СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа по теме: "Развивающие компьютерные игры как средство развития творческих способностей школьника".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа. 

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по теме: "Развивающие компьютерные игры как средство развития творческих способностей школьника".»







Курсовая работа

по теме:




РАЗВИВАЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА











Содержание


Введение………………………………………………………………………….

3

  1. Характеристика МКОУ АСШ (база практики) ……………………………….

5

  1. Организация работы по использованию развивающих компьютерных игр на уроках для развития творческих способностей детей в начальной школе.

9

  1. Практическая часть

11

Заключение………………………………………………………………………

58

Список используемых источников…………………………………………….

59























Введение

Современный этап развития общества характеризуется стремительным внедрением информационно-коммуникационных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Наблюдается всестороннее внедрение информационно - коммуникационных технологий на уроках в школе, в том числе и в начальных классах, потому что начальное обучение служит фундаментом всего дальнейшего образования. Скорость изменения информации, необходимой для адаптации и ориентировки в окружающей действительности, сегодня так высока, что необычайно остро стоит вопрос о формировании у ребенка уже на ранних этапах обучения оптимальных комплексов знаний и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность его образования.

Общепризнанным является положение о ведущем виде деятельности в начальной школе - учебной, в то же время интересы, познавательная активность детей в этот период тесно связана с игровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть. В практике начальной школы используются различные развивающие игры на отдельных предметах, в том числе развивающие компьютерные игры служат для усвоения и закрепления материала школьной программы по математике, а также позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику с учетом индивидуальных особенностей; обеспечить полную занятость детей на протяжении всего урока; развить психологические процессы: внимание, мышление, память, воображение, восприятие.

Компьютерная развивающая игра (Кремер О.Б.) – это игра для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития.

Использование на уроках математики компьютерных развивающих игр влияет на развитие самостоятельности, способствует всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов младших школьников, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Применение информационных технологий актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. В исследовании Дацюк Г.И. отмечается повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Занятия с применением информационно–коммуникационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения и развивают познавательную активность учеников.

Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между широким спектром возможностей компьютерных развивающих игр и эпизодическим их использованием в рамках существующих методических подходов в преподавании математики в начальной школе.

Цель исследования – разработать методику проведения уроков математики для 3 класса с использованием компьютерных развивающих игр.

Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования – использование компьютерных развивающих игр на уроках математики в 3 классе.

Гипотеза – использование компьютерных развивающих игр на уроках математики в начальной школе повышает уровень мотивации к изучению математики; развивает познавательную активность учеников.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать направления и опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения математики в начальной школе;

  2. выявить педагогические условия внедрения компьютерных развивающих игр в начальной школе на уроках математики;

  3. провести сравнительную экспертизу компьютерных развивающих игр по математике для младших школьников;

  4. разработать методику и конспекты уроков по математике для 3 класса с использованием компьютерных развивающих игр;

  5. осуществить экспериментальную проверку разработанной методики.

Апробация разработанной методики проведения уроков математики с использованием компьютерных развивающих игр проводилась в МКОУ АСШ (база практики). В ходе эксперимента участвовал 3 класс, в количестве 6 человек.

В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

  • подбор и анализ компьютерных развивающих игр по математике для младших школьников;

  • наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах;

  • анкетирование учащихся;

  • беседа с учениками, учителями.


Характеристика МКОУ АСШ (база практики)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Атласовская средняя школа». Учебная организация функционирует с 1950 года, в 1973 году было построено новое здание. В 2010 году был проведен капитальный ремонт. Школа относится к разряду малокомплектных, наполняемость классов небольшая.

Педагогический состав включает в себя 18 учителей из них администрация школы и совместители: педагог – психолог; педагог – логопед; соцработник.

Основные документы, регламентирующие деятельность школы.

1.Организационные документы.

  • Договор с Учредителем (отдел образования, администрация).

  • Устав и локальные нормативные акты.

  • Свидетельство о государственной регистрации.

  • Лицензия и аккредитация на образовательную деятельность.

  • Коллективный договор.

  • Правила внутреннего трудового распорядка.

  • Структурная и штатная численность.

  • Штатное расписание.

  • Должностные инструкции.

  • План работы школы на учебный год.

2.Распорядительные документы

Приказы:

  •          по основной деятельности;

  •          по личному составу;

  •          по учащимся.

 

3.Охрана труда, техника безопасности и пожарная безопасность.

  • Должностные инструкции по охране труда.

  • Приказы.

  • План работы по охране труда, мероприятий по ТБ и ПБ.

  • Инструкции по охране труда по каждой профессии, виду работ.

  • Программы проведения инструктажей.

  • Журналы регистрации по ТБ и ПБ.

  • Журнал регистрации несчастных случаев. Акты о несчастных случаях. Материалы расследования.

  • Акт готовности ОУ к новому учебному году.

-          приложение (акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования мастерских, спортзала, учебных кабинетов и т.д.);

-          акты испытаний спортинвентаря, опрессовка отопительной системы.

4.Информационно-справочные документы,

  • Протоколы совещаний.

  • Справки.

  • Докладные.

5.Учебно-педагогическая документация.

  • Алфавитная книга записи обучающихся.

  • Личные карты обучающихся.

  • Электронные журналы.

  • Протоколы педсоветов.

  • Книга приказов.

  • Журнал учета замещенных уроков.

  • Журналы выдачи аттестатов об основном общем образовании и среднем общем образовании.

6.Кадры.

  • Трудовые книжки.

  • Книга движения трудовых книжек.

  • Личные дела сотрудников (ф.Т-2).

  • Трудовые договора.


Цели, задачи и функция школы:

Целью деятельности Учреждения является обеспечение общедоступного бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Задачи Учреждения:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

Обеспечение общедоступных дополнительных образовательных услуг.

Формирование общей культуры личности обучающихся.

Воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Предметом деятельности Учреждения является:

Реализация программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Целями образовательного процесса являются:

На ступени начального общего образования – формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Адаптация обучающихся к жизни в обществе.

Формирование общей культуры личности учащихся.

Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ обучающимися.

Формирование здорового образа жизни обучающихся.

Школа осуществляет следующие функции:

  • учебно-воспитательную, включающую в себя обучение и воспитание обучающихся (воспитанников);

  • обеспечение охраны их жизни и здоровья;

  • удовлетворение потребности обучающихся (воспитанников) в самообразовании и получении дополнительного образования;

  • организационную, предполагающую организацию образовательного процесса, в том числе разработку учебного плана и расписания занятий;

  • разработку и утверждение годового календарного учебного графика;

  • установление системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с настоящим Уставом;

  • разработку и принятие на основе государственных образовательных стандартов образовательных программ;

  • разработку и принятие локальных актов;

  • управленческую, включающую в себя управление школой;

  • трудовые отношения;

  • хозяйственно-экономическую, включающую в себя управление закрепленным за Школой имуществом;

  • развитие материально-технической базы в пределах, закрепленных за школой бюджетных и собственных средств.

  • Основная миссия школы состоит в подготовке всесторонне образованного и физически развитого ребёнка для его дальнейшего совершенствования на следующих ступенях образования. При этом образовательные маршруты и траектории могу быть самыми разнообразными и всесторонне доступными и дифференцируется по отношению к различным субъектам:

  • по отношению к учащимся школа стремится предоставить сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации, повысить статус образования как фактора развития региона;

  • по отношению к родителям школа стремится расширить спектр образовательных услуг с тем, чтобы большее число учащихся смогли получить качественное школьное образование, создать условия для максимального развития умственного, физического, духовного потенциала учащихся;

  • по отношению к педагогическому коллективу школа создает условия для профессиональной самореализации педагога, социальной защиты и повышения квалификации педагогических работников;

  • по отношению к социуму поселка миссия школы состоит в привлечении как можно большего числа различных субъектов и социальных учреждений к развитию и реализации школьного образования с тем, чтобы расширить ресурсную (кадровую, материальную, информационную и др.) базу школьного образования;

  • по отношению к обществу и государству миссия школы направлена на реализацию программ развития личности, формирующих человека, способного к продуктивной творческой деятельности в различных сферах, на формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.


