Контрольная работа по теме «Лексика». 5 класс
1.Укажите строчки, содержащие слова в переносном значении.
а) строить дом, острый нож, зерно пшеницы
б) острый взгляд, строить планы, горят глаза
в) мягкий характер, рой мыслей, зерно истины
г) горят костры, рой пчёл, мягкий диван
2.Укажите предложение, содержащее антонимы
а) Любишь брать, люби и отдавать.
б) Хвалился, хвалился и с горы свалился.
в) Не красна изба углами, а красна пирогами.
г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.
Включить свет - _______________________________________________________
Одеть малыша ________________________________________________________
Строить дом _________________________________________________________
Грустные глаза ________________________________________________________
Говорить правду _______________________________________________________
4. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.
Диковинная рыба _________________________________________________________
Густой лес _______________________________________________________________
Могучий конь _____________________________________________________________
Смеяться над шуткой ______________________________________________________
Хороший друг _____________________________________________________________
5. Вставьте в предложение подходящее слово из данных в скобках синонимов.
(Коричневые, карие, каштановые) У моей подруги чудесные __________________ волосы. Её широко распахнутые _________________________ глаза неотступно следили за мной. _____________________ ботиночки гармонично сочетались с бежевой шубкой.
(высота, вышина) Золотые звёзды дрожали в _____________________. Ракета летит на огромной __________________________.
(верхушка, вершина) Солнце скользило по _________________сосен. Альпинисты достигли _________________________ горы.
(сильный, крепкий) Мне не хотелось нарушать _________________ сон малыша. Внезапно подул ____________________________ ветер.
6. Подберите к выделенным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение.
Тушить свет - _________________
Горький лук ___________________
Наступил новый день __________
Молодой месяц ________________
Острая коса__________________
7. Сформируйте ряды синонимов из данных слов: около, блестеть, метель, подлинный, сперва, прежде, пурга, настоящий, сиять, вблизи, истинный, сначала, вьюга, возле, сверкать.
8. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания.
В лесу было весело. Со__нце теперь вставало очень рано ложилось поз__но и усердно св__тило всем на з__мле.1
На каждой веточ __ке пок__зались маленькие з__леные пал__чики. Это распускались молоденькие2 листья. Запел засв__стал в кустах соловей. Цв__ли деревья и ландыши. Майские жуки с гудением н__сились между в__твями. Звонко и радос__но куковала кукушка каждый в__селился на свой лад.4
Контрольная работа по теме «Лексика». 5 класс
1.Укажите строчки, содержащие слова в переносном значении.
а) строить дом, острый нож, зерно пшеницы
б) острый взгляд, строить планы, горят глаза
в) мягкий характер, рой мыслей, зерно истины
г) горят костры, рой пчёл, мягкий диван
2.Укажите предложение, содержащее антонимы
а) Любишь брать, люби и отдавать.
б) Хвалился, хвалился и с горы свалился.
в) Не красна изба углами, а красна пирогами.
г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.
Включить свет - _______________________________________________________
Одеть малыша ________________________________________________________
Строить дом _________________________________________________________
Грустные глаза ________________________________________________________
Говорить правду _______________________________________________________
4. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.
Диковинная рыба _________________________________________________________
Густой лес _______________________________________________________________
Могучий конь _____________________________________________________________
Смеяться над шуткой ______________________________________________________
Хороший друг _____________________________________________________________
5. Вставьте в предложение подходящее слово из данных в скобках синонимов.
(Коричневые, карие, каштановые) У моей подруги чудесные __________________ волосы. Её широко распахнутые _________________________ глаза неотступно следили за мной. _____________________ ботиночки гармонично сочетались с бежевой шубкой.
(высота, вышина) Золотые звёзды дрожали в _____________________. Ракета летит на огромной __________________________.
(верхушка, вершина) Солнце скользило по _________________сосен. Альпинисты достигли _________________________ горы.
(сильный, крепкий) Мне не хотелось нарушать _________________ сон малыша. Внезапно подул ____________________________ ветер.
6. Подберите к выделенным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение.
Тушить свет - _________________
Горький лук ___________________
Наступил новый день __________
Молодой месяц ________________
Острая коса__________________
7. Сформируйте ряды синонимов из данных слов: около, блестеть, метель, подлинный, сперва, прежде, пурга, настоящий, сиять, вблизи, истинный, сначала, вьюга, возле, сверкать.
8. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания.
В лесу было весело. Со__нце теперь вставало очень рано ложилось поз__но и усердно св__тило всем на з__мле.1
На каждой веточ __ке пок__зались маленькие з__леные пал__чики. Это распускались молоденькие2 листья. Запел засв__стал в кустах соловей. Цв__ли деревья и ландыши. Майские жуки с гудением н__сились между в__твями. Звонко и радос__но куковала кукушка каждый в__селился на свой лад.4