СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Костюмы народов Пензенского края

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Костюмы народов Пензенского края»

Костюмы народов Пензенского края

Цели:

познакомить с народами Пензенского края, дать представление о народных традиционных костюмах народов Пензенской области, повседневной и праздничной одежде;

представить исполнение русской народной песни.

Задачи:

через представление о внешнем виде человека прошлых лет, его одежду, головные уборы, обувь познакомить с истоками народной культуры;

дать первоначальные знания об источниках наших познаний о далёком прошлом;

привлечь к простейшим формам поисковой краеведческой работы (старинная вышивка, одежда, обувь)


Русский народный костюм… Изящные узоры, вышивки, строгие рисунки ткани, сложные головные уборы, шейные украшения, сделанные из простых материалов, но превращённые в драгоценности искусными руками человека, очаровывают нас. Человек, привыкший к современной жизни, начинает смотреть на народный костюм с недоумением. Почему наши предки тратили так много труда и времени на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной? Как в избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» - народный костюм? Не случай и не мода творили его. И смысла в нём было не меньше, чем в доме, чем в лице человека.

С давних времён одежда не только защищала людей от холода и непогоды, но и оберегала их от злых сил. Одежда делилась на будничную и праздничную, как и сама жизнь.

Костюмы были мужскими и женскими. Первоначально вся одежда людей на Руси обозначалась словом «порты». Постепенно портами стали называть изделия из двух штанин, между которыми вшивали клин – ширинку. Такую одежду для мужчин ещё позже стали называть штанами, брюками. В нашем селе в прошлом мужчины носили рубахи-косоворотки с вышивкой по подолу, низу рукавов и стойки-вороту. Рубахи были напущены на штаны и подпоясаны кушаком. Праздничная обувь была сапоги, повседневная – лапти. Повседневной одеждой являлась рубаха из тёмного самотканого материала, штаны. Обувь – лапти. На голове носили картузы и шляпы.

Женская одежда состояла из длинной узкой сорочки, на которую надевался сарафан, стянутый под грудью. На некоторых территориях Русского государства сарафан конкурировал с панёвой. Девушки надевали её достигнув зрелости, а девочки носили шушку. В женской одежде ярче всего находили воплощение самые важные моменты жизни. Может быть, именно поэтому говорят, что в костюме выражена душа народа.

Начну с самого начала… Родился новый человек. Как небо дождём омывает землю и покрывает её белым снегом, так и маленького человека земля встречает водой. Ласковые женские руки омывают его, озабоченные желанием сохранить жизнь младенца, завёртывают его в первый вид одежды – свивальник. Чувство любви у матери проявляется у матери в желании защитить своё дитя, оградить от возможных напастей, отвести от него зло и тёмные силы.

У человека есть постоянная, хотя и слабая защита – его одежда. Для рубашки мать выбирает тонкий хороший холст и начинала вышивать на нём узор, составленный из добрых пожеланий. На детской рубашке «первого шага» узоры были простые – жизнь дитяти была ещё слишком коротка. Ребёнок начинал ходить – значит нужно желать ему прямой хорошей дороги, чтоб не падал он. И ловкие руки матери прокладывают тонкую цветную полоску. Чем старше ребёнок, тем больше препятствий, неожиданностей возникает пред ним.

Рубашка была главной частью народного костюма – и мужская, и женская, и детская. К семи годам девочке дарили укладку (берестяной короб) для будущего приданого. Делать самой приданое было очень интересно, и девочка, ещё ребёнок, начинала чувствовать себя взрослой. Где-то в глубине её наивного сознания зарождалось уважение к такому важному труду. Обучение девочки шить одежду начиналось с рубашки, а ткать с пояска. Пояс был очень важной частью всего народного костюма. Прежде всего он прижимал рубашку к телу, сохраняя тепло. Поясок был обязательным подарком невесты родителям жениха и родственникам. Их нужно заготовить много, разных размеров и рисунков.