Организация работы по использованию развивающих компьютерных игр на уроках для развития творческих способностей детей в начальной школе.


Современный этап развития общества характеризуется стремительным внедрением информационно-коммуникационных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Наблюдается всестороннее внедрение информационно - коммуникационных технологий на уроках в школе, в том числе и в начальных классах, потому что начальное обучение служит фундаментом всего дальнейшего образования. Скорость изменения информации, необходимой для адаптации и ориентировки в окружающей действительности, сегодня так высока, что необычайно остро стоит вопрос о формировании у ребенка уже на ранних этапах обучения оптимальных комплексов знаний и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность его образования.

Общепризнанным является положение о ведущем виде деятельности в начальной школе - учебной, в то же время интересы, познавательная активность детей в этот период тесно связана с игровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть. В практике начальной школы используются различные развивающие игры на отдельных предметах, в том числе развивающие компьютерные игры служат для усвоения и закрепления материала школьной программы по математике, а также позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику с учетом индивидуальных особенностей; обеспечить полную занятость детей на протяжении всего урока; развить психологические процессы: внимание, мышление, память, воображение, восприятие.

Компьютерная развивающая игра (Кремер О.Б.) – это игра для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития.

Использование на уроках математики компьютерных развивающих игр влияет на развитие самостоятельности, способствует всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов младших школьников, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Применение информационных технологий актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. В исследовании Дацюк Г.И. отмечается повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Занятия с применением информационно–коммуникационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения и развивают познавательную и творческую активность учеников.



Практическая часть

Перед подготовкой к урокам математики я проводил экспертизу нескольких мультимедийных дисков: «Путешествие на планете чисел – 2», «Остров арифметики», «Математика на планете счетоводов», «Тим и Тома. Встреча с пиратами», «Математика. Начальная школа. 3 класс», «Математика и конструирование» в общем выявлены высокие показатели оценки объема и качества содержания, психолого-педагогические оценки содержания, а также методическая оценка содержания, представленные в таблице 1.

Таблица 1.


Оценка объема

и качества содержания

Психолого-педагогические оценки содержания

Методическая оценка содержания

Итого (баллы)

«Остров арифметики»

40

36

18

94

«Математика на планете счетоводов»

43

40

24

107

«Тим и Тома. Встреча с пиратами»

45

48

32

120

«Путешествие на планете чисел – 2»

45

45

34

124

«Математика и конструирование»

49

49

35

132

«Математика. Начальная школа»

49

49

34

133


Представлено наглядное обоснование выбранных дисков, согласно основным экспортируемым блокам (оценка объема и качества содержания, психолого-педагогические оценки содержания, методическая оценка содержания) с помощью диаграмм (рис. 1-3).

Представленные диаграммы наглядно подтверждают выбор дисков «Путешествие на планете чисел – 2», «Тим и Тома. Встреча с пиратами», «Математика. Начальная школа. 3 класс», «Математика и конструирование» для построения методики проведения уроков в 3 классе по математике с использованием компьютерных развивающих игр по сравнению с дисками «Остров арифметики», «Математика на планете счетоводов» согласно перечисленным ниже блокам признаков.

Основные критерии оценки объема и качества содержания (рис.1):

  • Соответствие издания требованиям к уровню подготовки учащихся на определенной ступени образования

  • Научная корректность содержания, соблюдение общепринятой терминологии и символики

  • Объем иллюстративного, справочного материалов

Рис 1. Сравнительная диаграмма дисков по блоку «Оценка объема и качества содержания»

Основные критерии психолого-педагогической оценки содержания (рис.2):

  • Возможность сохранения устойчивого внимания

  • Стимулирование познавательной активности

  • Мотивационная функция учебного материала

Рис 2. Сравнительная диаграмма дисков по блоку «Психолого-педагогическая оценка содержания»

Основные критерии методической оценки содержания (рис.3):

  • Наличие уровней сложности изложения

  • Сбалансированность теоретического и практического материала

  • Возможность анализа ошибок по результатам учебной деятельности

Рис 3. Сравнительная диаграмма дисков по блоку «Методическая оценка содержания»

Проанализировав направления использования компьютерных развивающих игр в начальной школе, основные аспекты связаны с терминологией компьютерных развивающих игр; требованиями к их созданию; использованием компьютерных развивающих игр как инновационных средств обучения.

Выделил преимущества компьютерных развивающих игр, которые обеспечивают индивидуализацию обучения, вызывают интерес к деятельности, привлекают внимание ребенка, являются стимулом познавательной активности, моделируют жизненные ситуации.

Провел сравнительную экспертизу компьютерных развивающих игр по математике для младших школьников и выбрал диски для дальнейшего использования в разработке методики и конспектов уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр по следующим критериям: соблюдение общепринятой терминологии и символики; степень наглядности при введении и обосновании новых понятий в процессе обучения; возможность сохранения устойчивого внимания; стимулирование познавательной активности; мотивационная функция; наличие уровней сложности изложения.

Для использования методики обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр я основывался на определении методической системы преподавания (по А.М. Пышкало) как структуры, состоящей из следующих основных элементов:

  • целей и задач обучения;

  • содержания обучения;

  • форм обучения;

  • методов обучения;

  • средств обучения.

Разрабатывая методику обучения математики в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр в рамках методической системы преподавания математики для начальной школы, я исходил из целей и задач преподавания математики, сформулированных в школьной программе (по Н.Б. Истоминой), из необходимости:

  • отбора форм обучения, соответствующих требованиям медицины, педагогики и психологии;

  • отбора методов обучения, соответствующих требованиям психологии;

  • разработки средств обучения, позволяющих учителю реализовать предложенные формы и методы обучения всему необходимому содержанию.

Использование компьютера на уроках математики в начальной школе позволяет: развить интерес к предмету, внести новые интересные элементы в процесс обучения; формировать навыки самооценки и самоконтроля; развить навыки оказания взаимопомощи; формировать прочные навыки счета; удачно варьировать коллективную работу на уроке с индивидуальной.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе на уроках математики позволяет осуществлять дифференцированный подход к ученику с учетом индивидуальных особенностей каждого; обеспечить полную занятость детей на протяжении всего урока; развить психологические процессы: внимание, мышление, память, воображение, восприятие.

Использование компьютера на уроках математики в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение.

Направленность процесса обучения математике в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывается тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка.

Предлагаемая методика использования компьютерных развивающих игр на уроках математики основывается на следующих дидактических принципах (Т.А. Бороненко; А.И. Бочкин):

  • Доступность и посильность обучения, который находит свое отражение в дифференцированном подходе к учащимся в процессе обучения, т. е. в знании и учете преподавателем индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых им учащихся, а также в умении учитывать их уровень развития, степень их умения работать с учебной информацией;

  • Связь обучения с жизнью, теории с практикой. Этот принцип реализуется в первую очередь через практическую направленность обучения в начальной школе, через широкое использование меж предметных связей, через опору на жизненные наблюдения учащихся, их опыт;

  • Наглядность. Весь материал, используемый на уроках математике с использованием компьютерных развивающих игр отражает данный принцип;

  • Индивидуализация (все задания выполняются индивидуально, учитель фиксирует уровень подготовки учащегося);

  • Гуманистичность обучения, преподаватель перестает выступать перед обучаемыми в качестве первичного и единственного источника получения знаний и умений.

