в перерывах между выполнением отдельных дел?

+


Примечание: Я не оцениваю работу, за которую берусь, по временным затратам, но оцениваю ее сложность, чтобы понять, как долго придется над ней работать. Стараюсь расставлять приоритеты в делах, в зависимости от их важности не только на работе, но и дома. И выполнять сначала более важное и срочное, а потом уже все остальное. Считаю, что с этим я лучше справляюсь на работе, чем дома. Поскольку дома могу часто отойти от важного дела и заняться менее важными делами. Трачу много времени на «помехи», связанные с общением, с частными разговорами, с моими близкими людьми, что связано, скорее всего, с моими личностными особенностями. Могу увлечься заботой о мелочах, частностям, которые не такие значительные для общего выполнения задачи, но важны лично для меня, что говорит о такой моей черте, как педантизм. Я не часто занимаюсь рутинной деятельностью, только при необходимости.


Потери времени из-за плохой организации работы

Да

Нет

1. Работаю ли я слишком долго над одной проблемой так, что отдача становится все меньше?


+

2. Предрасположен ли я к тому, чтобы все делать самому?

+


3. Располагаю ли я коллегами или помощниками, которым я бы мог перепоручить выполнение соответствующей задачи?

+


4. Завален ли постоянно бумагами мой письменный стол?

+


5. Использую ли я современные вспомогательные средства, которые могут облегчить мой труд (диктофон, автонабор для телефона, формуляры, опросные листы и т. п.)?

+


6. Занимают ли меня вопросы систематического упрощения труда в моей сфере деятельности?

+


7. Возникают ли у меня в определенных рабочих ситуациях одни и те же трудности?


+

Примечание: Даже если я работаю долго над одной и той же проблемой, отдача и результативность не снижается при этом. Я могу делегировать выполнение задачи только тем людям, в умениях и навыках которых я на сто процентов уверенна. При малейшем сомнении или незнании, каковы способности человека, мне легче и быстрее все сделать самой. Среди моих коллег есть 2-3 человека, которым я бы могла перепоручить выполнение соответствующей задачи. Мой рабочий стол часто находится в состоянии «творческого беспорядка», хотя периодически я стараюсь разбирать стол от бумаг. В своей работе я использую различные технические средства, программы, которые облегчают мне выполнение моей профессиональной деятельности. Моя профессиональная деятельность в большей мере связана с людьми, с общением с ними, поэтому трудности в основном возникают разные.


Потери времени в самом начале работы

Да

Нет

1. Планирую ли я уже накануне вечером свой предстоящий рабочий/учебный день?

+


2. Болтаю ли я с коллегами или друзьями, прежде чем приступить к работе?

+


3. Занимаюсь ли я в первую очередь личными делами?


+

4. Забочусь ли я о достаточной подготовке моей трудовой активности?

+


5. Требуется ли мне в начале каждого дела определенное время, чтобы приступить к работе?


+

6. Начинаю ли я каждое дело спонтанно, без того, чтобы его предварительно продумать?

+


7. Откладываю ли я часто важные дела?

+


8. Занимаюсь и я трудными проблемами или задачами в середине или конце рабочего дня?

+


9. Откладываю ли я начатое дело, не доведя его до конца?


+

Примечание: я планирую накануне вечером свой предстоящий рабочий день, но только основные дела. Мой день всегда начинается с небольшой коммуникации с коллегами. Я стараюсь готовиться заранее к моей работе, поскольку в основном это преподавательская деятельность. Я не нуждаюсь в определенном времени до начала моей работы, так как быстро адаптируюсь и готова сходу включаться практически в любую деятельность. Однако при этом, важные и крупные дела, я часто откладываю, потому что порой меня пугает объем работы, и я долго не могу приступить к ее выполнению. Подталкивает меня только ограничение сроков выполнения задачи. Трудными задачами я занимаюсь по мере необходимости, не планируя их в зависимости от времени и периода рабочего дня. Стараюсь не откладывать дела, не доведя их до конца. Исключением является ситуация, если задачи слишком объемная и требует сама разделения ее на части.


Потери времени при составлении распорядка дня

Да

Нет

1. Знаю ли я свой личный трудовой ритм и график продуктивности?

+


2. Знаю ли я, когда я более производителен - утром или вечером?

+


3. Соответствует ли распорядок моего рабочего дня моему ритму продуктивности?


+

4. Планирую ли я благоприятное время для важнейших задач, чтобы в полной мере использовать мои производительные способности?

+


5. Занимаюсь ли я в часы своей высшей производительности рутинной работой, посторонними делами или не важными проблемами?


+

Примечание: Я знаю, что по биоритмам, больше отношусь к «совам», поэтому менее продуктивная в первой половине рабочего дня. Распорядок моего рабочего дня в основном не соответствует моему ритму продуктивности, поскольку занятия начинаются с самого утра. Я стараюсь планировать масштабные и важные дела на вторую половину дня, особенно то, что связано с творческой деятельностью, с документами.


Потери времени при обработке информации

Да

Нет

1. Выбираю ли я материал для чтения с учетом его важности?


+

2. «Пробегаю» ли я сначала печатную информацию, чтобы схватить главную мысль и потом ближе ознакомиться с важными местами?

+


3. Заканчиваю ли я телефонный разговор, непосредственную беседу или встречу, если всякое продолжение кажется бесполезным?