В 12 лет наступала в жизни человека пора хороводов. Девочка надевала поверх рубахи сарафан, а мальчик – порты. Костюм сарафанного типа состоял из рубахи прямого покроя, приспособленной у ворота стойки с коротким разрезом на груди и длинными сужающими рукавами, имеющими спереди клинообразную вставку. Состоит рубаха из рукавов (верхняя часть рубахи из кубового ситца или сатина) и стана(нижняя часть из домотканого холста). Поверх рубахи одевали косоклинный или прямой сарафан. Праздничные сарафаны шили из красного (кумачник), синего (китайка) или набивного ситца. Часто под такие сарафаны надевали домотканую юбку. Повседневные сарафаны были попроще. Шились из «китайки» или набивного ситца.

Если в конце 19 века в хороводе молодой человек видел девушку с венцами на голове, в рубахе с поясом, с одетой поверх вздёвке (верхней нераспашной одежде), это значило, что с ней можно знакомиться, но сватать ещё нельзя. А когда мать наденет на неё понёву (юбку) «о двенадцати глаз» и приведёт в храм, это будет признак того, что дочку можно сватать.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему свадебное платье невесты белое платье? Думаете это символ чистоты и счастья? Ошибаетесь. Это символ печали. В те времена, брак рассматривался не как радость. В день венчания невеста «умирала» как личность, переставала существовать для себя.

В те времена не брали напрокат и не покупали платье. Это была вещь почти культовая. Его хранили до конца жизни, к нему прикасались в случае болезни, в нём хоронили. Была даже пословица «В чём венчаться, в том и скончаться». Именно поэтому свадебных одежд почти не сохранилось. Зато на второй день молодая жена переодевалась в яркие нарядные одежды. Здесь я упомянула о юбке «о двенадцати глаз» (клетки в ряды). Количество «глаз» на понёве означало возраст женщины. 12 «глаз» - женщина молодая до 35 лет. 10 – после 35, 8 – 45 лет, 6 «глаз» - ближе к 60.

После свадьбы женщина одевала юбку-понёву – символ земли и плодородия (обычно тёмного цвета в клетку или полоску – знак вспаханного, засеянного поля. Понёва широкая, приспособленная у пояса юбки прямого покроя из трёх полотнищ домотканой шерсти чёрного цвета в клетку и полотнища чёрного сатина – прошвы. Прошва закрывалась фартуком.

Одежда отражала и духовное состояние женщины. Солдатка проводившая мужа в армию или на войну, меняла свою одежду. Она надевала так называемый запан (фартук) синего цвета с мелкими цветочками. Перед приходом супруга цветы на запане и платке становились более крупными. Когда же он возвращался, женщина наряжалась в яркую красивую одежду, чтобы быть для него привлекательной и желанной.

Отдельно нужно сказать о головном уборе женщины. В давние времена легко было отличить девушку от замужней женщины или вдовы. Украшением девицы была коса. Плели её из трёх, четырёх или шести и даже плетей. Волосы носили длинные. На голову девушка одевала ленту-обруч из картона, обшитый лентами и украшенный золотыми нитями, бахромой, шёлковыми лентами, блёстками, бисером. На позатыльнике поперечно нашиты узкие жёлтые, красные, синие, оранжевые ленты, группы которых разделёны рядами, блёсток. Сзади к обручу пришиты длинные широкие шёлковые ленты.

Замужняя женщина убирала волосы так, как не могла показаться с непокрытой головой. Поэтому головной убор замужних женщин представлял собой глухую шапочку на вздержке с твёрдым остовом – кичка. В верхней части её нередко возвышались «рога». Старые женщины «рогов» не носили. Поверх кички надевали расшитые золотом или бисером налобник, позатыльник, сороку, наушники. По весу это сооружение достигало иногда 7 кг.

Распространён был в нашей области и повойник – холщёвая шапочка на твёрдой основе с богато украшенной лобной частью и позатыльником.

