СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корнис чередованием раст - рос

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для урока русского языка, разработана с учетом требования ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Корнис чередованием раст - рос»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС  в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корнях раст- ращ -рос» . Тип урока : введение нового знания. Технология : деятельностный метод обучения. Основные цели: сформировать представление о способе выбора написания О-А в корнях раст- ращ- рос; научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания; закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;      тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корнях раст- ращ -рос» .

  • Тип урока : введение нового знания.
  • Технология : деятельностный метод обучения.
  • Основные цели:
  • сформировать представление о способе выбора написания О-А в корнях раст- ращ- рос;
  • научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
  • закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;   
  •   тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
1. Мобилизация   - Добрый день, ребята! Передайте, пожалуйста, стеклянный шар друг другу. Передавайте его осторожно и бережно, он очень хрупкий. Мы на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу,  и к словам, которые будем произносить.

1. Мобилизация

  •  
  • - Добрый день, ребята! Передайте, пожалуйста, стеклянный шар друг другу. Передавайте его осторожно и бережно, он очень хрупкий. Мы на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу,  и к словам, которые будем произносить.
2. Целеполагание   Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография». С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).   Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( лаг-лож).

2. Целеполагание

  •   Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».
  • С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).
  •   Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( лаг-лож).
3. Осознание недостаточности имеющихся знаний Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы: С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.   Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем ,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  раст- ращ- рос).   Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

3. Осознание недостаточности имеющихся знаний

  • Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:
  • С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.
  •  
  • Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем ,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  раст- ращ- рос).  
  • Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).
 «Открытие нового знания»  .   2. «Открытие нового знания»  . Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий. Способы: диалог, парная работа. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием раст- ращ- рос?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности). Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

«Открытие нового знания»  .

  • 2. «Открытие нового знания»  .
  • Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.
  • Способы: диалог, парная работа.
  • Принцип деятельности.
  • УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
  • -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием раст- ращ- рос?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).
  • Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
4.Коммуникация ( поиск новых знаний) Предлагаю следующее задание выполнить в парах.   Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.   Растение, выращенный, вырос ,заросли, расти растительный.   Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях раст-ращ- рос? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся о и а в корне слова.

4.Коммуникация ( поиск новых знаний)

  • Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
  •  
  • Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
  •  
  • Растение, выращенный, вырос ,заросли, расти растительный.
  •  
  • Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях раст-ращ- рос? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся о и а в корне слова.
Первичное закрепление.   3.Первичное закрепление. Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.     -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче  запомнить правило . ( Дети  проговаривают   шаги алгоритма). (выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «ст и щ» пишем «А», а перед «с» - «О»;   А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются). Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики  проговаривают  в парах условия написания корней раст-ращ- рос и осуществляют взаимопроверку. Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).  

Первичное закрепление.

  • 3.Первичное закрепление.
  • Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.
  •  
  •   -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче  запомнить правило
  • . ( Дети  проговаривают   шаги алгоритма).
  • (выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «ст и щ» пишем «А», а перед «с» - «О»;
  •   А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).
  • Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики  проговаривают  в парах условия написания корней раст-ращ- рос и осуществляют взаимопроверку.
  • Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).
  •  
5.Взаимопроверка 4.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону . Результатом этого этапа будет взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».   Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а).  Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.   1.Р. сти, выр.сти, р.стение, р.стительный. 2.Выр.щенный, взр. щённый, выр .щу. 3. Подр. сла ,выр.сла, зар.сли, водор.сли. 4. Р.стов , Р.стислав, р.сток, отр.сль

5.Взаимопроверка

  • 4.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону .
  • Результатом этого этапа будет взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».
  •  
  • Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а).
  • Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.
  •  
  • 1.Р. сти, выр.сти, р.стение, р.стительный.
  • 2.Выр.щенный, взр. щённый, выр .щу.
  • 3. Подр. сла ,выр.сла, зар.сли, водор.сли.
  • 4. Р.стов , Р.стислав, р.сток, отр.сль

Слова-исключения Р о стов Р о сток Р о стислав Р о стовщик Отр а сль

Слова-исключения

Р о стов

Р о сток

Р о стислав

Р о стовщик

Отр а сль

Слова -исключения _ Как вы думаете, почему данные слова не подчиняются общему правилу? ( это слова- исключения, написание их нужно запомнить) Задание : Составьте словосочетания или предложения с этими словами, подчеркните орфограммы) Внимание ! Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

Слова -исключения

  • _ Как вы думаете, почему данные слова не подчиняются общему правилу? ( это слова- исключения, написание их нужно запомнить)
  • Задание : Составьте словосочетания или предложения с этими словами, подчеркните орфограммы)
  • Внимание ! Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
Тренировочные упражнения. 5.Тренировочные упражнения. Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.  Это интересно  Пшеница -самое первое хлебное р. стение, которое посеял человек. Человек приручил рис р.сти в искусственных прудах. Если клумбочки семян посеять, из каждого выр. стет несколько р.стков. В июле зар.сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево : это от обилия мелких беленьких цветков.

Тренировочные упражнения.

  • 5.Тренировочные упражнения.
  • Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Это интересно

Пшеница -самое первое хлебное р. стение, которое посеял человек.

  • Человек приручил рис р.сти в искусственных прудах.
  • Если клумбочки семян посеять, из каждого выр. стет несколько р.стков.
  • В июле зар.сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево : это от обилия мелких беленьких цветков.
Задание в формате ЕГЭ В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Зар…сли, прил…гать Предпол…жение, водор…сли Подр…стать, изл…жение Отр…щивать, ул…жить

Задание в формате ЕГЭ

  • В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  • Зар…сли, прил…гать
  • Предпол…жение, водор…сли
  • Подр…стать, изл…жение
  • Отр…щивать, ул…жить
 6.Рефлексия деятельности (итог урока).   Рефлексия деятельности (итог урока). Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников.

6.Рефлексия деятельности (итог урока).

  • Рефлексия деятельности (итог урока).
  • Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.
  • Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников.
Домашнее задание по выбору:  1. Выполнить упражнение из учебника ( на выбор 440 или 441)    2. Составить карточку для соседа на изученное правило  (10 слов с пропущенными буквами в корнях);    3. Написать небольшой рассказ «В походе» , употребляя слова и словосочетания с корнями раст-ращ-рос.

Домашнее задание по выбору:

  • 1. Выполнить упражнение из учебника ( на выбор 440 или 441)
  •    2. Составить карточку для соседа на изученное правило  (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

   3. Написать небольшой рассказ «В походе» , употребляя слова и словосочетания с корнями раст-ращ-рос.

Успехов Вам, творчества, вдохновения!

Успехов Вам,

творчества,

вдохновения!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!