Предлагаемая методика проведения уроков математики в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр основывается на методическом преподавании математики в начальной школе по Н.Б. Истоминой, в котором реализована концепция развивающего обучения младших школьников (автор проф. Н.Б. Истомина), выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Основными целями методики являются следующие:

  • дидактические (способствует формированию математического мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, навыков самообразования, самоанализа и т. д.);

  • развивающие (происходит развитие абстрактно-образного, словесно-логического мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса к урокам математики);

  • воспитывающие (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре на уроках математике);

  • мотивационные (побуждение к применению полученных математических знаний в жизненных ситуациях, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Выделю организационно-педагогические условия реализации методики:

1. Данная методика позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и помогать основному курсу математики вводить его в мир математических понятий, терминов, символов, т.е. в мир математических знаний, способствуя тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления в области математики.

2. Реализуется поддержка курса математики с помощью системы тематически подобранных заданий, создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. Критериями оценки поддержки развивающих уроков являются: логика построения занятия, направленная на решение учебной задачи; вариативность предлагаемых заданий, вопросов и взаимосвязь между ними; продуктивная мыслительная деятельность учащихся; сочетание различных средств и форм обучения; высказывание детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования.

3. Повторение ранее изученных вопросов органически включается в процесс построения уроков математики (формулирование возникшей проблемы, организация деятельности учащихся, направленной на ее решение: восприятие, принятие, закрепление, применение, самоконтроль, самооценка).

4. Реализует проработку умения формирования математических понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

5. Предложенная организация работы обеспечивает преемственность между темами и создает условия для активного использования приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания.

6. Процесс выполнения учебных заданий носит продуктивный характер, который, исходя из психологических особенностей младших школьников, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, между догадкой и рассуждением.

7. Обучение решению текстовых задач, реализуется в виде дополнительного прорабатывания навыков чтения задачи, выделения условия и вопроса, известных и неизвестных величин, установление взаимосвязи между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи. Работа облегчена тем, что начальные знания, умения и навыки, которые необходимы для решения текстовых задач формируются непосредственно на уроке математики.

8. Формирование представлений о геометрических фигурах, согласно которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности. Компьютерные развивающие игры позволяют наглядно представить строение геометрических фигур, их свойства, особенности.

9. В основе составления уроков с использованием компьютерных развивающих игр лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как дополнительные содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников создаются определенные представления. Предлагаемые уроки являются дополнительной основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира в их различных интерпретациях.

Используемое программное обеспечение: «Путешествие на планете чисел – 2» (Бука), «Остров арифметики» (1С), «Обучение с приключением. Математика на планете счетоводов» (Медиа Хаус), «Математика. Начальная школа. 3 класс» (1С), «Тим и Тома. Встреча с пиратами» (Новый диск), «Математика и конструирование» (ДОС).

Далее в таблице 3 представлены базовые темы уроков в третьем классе по программе Н.Б. Истоминой и соответствующий подбор компьютерных развивающих игр к ним.

Таблица 3.

Тема уроков

(по программе Н.Б. Истоминой)

Кол-во часов

по программе Н.Б.Истоминой

Название диска

Кол-во часов по предложенной методике

1.

Умножение

8

«Тим и Тома. Встреча с пиратами»

2

2.

Площадь фигур

6

«Математика. Начальная школа»

1

3.

Деление

12

«Тим и Тома. Встреча с пиратами»

2

4.

Уменьшить в несколько раз. Увеличить в несколько раз…

8

«Математика. Начальная школа»

1

5.

Порядок выполнения действий в выражениях

10

«Математика и конструирование»

2

6.

Площадь и периметр прямоугольника

6

«Математика. Начальная школа»

1

7.

Цена. Количество. Стоимость

7

«Приключение на планете чисел - 2

1

8.

Многозначные числа

8

«Математика и конструирование».

1

9.

Сложение и вычитание многозначных чисел

10

«Математика и конструирование»

2

10.

Единицы времени

2

«Математика. Начальная школа»

1

11.

Куб

4

«Математика и конструирование»

1


Для примера привожу конспекты 8 уроков по математике в 3 классе по перечисленным в таблице 3 темам с использованием компьютерных развивающих игр на основе учебника Н.Б. Истоминой «Математика. 3 класс».


Тема урока: «Единицы времени»

Цели урока:

Дидактические: Повторить соотношения между единицами времени и перевод времени из одних единиц в другие; решать задачи на закрепление теоретического материала по теме; совершенствовать навыки работы за компьютером.

Развивающие: Развивать умение производить самоанализ и самооценку.

Воспитательные: Повышать интерес к математике, засчет решения реальных задач, встречающихся в жизни, связанные с единицами времени.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: доска, рабочая тетрадь, учебник по математике 3 класс (Н.Б.Истомина), CD диск («Математика. Начальная школа»), таблица «Единицы времени».

План урока:

1. Оргмомент. Целеполагание, план урока – (3 мин)

2. Изучение нового материала – (5 мин)

3. Закрепление нового материала – (10 мин)

4. Физминутка – (2 мин)

5. Работа за компьютером – (15 мин)

6. Подведение итогов урока, домашнее задание – (5 мин)

Ход урока

Этап урока; время

Действия преподавателя

Действия учащихся

Примечание

Оргмомент. Целеполагание, план урока

(3 мин)

Учитель сообщает цель и тему урока.

План на урок:

- вспоминание пройденного материала во втором классе

- новая тема

- работа за компьютерами

Запись числа и темы урока в тетрадь


Изучение нового материала

(5 мин)

Учитель предлагает вспомнить учащимся с какими единицами времени уже знакомы.

Следующий вопрос направлен на жизненный опыт ребенка: «Какие еще единицы времени вы знаете»

Изучение нового материала происходит в качестве опроса. Учитель актуализирует опыт учащихся, задавая вопросы: Сколько месяцев в году?

Сколько суток в году?

Сколько часов в сутках?

Сколько минут в часах?

Сколько секунд в минуты?

А сколько секунд содержится в одном часе?

Ответы детей: год, неделя, час, минута, секунда


Учащиеся поднимают руки и отвечают.




Учащиеся делают предположения и фиксируют верные ответы в тетрадь










Век, сутки…


Запись на доске:

1 год = 12 месяцев


1 год = 365 суток (366 в високосном)


1 день = 24 часа


1 час = 60 минут


1 минута = 60 секунд


1 час = 3600 секунд


Вешается таблица «Единицы времени»

Закрепление нового материала

(10 мин)

Учитель предлагает учащимся решить № 538 (задание посвящено переводу времени); один учащийся решает у доски под буквой, а, остальные самостоятельно выполняют задание № 538 полностью с последующей самопроверкой (в виде опроса).

Задание №539 предполагает самостоятельное решение и последующей проверкой возле доски.

Учитель зачитывает задачу № 540 и предлагает выяснить сколько минут обычно спит человек. Задача решается самостоятельно.





Учащиеся решают задачу и объясняют свое мнение.











Учащиеся решают задачу, выбирают способ решения и объясняют свой выбор.



