СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекторий "Прошлое рядом"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекторий "Прошлое рядом"»

Лекторий «Прошлое-рядом»

для педагогических работников на тему

«Неиссякаемый духовный источник Курского края – мужской Рождества Пресвятой Богородицы монастырь Коренная пустынь»


Целевая аудитория: педагогические работники систем общего и дополнительного образования, библиотечные работники, представители органов управления образованием.

Цель лектория: привлечь внимание участников образовательного процесса к уникальному духовно-культурному объекту региона – Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни, как источнику педагогического творчества в решении вопросов духовно-нравственного воспитания.

Обеспечение лектория:

  • Техническое: проектор, ноутбук (компьютер), колонки (компьютерная акустика), настенный экран.

  • Информационное: интерактивная мультимедийная презентация в программе Power Point 2010, содержащая фото и видео файлы.

Методические рекомендации

Лекторий направлен на решение следующих стратегических задач: актуализацию внимания педагогического сообщества к монастырю, популяризацию его, как духовного оплота Курской области. Важно стимулировать педагогическое сообщество к совершенствованию форм работы с обучающимися через обращение к историко-культурному наследию Коренной обители. Побудить учителя/педагога выступить катализатором в реализации широкого спектра воспитательно-образовательных инициатив, направленных на расширение диапазона взаимодействия с детьми и их родителями. Обратить внимание участников образовательного процесса на обеспечение познавательного процесса через организацию экскурсионных маршрутов в Курскую Коренную пустынь, выполнение разнообразных творческих заданий (рисунки, поделки, стихи и т.д.), мультимедийных продуктов (клипов, презентаций и т.д.), проектной деятельности.

В лектории звучат авторские стихотворения Мельцевой Ольги Александровны, посвященные обители. Также в интерактивной презентации используются авторские электронные иллюстрации к историческим описаниям и событиям, что приобретает особую значимость, учитывая острую нехватку иллюстративного материала по созданию тематических продуктов (презентаций, роликов и тд.). Таким образом, на основе авторских наработок по созданию лектория «Прошлое-рядом», актуализируется внимание педагогического сообщества к творческому поиску и стимулированию по привлечению обучающихся к данной работе.

Кроме этого, лекторий насыщен фото хроникой из открытых источников сети Интернет. Материал структурирован и даёт представление о становлении монастыря и его развитии, разрушении и возрождении. Содержание лектория включает восемь разделов, раскрывающих исторические периоды от обретения образа Курской Коренной иконы Божьей Матери «Знамение», давшей основание обители, до наших дней:

1. Историческая зарисовка: состояние Руси перед обретением Коренного образа.

2. Обретение святыни. Начальная история.

3. Первый период: от основания обители до 1618 года

4. Второй период: от 1618 года до 1764 г.

5. Третий период: от 1764 года до революции 1917года.

6.Четвертый период: 1918 – 1989 гг.

7.Пятый период: 1989 г. – по настоящее время

8. Выдающиеся персоналии в истории Коренной пустыни.



Ход лектория

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! У каждого человека в жизни есть особые места, куда хочется возвращаться снова и снова: череда прожитых моментов, добрых мгновений запечатлеваются в памяти и ложатся на сердце каким-то радостным и трепетным ощущением, когда вдруг вспоминаешь то место или узнаешь о предстоящей туда поездке. Это некая связь, которая словно магнит притягивает и одухотворяет человека, придаёт сил, наполняет душу теплом и светом. Для курян таким местом является Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь, вот уж поистине, неиссякаемый духовный источник!

В гости к Божьей Матери

В пустынь Коренную

В дивную обитель Курскую святую,

Приезжайте, люди, летом иль зимою,

Осенью дождливой, теплою весною.

Приезжайте, люди, в радости иль горе,

С просьбами, молитвами

В здравии иль боли.

Бег унылых будней вы остановите,

В чистые источники души окуните.

И неважно вовсе -

Поздно или рано

Приезжайте, люди, в пустынь неустанно:

Вечером иль утром, в середине дня

Приезжайте, люди, с верою всегда!

Чтобы не случилось:

В жизни всё бывает

Наш маяк духовный – Пустынь Коренная!!!

1. Историческая зарисовка: состояние Руси перед обретением Коренного образа.

Слайд 2. XIII столетие было трагичным временем для русского народа. Восприняв христианство в конце Х века всем сердцем и душой, в течении всего лишь нескольких десятилетий Русская Земля достигла необычайного расцвета духовного, культурного и материального. Через святое крещение разрозненные славянские племена ощутили своё единство, содружество и братство во Христе. Наименования древлян, полян, вятичей и т.п. стали отходить в прошлое, вытесняемое великим именем христианина. Все города украсились храмами и монастырями, распространяя письменность и культуру.

