Конспект урока №5
Предмет: Русский язык
Дата – 20.03
Класс: 5
Тема: Краткие прилагательные с основой на шипящую.
Цель: формирование представления о грамматических особенностях кратких форм прилагательных и их синтаксической роли.
Деятельностная цель: формирование представления о грамматических особенностях кратких форм прилагательных и их синтаксической роли.
Тип урока: Комбинированный
Целевое назначение: изучение материала по теме урока, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Систематизировать знания учащихся о написании Ь на конце разных частей речи с основой на шипящий.
2.Закрепить понятие о полной и краткой форме имени прилагательного.
3.Повторить правила образования кратких прилагательных.
4.Познакомить с правописанием кратких прилагательных с основой на шипящую;
5. Способствовать формированию умения отличать краткую форму имён прилагательных от других частей речи.
Развивающие:
1.Развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ).
2. Развивать эмоционально-чувственную и двигательную сферы.
3. Развивать психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
2.Воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.
Средства обучения: интерактивная лоска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, дневники на каждую группу, доска, листики
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвёртым в изучении материала по разделу «Имя прилагательное». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по УМК Т.А. Ладыженской – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:
1.Осознание эстетической ценности русского языка.
2.Уважительное отношение к родному языку.
3.Потребность сохранить чистоту русского языка.
4.Стремление к речевому самосовершенствованию.
1.Умение строить сообщения в устной и письменной форме.
2.Умение проводить сравнение, формулировать собственное мнение и позицию.
3.Умение работать в группе; оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.
1.Умение принимать и сохранять учебную задачу.
2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.
3. Умение осуществлять пошаговый контроль по результату.
4. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы.
1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;
2.извлечение необходимой информации из разных источников;
Предметные: формирование умения находить орфограмму «Написание Ь на конце разных частей речи с основой на шипящий»; умения отличать полную и краткую форму; умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую.
Методы и формы обучения: эвристический метод; групповая, фронтальная
Ход урока
Вступительное слово. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Доброе утро, ребята!
-Скажите, какое сейчас время года? (весна)
-Что происходит весной в природе? (Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)
-Ребята, посмотрите внимательно на слайд.
-Скажите, сколько лиц вы видите на слайде? (4) Покажите их.
-Докажите, что на картинке изображено время года – весна? (распустились цветы на дереве, трава зеленая, снега нет)
-Молодцы!
- Обратите внимание на доску. На ней изображено 4 дерева, но они не цветут.
Ребята, предлагаю работу сегодня организовать в группах. (по 4 человека) Каждая группа будет отвечать за свое дерево. На уроке вы будете выполнять задания, и за правильно выполненное задание вы получите вот такой листочек (показываю). Все задания вы найдете в дневниках, которые лежат у Вас на парте.
-Ульяна, зачитай, пожалуйста, на первой странице правила работы в группе!
-Этих правил вы должны придерживаться на уроке!
Давайте немного посоревнуемся, а в конце урока посмотрим, дерево какой группы самое красивое!
-Поможем нашим деревьям зацвети? (да, поможем)
2. Актуализация и пробное учебное действие.
-Для того чтобы получить первые 4 листика для своего деревца, Вам необходимо решить кроссворд – 1 задание! (Приложение 1) Один ответ – один листик!
На выполнение задания – 5 минут. Итак, время пошло. Можете приступать к заданию. Желаю удачи!
-Давайте начнем проверку с первой группы.
Ваша задача – зачитать вопрос и ваш ответ. Вторая? Третья? Четвертая?
Молодцы! Все справились с заданием!
-Проанализируйте ответы в кроссворде и скажите, на какую орфограмму данные слова? (употребление/неупотребление ь после шипящих на конце слова)
-Ребята, какими частями речи выражены ответы в кроссвордах? (существительное и глагол)
-В каких случаях Ь после шипящих употребляется, в каких – нет? Приведите примеры из кроссворда.
Молодцы! Все получили листики! Предлагаю перейти к следующему заданию.
3. Выявление места и причины затруднения.
-Итак, найдите в своем дневнике задание 2. (Приложение 2)
Задание: из списка выбрать имя прилагательное, которое может сочетаться с именем существительным из предыдущего задания.
Данное словосочетание записать в специально отведенное место.
-Зачитайте получившиеся словосочетания.
-Молодцы!