Ученики решают задачу в тетрадях

Запись на доске и в тетрадях:

а) 5мин = 300сек

7мин = 420сек

12мин = 720сек

14мин = 840сек

15ч = 7200сек

Для самопроверки:

б) 6ч = 360мин

13ч = 780мин

8ч = 480мин

15ч = 900мин

в) 3600с = 6ч

7200с = 2ч

480мин = 8ч

540мин = 9ч

В упражнении предложены два варианта решения задачи, учащимся предлагается обосновать каждый вариант.

№ 540

Человек обычно спит 7ч. Сколько это минут?

Запись в тетрадях:

7 * 60 = 420 (мин)

Физминутка

(2 мин)

Учитель предлагает отдохнуть и выполнить упражнения перед работой за компьютерами

Ребята встают из-за парт и повторяют упражнения за учителем

Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают)

И немножко отдохнем (Потягиваются)

Вправо, влево повернитесь, (Повороты)

Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)

Руки вверх и руки вбок, (Движение руками)

И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки!

Работа за компьютером

(15 мин)

Учитель загружает используемый диск

Напоминает о правилах работы за компьютером

Ребята рассаживаются по двое и выполняют работу за компьютерами

Используется CD диск «Математика. Начальная школа». Интерфейс диска представлен в виде списка тем по математике для 3 класса. Выбирается тема «Единицы времени» и выполняются предложенные задания. Задания направлены на перевод времени, а так же на ориентирование в числовом пространстве.

Подведение итогов урока, домашнее задание (5 мин)

После работы за компьютерами учитель подводит итог:

- закрепление единиц времени и их перевод из одних в другие

Запись домашнего задания.

После выполнения заданий на компьютере учащиеся проводят самоанализ по количеству верных ответов.

Ребята рассаживаются за парты и продолжают работу с учителем



Домашнее задание направлено на закрепление материала по переводу единиц времени

(№ 549, 550)


Тема урока: Умножение

Цели урока:

Дидактические: проверить усвоение смысла умножения и сравнения, совершенствовать умения и навыки умножения чисел.

Развивающие: Развивать умение производить самоанализ и самооценку.

Воспитательные: Повышать интерес к математике, засчет применения компьютерной игры.

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование: доска, рабочая тетрадь, учебник по математике 3 класс (Н.Б.Истомина), CD диск («Тим и Тома. Встреча с пиратами»).

План урока:

1. Оргмомент. Целеполагание, план урока – (5 мин)

2. Актуализация знаний – (3 мин)

3. Решение задач – (10 мин)

4. Физминутка – (2 мин)

5. Работа за компьютером – (15 мин)

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – (5 мин)

Ход урока

Этапы урока; время

Действия преподавателя

Действия учащихся

Примечание

Оргмомент. Целеполагание, план урока

(5 мин)

Сообщение цели и темы урока.

План на урок:

- проверка таблицы умножения;

- решение задач;

- работа за компьютерами

Запись даты и темы урока в тетрадь


Актуализация знаний

(3 мин)

Проверка таблицы умножения проходит в виде фронтального опроса

Учитель предлагает учащимся самим сделать выводы о знаниях таблицы умножения

Учащиеся отвечают





Самостоятельная оценка знаний

Подбор примеров учитель осуществляет самостоятельно

Решение задач

(10 мин)

Учитель предлагает учащимся выполнить № 40, которое направлено на совершенствование умений и навыков умножения. Выполнение задания происходит в виде опроса по цепочке у доски.

После выполнения № 40 учитель предлагает № 41, который направлен на отработку навыков сравнения и применения таблицы умножения.

Учитель предлагает 5 учащимся, которые уверены в правильности выполнения, сдать тетради на оценку.

Учащиеся выполняют задание с помощью доски в тетрадях.








Учащиеся самостоятельно сравнивают предложенные выражения, отрабатывая таблицу умножения.

5 учащихся сдают тетради на проверку.

Запись на доске и в тетради:

90-81)*2 = 18 (54-45)*3 = 27 (52-46)*8 = 48

(81-72)*4 = 36 (36-27)*7 = 63 (70-62)*5 = 40

(72-63)*6 = 54 (27-18)*9 = 81 (23-17)*8 = 48

(63-54)*8 = 72 (18-9)*0 = 0 (34-29)*8 = 40

(208-200)*1 = 8 (607-600)*8 = 56 (578-508)*9 = 630

Для самопроверки:

29 + 29 + 29 + 29 + 28 29*5

703 + 703 +703 + 710 703*4

972 + 972 + 972 + 972 + 974 972*5

8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 8*8 + 9

Физминутка

(2 мин)

Учитель предлагает отдохнуть и продолжить урок за компьютерами

Учащиеся повторяют упражнения за учителем, сидя за партами

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Работа за компьютером

(15 мин)

Учитель загружает используемый диск

Напоминает о правилах работы за компьютером

Ребята рассаживаются парами и выполняют работу за компьютерами

Используется CD диск «Тим и Тома. Встреча с пиратами».

Интерфейс диска представлен в виде интерактивной карты объектов. Учителю необходимо выбрать объект «Погреб на корабле», по нажатию на который появляется раздел, посвященный теме «Умножение». В задании необходимо сравнить предложенные выражения.

Подведение итогов урока, домашнее задание

(5 мин)

После работы за компьютерами учитель подводит итог:

- на сколько учащиеся усвоили таблицу умножения

Запись домашнего задания.

После выполнения заданий на компьютере учащиеся проводят самоанализ по количеству верных ответов.

Ребята рассаживаются за парты и продолжают работу с учителем




Домашнее задание направлено на закрепление материала по сравнению выражений, состоящих из умножения

(№ 42)


Тема урока: Деление

Цели урока:

Дидактические: Повторить смысл умножения, вспомнить переместительное свойство умножения; продолжить работу по усвоению правила деления.

Развивающие: Развивать умение производить самоанализ и самооценку.

Воспитательные: Повышать интерес к математике, за счет использования компьютерной игры.

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование: доска, рабочая тетрадь, учебник по математике 3 класс (Н.Б.Истомина), CD диск («Тим и Тома. Встреча с пиратами»), плакаты «Свойства умножения», «Деление».

План урока:

1. Оргмомент. Целеполагание, план урока – (5 мин)

2. Актуализация знаний – (3 мин)

3. Решение задач – (10 мин)

4. Физминутка – (2 мин)

5. Работа за компьютером – (15 мин)

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – (5 мин)

Ход урока

Этап урока; время

Действие преподавателя

Действия учащихся

Примечание

Оргмомент. Целеполагание, план урока

(5 мин)

Сообщение цели и темы урока. План на урок:

- повторим умножение

- продолжение работы по усвоению правила деления.

Запись числа и темы урока в тетрадь

На доске записана тема урока и число.


Актуализация знаний

(3 мин)

Учитель просит вспомнить умножение, его компоненты и свойство

Далее просит вспомнить «Что такое деление?» (опрос с места)

Ребята поднимают руки и отвечают.

Запись на доске:

А* В = С

В *А = С

(вешается плакат «Свойства умножения»)

На доску вешается плакат «Деление» с обозначенными компонентами

Решение задач

(10 мин)

Учитель предлагает учащимся выполнить №139. Учитель проходит по рядам и случает объяснения учащихся друг другу. При необходимости поправляет.

Учитель выделяет лучших учащихся и предлагает обращаться к ним за помощью остальным.

Выполнение задания №140 предполагает работу одного учащегося у доски с последующей проверкой всего класса.