Слайд 3. К сожалению, русские не сумели долго удержаться на высоте своего святого великого христианского призвания. XII век стал для Руси веком междоусобиц, борьбы за княжеские столы, за власть, за богатые уделы, нарушая божественные законы. Князья убивали друг друга, их примеру следовали простые люди…И Божественное Правосудие не могло не отозваться на невинное пролитие братской крови. (6 заповедь – НЕ убий).

Слайд 4. Господь сначала посылал на Русь небольшие, так сказать, предупредительные испытания в виде нашествия половцев, печенегов, немцев, голода, разных моров и болезней, а также первого нашествия татар, нанесших русским страшное поражение на реке Калке. Русский народ не внял вразумлению и продолжил братоубийственные распри. Тогда, грянул гром – неожиданно появились страшные полчища Батыя. Это было в 1237 году. Около 4-х лет разорял Батый русскую землю. Почти все главные ее города были уничтожены до основания. Более половины русского населения были перебиты или уведены в плен. Стон и плач стоял по всей русской земле. Началось тяжкое татарское иго.

Слайд 5. Во время злой татарщины, видя слезное искреннее покаяние многих русских людей, Господь посылал видимые знаки Своего Промышления о них. Ярко осветила темное русское небо лучезарная звезда святого благоверного князя Александра Невского. Просияли на Руси великие праведники и мученики. Явилось немало чудотворных икон Божией Матери. Одной из таких явленных святынь стала Курская Коренная икона Божьей Матери Знамение, с которой и началась история Коренной обители.

Слайд 6. Город Курск вместе с другими городами был разрушен до основания, также и другие населенные пункты области лежали в развалинах и почти скрылись под густой лесной порослью. Жители обитали порознь в лесных чащах, занимались охотой и бортничеством. Но и при такой полудикой жизни им не было покоя. А главное не оставалось никакого объединяющего стимула, ради которого стоило бы дорожить этими местами. Поэтому Курская область становилась все безлюднее, превращаясь в лесную пустыню. Однако, значение этих земель, как пограничных с кочевой степью, для Руси было очень важно, не говоря уже о природных богатствах: черноземные земли, леса полные дорого зверя, изобильные рыбой реки. И Матерь Божья, Небесная Покровительница всех страждущих, послала обездоленным курянам Свое чудесное знамение, в виде явленного чудотворного Образа.

2. Обретение святыни. Начальная история.

Слайд 7. В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 г., случилось одному благочестивому охотнику вместе с товарищами прибыть в лес, которым поросли окраины Курска после разорения Батыем. Близ реки Тускари в полугоре, у корня большого вяза, он увидел лежащую ликом к земле икону. И как только он поднял ее с земли, тотчас же на том месте с силой забил источник чистой воды.

Слайд 8. Икона оказалась Богородичного типа «Знамение», небольших размеров 3,5 х 3,5 вершка (15,2 х 15,6 см.). Зверолов поставил честно обретенный Образ в дупло дерева, а сам тогда же объявил о чуде своим товарищам, которые построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню, поставив в ней чудотворный образ. Возвратившись домой, промысловики рассказали о случившемся.

Слайд 9. С той поры более семи столетий не прекращалось паломничество ко святому Образу и источнику на месте его обретения, которое не могли прекратить ни лихолетья, ни разрушение монастыря, ни гонения и запреты…И во все времена от святого источника в Коренной пустыни получали люди исцеления от многих различных болезней и скорбей, о чем сохранились достоверные свидетельства самых разных лет. Так, благоволением Самой Царицы Небесной, по молитвам перед Ее иконой жизнь вблизи Курска начала возрождаться…

Среди древних знамений, совершенных на месте явления чудотворного образа, находим описание двух чудес, последовавших непосредственно одно за другим. Произошли они с неким жителем города Рыльска Малютой, который также занимался промыслом в коренских лесах.

Слайд 10. (Иллюстрация «Первое чудо с Малютой. Невидим для татар») Случилось так, что Малюту, находившегося вблизи места явления Образа, окружили крымские татары, которые нещадно разоряли Курскую область, убивая и уводя в рабство ее жителей. Спутники Малюты решили спастись бегством, оставив его. И как, утопающий хватается за соломинку, так Малюта ухватился за ветви стоящего неподалеку дуба и влез на него с надеждой на спасение от диких завоевателей. В отчаянии он вознес горячую молитву Матери Божьей. И случилось чудо. Татары стали будто бы слепыми. Сколько они ни ходили под тем деревом, сколько не рассматривали следы, Малюту они так и не нашли. Богородица покрыла его от неверных своим омофором, и он стал невидим для глаз врагов. Уразумев в этом чуде явную милость Божию, товарищи Малюты решили перевести Образ из пустынной часовни в Рыльск. Но этому намерению не суждено было осуществиться…

