Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 г классе (3ч в неделю, 102 Ч.) |
Дата | | ВВЕДЕНИЕ | Примечания |
План | Факт |
| | 1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | |
| | | ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | |
| | 2 | Литература Древней Руси, ее самобытность. «Слово о полку Игореве».История открытия памятника. Русская история в «Слове…» | |
| | 3 | Художественные особенности «Слова…»: композиция, образы, жанр, язык. | |
| | 4 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Образ русской земли в «Слове…» | |
| | | ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА | |
| | 5 | Лекция «Русская литература 18 века (обзор).Классицизм как художественное направление.» | |
| | 6 | М.В.Ломоносов -ученый, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | |
| | 7 | Прославление Родины, мира, науки, просвещения в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года».Ода как жанр. | |
| | 8 | Жизнь и творчество Г.Р.Державина. «Властителям и судиям». «Памятник».Идеи просвещения, гуманизма, справедливости, мысль о бессмертии. | |
| | 9 | Жизнь А.Н.Радищева, его гражданский подвиг.»Путешествие из Петербурга в Москву»: замысел, тема, композиция, жанр. | |
| | 10 | Сентиментализм как художественное направление. Н.М.Карамзин-историк и писатель. «Бедная Лиза». Особенности языка. | |
| | 11 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей. | |
| | 12 | Контрольная работа «Русская литература 18 века». | |
| | | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА | |
| | 13 | Лекция «Русская литература 19 века (обзор). Романтизм и реализм как художественные направления». | |
| | 14 | Жизнь и творчество В.А.Жуковского. «Море», «Невыразимое». | |
| | 15 | Баллада В.Жуковского «Светлана», особенности жанра. Нравственный мир героини. Язык произведения. | |
| | 16 | ВН.ЧТ.Поэзия К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского. | |
| | 17 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Замысел комедии «Горе от ума». | |
| | 18 | Сюжет комедии «Горе от ума», ее конфликт. «Век нынешний» и «век минувший».Анализ сцен. | |
| | 19, 20 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое значение образов комедии. | |
| | 21,22 | . Преодоление канонов классицизма, путь к реализму. Язык комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения. | |
| | 23,24 | Р.Р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | |
| | 25 | Лекция «Жизнь и творчество А.С.Пушкина.» Пушкин в восприятии читателя («Мой Пушкин»).Лицейская лирика. Тема дружбы. | |
| | 26 | Лирика петербургского периода. Темы свободы, власти, служения Родине в поэзии. «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». | |
| | 27 | Тема любви в лирике А.Пушкина («На холмах Грузии…», «Я Вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Сожженное письмо») | |
| | 28 | Тема поэта и поэзии в лирике А.Пушкина («Пророк», «Поэту», «Памятник»). | |
| | 29 | ВН.ЧТ. «Цыганы» и «Бахчисарайский фонтан» как романтические поэмы. | |
| | 30 | «Маленькие трагедии», их нравственные уроки. | |
| | 31 | Роман «Евгений Онегин»: история создания, замысел и композиция, жанр, сюжет, система образов. Онегинская строфа. | |
| | 32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | |
| | 33 | Татьяна Ларина- нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | |
| | 34 | Эволюция взаимоотношений Онегина и Татьяны. Анализ двух писем. | |
| | 35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений в романе. | |
| | 36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Реализм романа. | |
| | 37 | Р.Р.Пушкинский роман в критике. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин». | |
| | 38 | Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в лирике(«Парус», «И скучно,и грустно…», «Нет, я не Байрон…») | |
| | 39 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». | |
| | 40 | Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.(«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нищий», «Расстались мы…» и др.) | |
| | 41 | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума».Тема России и ее своеобразие. «Родина». | |
| | 42 | «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Замысел, сложность композиции романа. Сюжет и фабула. | |
| | 43 | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».Печорин как представитель поколения. | |
| | 44 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери». «Фаталист». | |
| | 45 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | |
| | 46 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни героя. | |
| | 47,48 | Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа. Оценка творчества М.Лермонтова В.Г.Белинским. Подготовка к домашнему сочинению. | |
| | 49 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Первые успехи(«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»).История создания, замысел, жанр поэмы «Мертвые души». | |
| | 50,51 | Система образов помещиков в поэме «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. | |
| | 52 | Образ города в поэме «Мертвые души». «Повесть о капитане Копейкине». | |
| | 53 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | |
| | 54 | Мертвые и живые души в поэме. Образ России. Автор как лирический и идейно-композиционный центр поэмы. | |
| | 55,56 | Р.Р.Сочинение по поэме Н.Гоголя «Мертвые души». | |
| | 57 | Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи», черты его внутреннего мира. | |
| | 58 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | |
| | 59 | А.Н.Островский. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | |
| | 60 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. | |
| | 61 | А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. | |
| | 62 | Р.Р. Анализ рассказа А.Чехова «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ города. | |
| | | Русская литература 20 века | |
| | 63 | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. Понятие о «Серебряном веке». | |
| | 64,65 | И.А.Бунин. «Темные аллеи».История любви. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. | |
| | 66,67 | Судьба А.А.Блока, его поэтический мир. Р.Р. Чтение наизусть и анализ стихотворений. | |
| | 68 | Судьба С.А.Есенина. Тема Родины в лирике поэта. | |
| | 69 | Размышления о жизни, предназначении человека в лирике С.Есенина. Народно-песенная основа поэзии. Р.Р. Чтение наизусть и анализ стихотворений. | |
| | 70 | Судьба В.В.Маяковского, его новаторство в поэзии. Своеобразие стиля, ритма, интонаций. | |
| | 71 | Судьба М.И.Цветаевой. Стихи о поэзии, любви, о жизни и смерти. | |
| | 72 | Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве».Традиции и новаторство поэтессы. | |
| | 73 | Судьба А.А. Ахматовой. Трагические интонации в любовной лирике. | |
| | 74 | Тема поэта и поэзии в лирике А.Ахматовой. | |
| | 75 | Тема природы в поэзии Н.А.Заболоцкого. Философская лирика поэта. | |
| | 76 | Р.Р.Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Завещание». | |
| | 77 | М.А.Шолохов «Судьба человека». Композиция рассказа, сказовая манера повествования. | |
| | 78 | Образ Андрея Соколова. Судьба человека и судьба Родины. Роль пейзажа, широта реалистической типизации. | |
| | 79 | Судьба Б.Пастернака, его поэтический мир. Р.Р. Чтение наизусть и анализ стихотворений. | |
| | 80,81 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о родине, о природе. Р.Р. Чтение наизусть стихотворений. | |
| | 82 | Личность, жизнь и судьба А.И.Солженицына. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | |
| | 83 | Тема праведничества в рассказе. Матрена и ее трагическая судьба. | |
| | 84 | Р.Р.Сочинение «Нравственный смысл рассказа А.Солженицына «Матренин двор». | |
| | 85-86 | Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 в.в. | |
| | 87 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование | |
| | | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | |
| | 88 | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | |
| | 89 | Гораций. «Я воздвиг памятник…»Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. | |
| | 90, 91 | Данте Алигьери. «Божественная комедия»: замысел, композиция, философский характер. Чтение и анализ фрагментов. | |
| | 92,93 | У.Шекспир. «Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен).Одиночество Гамлета в конфликте с реальным миром» расшатавшегося века». | |
| | 94 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | |
| | 95,96 | И.В.Гете. «Фауст» как философская трагедия.(Обзор с чтением отдельных сцен).Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. | |
| | 97 | Трагизм любви Фауста и Гретхен. Фауст как вечный образ мировой литературы. | |
| | 98-102 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения. Резервные уроки. | |