Учащиеся выполняют задания в парах и осуществляют взаимопроверку на понимание деления







Учащийся возле доски, остальные в тетради самостоятельно выполняют задание, затем сравнивают полученные результаты

задание посвящено компонентам деления











Задание связано с наглядным представлением математических операций «сравнение» («больше в …», «меньше на …», «больше на …)

Физминутка

(2 мин)

Учитель предлагает отдохнуть и выполнить упражнения перед работой за компьютерами

Ребята встают из-за парт и повторяют упражнения за учителем

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу, (Плавные покачивания поднятыми вверх руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. (Встряхивание рук перед собой)

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят. (Горизонтальные одновременные движения руками вправо, влево)

Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. (Энергично отвести руки назад)

Работа за компьютером

(15 мин)


Учитель загружает используемый диск

Напоминает о правилах работы за компьютером

Ребята рассаживаются по двое и выполняют работу за компьютерами

Используется CD диск «Тим и Тома. Встреча с пиратами». Интерфейс диска представлен в виде интерактивной карты объектов. Учителю необходимо выбрать объект «Пушка на корабле», по нажатию на который появляется раздел, посвященный теме «Деление». В задании необходимо выбрать числа (которые проносят птицы), которые делятся на число на «парусе».

Подведение итогов урока, домашнее задание (5 мин)

После работы за компьютерами учитель подводит итог:

- закрепление компонентов деления

- выставление оценок учащимся быстрее справившимся с заданием на компьютере

Запись домашнего задания.

После выполнения заданий на компьютере учащиеся проводят самоанализ по количеству верных ответов.

Ребята рассаживаются за парты и продолжают работу с учителем









Домашнее задание направлено на закрепление таблицы умножения (№ 141)


Тема урока: Порядок выполнения действий в выражениях

Цели урока:

Дидактические: Повторить арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление); познакомиться с правилами порядка выполнения действий.

Развивающие: Развивать наглядно – образное мышление.

Воспитательные: Повышать интерес к математике, за счет использования на уроке демонстрационного ролика.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: доска, рабочая тетрадь, учебник по математике 3 класс (Н.Б.Истомина), CD диск («Математика и конструирование»), интерактивная доска.

План урока:

1. Оргмомент. Целеполагание, план урока – (5 мин)

2. Актуализация знаний – (3 мин)

3. Решение задач – (10 мин)

4. Работа с демонстрационным роликом – (5 мин)

5. Физминутка – (2 мин)

6. Закрепление нового материала – (15 мин)

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание – (5 мин)

Ход урока

Этапы урока; время

Действия преподавателя

Действия учащихся

Примечание

Оргмомент. Целеполагание, план урока

(5 мин)

Сообщение цели и темы урока.

План на урок:

- повторить известных математических действий;

- изучение правила выполнения действий в выражениях.

Запись числа и темы урока в тетрадь

На доске записана тема урока и число

Актуализация знаний

(3 мин)

Учитель спрашивает учащихся: «Какие действия вы знаете?»

Учитель предлагает на доске зафиксировать математические выражения и перечислить их компоненты и свойства

Учащиеся отвечают



Учащиеся (по –желанию) у доски записывают выражения и объясняют его свойства

Запись на доске:

А + В = С

В + А = С

А = С – В

А – В = С

А = В + С

А * В = С

В * А = С

А = С : В

А : В = С

А = В * С

Решение задач

(10 мин)

В форме фронтальной беседы учитель предлагает выполнить № 212, 213, 214.

Учащиеся предлагают способы сравнения выражений в каждом задании

№ 212

Сравни выражения в каждой паре.

72 – 9 – 3 + 6

72 : 9 * 3 : 6

48 – 6 + 7 + 8

48 : 6 * 7 : 8

27 – 3 + 2 – 6

27 : 3 * 2 : 6

№ 213

Чем отличаются выражения в каждом столбике:

56 – (8 + 9) – 7

56 – 8 – 9 – 7 + 24

56 – 8 – 9 – (7 + 24)

72 : 9 * 3 : 6 : 2

72 : 9 * : (6 : 2) * 7

72 : 9 * : 6 : 2 * 7

Работа с демонстрационным роликом

(5 мин)

Учитель загружает используемый диск для дальнейшей демонстрации ролика

Учащиеся сидят за партами

Используется CD диск «Математика и конструирование». Интерфейс диска представлен в виде списка тем по математике для 3 класса. Выбирается тема «Порядок выполнения действий в выражениях» и при помощи интерактивной доски предоставляется материал всему классу. На диске идет объяснение материала по правилам выполнения действий в выражениях

Физминутка

(2 мин)

Давайте отдохнем и продолжим урок

Учащиеся повторяют упражнения за учителем, сидя за партами

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Закрепление нового материала

(15 мин)

Учитель предлагает самостоятельное прочтение правила в учебнике

Далее учитель предлагает подобрать примеры под каждое правило из заданий 212, 213, 214.

№219 предполагает самостоятельное выполнение учащимися с дальнейшей проверкой 5 работ на оценку, а остальных в виде опроса.

Каждый ученик тихо читает правило

Учащиеся самостоятельно подбирают примеры под каждое правило с дальнейшей проверкой в виде опроса


Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

1. В выражениях без скобок (если только сложение и вычитание или умножение и деление) действия выполняются как записаны.

2. В выражениях без скобок сначала выполняются умножение или деление, а потом сложение или вычитание.

3. В выражениях со скобками сначала вычисляют выражения в скобках.

В заданиях 212, 213, 214 предлагаются различные примеры на порядок выполнения действий в выражениях

Для самопроверки:

24 + 4 *3 = 12 + 24

72–5 * 3= 8 * 9 –15

72 + (40 – 4) : 9 = 12 + 4

36 : 6 - 5 = 6 - 5

(4 + 2) * 7 = 6 * 7

48 : (9 – 3) * 7 =

48 : 6 * 7

Подведение итогов урока. Домашнее задание

(5 мин)

К концу урока учитель просит повторить изученные правила

Запись домашнего задания.

Учащиеся самостоятельно или при помощи учебника воспроизводят правила выполнения действий в выражениях



Задания (№ 220, 221 ) направлены на закрепление изученных правил выполнения действий



Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Цели урока:

Дидактические: Повторить основные денежные единицы (рубли, копейки), показать взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость» и их взаимосвязь; решать задачи на закрепление понятий «цена», «количество», «стоимость».

Развивающие: Развивать умение производить самоанализ и самооценку, развитие наглядно-образного мышления.

Воспитательные: Повышать интерес к математике засчет решения реальных задач, встречающихся в жизни, связанные с денежными единицами.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: доска, рабочая тетрадь, учебник по математике 3 класс (Н.Б.Истомина), CD диск («Приключение на планете чисел - 2»), интерактивная доска.

План урока:

1. Оргмомент. Целеполагание, план урока – (3 мин)

2. Изучение нового материала – (5 мин)

3. Закрепление нового материала– (10 мин)

4. Физминутка – (2 мин)

5. Работа за компьютером – (15 мин)

6. Подведение итогов урока, домашнее задание – (5 мин)

Ход урока

Этапы урока; время

Действия преподавателя

Действия Учащихся

Примечание

Оргмомент. Целеполагание, план урока

(3 мин)

Сообщение цели и темы урока.

План на урок:

- повторение известных денежных единиц;

- знакомство с их преобразованием;

- решение задач

Запись числа и темы урока в тетрадь

На доске записана тема урока и число

Изучение нового материала (демонстрационный ролик)

(3 мин)

Учитель загружает используемый диск для дальнейшей демонстрации ролика

Учащиеся сидят за партами

Используется CD диск «Путешествие на планете чисел – 2». Интерфейс диска представлен в виде интерактивной карты объектов. Учителю необходимо выбрать объект «Конфета», по нажатию на который появляется раздел, посвященный теме «Цена. Количество. Стоимость», выбирается «Обучение».

