Прочитайте тексты. 1. Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка.( Термин введен Аристотелем ) Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. К примеру, слово "брак" в значении «союз двух любящих друг друга людей» и "брак" в значении «испорченная продукция». 2. А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы — это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений. Посмотри на конкретном примере. Допустим, нам нужно определить слово "кнопка" — это омоним или многозначное слово. Для этого мы вспоминаем, какие кнопки бывают. Бывает кнопка звонка, канцелярская кнопка, кнопка-застежка. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение. Получается, что слово "кнопка" это многозначное слово. Теперь другой пример. Нам нужно определить слово "клуб" — это омоним или многозначное слово. Итак, мы начинаем вспоминать, какие бывают клубы... — ночной клуб; — клуб пыли; — клуб дыма — клуб по интересам (вязания, литературный клуб, сельский ). У значений этих слов нет ничего общего. Невозможно найти связь между клубом пыли и ночным клубом. Перед нами абсолютно разные по смыслу слова. Значит, перед нами омоним. Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть . Омонимия – одно из средств создания комического эффекта. Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели юмористы. А теперь познакомимся с рассказом Н.Сладкова «Овсянка». Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком. – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка. – Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Как каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали . ( Н. Сладков) 2. Вопросы классу: -Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ? -Почему мальчики долго не понимали друг друга? (услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) -Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? -Лексическое значение разное? 3. Вывод :Значит, Овсянка- омоним. Задание 1. Чем похожи слова, о которых говорили Сашка и Матвей ? А) Эти слова пишутся и произносятся одинаково. В) Значение этих слов одинаково. С) Эти слова звучат одинаково и имеют одно лексическое значение. Д) Эти слова имеют сходство по какому-либо признаку. Задание 2. Используя информацию из текста «Омонимы», поставьте знак «+» рядом с правильным ответом. 1.Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. 2.Омонимы имеют сходство по какому-либо признаку. 3.Омонимы совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. 4.Омо́нимы (др.-греч. ὁμός – одинаковый + ὄνομα – имя) 5.Значения многозначных слов имеют нечто общее, а значения омонимов никак не связаны между собой. Задание 3. Что является главной целью текстов, выберите правильный ответ: А) Рассказать о том, что омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. В) Рассказать о том, что омонимы необходимо отличать от многозначных слов. С) Дать информацию о том, что омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Задание 4. Слова земля (планета Солнечной системы) - земля (суша) – это омонимы? А) Да. В) Нет Задание 5. Согласны ли вы с тем , что слово КЛЮЧ является омонимом? Свой ответ аргументируйте. |