Позднее (конец 19 – начала 20 века) головные уборы традиционной формы заменялись ситценабивными, шелкоткаными платками и шалями.

На ногах женщины чаще всего носили кожаные сапоги, в будни надевали лапти, при этом ноги завёртывали поверх шерстяных носков прямоугольными кусками холстами.

Много разных народов живёт на Пензенской земле. Как полноводная река складывается из маленьких ручейков, так и сильная страна из малых народов. Говорят они на разных языках, поют разные песни. А вот без рубашки не обходится.

Эрзян и мокшу часто объединяют под одним словом – мордва. Слово «эрзя» имеет очень древнее происхождение. Мокша тоже. Существовали уже в 10 веке. Эти два племени имеют совсем небольшое различие в одежде. Господствующий цвет верхней одежды ярко-красный и при нём чёрный пулакт.

Национальный мордовский костюм формировался в центральной полосе России и достиг окончательной формы к середине 19 века. Повседневная одежда была очень простой, а праздничная одежда была очень простой, а праздничная – многосоставной. Самостоятельно женщина не могла одеться в такой наряд, - требовались помощники и время.

Основной частью костюма была туникообразная рубаха без воротника – панар. В 1920 – 1930 годах эрзянки Сосновоборского, Никольского, Городищенского районов панар стали носить с сарафаном.

Широкая рубаха требовала множество дополнительных деталей. Прежде всего специальный шерстяной пояс. Девочкам с 12-13 лет предписывалось носить специальные набедренные украшения – пулай. Их украшали крупным бисером или колокольчиками. Женские головные уборы делались на твёрдой основе и имели форму цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже – лопатообразную. Остов состоял из луба или бересты. Были распространёны полотенчатые уборы из холста, платки. Иногда причёска женщины напоминала рога, таким же способом повязывались полотенца и платки. Девичий головной убор не закрывал волосы. Самой распространённой была налобная повязка, вышитая и украшенная бисером и позументом.

Мордовские женщины обожали украшения. Воротники, нагрудники, ожерелья, гойтаны делались из бисера, бус, стекляруса, цепочек, раковин-каури, жетонов, монет, бубенцов, колокольчиков. Ворот рубахи у эрзян скреплялись застёжкой в виде овального обруча с подвижной иглой.

Обувью служили лапти так называемого мордовского типа с косым плетением. С лаптями носили две пары онуч: нижние – короткие, верхние – длинные. Женщины-эрзянки обёртывали ноги – белыми, мокшанки – белыми и чёрными онучами. У мордвы считалось, что ноги должны быть одеты аккуратно: толстые ровные ноги украшали весь стан мордовки. В качестве праздничной обуви были кожаные сапоги со сборами и массивными задником. Позволить себе эту дорогую обувь не каждая женщина. Мастера по изготовлению сапог имелись в каждом мокшанском районе. Зимой носили валенки. Сегодня народный мордовский костюм используется только в праздничных обрядах и театрализованных постановках.

Один из самых многочисленных народов России – татары. В Пензенском крае по переписи 2002 года – 87204 человека.

Мужская и женская нательная одежда – рубахи туникообразного покроя и штаны с широким шагом. Мужская рубаха, сшитая из сравнительно лёгкой льняной или хлопчатобумажной ткани, широкая и длинная почти до колен, с широкими и длинными рукавами, которые закрывали кисти рук. Носили её навыпуск без пояса. Рубахи молодых мужчин шились не столь широкими и длинными (выше колен) с несколько зауженными к кистям рукавами. Рубаху носили навыпуск, не подпоясывали. Она воспринималась как нижняя одежда. Штаны так же относятся к древней одежде татар. Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов. Покрой состоял из трёх частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставки между ними. Для холодного времени года шили верхние штаны из плотной ткани из полусукна домашнего производства. Их шили с боковыми карманами на поясе, с разрезом спереди и на застёжках. Женскую рубаху шили с оборкой длиной почти до пола. Поверх рубахи мужчины и женщины носили приталенный камзол. Женские камзолы были длиннее мужских. Верхней одеждой мужчин и женщин служил стёганный на вате, приталенный бешмет. Мужчины носили прямоспинные чикмени из плотного сукна, шубы и тулупы.