Закрепление нового материала

(10 мин)

Для закрепления нового материала учитель предлагает выполнить № 383 с последующей проверкой в виде опроса.

Задание № 384 предполагает рассуждение учеников на тему стоимости.


Учащиеся выполняют задание в тетради самостоятельно.

Ребята рассуждают

Упражнение направлено на соотношение цены и стоимости

Задание рассчитано на понимание темы: «почему стоимость всей покупки записана произведением?»

Физминутка

(2 мин)


Учитель предлагает отдохнуть и выполнить упражнения перед работой за компьютерами

Ребята встают из-за парт и повторяют упражнения за учителем

Мы сейчас все дружно встанем

(Дети встают)

И немножко отдохнем (Потягиваются)

Вправо, влево повернитесь, (Повороты)

Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)

Руки вверх и руки вбок, (Движение руками)

И на месте прыг да скок!

(Прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку,

(Бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки!

Работа за компьютером

(15 мин)

Учитель загружает используемый диск

Напоминает о правилах работы за компьютером

Ребята рассаживаются по двое и выполняют работу за компьютерами

Используется CD диск «Путешествие на планете чисел – 2». Интерфейс диска представлен в виде интерактивной карты объектов. Учителю необходимо выбрать объект «Конфета», по нажатию на который появляется раздел, посвященный теме «Цена. Стоимость», выбирается «Играть».

Подведение итогов урока. Домашнее задание

(5 мин)

После работы за компьютерами учитель подводит итог:

- уточнение понятий: цена, количество, стоимость

- выставление оценок

Запись домашнего задания.

После выполнения заданий на компьютере учащиеся проводят самоанализ по количеству верных ответов.

Ребята рассаживаются за парты и продолжают работу с учителем

№ 387 направлен на закрепление понятия стоимость










Тема урока: Многозначные числа

Цели урока:

Дидактические: совершенствовать умение читать и записывать многозначные числа; повторить свойства умножения, сочетательное свойство сложения; порядок выполнения действий в выражениях.

Развивающие: Развивать умение производить самоанализ и самооценку.

Воспитательные: Повышать интерес к математике, за счет использования компьютерной игры.

Тип урока: урок проверки и оценки знаний (контрольная работа)

Оборудование: доска, рабочая тетрадь, учебник по математике 3 класс (Н.Б.Истомина), CD диск («Математика и конструирование»).

План урока:

1. Оргмомент. Целеполагание, план урока – (5 мин)

2. Актуализация знаний – (5 мин)

3. Решение задач – (5 мин)

4. Физминутка – (2 мин)

5. Работа за компьютером – (20 мин)

6. Подведение итогов урока – (3 мин)

Ход урока

Этапы урока; время

Действия преподавателя

Действия учащихся

Примечание

Оргмомент. Целеполагание, план урока

(5 мин)

Сообщение цели и темы урока.

План на урок:

- повторить свойства умножения,

- сочетательное свойство сложения;

- порядок выполнения действий в выражениях;

- контрольная работа.

Запись числа и темы урока в тетрадь

На доске записана тема урока и число

Актуализация знаний

(5 мин)

Повторение пройденного материала: порядок выполнения действий в выражениях, свойства сложения и умножения

Учащиеся поднимают руки и дают ответы на вопросы учителя

1. В выражениях без скобок (если только сложение и вычитание или умножение и деление) действия выполняются как записаны.

2. В выражениях без скобок сначала выполняются умножение или деление, а потом сложение или вычитание.

3. В выражениях со скобками сначала вычисляют выражения в скобках.

А * В = С

В * А = С

А = С : В

А + В = С

В + А = С

А = С - В

Решение задач

(5 мин)

Учитель предлагает выполнить задание №506.

Один учащийся выполняет возле доски с проговариванием чисел для всего класса, остальные в тетрадях

Задание направлено на отработку многозначных чисел.

Для самопроверки:

56000:7 + 4 * 5000 – 2000 = 4000

28000 + 12000 : 6 * 7 – 24000: 8 = 8000

6000 * 3 : 2 * 6 – 81000 :9 = 45000

48 : 8 + 45000 : 9 – 1 = 5000

Физминутка

(2 мин)

. Учитель предлагает отдохнуть и выполнить упражнения перед работой за компьютерами

Ребята встают из-за парт и повторяют упражнения за учителем

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу, (Плавные покачивания поднятыми вверх руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. (Встряхивание рук перед собой)

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят. (Горизонтальные одновременные движения руками вправо, влево)

Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. (Энергично отвести руки назад)

Работа за компьютером

(20 мин)

Учитель загружает используемый диск

Напоминает о правилах работы за компьютером

Ребята рассаживаются по одному и выполняют работу за компьютерами

Используется CD диск «Математика и конструирование». Интерфейс диска представлен в виде списка тем по математике для 3 класса. Выбирается тема «Многозначные числа», «Тест» и выполняются предложенные задания. Задания направлены на проверку знаний учащихся

Подведение итогов урока

(3 мин)

Учитель оценивает знания учащихся по итогам теста

- задание выполнено не верно

- задание выполнено верно

- не смог или не решил задание

После выполнения заданий на компьютере учащиеся проводят самоанализ по количеству верных ответов.















Тема урока: Куб

Цели урока:

Дидактические: сформировать у детей представление о кубе; показать его наглядное представление.

Развивающие: Развивать наглядно – образное мышление.

Воспитательные: Повышать интерес к математике, засчет использования интерактивных элементов.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: доска, рабочая тетрадь, учебник по математике 3 класс (Н.Б.Истомина), CD диск («Математика и конструирование»), интерактивная доска.

План урока:

1. Оргмомент. Целеполагание, план урока – (5 мин)

2. Работа с демонстрационным роликом – (5 мин)

3. Изучение нового материала – (8 мин)

5. Физминутка – (2 мин)

6. Закрепление нового материала – (15 мин)

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание – (5 мин)

Ход урока

Этапы урока; время

Действия преподавателя

Действия учащихся

Примечание

Оргмомент. Целеполагание, план урока

(5 мин)

Сообщение цели и темы урока.

План на урок:

- посмотреть материал про куб;

- решение задач.

Запись числа и темы урока в тетрадь

На доске записана тема урока и число

Работа с демонстрационным роликом

(5 мин)

Учитель загружает используемый диск для дальнейшей демонстрации ролика

Учащиеся сидят за партами

Используется CD диск «Математика и конструирование». Интерфейс диска представлен в виде списка тем по математике для 3 класса. Выбирается тема «Куб»


Изучение нового материала

(8 мин)

Учитель проверяет внимательность учащихся задавая вопросы: сколько у куба граней? ребер?

Учитель предлагает вспомнить и изобразить на доске другие геометрические

фигуры


Ребята отвечают



Учащиеся по мере возможностей изображают фигуры на доске

На доске изображен куб

Физминутка

(2 мин)


Молодцы! Сейчас мы отдохнем и продолжим наш урок

Ребята повторяют за учителем упражнения


Закрепление нового материала

(15 мин)

Учитель предлагает выполнить № 555, 556 в виде фронтальной беседы для закрепления новой темы.

Учитель показывает чертеж фигуры куба на доске

Учащиеся отвечают на, поставленные в тексте задания, вопросы

Учащиеся «переносят» чертеж в тетрадь

Задания на закрепление темы «Куб»

Подведение итогов урока. Домашнее задание

(3 мин)

К концу урока учитель подводит итог:

- повторение геометрических фигур;

- наглядное представление куба

Запись домашнего задания.






№ 557 направлен на закрепление полученного материала на уроке.