Ответ:
Неуклюжий звереныш
Горячий гуляш
Свежий лещ
Хороший товарищ
-В какой форме употреблены данные прилагательные? (полной)
-Как отличать прилагательные в полной форме от прилагательных в краткой? (по окончанию, по вопросу)
-Как образуются прилагательные в краткой форме? (путем отсечения окончания)
Образуйте от полных прилагательных краткую форму и запишите.
Неуклюжий звереныш – звереныш неуклюж
Горячий гуляш – гуляш горяч
Свежий лещ – лещ свеж
Хороший товарищ – товарищ хорош
-Как вы написали краткие имена прилагательные? Что вы написали в конце кратких прилагательных? (с ь; без ь (слова оканчиваются на шипящие – ж,ч,ш)
-Кто-то из Вас написал с Ь, кто-то без Ь. А как будет правильно? (не знаем этого правила)
Проанализируйте выполненные упражнения.
-Как думаете, о чем сегодня будем говорить? (о кратких прилагательных с основой на шипящую)
-Запишите число, тему урока
Двадцать шестое марта
Краткие прилагательные с основой на шипящую.
4. Целеполагание.
-Внимательно прочитайте тему урока.
-Как думаете, какова наша задача на уроке- узнать пишется ли Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую или нет; научиться правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую.
5. Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр.92.
-Артём, зачитай правило.
-Что вы узнали о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую? ( Ь не пишется)
6 . Работа с алгоритмом.
-Давайте обобщим эти сведения, для этого предлагаю заполнить пропущенные звенья алгоритма действий. За правильно выполненное данное задание вы можете получить 6 листиков.
- В каких частях речи встречается орфограмма «Употребление/неупотребление Ь после шипящих на конце слова»?(существительное, глагол, прилагательное)
-Что нужно сделать первым пунктом алгоритма? (определить часть речи)
-Приступайте к выполнению задания.
……………………..
Сущ. Глагол ?.
3 скл. ? ?. Крат. форма прил.
? Ь Ь ?
-Расскажите по алгоритму порядок действий.
Сверьте свой алгоритм со схемой слайде (Приложение 3)
Молодцы!
7. Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем.
Я читаю стихотворение, а вы выполняете.
Ветер дует нам в лицо,(имитируют дуновение ветра)
Закачалось деревцо.(качают туловище то в одну, то в другую сторону)
Ветер тише, тише, тише.(приседают)
Деревцо всё выше, выше. (выпрямляются)
Молодцы, отдохнули. Продолжим работу.
6. Творческая практическая деятельность.
Поработаем с вами корректорами.
Задание: Преобразуйте предложения. Графически обозначьте орфограмму в кратких прилагательных. Подчеркните краткое прилагательное как член предложения.
О б р а з е ц. Ситец линяет. — Ситец линюч. Калач горячий. – Калач горяч.
1 группа. Мальчик походит (на меня) – Мальчик похож. Напиток шипит. – Напиток шипуч. Человек везучий – Человек везуч.
2 группа. Мороз трещит – Мороз трескуч. Цветок пахнет. – Цветок пахуч. Малыш пригожий. – Малыш пригож.
3 группа. Ветер жжёт. – Ветер жгуч. Бензин горит. – Бензин горюч.
Лес дремучий – Лес дремуч.
4 группа. Руль скрипит – Руль скрипуч. Ёж колется – Ёж колюч. Перец жгучий – Перец жгуч.
-Давайте проверим, что у Вас получилось! (каждая группа зачитывает предложения и называет, каким членом предложения является)
Молодцы! Все хорошо выполнили задания.
-Как вы написали краткие имена прилагательные с основой на шипящую? (без Ь)
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Переходим к следующему заданию.
Задание: Выпишите в две колонки: 1) Ь пишется; 2) Ь не пишется. 1. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте… 2. Летний луч(?) запутался в окне. 3. День холодный угрюм и свеж(?). 4. Ноч(?) еще только что обняла небо… 5. И он промчался пред полками могуч(?) и радостен, как бой. 6. Наша печ(?) как-то дико и странно завывала в дождливую ноч(?). 7. Небо звонко, воздух мутен, горный ключ(?) чуть-чуть журчит. 8. Каждый зряч(?), да не каждый врач(?). 9. Ты восхитительно поеш(?). 10. Это моя взрослая доч(?).
Поменяйтесь карточками с другой группой. Проверьте работу, поставьте оценку. Сколько листиков получает каждая группа?
Ключ ответа:
Ь пишется | Ь не пишется |
ночь, печь, поешь, дочь | хорош, луч, свеж, могуч, ключ, зряч, врач. |
Критерии оценок
«5» - нет ошибок (5 листиков)
«4» - 1 ошибка (4 листика)
«3» - 2 и более ошибок(3 листика)
- Молодцы, ребята, все хорошо потрудились в группах. Садитесь на свои места!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Предлагаю немного поиграть по вариантам: 1 вариант, 2 вариант.
