СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока - самоанализ

Просмотр содержимого документа
«самоанализ №5»

Самоанализ урока № 5

Учитель Мирсанова Ксения Владимировна

УМК. Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.

Тема урока: Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Деятельностная цель: формирование представления о грамматических особенностях кратких форм прилагательных и их синтаксической роли.

Тип урока: Комбинированный

Целевое назначение: изучение материала по теме урока, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Систематизировать знания учащихся о написании Ь на конце разных частей речи с основой на шипящий.

2.Закрепить понятие о полной и краткой форме имени прилагательного.

3.Повторить правила образования кратких прилагательных.

4.Познакомить с правописанием кратких прилагательных с основой на шипящую;

5. Способствовать формированию умения отличать краткую форму имён прилагательных от других частей речи.

Развивающие:

1.Развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ).

2. Развивать эмоционально-чувственную и двигательную сферы.

3. Развивать психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

2.Воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.

Средства обучения: интерактивная лоска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, дневники на каждую группу, доска, листики

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвёртым в изучении материала по разделу «Имя прилагательное». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по УМК Т.А. Ладыженской – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.Осознание эстетической ценности русского языка.

2.Уважительное отношение к родному языку.

3.Потребность сохранить чистоту русского языка.

4.Стремление к речевому самосовершенствованию.

  • коммуникативных УУД:

1.Умение строить сообщения в устной и письменной форме.

2.Умение проводить сравнение, формулировать собственное мнение и позицию.

3.Умение работать в группе; оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

  • регулятивных УУД:

1.Умение  принимать и сохранять учебную задачу.

2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

3. Умение осуществлять пошаговый контроль по результату.

4. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы.

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные: формирование  умения находить орфограмму «Написание Ь на конце разных частей речи с основой на шипящий»; умения отличать полную и краткую форму; умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую.

Урок связан с предыдущими уроками, работает на последующие.


1 этап: Вступительное слово учителя. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задача данного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Для того, чтобы настроить детей на работу, включить всех учащихся в деловой ритм и создание дружеской, комфортной обстановки я предложила поработать с гештальт-картинкой. Работа с данной картинкой позволила построить урок, используя групповую форму работы. Рабочее место обучающихся было подготовлено к уроку.

2 этап: Актуализация знаний. Задача этапа: организовать деятельность по повторению изученного материала через познавательную деятельность учащихся. Для повторения изученного материала я предложила группам решить кроссворды. Данный вид работы был интересен детям. После проверки работы мы проанализировали записанные слова в кроссворд. Данная работа подготовила учащихся к восприятию нового материала.

3 этап: Выявление места и причины затруднения. Задача – организовать деятельность по выявлению места и причины затруднения с целью определить тему урока. Выполнив познавательное задание, путем наводящих вопросов учащиеся смогли назвать тему урока. Использовались вопросы по повторению изученного материала.

4 этап. Целеполагание. Задача этапа: установить правильность понимания опорных понятий, формулирование задач урока исходя из темы урока. Дети проанализировали тему урока и смогли сформулировать цель с помощью учителя, которая фиксировалась устно.

5 этап - Работа с учебником. Задача – познакомить с правилом по изучаемой орфограмме. Учащиеся прочитали правило, ответили на вопрос. Данный этап очень важен в структуре всего занятия.

6 этап - Работа с алгоритмом. Задача – повторить материал, изученный в начальной школе, увидеть изучаемую орфограмму в системе русского языка. Для решения данной задачи я предложила детям поработать с алгоритмом. Учащиеся обобщили изученные сведения, увидели, какое место занимает изучаемая орфограмма в алгоритме. Проверка данной работы не заняла много времени, поскольку после устного рассказа о порядке действий учащиеся сопоставили свой алгоритм с алгоритмом на слайде, это позволило детям подкорректировать запись.

7 этап - Физкультминутка. Задача – физический отдых учащихся, смена деятельности для эмоциональной разрядки в классе. Была выбрана физкультминутка, где учащиеся выполняют как можно больше действий. Выполняя предыдущее задание, учащиеся устали, поэтому чтобы избежать быстрого утомления я выбрала данную физкультминутку.

8 этап. Творческая практическая деятельность. Задача организовать деятельность по формированию умения правильно писать краткие имена прилагательные с основой на шипящую. Учащиеся преобразовывали предложения, обозначали орфограмму в кратких прилагательных,. Задание позволило отработать не только умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую, но и правильно определять их синтаксическую роль.

9 этап - Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Задача – выявить уровень сформированности повторенной и изучаемой орфограмм.

Распределяя слова из текста по колонкам, учащиеся закрепили умение определить, какая орфограмма представлена. Взаимопроверка по группам способствовало формированию адекватной оценке и самооценке выполненной работы.