+


4. Проверяю ли я цели разговора собеседников и свои собственные, чтобы исключить напрасную трату энергии и времени?

+


5. Предваряю ли я свои письменные работы простыми или детализированными набросками (планом)?

+


6. Избегаю ли я информации, которая может пригодиться лишь в случае невероятных событий?


+

7. Использую ли я формуляры для рутинной работы?

+


Примечание: я не пытаюсь читать только то, что является действительно важным, но обрываю телефонные разговоры или встречи, если они не несут высокой значимости и полезности. В данном случае я не продолжаю разговоры). Я люблю составлять план выступления и наброски письменных работ, причем люблю это делать от руки, письменно.



Выводы


Результаты анализа видов деятельности и расхода времени, а также помех времени показали, что больше всего времени я теряю при выработке решений и в начале работы (при подготовительном этапе).

Основными помехами в моей жизни является часто общение в социальных сетях, общение по телефону, просмотр фильмов и новостной ленты в интернете, общение с коллегами, подругой.

Для оптимизации времени и повышения моей эффективности мне необходимо планировать свой день более рационально, с отведением конкретного времени на каждое отдельное дело, не откладывать выполнение объемной работы на последний момент, а использовать технику тайм-менеджмента «слон» («есть слона частями», разделяя большое дело на части, постепенно каждый день выполняя необходимое задание). Следует также развивать самоконтроль: самой контролировать посещение социальных сетей, когда есть другие важные дела, не отвлекаться на общение с коллегами, когда в приоритете есть выполнение важного срочного дела. Близким людям стоит научиться говорить «нет», когда я действительно занята и имею другие планы. Наше общение важно для меня и приносит мне удовольствие, но, чтобы наша коммуникация не оказывала влияние на мои дела, необходимо порой переносить время общения, визитов на другой временной период.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Несмотря на достаточность публикуемых материалов о системе тайм-менеджмента, внимание исследователей к проблеме организации времени на сегодняшний день не ослабевает. В работе были изучены не только классические подходы к изучаемому вопросу, но и современные исследования.

В ходе выполнения контрольной работы мной были усвоены такие понятия как помехи времени (хронофаги), была подробна изучена классификация хронофагов, выявлены причины внутренних помех времени, а также изучены хронофаги в современных исследованиях, с учетом развития общества и появления такой проблемы, как интернет зависимость.

Были также выявлены этапы работы, на которых я теряю больше времени, определены конкретные помехи в моей жизни. На основе полученных данных были сформулированы конкретные пути для оптимизации времени, борьбы с поглотителями моего времени и повышения эффективности.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек, умеющий эффективно распоряжаться своим временем, всегда будет более успешен, добьется больших высот в жизни и в конечном итоге сможет наиболее полным образом себя реализовать. В конечном итоге неумение распоряжаться временем влечет за собой множество неприятных факторов и проблемы со здоровьем, появление стресса, профессионального выгорания. Поэтому необходимо осваивать новые техники тайм-менеджмента и постоянно заниматься саморазвитием.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Абашина, А. С. Типичные ошибки использования времени / А. С. Абашина // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2020. – № 1(21). – С. 8-10. – Текст : электронный. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=42554993 (дата обращения : 03.02.2024).

  2. Екименко, Д. Е. Хронофаги дистанционного обучения студентов в ВУЗах Волгограда / Д. Е. Екименко, Д. В. Хронофаги // Конкурс научно-исследовательских работ студентов Волгоградского государственного технического университета. Тезисы докладов. Волгоград : Волгоградский государственный технический университет. – 2020. – С. 265-266. – Текст : электронный. – URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_43833827_78331887.pdf (дата обращения : 05.02.2024).

  3. Калинин, С. И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем / С. И. Калинин. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 371с. – ISBN 5-9268-0424-8. – Текст : электронный. – URL : https://go.11klasov.net/17023-tajm-menedzhment-praktikum-po-upravleniju-vremenem-kalinin-si.html (дата обращения : 03.02.2024).

  4. Лесных, Е. А. Интернет как основной «хронофаг» современной молодежи / Е. А. Лесных // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 05 апреля 2021 года. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. – С. 304-308. – Текст : электронный. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=47464295 (дата обращения : 03.02.2024).

  5. Меметова, Л. Э. Социальные сети как современный хронофаг / Л. Э. Меметова // Цифровой контент социального и экосистемного развития экономики : сборник трудов Международной научно-практической конференции, Симферополь, 23 ноября 2021 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 241-242. – Текст : электронный. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=47239584 (дата обращения : 04.02.2024).

  6. Морозова, А. И. Поглотители времени и методы борьбы с ними в системе тайм-менеджмента организации / А. И. Морозова, Н. А. Лабынцева, Л. В. Люфт // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Часть 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. – С. 304-307. – Текст : электронный. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=30703723 (дата обращения : 04.02.2023).

  7. Петрунева, Р. М. Цифровое студенчество: мифы и реальность / Р. М. Петрунева, В. Д. Васильева, Ю. В. Петрунева // Высшее образование в России. – 2019. – №11. – С. 47-55. – Текст : электронный. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-studenchestvo-mify-i-realnost (дата обращения : 05.02.2024).

  8. Потапов, С. В. Как управлять временем (управление временем) / С. В. Потапов. – М.: Эксмо, 2006. – 205 с. – ISBN 978-5–699-18251-0. – Текст : непосредственный.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!