Чикмень – приталенная, длиннополая крестьянская демисезонная одежда, сшитая из домашнего сукна серого, белого, коричневого цветов. Шили чикмень с выкроенными проймами для рукавов и со скошенными плечиками, длинными рукавами, к концам несколько зауженными. Застёгивали на левом боку; крючки пришивали на край правой полы, а петли на левую полу.

Тулуп – это длинная, почти до пят, верхняя дорожная меховая одежда; покрой тулупа идентичен покрою чикменя. Воротник большой шалевый. Тулупы шили из овчин, покрывался он темной фабричной материей, чаще сукном. Одевались они в дорогу поверх бешмета или шубы. Шуба наиболее древняя меховая одежда. Шили из овчин длиною до колен со стоячим воротом и длинными рукавами. Ворот, полы и подол иногда оторачивались мехом. Обязательным атрибутом традиционной одежды татарина является пояс. Им подпоясывали верхнюю одежду, использовались в основном пояса из фабричной материи, в длину до 5 метров, ширина – 60-70 см. Их обычно шили из яркого ситца, чаще кумача.

Обязательной принадлежностью костюма является обувь. Ичиги – из мягкой кожи с мягкими подошвами, туфли, нередко из цветной кожи. Рабочая обувь - лапти своеобразного плетения, которые носили с суконными чулками, вязаные из шерстяных ниток. Они отличались большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме. В холодную погоду пользовались онучами из белого домотканого сукна. Их так же носили с лаптями. Обувь по материалу её изготовления делится на кожаную, лыковую и валяную. Кожаная обувь без задников называлась башмак. Её шили из юфти или сыромятной кожи. Наибольшей популярностью пользовалась короткая валяная обувь.

В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник и штаны. Это сочетание входит в состав любого комплекса костюма. Камзол у татарок шили из бархата и других шёлковых и полушёлковых тканей. Зимой женщины, как и мужчины надевали шубы с приталенной спинкой. Девушки любили шубы из меха белого барашка. Их шили длиной ниже колен, с длинными рукавами.

Обувь женская как по материалу изготовления, так и по форме имела много общего с обувью мужской. Женские ичиги шились с мягкой и твёрдой подошвой. Голенища делались не очень высокими. Довольно популярным видом женской обуви были башмаки. Их шили на твёрдой подошве. На работу в деревнях женщины надевали лапти с суконными чулками, зимой носили валенки ил полуваленки.

Распространённый головной убор мужчин – тюбетейка. Представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы шапочку. Её шили из материи и украшали вышивкой – шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блёстками. Поверх тюбетейки зимой надевали полусферическую или цилиндрическую шапку. Верхние мужские головные уборы, как по материалу, так и по форме разнообразны. Шапки, сшитые их меха, валяные шляпы с круглыми полями. Головные уборы делятся на домашние и выходные.

Женские головные уборы делятся на уборы девичьи и замужних женщин. Самобытные женские головные уборы – вышитая бархатная шапочка (калфак), обшиты снаружи серебряными монетами головной убор кашпау, вышитые покрывала. Бытовали девичьи шапки с открытым и закрытым верхом. Также выступали фабричные платки.

В отличие от девичьих уборы замужних женщин разнообразны и сложны. Они призваны закрывать не только волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому женщины включили в свой состав волосники и различные покрывала. Бархатный калфак с твёрдым околышем в сочетании с фабричным платком можно назвать национальным убором татарок. Многочисленные украшения, преимущественно металлические (серебряные), цепочка, серьги, накосники, браслеты.