Я называю слово. Если в нём пишется Ь, то поднимают руки ребята первого варианта, а если не пишется – второго варианта.
Горяч, дотронешься, карандаш, колюч, пахуч, сорвешь, обдерешь, рожь
Молодцы!
9. Рефлексия.
Теперь, ребята, по 1 человеку от группы подойдите к своему дереву и приклейте к нему листочки.
Пока наши деревья еще не зацвели, предлагаю ответить на вопросы:
1.Что нового вы узнали на уроке?
2.Какое задание из выполненных на уроке вам кажется самым интересным? Почему?
3. Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?
-Теперь, ребята, давайте посмотрим на наши деревья, какие они красивые стали.
-Сравните деревья. Какая группа лучше потрудилась на уроке?
-Дайте оценку своей работе в группе? Почему такая оценка?
10. Домашнее задание.
1. Упр.592 (составьте предложения, заменяя, где это необходимо, полные прилагательные краткими. Подчеркните главные члены предложения. Составьте схему одного из предложений с однородными членами). Правило выучить.
2. Подобрать 6 пословиц, где употреблены краткие прилагательные с основой на шипящий.
Приложение 1
1 группа
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | 1 | 2 п | р | е | д | о | с | т | е | р | е | ч | ь | |
| | | о | | | | | | | | | | | | |
| 3 | | м | | | | | | | | | | | | |
| з | | о | | | | | | | | | | | | |
4 | в | е | щ | ь | | | | | | | | | | | |
| е | | ь | | | | | | | | | | | | |
| р | | | | | | | | | | | | | | |
| ё | | | | | | | | | | | | | | |
| н | | | | | | | | | | | | | | |
| ы | | | | | | | | | | | | | | |
| ш | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
1. Предупредить, известить об опасности. (предостеречь)
2. Поддержка (помощь)
3. Детеныш зверя. (звереныш)
4. Какой-либо предмет, безделушка. (вещь)
2 группа
| | | | | | 1 | | | |
| | | 2 | | | т | | | |
| | | г | 4 | п | е | ч | ь | |
| | | у | | | ч | | | |
3 | ф | а | л | ь | ш | ь | | | |
| | | я | | | | | | |
| | | ш | | | | | | |
| | | | | | | | | |
1. Литься, капать (течь)
2. Главное национальное венгерское блюдо из мяса. С венгерского языка так и переводится – «пастух» («Пастушья еда») (гуляш)
3. Лживость (фальшь)
4. Духовка, плита (печь)
3 группа
| | | | | 1 | | | |
| | | | | с | | | |
| | | | | т | | | |
| | | 2 | н | е | у | ч | |
| | | | | р | | | |
| | | | | е | | | |
| | 4 | | | ч | | | |
3 | г | л | у | ш | ь | | | |
| | е | | | | | | |
| | щ | | | | | | |
| | | | | | | | |
1. Охранять (стеречь)
2. Невежда, недоучка (неуч)
3. Глухомань, захолустье. (глушь)
4. Пресноводная рыба из сем. карповых с плоским телом. (лещ)
4 группа
| | | | | 3 | | | | | |
2 | т | о | в | а | р | и | щ | | | |
| | | | | о | | | | | |
| | | | | с | | | | | |
| | | | 4 | к | а | м | ы | ш | |
| | | | | о | | | | | |
| | | | | ш | | | | | |
4 б | е | р | е | ч | ь | | | | | |
| | | | | | | | | | |
1. Пользоваться предметом аккуратно, не портить. (беречь)
2. Друг (товарищ)
3. Антоним к слову – нищета, убогость. (роскошь)
4. Болотное растение с рыхлым соцветием от светло- до тёмно-коричневого цвета. (камыш)
Приложение 2
1 группа. Звереныш | Утренний Тонкий Неуклюжий |
Ответ:__________________
2 группа. Гуляш | Солнечный Чистый Горячий |
Ответ:___________________
3 группа. Лещ | Свежий Густой Торжественный |
Ответ:_________________
4 группа. Товарищ | Беленький Хороший Бумажный |
Ответ:_________________
Приложение 3
Определить часть речи.
Сущ. Глагол Прил.
3 скл. 2 скл, Р.п. мн.ч. 2-е л., Н.ф. Крат. прил.
Ь Ь Ь Ь