СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Краски своими руками" (в помощь учителю)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье в доступной форме представлены сведения из истории красок, их основные свойства, состав, опыты с красками.

Просмотр содержимого документа
«"Краски своими руками" (в помощь учителю)»

Краски своими руками


Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и всё, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Акварель, гуашь, масляные краски, цветные мелки можно купить в любом магазине. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? Можно ли изготовить краски самим?

Краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Сведения о красках

История возникновения красок

История красок начиналась, наверное, вместе с появлением человека. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые...

Чёрный цвет давала копоть, сажа.

Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. До нашего времени сохранились рисунки первобытных людей, выполненные углём и сангиной (глиной).

Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI – XII веках были различные охры и сажи – «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, полученные из меди, белила, которые готовили из свинца, «твёрдое» золото.

Первая синяя краска из лазурита продавалась:1 кг за 60 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

Состав красок

Краска–материал, служащий для придания цвета.

Краски состоят из пигмента и связующего вещества.

 

КРАСКИ

Пигмент

Связующее вещество

Уголь

Глина

Земля

Малахит

Лазурит

Мел

Вода

Клей

Масло

Яйцо

Мёд

Воск

Первое – пигмент - это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.

Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и желтой глины, тонко ее растерев, можно получить красный и желтый краситель или, как говорят художники, пигмент. Черный пигмент дает уголь, белый – мел, лазорево-голубой или зеленый дает малахит и лазурит. Зеленый пигмент дают и окиси металлов.

Шли тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску, отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, краска киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, клей, воск.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями

Название красок

Масло

Яйцо

Вода

Клей

Акварель

 

 

+

+

Гуашь

 

 

+

+

Масляная

+

 

 

+

Темпера

 

+

 

+

Клей входит в состав акварели и гуаши.

Масло входит в состав масляных красок.

Одна из древних живописных техник – темпера. Это краска, замешенная на яйце.

Была ещё одна краска, очень стойкая, но рецепт её приготовления утерян. Это энкаустика- краска, замешенная на воске.

Итак, краски состоят из пигмента и связующего вещества.

Процесс приготовления красок

Как готовятся краски? Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материал нужно измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент. Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условий, а вот малахит и лазурит, очень твёрдые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Затем пигмент нужно смешать со связывающим веществом. В качестве связывающего вещества можно использовать: яйцо, мёд, масло, воду, клей. Краску нужно хорошо перемешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Так же есть краски растительного происхождения.

Однако мы мало знаем о способах приготовления красок.

Создаю я новый цвет,

Краску, что в коробке нет.

Сделать сам художник может.

И на холст её положит.

Из всех способов добывания красок из природных материалов с древних времен некоторые сохранились и в наше время. Мы все с вами практически пользуемся ими хотя бы один раз в год. Это точно. Например, красим яйца шелухой лука, как это делали наши предки.

Опыт 1

Шелуха лука

Для проведения этого опыта собрать шелуху с лука в кастрюлю и залить холодной водой. В эту кастрюлю положить два небольших отрезка белой ткани и поставить кипятиться. Для получения разных оттенков цвета один отрезок кипятить 10 минут, а второй – 1час.

Получится цвет: 1 отрезок - охра, 2 отрезок – коричневый.

Опыт 2

Свекла

Одну большую свеклу почистить, измельчить (в блэндаре) и через марлю отжать сок. В этот свекольный сок поместить небольшой отрезок белой ткани на 30 минут, высушить (чтобы цвет лучше закрепился) и затем прополоскать водой.

Получится цвет – темно – розовый.

Опыт 3

Чёрная смородина

Смородину размять в кастрюле, она даст сок. Взять небольшой отрезок белой ткани и намочить в этом соке, высушить и после прополоскать водой.

Получится цвет – фиолетовый.


Опыт 4

Морковь

Морковь измельчить на тёрке и отжать сок. Получится цвет –оранжевый.

Краски из овощей и ягод получаются нежными, прозрачными. Их можно сравнить с акварелью.

Можно попробовать изготовить краски более сложной консистенции.

Для приготовления красок надо раздобыть природные пигменты и связующие вещества (глина, мел, уголь).

Опыт 5

Очистить уголь от посторонних примесей, измельчить уголь в порошок, просеять порошок, смешать уголь с водой.

Опыт 6

Очистить глину от посторонних примесей, измельчить глину в порошок, просеять порошок, смешать глину с маслом.

Опыт 7

Очистить мел от посторонних примесей, измельчить мел в порошок, просеять порошок, смешать мел с яйцами.

Таким образом, можно получить много разных красок и нарисовать рисунки.

Заключение

Полученные краски отличаются по консистенции и качествам. Органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Уголь с водой дает краску металлического оттенка, легко набирается на кисточку, оставляет яркий след, быстро высыхает.

Глина с маслом дает грязно-коричневую краску, плохо набирается на кисточку и на бумаге оставляет жирный след, долго высыхает.

Мел с яйцом дает белую краску, которая легко набирается на кисточку, оставляет на бумаге густой след, долго высыхает и самая прочная.

Таким образом, природные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоёмкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

  • История красок началась вместе с появлением человека.

  • Краски для рисования состоят из пигмента и связывающего вещества.

  • Изначально в качестве пигмента использовали глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

  • В качестве связывающего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

  • Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

  • Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.

Можно провести классный час «Краски вокруг нас», провели мастер-класс по рисованию натуральными красками.










































Литература:

Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.

Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город»,2002. – 215 с.

Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.

Интернет-ресурсы:

Поисковая система "Google".

Словарь «Википедия» [Электронный ресурс] //URL: Wikipedia/org0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!