Слайд 11. (Иллюстрация «Второе чудо с Малютой. Буря вразумления») Взяв икону из часовни, охотники отправились с ней на лодках в Рыльск. И вот на реке Сейме случилось событие, устрашившее и вразумившее охотников. Когда они были уже близки к своей цели, на спокойной реке вдруг поднялась, как на море, самая настоящая буря – явление столь необычное, что охотники не могли не признать гнева Божьего за своевольный умысел. Они были уже близки к гибели и в отчаянии молитвенно обещали Господу, что если спасутся, то вернут увезенный ими Образ обратно в пустынь. Как только этот обет был дан, волнение на реке прекратилось, а спасшиеся поспешили выполнить данное обещание. И это – не единственный случай, когда Богоматерь оказывала явное благоволение к тому месту, на котором была обретена великая русская святыня.

Слайд 12. Известно, что через некоторое время после описанных событий произошел еще один случай, также связанный с Рыльском, которым управлял князь, прозванный Шемякой. Узнав о чудотворном образе, князь властью своей приказал взять и перенести ее из пустынной часовни к себе в город, что и было немедленно исполнено. Весь народ вышел навстречу святыне. Только сам Василий Шемяка отказался идти на встречу иконе и приказал поставить ее близ города. После непочтения за свою холодность и маловерие он был поражен слепотой.

Слайд 13. Шемяка осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное моление перед святой иконой, получил исцеление. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная Коренная икона. Но недолго пробыла святыня в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из города, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику.

Слайд 14. Один из благочестивых рыльских священников, по прозванию Боголюб, нередко посещал пустынную часовню и по усердию своему служил молебствия собирающимся туда из разных мест богомольцам.

В 1385 г. Курская область снова была опустошена татарами, которые застали в уединенной молитве Боголюба. Трижды пытались татары, обложив хворостом, поджечь часовню, но сделать этого так и не смогли, полагая, что это колдовство Боголюба. Смиренный иерей указал им на причину того, что часовня не загорается – чудотворный Образ, думая, может быть, что такое чудо образумит осквернителей, и они убоятся причинить иконе вред. Но это еще больше раздражило татар. Они вынесли икону из часовни и рассекли ее пополам, причем, вторую половину бросили на довольно большом расстоянии. Часовню же после этого сожгли, а священника увели в Орду.

Слайд 15. О жизни Боголюба в плену мало что известно. Благочестивое предание говорит, что он со смирением нес все тяготы плена и постоянно возносил молитвы Богородице. Именно песнопения к Богоматери привлекли к пленному русскому старцу внимание соотечественников, промыслительно оказавшихся в пределах татарских владений. Это были посланцы русского князя Иоанна III к хану Менгли - Герею, его союзнику против польского короля Казимира. Узнав, что перед ними русский священник, послы поспешили его выкупить из плена.

Вернувшись в родные края, Боголюб явился на место своих молитв к часовенке. За прошедшие годы все здесь изменилось, заросло, и казалось, уже не было надежды найти рассеченные части иконы. Вдруг взор Боголюба упал на куст цветов, каких не росло поблизости. Он нагнулся и увидел в траве одну половину рассечённой надвое святыни. А когда пошел на поиски второй, то набрел на точно такой же цветочный куст. По этой необычной примете он и нашел здесь вторую половину Образа. Сложив обе половины воедино, Боголюб увидел, как на месте рассечения выступила роса, похожая на маленькие слезинки, а сама икона срослась так крепко, что и место соединения было на ней едва различимо…

Слайд 16. (Иллюстрация «Новая часовня») Для курян было очевидно благоволение Пресвятой Богородицы к месту явления Ее чудотворного Коренного образа, который возвращался на берега Тускари после нескольких повторных случаев перенесения в Рыльск. Поэтому люди выстроили новую часовню и определили к ней священника по имени Георгий для постоянного совершения молебствий. С каждым годом слава об иконе ширилась, и она сделалась драгоценной святыней не только местной, но и всех русских земель.

Жизнь Коренной пустыни, словно жизнь человеческую, можно разделить на несколько периодов, исходя из важнейших событий истории, связанных с внешней и внутренней жизнью монастыря.

3. Первый период: от основания обители до 1618 года

Слайд 17. Слава о чудесах, проистекавших от Курской Коренной иконы дошла до благочестивого царя и великого князя Федора Иоанновича, который обратил милостивое внимание на судьбу города, о котором столько лет напоминала чудотворная икона, своим именем, слывя издревле в народе под именем иконы Божьей Матери Курская. По велению царя, Курск наряду с другими южными городами, такими как Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, был отстроен, пробывши в развалинах 360 лет. Произошло это в 1597 году.