До проведения анкетирования, я задавал вопрос ученикам: «Как вы считаете, надо ли использовать компьютерные игры на уроках математики?» и получил оживленную дискуссию, каждый обосновывал собственную позицию. В результате мы не пришли к единому мнению, и каждый свое отношение обозначил в анкете. На рис. 6 приведены результаты ответов на обсуждаемый вопрос.


Рис 6. Использование компьютерных развивающих игр на уроках математики (мнения учеников, в %)

Анализ полученных результатов показывает, что 83% ребят считают, что использовать компьютерные развивающие игры на уроках математики надо, т.к. лучше запоминается информация, экономится время, компьютер не будет «ругаться» за ошибку и т.д…. 17% затрудняются пока точно ответить на этот вопрос, аргументируя тем, что не всегда можно исправить ошибку, задания на компьютере легкие, можно разучиться писать, быстро садится зрение и т.д....

После проведения уроков по математике с использованием компьютерных развивающих игр я провел анкетирование по модифицированным вопросам для выявления изменений в повышении уровня мотивации к изучению математики с использованием компьютерных развивающих игр.

В анкете Н.Г. Лускановой я модифицировал следующие вопросы:

  • «Ты часто рассказываешь о школе родителям?»

  • «Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?»

  • В результате модификации вопросы в анкете были сформулированы следующим образом:

  • «Ты рассказал родителям об уроках с использованием компьютерных игр?»

  • «Если бы завтра был урок математики с использованием компьютерных игр, а учитель сказал, что в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?»

Результаты ответов представлены на следующих диаграммах (рис. 11).

Рис 11. Диаграммы, показывающие отношение ребят к компьютерным развивающим играм

Анализ диаграмм (рис. 11) показывает, что ребята на 11% больше рассказали своим родителям о школьной жизни, а конкретно о «новых» уроках математики с использованием компьютерных развивающих игр.

На следующих диаграммах (рис. 12) видно, что ребята заинтересованы в уроках математики с использованием компьютерных развивающих игр и готовы продолжать получать новые знания. На 33% увеличилось количество учащихся, которые пойдут на уроки математики по собственному желанию, кроме того снизился процент учащихся, которые хотели бы остаться дома.

Рис 12. Диаграммы, показывающие отношение ребят к компьютерным развивающим играм

В целом анализ диаграмм 11 и 12 показал, что ребятам интересны уроки с использованием компьютерных развивающих игр, им интересны различные формы изложения материала (игра, демонстрационный ролик, интерактивные карты и др.), у них формируется познавательная активность к изучению нового материала.

Проверка гипотезы о формировании познавательной активности была осуществлена при изучении темы «Куб». При изучении темы «Куб» я использовали компьютерные развивающие диски в качестве демонстрации нового материала при помощи школьной интерактивной доски. После просмотра демонстрационного ролика в компьютерной развивающей игре у ребят возникло множество вопросов и просьб решить задания, но мы целенаправленно не стали продолжать объяснение темы, т.к. планировалось выяснить станут ли учащиеся проявлять самостоятельную познавательную активность к теме «Куб». Для проверки гипотезы я включил в анкету следующий вопрос: «Будешь ли ты самостоятельно разбираться в теме «Куб».





Результаты ответов на поставленный вопрос представлены на следующей диаграмме (рис. 13)


Рис 13. Формирование познавательной активности (в %)

Из диаграммы (рис. 13) видно, что в ответах детей не встретилось категорического отказа, некоторые отвечали, что пока нет или в ближайшие дни нет (9%), зато 91% учащихся ответили «да», «обязательно».

Результаты проведенного эксперимента подтверждают выдвинутую в исследовании гипотезу, что использование компьютерных развивающих игр на уроках математики в начальной школе повышает уровень мотивации к изучению математики и развивает познавательную и творческую активность учеников.

На портале цифровых образовательных ресурсов есть огромное количество развивающих игр, интерактивных заданий, иллюстрированного и демонстрационного материала для самостоятельной и фронтальной работы по всем предметам образовательной программы. При проведении уроков в начальной школе мной было отмечено, что ученики с нетерпением и большим интересом ждут от меня чего-то нового, что и как я им преподнесу на уроке.

Использование занимательного материала с помощью компьютерных технологий на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность и творческую деятельность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: игры, ребусы, кроссворды, головоломки, викторины, загадки, задачи. Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание. На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, компьютерные развивающие игры-тренажеры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол», ребусы, кроссворды, задачи в стихах, задания с геометрическими фигурами и т.д. (см. рисунок 9 – 11).

Рисунок 9. Интерактивный тренажёр по математике

Рисунок 10. Онлайн тренажер по математике

Рисунок 11. Интерактивный математический кроссворд

Компьютерные развивающие игры, тренажеры можно использовать на любом этапе урока: на этапе ознакомления, повторения и закрепления изученного материала выполняют функцию формирования в процессе игры обще учебных умений и навыков, а также психологических образований, крайне необходимых для активизации учебного процесса.

Развивающая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. А если такие игры преподносятся с помощью компьютерных технологий, когда ребенок может сам двигать, переставлять, вставлять объекты, рисовать на компьютере процесс работы переходит на новый уровень. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении компьютеризированных игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению творческих задач.





Перед экспериментальным исследованием я провел среди ребят 3 класса анкетирование. Как дети воспринимают компьютерные развивающие игры на уроках. (см. рисунок 12-13).

Рисунок 12. Начальный этап

Рисунок 13. Контрольный этап

Проводя наблюдение за деятельностью ребят на уроках и при выполнении домашних заданий провел анализ творческих способностей опираясь на таблицу 1.







Выявил следующие результаты (см. рисунок 14-15).

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений, среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно- потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, не шаблонность при выполнении заданий. Но часто требует помощь учителя.

Не может создавать и принимать необычные образы, решения, отказывается от выполнения творческих заданий.

Таблица 1. Критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников

Рисунок 14. Уровни развития творческих способностей на начальном этапе

Рисунок 15. Уровни развития творческих способностей на контрольном этапе

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что применение компьютерных развивающих игр положительно влияют на развитие творческих способностей младшего школьника.

В своей исследовательской работе я использовал методики:

  • Методика организации компьютерного практикума;

  • Методика использования творческих заданий;

  • Методика использования обучающее-контролирующих программ.

Провел диагностику: «Вербальная фантазия» Немова Р. С. цель которой изучение творческого воображения учащихся. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. И, наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла. Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом. Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. И, наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.





Схема протокола к методике «Вербальная фантазия»

Оцениваемые параметры воображения ребёнка

Оценка этих параметров в баллах



0

1

2

1. Скорость процессов воображения

2. Необычность, оригинальность образов

3. Богатство фантазии (разнообразие образов)

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов

5. Впечатлительность, эмоциональность образов







 

Результаты исследования:

Уровень развития творческого воображения по методике Р.С. Немова «Вербальная фантазия» на констатирующем этапе


Уровень развития творческого воображения по методике Р.С. Немова «Вербальная фантазия» на контрольном этапе







Уровень развития творческого воображения по методике Р.С. Немова «Вербальная фантазия» на контрольном этапе


Уровень развития творческого воображения по методике Р.С. Немова «Вербальная фантазия» на контрольном этапе




Провел диагностику О. И. Моткова: «Четыре скрепки» цель которой определить уровень продуктивности, гибкости и оригинальности мышления. Методика изучения и развития творческого потенциала учащихся представляет собой комплекс модификацию теста Торренса, выполненную О.П. Мотковым для применения психологами и педагогами. Методика предназначена для школьников, ее рекомендуется применять, начиная с 3-го класса.