10 этап - Включение в систему знаний и повторение. Задача – организовать работу по распределению орфограмм с целью контроля усвоения данной темы, коррекции знаний. В связи с тем, что это пятиклассники, выбрала задание в форме игры. Проверка знаний устная эффективна, так как можно отследить сформированность ЗУНов у каждого ученика.

11 этапРефлексия. Задача – провести анализ выполненной работы на уроке. Рефлексия осуществляется путем устных ответов на вопросы.

Прием «Сравни деревья» - эффективен, поскольку ребята визуально видят результат работы группы.

12 этап - Домашнее задание. Задача – дать домашнее задание, учитывая способности обучающихся, с целью проверки уровня усвоения учебного материала. Задания подобраны небольшие с учетом способностей и возможностей обучающихся.

Урок построен в групповой форме работы. Считаю, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач. В соответствии с требованиями к современному уроку, тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно на этапе целеполагания. Открытие новых знаний по теме осуществлялись в сотрудничестве учащихся друг с другом. Данная форма работы на уроке способствовала не только взаимообучению. Поработав с гештальт-картинкой на этапе мотивации, учащиеся без труда смогли оценить работу отдельных учащихся и всей группы в конце урока. Все этапы взаимосвязаны друг с другом. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: устные ответы на вопросы учителя, проблемные вопросы, самостоятельная работа с проверкой по эталону в группе. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло следить за их активностью и должным восприятием материала. Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные, наглядные (алгоритм) , практические методы. Разнообразие методов позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Детям очень понравилось разгадывать кроссворды в группе, преобразовать предложения по изучаемой орфограмме. Эффективной считаю самостоятельную работу с проверкой по эталону, так как учащиеся увидели изучаемую орфограмму в системе орфограмм по написанию слов с Ь и без него. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Считаю, что поставленные задачи реализованы, структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы.


Просмотр содержимого документа
«урок5»

Конспект урока №5

Предмет: Русский язык

Дата – 20.03

Класс: 5

Тема: Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Цель: формирование представления о грамматических особенностях кратких форм прилагательных и их синтаксической роли.

Деятельностная цель: формирование представления о грамматических особенностях кратких форм прилагательных и их синтаксической роли.

Тип урока: Комбинированный

Целевое назначение: изучение материала по теме урока, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Систематизировать знания учащихся о написании Ь на конце разных частей речи с основой на шипящий.

2.Закрепить понятие о полной и краткой форме имени прилагательного.

3.Повторить правила образования кратких прилагательных.

4.Познакомить с правописанием кратких прилагательных с основой на шипящую;

5. Способствовать формированию умения отличать краткую форму имён прилагательных от других частей речи.

Развивающие:

1.Развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ).

2. Развивать эмоционально-чувственную и двигательную сферы.

3. Развивать психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

2.Воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.

Средства обучения: интерактивная лоска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, дневники на каждую группу, доска, листики

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвёртым в изучении материала по разделу «Имя прилагательное». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по УМК Т.А. Ладыженской – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.Осознание эстетической ценности русского языка.

2.Уважительное отношение к родному языку.

3.Потребность сохранить чистоту русского языка.

4.Стремление к речевому самосовершенствованию.

  • коммуникативных УУД:

1.Умение строить сообщения в устной и письменной форме.

2.Умение проводить сравнение, формулировать собственное мнение и позицию.

3.Умение работать в группе; оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

  • регулятивных УУД:

1.Умение  принимать и сохранять учебную задачу.

2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

3. Умение осуществлять пошаговый контроль по результату.

4. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы.

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные: формирование  умения находить орфограмму «Написание Ь на конце разных частей речи с основой на шипящий»; умения отличать полную и краткую форму; умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую.

Методы и формы обучения: эвристический метод; групповая, фронтальная


Ход урока

  1. Вступительное слово. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Доброе утро, ребята!

-Скажите, какое сейчас время года? (весна)

-Что происходит весной в природе? (Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд.

-Скажите, сколько лиц вы видите на слайде? (4) Покажите их.

-Докажите, что на картинке изображено время года – весна? (распустились цветы на дереве, трава зеленая, снега нет)

-Молодцы!

- Обратите внимание на доску. На ней изображено 4 дерева, но они не цветут.

Ребята, предлагаю работу сегодня организовать в группах. (по 4 человека) Каждая группа будет отвечать за свое дерево. На уроке вы будете выполнять задания, и за правильно выполненное задание вы получите вот такой листочек (показываю). Все задания вы найдете в дневниках, которые лежат у Вас на парте.

-Ульяна, зачитай, пожалуйста, на первой странице правила работы в группе!

-Этих правил вы должны придерживаться на уроке!

Давайте немного посоревнуемся, а в конце урока посмотрим, дерево какой группы самое красивое!