Слайд 18. В том же году по царскому повелению чудотворный образ Божьей Матери Курской Коренной был перенесен из Пустыни в столицу. Москва торжественно, при великом стечении народа ждала чудотворный образ. Когда икона была уже вблизи первопрестольной, Государь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском. Перед иконой, внесенной в царские покои, было совершено молебствие.

Щедрый царь приказал вставить икону в кипарисовую раму, тем самым, увеличив образ в размерах; на раме, как бы по полям иконы, были изображены ветхозаветные пророки, предвозвестившие Рождение от Девы Спасителя мира. Изображение этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамение». На иконе изображено зачатие Сына Божия, во чреве Пресвятой Девы, а это величайшее чудо. Икону украсили дорогим сребро-позолоченным окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а царица Ирина Федоровна вышила для нее драгоценную пелену красного атласа.

Слайд 19. Отпустив с подобающим торжеством чудотворную икону в пустынь, царь Федор Иоаннович именным указом повелел выстроить мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. А первым настоятелем обители стал вышеупомянутый иерей Георгий, нареченный в монашестве Евфимием. Так была основана «пустынька, что на корню» - Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Однако новый монастырь едва ли успел развернуться. В 1598 г. царь Борис Годунов повелел перенести «царское иждивение» из Коренной пустыни в Курск в виду опасной близости крымских татар, напавших на Белгород. Икону поместили в приделе в честь Рождества Богородицы, устроенном стараниями игумена Евфимия при городском Воскресенском соборе.

Слайд 20. С 1601-1603 гг. Россию поразил страшный голод. Плодородные земли не давали урожая, все…кроме Курской земли. Она одна три года снабжала хлебом не только своих жителей, но и Москву. В сознании людей это прямо связывалось с чудотворной иконой; в благодарность ей царь Борис пожаловал еще не возникшей Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола и книги. Все это также пока разместилось в Курске.

Слайд 21. Наступило «Смутное время». Явились самозванцы; в 1604 году сперва Путивль, затем Рыльск и Курск сдались первому самозванцу Гришке Отрепьеву, именовавшему себя сыном царя Иоанна, царевичем Дмитрием, чудесно спасшемся от смерти. Самозванец временно обосновавшийся в Путивле, желая мнимым благочестием привлечь на свою сторону больше народа, приказал перенести к себе чудотворную Курскую Коренную икону Божьей Матери. Жители Курска, не смея помышлять о каком-либо противлении, со скорбью и многими слезами проводили икону до Путивля, где она бала встречена с подобающей честью. Икона прибывала в таборе самозванца до самого занятия Москвы, по овладении которой он поставил ее в царских палатах. Образ оставался в столице до окончания «Смутного времени» и установления в 1613 году законной власти, когда на царствование всенародно был избран Михаил Федорович Романов.

Во время отсутствия иконы в 1611 году объединенная орда крымских, ногайских и казанских татар, во время очередного набега разорили Коренную обитель, часть братии разбежалась, часть была взята в плен. Тогда «погорели все грамоты и выписи» пустыни, которая, следовательно, к этому времени успела обустроиться и обзавестись деловыми бумагами.

Слайд 22. В 1612 году новое бедствие обрушилось на Курский край. Семитысячное войско польско-литовских интервентов во главе с Сагойдачным и Жолкевским неожиданно подступило к Курску. Жители города сбежались в Воскресенский собор и всю ночь со слезами молились перед списком с Коренной иконы в приделе Рождества Богородицы об избавлении от неприятеля, обещая Царице Небесной построить в Курске монастырь в честь Ее иконы. Во время всенощного бдения в храм пришла некая женщина и сказала, что ей явилась Божья Матерь и повелела курянам сломать лишнюю стену. Воевода Г.И. Татищев распорядился разобрать стену. В ту же ночь пушкарь Иван Москвитин видел Светозарную Деву в сопровождении двух юношей в светлых одеждах, шедшую от Пятницкой башни. Ободрившиеся куряне крестным ходом обнесли список Коренной иконы по стенам крепости. Четыре недели держали враги осаду Курска, захватили Большой Острог, но Малого Острожка, где укрывались жители, взять не смогли.

Слайд 23. Исполняя свой обет, куряне всех сословий направили в том же году московским боярам, а в 1613 году – царю Михаилу Федоровичу челобитные, в которых, описав происшедшие события, просили разрешения на месте Малого Острожка построить монастырь в честь Курской Коренной иконы «Знамение». Государь благосклонно отнесся к прошению курян и прислал им милостивую грамоту на имя курского градоначальника (губного старосты) Афанасия Мезенцова с соизволением на постройку обители. В 1615 году Знаменский монастырь был построен. По просьбе курян из Москвы в Курск была возвращена Коренная Знаменская икона. Как и в предыдущие царствования икона была щедро одарена: украшена золотым окладом, усыпанным жемчугом и драгоценными камнями. Торжественно, крестным ходом она была перенесена из Москвы в Курск, и впоследствии, заняла почетное место в Знаменском монастыре, который с тех пор стал местом ее постоянного пребывания. Первоначально монастырь назывался Богородицким.