Методика "Четыре скрепки":

Участникам занятия выдаются четыре скрепки и им нужно составить из них различные фигуры и подписать названия.

Педагог заранее раздает каждому члену группы по 4 скрепки и листу бумаги. Через 6 минут после начала работы сообщается: "Осталась одна минута!" Общее время работы 7 минут. Его можно изменить в зависимости от возможностей педагога и уровня развития группы.

Затем педагог просит поочередно выходить к доске и рисовать палочками или овалами свои фигуры, сообщать их названия. Затем выясняет, есть ли у других ребят новые сюжеты.

Определяются:

  • продуктивность – общее число фигур;

  • гибкость – число фигур разных типов (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только к одному типу);

  • оригинальность – число редко встречающихся в группе сюжетов у данного школьника.

Если испытуемому удалось составить более 20 сюжетов, и эти сюжеты – не менее чем 10 различных типов, если у него обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у него хорошее образное воображение.

Результаты исследования:


Уровень развития продуктивности, гибкости и оригинальности мышления по методике О.И. Моткова «Фигуры из скрепок» на констатирующем этапе


Уровень развития продуктивности, гибкости и оригинальности мышления по методике О.И. Моткова «Фигуры из скрепок» на контрольном этапе




Тест «Незавершенные фигуры» цель – изучить творческое мышление младших школьников. Нужно дорисовать следующие фигуры до целой картинки, придумать и написать к ним названия. Можно давать несколько картинок по каждой фигуре.

Определяются гибкость и оригинальность ответов в соответствии с предложенными в первом тесте критериями.

Развитие творческих способностей происходит как в процессе выполнения теста, так и дополнительно: педагог просит нескольких ребят нарисовать на доске свои картинки и дать им названия. Затем он выясняет у остальных участников эксперимента, есть ли у них картинки с другими сюжетами. Обсуждается оригинальность ответов. Результаты исследования:


Уровень развития творческого мышления по методике О.И. Моткова «Незавершенные фигуры» на констатирующем этапе


Уровень развития творческого мышления по методике О.И. Моткова «Незавершенные фигуры» на контрольном этапе









Результат успешности и качества знаний учеников 3 класса можно проследить в сетевом журнале. Для приведения примера я взял два предмета. (см. рисунок 16)



Рисунок 16. Скриншот





















Заключение


Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что существуют различные подходы к определению термина «компьютерная развивающая игра». Выделяются виды деятельности и примеры организации учебного процесса с использованием компьютерных развивающих игр.

Представлена классификация компьютерных программ (развивающие игры; обучающие игры; игры-эксперименты; игры-забавы; компьютерные диагностические игры) по различным критериям.

Выявлены педагогические аспекты проведения уроков математики с использованием компьютерных развивающих игр в начальной школе на основе обзора направлений и опыта использования, выявлены достоинства компьютерных развивающих игр.

Предложенная методика проведения уроков математики с использованием компьютерных развивающих игр построена на следующих организационно-педагогических условиях: учет индивидуальных особенностей ученика; активное включение учащихся в познавательную деятельность; активное использование творческих способностей и приемов умственной деятельности.

Разработанные конспекты и методические рекомендации могут быть использованы учителями для совершенствования и развития проведения уроков математики в начальной школе с использованием компьютерных развивающих игр.

Результаты проведенного эксперимента показали, что предложенная методика обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр обеспечила: развитие познавательной активности учеников, а также повышение уровня мотивации к урокам математики.

Литература:


  1. Абрашов С.Ю., Применение компьютерных технологий в образовании// материалы XVII Международной конференции. «Применение новых технологий в образовании», Троицк, 2006. - С. 552-559.

  2. Андреев А.А., Педагогика высшей школы. - М: МЭСИ, 2002

  3. Астафьев С.В. Компьютер в первом классе // ИТО. – 2002. – ч. II. – С. 89.

  4. Бабак Н.В., Дидактические игры как средство активизации учебного процесса // (http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=414480)

  5. Башмаков М., Информационная среда обучения. - СПб: Свет, 1997

  6. Бочкин А.И., Методика преподавания информатики / Минск, 1998

  7. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // ИТО. – 2001. – C. 52.

  8. Булгакова Н.Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы // Информатика и образование», №1. – 2004. – C. 92-93.

  9. Булгакова Н.Н., Использование CD «Мир информатики» для создания интеграционной учебно-информационной среды // (http://edu.km.ru/opyt/voronezh_mir_informatiki.htm).

  10. Варченко В.И. Прикладные функции изучения информатики в начальной школе // (http://www.bitpro.ru/ito/1998-99/a/varchnko_a.html/).

  11. Горячев А.В. Образовательная программа «Школа 2100» // Сборник программ.

  12. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса // (http://www.rusedu.info/Article598.html).

  13. Дацюк Г.И. Пихолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных в учреждениях общего среднего образования: Автореф. дис. канд. пед. наук / Москва, 2001

  14. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами информационных технологий. Дис. канд. пед. наук. - Москва, 2002.

  15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / Москва, 2003

  16. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "РосБизнесКонсалтинг". Компьютерные игры оказывают благоприятное воздействие на способности детей к логическому мышлению // (www.businesstest.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=1054).

  17. Иващенко Т.Д. Дистанционная обучающая олимпиада в начальной школе «Радуга» // (http://www.bytic.ru/cue99M/ev3dzovt.html).

  18. Истомина Н.Б., Математика. 3 класс / Смоленск, 2003

  19. Истомина Н.Б., Методические рекомендации к учебнику «Математика. 3 класс» / Смоленск, 2004

  20. Ильченко О.А., Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1997.- 42 с.

  21. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории) / Под ред. В.А. Извозчикова. СПб.: Образование, 1996

  22. Коршун В.А. Уроки математики с компьютерной поддержкой как средство развития младших школьников // (http://informatika.moipkro.ru/p2/korshun.htm).

  23. Кремер О.Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения // (http://sputnik.mto.ru/Docs_32/Ped.journal/vio_20_full/resource/Print/art_1_12.htm).

  24. Левитас Г.Г., Технология учебных циклов – вариант реализации резервов классно-урочной системы // (http://etcf.nm.ru/rLevitas1.htm).

  25. Мозолин В.П., Учебно-информационная среда в телекоммуникационном обучении. Ростов-на-Дону: издательство Ростовский университет, 2000

  26. Оценка школьной мотивации учащихся // (http://www.websib.ru/noos/psihology/motivation.htm)

  27. Первин Ю.А. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» // (http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-3.html).

  28. Петухова Г.П. Ващук И.Н. О структуре пропедевтического курса «Информационная культура» для младших школьников // ИТО. – 2001. – ч. II. – C. 111.

  29. Примерные программы начального общего образования.

  30. Роберт И.В., О понятийном аппарате информатизации образования //Информатика и образование.- 2003. №2, с.11.

  31. Савельева О.А. Развитие информационной и коммуникативной компетентностей в системе информационной подготовки студентов-психологов на основе информационно-образовательной среды, Дис. канд. пед. наук / Красноярск, 2004

  32. Сергеев Ю.Н., Компьютер как элемент образовательной среды начальной школы в контексте современных образовательных технологий// материалы XVII Международной конференции. «Применение новых технологий в образовании», Троицк, 2006. - С. 517-519.

  33. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании: Монография / Красноярск, 2002.

  34. Тараканова Е.Н. Компьютерные уроки с элементами логики в начальной школе // (http://www.ito.su/2001/ito/I/2/I-2-11.html).

  35. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг)» Размещено на Allbest.ru














76



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!