-Поможем нашим деревьям зацвети? (да, поможем)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

-Для того чтобы получить первые 4 листика для своего деревца, Вам необходимо решить кроссворд – 1 задание! (Приложение 1) Один ответ – один листик!

На выполнение задания – 5 минут. Итак, время пошло. Можете приступать к заданию. Желаю удачи!

-Давайте начнем проверку с первой группы.

Ваша задача – зачитать вопрос и ваш ответ. Вторая? Третья? Четвертая?

Молодцы! Все справились с заданием!

-Проанализируйте ответы в кроссворде и скажите, на какую орфограмму данные слова? (употребление/неупотребление ь после шипящих на конце слова)

-Ребята, какими частями речи выражены ответы в кроссвордах? (существительное и глагол)

-В каких случаях Ь после шипящих употребляется, в каких – нет? Приведите примеры из кроссворда.

Молодцы! Все получили листики! Предлагаю перейти к следующему заданию.

3. Выявление места и причины затруднения.

-Итак, найдите в своем дневнике задание 2. (Приложение 2)

Задание: из списка выбрать имя прилагательное, которое может сочетаться с именем существительным из предыдущего задания.

Данное словосочетание записать в специально отведенное место.

-Зачитайте получившиеся словосочетания.

-Молодцы!

Ответ:

Неуклюжий звереныш

Горячий гуляш

Свежий лещ

Хороший товарищ

-В какой форме употреблены данные прилагательные? (полной)

-Как отличать прилагательные в полной форме от прилагательных в краткой? (по окончанию, по вопросу)

-Как образуются прилагательные в краткой форме? (путем отсечения окончания)

Образуйте от полных прилагательных краткую форму и запишите.

Неуклюжий звереныш – звереныш неуклюж

Горячий гуляш – гуляш горяч

Свежий лещ – лещ свеж

Хороший товарищ – товарищ хорош

-Как вы написали краткие имена прилагательные? Что вы написали в конце кратких прилагательных? (с ь; без ь (слова оканчиваются на шипящие – ж,ч,ш)

-Кто-то из Вас написал с Ь, кто-то без Ь. А как будет правильно? (не знаем этого правила)

Проанализируйте выполненные упражнения.

-Как думаете, о чем сегодня будем говорить? (о кратких прилагательных с основой на шипящую)

-Запишите число, тему урока

Двадцать шестое марта

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

4. Целеполагание.

-Внимательно прочитайте тему урока.

-Как думаете, какова наша задача на уроке- узнать пишется ли Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую или нет; научиться правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую.

5. Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр.92.

-Артём, зачитай правило.

-Что вы узнали о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую? ( Ь не пишется)

6 . Работа с алгоритмом.

-Давайте обобщим эти сведения, для этого предлагаю заполнить пропущенные звенья алгоритма действий. За правильно выполненное данное задание вы можете получить 6 листиков.

- В каких частях речи встречается орфограмма «Употребление/неупотребление Ь после шипящих на конце слова»?(существительное, глагол, прилагательное)

-Что нужно сделать первым пунктом алгоритма? (определить часть речи)

-Приступайте к выполнению задания.


……………………..



Сущ. Глагол ?.



3 скл. ? ?. Крат. форма прил.



? Ь Ь ?

-Расскажите по алгоритму порядок действий.

Сверьте свой алгоритм со схемой слайде (Приложение 3)

Молодцы!

7. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем.

Я читаю стихотворение, а вы выполняете.

Ветер дует нам в лицо,(имитируют дуновение ветра)
Закачалось деревцо
.(качают туловище то в одну, то в другую сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(приседают)
Деревцо всё выше, выше. (
выпрямляются)

Молодцы, отдохнули. Продолжим работу.

6. Творческая практическая деятельность.

Поработаем с вами корректорами.

Задание: Преобразуйте предложения. Графически обозначьте орфограмму в кратких прилагательных. Подчеркните краткое прилагательное как член предложения.

О б р а з е ц. Ситец линяет. — Ситец линюч. Калач горячий. – Калач горяч.

1 группа. Мальчик походит (на меня) – Мальчик похож. Напиток шипит. – Напиток шипуч. Человек везучий – Человек везуч.

2 группа. Мороз трещит – Мороз трескуч. Цветок пахнет. – Цветок пахуч. Малыш пригожий. – Малыш пригож.

3 группа. Ветер жжёт. – Ветер жгуч. Бензин горит. – Бензин горюч.

Лес дремучий – Лес дремуч.

4 группа. Руль скрипит – Руль скрипуч. Ёж колется – Ёж колюч. Перец жгучий – Перец жгуч.