4. второй период: от 1618 года до 1764 г.

Слайд 24. Коренная пустынь замышлялась как крупный духовный центр. По жалованным грамотам Федора Иоанновича и Бориса Годунова, помимо денег и ценностей, Коренной обители даровались вотчины в Курском уезде в деревне Тазово и Жерновец, слободе Служня и в слободе Долгая на реке Тускари. В свое время Михаил Федорович подтвердил владение этими вотчинами, но уже не Коренной пустыни, а Знаменскому монастырю в Курске, по отношению к которому Коренная пустынь оказалась теперь приписанной. Возникновение монастыря в честь Коренной Знаменской иконы в самом Курске поставило Коренную пустынь в странное положение; поскольку главная святыня – Курская Коренная икона пребывала в Курске, то пустынь неизбежно должна была прийти в упадок.

Правда, в этом святом месте созидалась небольшая и очень скромная обитель. В 1618 году была освящена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построены несколько келий, необходимые хозяйственные здания – все деревянные, колодезь над источником. В 1621 г. здесь жили 4 монаха, да за монастырем находился дом священника. В 1630 г. – обитель насчитывала 10 монашествующих. «Пустынский монастырек», так называли его в те времена, имел неплохие иконы, в том числе древний список Курской Коренной иконы в дорогом окладе, необходимые книги, кресты с мощами, колокола, прочную утварь, но не имел даже ограды. Сень над святым источником была крыта лубьем, церковь – тесом, многие здания – соломой.

Слайд 25. Тем не менее сюда уже начались крестные ходы. Согласно приданию, в первый раз Коренная икона была перенесена из Курска в 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы, в 9-ю пятницу после Пасхи, и тогда же здесь состоялся торг. С тех пор крестные ходы со святыней стали собирать многие тысячи богомольцев.

Слайд 26. (Иллюстрация «Одинокий инок. Знаменский Покров») Интересен еще один случай совершившийся в 1640 году, когда крымские татары вновь пришли на Курскую землю, уничтожая все на своем пути: и монастыри, и монастырские вотчины, а крестьянские жилища они разоряли «без остатка». Во время одного из таких набегов татары оказались у стен Коренной обители. Не ожидая от них ничего хорошего, насельники разбежались и попрятались. Лишь некий инок, выйдя за ограду монастыря, взобрался на одно из высоких деревьев, во множестве росших вокруг пустыни и, прикрываемый густой листвой, наблюдал за действиями неверных.

Обитель была настолько бедна, что грабителям нечем было поживиться. В злобе они решили сжечь монастырь, начав с церкви Рождества Богородицы. Но сколько они ни старались, поджечь церковь они не смогли. То же самое произошло и с другими монастырскими строениями. Варвары были поражены этим явным заступничеством Божией Матери за православные святыни, их внезапно обуял такой неодолимый страх, что они в панике бежали, не причинив Пустыни никакого вреда.

Слайд 27. В царствование Петра I, которого никак нельзя причислить к числу защитников Церкви, треть русских монастырей были закрыты. Коренной пустыни, тем не менее, удалось не только выстоять, но и расшириться и обновиться. Татарские набеги прекратились и к началу XVIII столетия положение пустыни несколько улучшилось. В 1703 г. вместо прежней церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы появился одноименный каменный храм, в 1708 г. созданы каменные врата с надвратным храмом Преображения Господня.

Слайд 28. В 1713 г. обновление обители довершилось построением храма в честь иконы Матери Божией «Живоносного Источника» над колодцем, которое связано с именем выдающего полководцы, героя Полтавской битвы, Северной войны и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева.

По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией. Он выделил необходимые средства и поставил своего смотрителя за работами. В алтаре этого храма до самой революции хранилось напрестольное Евангелие в дорогом, богато украшенном окладе, с собственноручной подписью фельдмаршала.

Слайд 29. Год от года традиционные крестные ходы в Коренную пустынь становились все многочисленнее, как и торги, которые местные жители приурочивали к этому времени. С 1726 по 1764 год срок пребывания в пустыни иконы увеличивался с трех дней до недели. Крестный ход и ярмарка были едва ли не единственным источниками доходов обители.

5. третий период: от 1764 года до революции 1917года.