Традиционный костюм – это самобытный и яркий феномен чувашской национальной культуры. Чувашский народ имеет древнее происхождение. Пензенский край стал осваиваться чувашами в 18 веке. Вероятно в Пензенский край переселялись чуваши, относящиеся к одной из трёх этнотических групп – так называемой верховой или вирьял. Рассмотрим основные принадлежности и характерные черты традиционного костюма чувашского населения нашего края.

Женские и девичьи рубахи имели единый для всех чувашей крой, простую форму, прямые длинные рукава и довольно компактный, хотя и не облегающий силуэт. Шили рубахи ювелирно вышитыми узорами, но и нашивками – крупными геометрическими фигурами. Смысловым и художественным центром женских рубах была нагрудная часть, орнаментированная вышитыми узорами в виде сложных восьмиугольных или звёздообразных фигур.

Старинные рубахи отличались почти прямым, строгим силуэтом, красотой узоров и элегантными цветовыми сочетаниями. Многочисленные вертикальные нашивки тёмно-красного цвета придавали торжественность образу женщины.

Наиболее поздний вид женских рубах отличался простым вышитым декором, широкими цветными подолами и объёмными рукавами из фабричных тканей. Эти пышные рукава заканчивались манжетами или оборочками.

Замужняя женщина ежедневно повязывала на голову сурпан, полностью закрывая полотнищами волосы и шею. Характерной женской принадлежностью был налобник, который выполнялся в виде полоски холста с вышитыми трапецевидным узором. Поверх холщового сурпана надевался нарядный и тяжёлый головной убор хушпу. Весь головной убор украшался сплетёнными из бисера геометрическими узорами и рядами мелких серебряных монет. Он бывает двух видов: конусообразные и шлемовидные, имеют «хвост» - деталь, спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья – островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Девочки с 5-6 лет учились рукоделию. К 12-14 годам становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток, наплечников, нарукавных узоров. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивкой по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы. В определённый момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины.

Обувь не отличалась большим разнообразием. По возможности изготавливали кожаные ботинки типа котов, которые носили с суконными чулками – голенищами, приобретали готовые сапоги и высокие ботинки со шнуровкой. Носили и лапти. Чуваши славились мастерством лыкоплетения.

Мужской костюм пензенских чувашей развивался по своим правилам, как и по всей России. В старину мужчины ходили в белых рубахах длиной почти до колен – без ворота, с круглым вырезом для шеи и скромными узорами.

Из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар – халат из домотканого белого холста. В прошлом веке его носили в основном пожилые мужчины. В украшении мужского халата применялись шёлковые нашивки. Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, не рукавах, на подоле подчинялись единому композиционному строю, как и на женской рубашке.

У чувашей головной убор был обязателен как для женщин, так и для мужчин, как зимой, так и летом. Чувашские мужские головные уборы подразделяются на летние и зимние. Летние головные уборы – шляпы изготавливались из войлока белого или чёрного цвета. Зимние шили из кожи, меха, сукна.

Основной обувью у мужчин были лапти. Мужские лапти чуваши плели из семи лычек с небольшой головкой и низкими бортами.

Россия многонациональна… Наш край не исключение. У каждого народа свои традиции, обычаи, костюмы. В своей работе хотелось раскрыть самую суть темы – костюмы, ведь прошлое осталось у каждого, только, к сожалению, не все об этом помнят и знают. Думаю, что своей работой донесу хотя бы малую часть истории.

Литература:

«Народный костюм Пензенской губернии конца 19 - начала 20 века»

«Золотая летопись Пензенского края», -2007 г.

Методическое пособие «К истокам народного творчества»,- 1997г.

Газета «Пензенская правда» - №58 2010г., №57 2010г., №45 2011 г.

«Губернский календарь» - Пенза, 2005 г.



Проект на тему:







Проект подготовила Гурьева Ю.В. –

учитель русского языка и литературы










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!