-Давайте проверим, что у Вас получилось! (каждая группа зачитывает предложения и называет, каким членом предложения является)

Молодцы! Все хорошо выполнили задания.

-Как вы написали краткие имена прилагательные с основой на шипящую? (без Ь)

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Переходим к следующему заданию.

Задание: Выпишите в две колонки: 1) Ь пишется; 2) Ь не пишется. 1. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте… 2. Летний луч(?) запутался в окне. 3. День холодный угрюм и свеж(?). 4. Ноч(?) еще только что обняла небо… 5. И он промчался пред полками могуч(?) и радостен, как бой. 6. Наша печ(?) как-то дико и странно завывала в дождливую ноч(?). 7. Небо звонко, воздух мутен, горный ключ(?) чуть-чуть журчит. 8. Каждый зряч(?), да не каждый врач(?). 9. Ты восхитительно поеш(?). 10. Это моя взрослая доч(?).

Поменяйтесь карточками с другой группой. Проверьте работу, поставьте оценку. Сколько листиков получает каждая группа?

Ключ ответа:

Ь пишется

Ь не пишется

ночь, печь, поешь, дочь

хорош, луч, свеж, могуч, ключ, зряч, врач.

Критерии оценок

«5» - нет ошибок (5 листиков)

«4» - 1 ошибка (4 листика)

«3» - 2 и более ошибок(3 листика)

- Молодцы, ребята, все хорошо потрудились в группах. Садитесь на свои места!

8. Включение в систему знаний и повторение.

Предлагаю немного поиграть по вариантам: 1 вариант, 2 вариант.

Я называю слово. Если в нём пишется Ь, то поднимают руки ребята первого варианта, а если не пишется – второго варианта.

Горяч, дотронешься, карандаш, колюч, пахуч, сорвешь, обдерешь, рожь

Молодцы!

9. Рефлексия.

Теперь, ребята, по 1 человеку от группы подойдите к своему дереву и приклейте к нему листочки.

Пока наши деревья еще не зацвели, предлагаю ответить на вопросы:

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.Какое задание из выполненных на уроке вам кажется самым интересным? Почему?

3. Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?

-Теперь, ребята, давайте посмотрим на наши деревья, какие они красивые стали.

-Сравните деревья. Какая группа лучше потрудилась на уроке?

-Дайте оценку своей работе в группе? Почему такая оценка?

10. Домашнее задание.

1. Упр.592 (составьте предложения, заменяя, где это необходимо, полные прилагательные краткими. Подчеркните главные члены предложения. Составьте схему одного из предложений с однородными членами). Правило выучить.

2. Подобрать 6 пословиц, где употреблены краткие прилагательные с основой на шипящий.



Приложение 1

1 группа



















1

2 п

р

е

д

о

с

т

е

р

е

ч

ь





о














3


м














з


о













4

в

е

щ

ь













е


ь














р
















ё
















н
















ы
















ш















































1. Предупредить, известить об опасности. (предостеречь)

2. Поддержка (помощь)

3. Детеныш зверя. (звереныш)

4. Какой-либо предмет, безделушка. (вещь)

2 группа







1







2



т







г

4

п

е

ч

ь





у



ч




3

ф

а

л

ь

ш

ь







я










ш

















1. Литься, капать (течь)

2. Главное национальное венгерское блюдо из мяса. С венгерского языка так и переводится – «пастух» («Пастушья еда») (гуляш)

3. Лживость (фальшь)

4. Духовка, плита (печь)

3 группа






1









с









т







2

н

е

у

ч







р









е






4



ч




3

г

л

у

ш

ь






е









щ
















1. Охранять (стеречь)

2. Невежда, недоучка (неуч)

3. Глухомань, захолустье. (глушь)

4. Пресноводная рыба из сем. карповых с плоским телом. (лещ)

4 группа






3






2

т

о

в

а

р

и

щ









о











с










4

к

а

м

ы

ш







о











ш






4 б

е

р

е

ч

ь

















1. Пользоваться предметом аккуратно, не портить. (беречь)

2. Друг (товарищ)

3. Антоним к слову – нищета, убогость. (роскошь)

4. Болотное растение с рыхлым соцветием от светло- до тёмно-коричневого цвета. (камыш)


Приложение 2

1 группа. Звереныш


Утренний

Тонкий

Неуклюжий

Ответ:__________________

2 группа. Гуляш


Солнечный

Чистый

Горячий

Ответ:___________________

3 группа. Лещ


Свежий

Густой

Торжественный

Ответ:_________________

4 группа. Товарищ


Беленький

Хороший

Бумажный

Ответ:_________________



Приложение 3

Определить часть речи.



Сущ. Глагол Прил.



3 скл. 2 скл, Р.п. мн.ч. 2-е л., Н.ф. Крат. прил.

Ь Ь Ь Ь






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!