Слайд 30. Императрица Екатерина II, прославившаяся внешними завоеваниями и внутренним государственным строительством, по отношению к Православной Церкви, и особенно монастырям, была великой разорительницей и гонительницей. В этом отношении она продолжила политику Петра I, проведенной под руководством англичан – профессоров Оксфорда, только в значительно большей степени. Если Петр уничтожил почти треть бывших до него на Руси монастырей, то Екатерина постаралась уничтожить большую половину оставшихся после Петра. Была проведена секуляризация церковных земель – от всех монастырей были отобраны их владения и строения, за исключением находившихся в оградах монастырских.

Некоторые, очень немногие монастыри, которые не закрыли, были переведены за штат, в том числе и Коренная пустынь, у которой были отобраны и Богородицкий лес, луга и сады, огороды, мельница, пчельник, все постройки, извне примыкавшие к плетневой ограде, в том числе ветхие гостиные дома.

В таком состоянии принял Коренную пустынь игумен Исаийя, опытный в хозяйственных делах и весьма усердный настоятель. Чтобы изыскать средства на ремонт и поддержание жизни обители, благодаря трудам игумена, в 1765 г. удалось добиться увеличения срока пребывания иконы в пустыни до двух недель. В 1767 г. последовал высочайший указ о запрещении крестных ходов в Коренную пустынь, как полагают, по инициативе обер-прокурора Синода, человека протестантских симпатий, графа Мелиссино.

Это была внутренняя последовательная политика правящих верхов России, направленная на подрыв коренных устоев русской церковности и духовной жизни, проводимая более 80 лет. Результатом такой политики явилось оскуднение монашества, падение его нравственного уровня. Но впоследствии Екатерина II значительно изменила свое отношение к Православию, в частности к монашеству. Этим объясняется тот удивительный факт, что в 1790 году курские граждане во главе с городским главой Иваном Голиковым дерзнули обратиться к ней с прошением о возобновлении крестных ходов в Коренную пустынь и получили сразу же высочайшее разрешение.

Слайд 31. В июне 1764 года тяжелобольному 9-летнему отроку Прохору Мошнину явилась Матерь Божия и сказала, что Сама придет и исцелит его, о чем Прохор поведал своей матери, Агафье Фотиевне. На следующей день крестный ход из Знаменского монастыря из-за сильного ливня изменил направление и пошел через усадьбу Мошниных. Агафья вынесла сына во двор, попросила пронести над ним Коренную икону и дала мальчику приложиться к ней, после чего он стал быстро поправляться. Этот случай из жизни великого светильника земли Русской преподобного Серафима Саровского связал его духовной нитью с Коренной обителью и Коренной иконой. В 20-летнем возрасте он ушел в Саровский монастырь Тамбовской епархии, и, может быть, не случайно, что духовное возрождение Курской Коренной пустыни началось именно от Саровского монастыря.

Слайд 32. В 1792 г. состоялся первый по возобновлении крестный ход в Коренной монастырь, после чего в Синод последовало прошение. Отмечая, что в крестном ходе участвовали многие тысячи людей, и не только местных, но и «из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих народов, Валахии, Крыма, Польши и других стран», граждане Курска со скорбью жаловались, что молебствия в пустыни совершаются с «крайним небрежением», и просили прислать из Саровской обители в Коренного настоятеля из числа монашеской братии и учредить общежительный устав по подобию Саровской пустыни.

Так, Синод прислал в Коренную пустынь Саровского иеромонаха Иллария, с иеродиаконом Парфением и двумя послушниками. В это время в Сарове подвизается преподобный Серафим, которого о. Илларий не мог не знать. Старец Илларий, отпустив из Коренной пустыни тех, кто не пожелал жить по-монашески, пополнил братию духовно крепкими людьми, ввел общежительный устав, не оставляя попечений и во внешнем благоустройстве обители.

Слайд 33. Духовные узы связывали насельников обители с пустынями Глинской и Оптиной, Киево-Печерской и Александро-Невской лаврами, с Афоном…Конечно, напряженная духовная жизнь монастыря не могла не сопровождаться благодатными знамениями. В разных источниках можно найти сведения о том, как Богородица спасала и укрепляла монашествующих в Курской Коренной пустыни.

К началу царствования императора Павла I положение монастырей несколько улучшилось. В 1799 г. настоятелем был назначен иеромонах Макарий. Личные связи с высокопоставленными людьми в столице помогли о. Макарию в деле возрождения Коренной пустыни. С его приходом обитель возвратила многие земли и угодья, отнятые в 1764 г.; также увеличился и штат монастыря.

В 1806 г. был издан указ, по которому Курская Коренная икона Знамение должна была отныне оставаться в Коренной пустыни с 9-й пятнице по Пасхе до 25 сентября; все сборы в течение этого времени шли в пользу Коренной пустыни. За благоустройством внутренним, духовным закономерно следовало и внешнее, материальное благоустройство. Игумен Макарий скончался в августе 1815 г. и был погребен под папертью соборного монастырского храма Рождества Богородицы.

Слайд 34. В 1819 г. в Коренной пустыни была освящена четвертая церковь Всех святых в братской трапезной с кельями. В 1832-35 годах, при архимандрите Паисии, были построены знаменитые крытые с окнами величественные каменные сходы от верхней площади монастыря к церкви «Живоносного источника». По свидетельству очевидцев сходы эти придавали Коренной пустыни необычайно красивый вид, напоминая галереи Афонских монастырей. Была обновлена и церковь «Живоносного источника». В центре ее, перед алтарем, находился отгороженный железной решеткой колодец; в металлический чан, сооруженный для лучшего течения воды Коренного источника, верующие имели обыкновение бросать серебренные и медные деньги.

Слайд 35. В 1852 году был заложен четвертый соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы по проекту, выбранному известным курским помещиком, графом и министром путей сообщения К.П. Клейнмихелем, имевшим на то поручение правительства. Посетив незадолго перед этим Коренную пустынь, сам курский помещик, обратил на нее особое внимание, и заменил представленный первоначально план другим, более соответствующим древности обители и ее превосходной местности. Освященный в 1860 году новый храм представлял собой один из лучших образцов руссковизантийского стиля.

Слайд 36. При императорах Александре I и Николае I расцвет церковной жизни стал еще более заметным. Однако, Церкви так и не удалось до конца оправиться от тяжких ударов, нанесённых Петром и Екатериной. Лишенная патриаршества, истинной соборности, права заступничества и печалования (право высших или особо уважаемых духовных лиц ходатайствовать перед государем за осуждённых или опальных), утратившая большую часть своего материального достояния, Церковь не имела сил и средств для развития внутренней и внешней миссии и, к началу революции, в значительной мере утратила свое влияние на русское общество.

Слайд 37. Расцвету обители, помимо долговременного летнего пребывания Чудотворной иконы, способствовала еще учрежденная при ней большая всероссийская Коренская ярмарка, ставшая третьей после Уральской и Нижегородской, которая просуществовала до 70-х годов ХIХ века. С постройкой железной дороги ее значение стало падать. Ее пробовали перевести в Курск, но там она окончательно угасла.

Слайд 38. В XIX – начале XX века Коренная пустынь приобрела тот вид, в котором она запомнилась очевидцам: монастырь представлял из себя замечательный архитектурный ансамбль. Раскинувшись на высоком живописном берегу реки Тускари среди громадного парка, он издалека манил путника позолоченными главами храмов и колокольни. На прямоугольной площади более 9000 квадратных метров располагались четыре храма, врата и колокольня, пять братских корпусов, цветники, аллеи деревьев и кустарников. Монастырю принадлежало: 741 десятина земли, две мельницы на Тускари, сад, пасеки, кирпичный и свечной заводы, библиотека, школа живописи, больница, аптека.

Обитель располагала большим материальным богатством: изделиями из золота и серебра, драгоценных камней, дорогими иконами и церковной утварью. Во время русско-японской войны монастырь пожертвовал на нужды армии 2,5 миллиона рублей. Занимался монастырь и благотворительной деятельностью: кормил богомольцев и беженцев во время первой мировой войны, лечил раненых, содержал больницу, открыл телеграф в Коренной слободе.

6.четвертый период: 1918 – 1989 гг.

Слайд 39. Известно, что ни в 1918, ни в 1919 году крестных ходов со святыней в Пустынь не было. Их не разрешила новая власть. 31 октября 1919 г. святая Икона покинула Знаменский монастырь. Красные подходили все ближе к Курску. По благословению владыки Феофана святыню сопровождении монахов Знаменского монастыря и Коренной пустыни нужно было перенести в Обоянь, куда Икону давно приглашали. В случае же приближения фронта, поручено было немедленно доставить ее в Белгород, чтобы не попасть в руки красных, поскольку фронт был уже близко.

Слайд 40. В Белгороде Икона прибывала в монастыре, где почивали мощи святителя Иоасафа, все время посещая дома белгородцев, как бы прощаясь с русской землей. Далее Таганрог, Ростов, Новороссийск… И наконец, 1 марта 1920 года Курская Коренная Чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, на пароходе «Святой Николай» покинула берега России и из Новороссийска через Константинополь прибыла в Салоники. Последний раз на русскую землю Икона пришла в сентябре 1920 года, чтобы поддержать последних защитников Крыма. В дальнейшем она разделит судьбу русских изгнанников и станет их Одигитрией и утешением в нелегких условиях жизни на чужбине.

Слайд 41. В 1918 году на Сходе бедноты было принято решение переименовать местечко Коренная пустынь на новое название – местечко Свобода. В это же время монастырь лишается права юридического лица, а в 1922 году согласно «Декрета ВЦИК 16 февраля 1922 года» состоялось изъятие монастырских ценностей. Большое количество драгоценных предметов: оклады икон, Евангелий, кресты, облачения и многое другое было увезено навсегда.

Слайд 42. В октябре 1923 года пустынь была закрыта. Многочисленная братия была распущена. По закрытии монастыря оставшиеся ценности, в том числе и уникальная библиотека – разграблены и вывезены. Соборный храм взорвали. Были разрушены и разобраны на кирпич все храмы обители, крытые сходы к источнику, два яруса колокольни и её шатровый верх. Изменились и монастырские окрестности. Богородицкий лес вырубили, а это были реликтовые дубравы, создававшие особый неповторимый целебный воздух. Светлые поляны леса и прибрежные луга давали возможность заготавливать лекарственные травы и растения, которые умело использовали коренские монахи. Монастырские пруды высохли, Тускарь обмелела, потому что выстроенную монахами плотину никто не досматривал и ее в половодье прорвало…

В 30-е года ХХ века здесь разместился санаторий «Свобода», а после Великой Отечественной войны в уцелевших монастырских зданиях было организовано ремесленное училище. Последовательно сменявшие друг друга новые хозяева старого монастыря – от красных кавалеристов до ПТУ нанесли ему большой урон, но никто не смог уничтожить в народе почитание этого святого места. Разоренное и оскверненное, оно призывало к себе сердца верующих. ПОСМОТРИМ НА ЭКРАН. (КЛИК НА ВИДЕО)

7.пятый период: 1989 г. – по настоящее время

Слайд 43. С 1989 года начинается возрождение пустыни из руин. Благодаря неустанным молитвам и личным трудам Схимитрополита Иувеналия были преодолены все сопротивления властей, всячески препятствовавших возвращению пустыни Русской Православной Церкви. 7 августа 1989 года Коренная пустынь была возвращена Курской епархии. А уже 15 августа состоялась первая служба, после 66 лет забвения на месте, где стоял величественный храм обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Таким образом, 2019 год является юбилейным – 30 лет с момента возвращения обители в лоно Церкви.

Посмотрим на фотохронику и представим какой обитель была до революции, что она представляла собой в годы советской власти, и как она выглядит в наше время.

Слайд 44. - 45. Несколько фотографий за 1990 год со схимитрополитом Иувеналием и архимандритом Исаией. Кадры дают представление о том, как выглядела пустынь после передачи в Курскую епархию в начале своего возрождения.

Обитель края моего –

Оплот духовный ко спасенью,

То Божьей Матери чертог,

Устроенный Её произволеньем.

И притекают все сюда

В надежде милости Царицы,

Людские души, словно птицы,

Летят под кров Её.

Обитель края моего

Врата въездные открывает,

Ступени к звоннице ведут

И радость встречи предваряют

С Пречистой Матерью Благой!

Слайд 46. Конечно, прежде чем попасть в сам монастырь, необходимо пройти через въездные врата обители. КОММЕНТАРИЙ: 1. - смотрим на фото 1900 года, где можно рассмотреть на вратах роспись; 2. - другое фото - на въездных вратах были уничтожены навершия с крестами, и мы видим, что это уже послевоенные 50-е годы и территория монастыря принадлежит ремесленному училищу, 3. - и еще одно фото примерно 60-х – 70-хх годов, но уже врата без табличек; 4. - фотография 1990 года - врата воссозданы в первозданном виде; 5. - и заключительная фотография – так они выглядят сейчас.

Слайд 47. Колокольня. Была одним из красивейших и величественных сооружений Коренной пустыни. КОММЕНТАРИЙ: 1. - Колокольня со святыми вратами была построена в 1862 году; 2. - на ее фоне любили фотографироваться посетители монастыря, здесь запечатлены участники одной из многочисленных групп паломнических экскурсий того времени; 3. - На колокольне в верхнем ярусе были часы - куранты с боем. 4. - 5. Следующие фотографии демонстрирует, что второй и третий ярус с куполом были разрушены в 1920-е годы. 6. - Это была смотровая площадка для отдыхающих санатория «Свобода». 7. - восстановление объекта произошло в 1990 году и так колокольня выглядит сейчас.

Слайд 48. В проходе колокольни восстановлены несколько образов библейских сюжетов, наверху предстает сама Божия Матерь.

Минуя арку колокольни

И фресок дивный небосвод,

Во всём величии народу

С Собором площадь предстаёт.

И торжествует красотой

Храм Богородицы Рожденья,

Он, как корабль вспоможенья,

От бурь житейских и невзгод.

Здесь слышатся людей моленья:

«Подай нам милость заступленья, и

В вере правой укрепи,

Царица Неба и Земли!»

Слайд 49. Соборный храм. 1. – 2. Храм был построен в изящном русско-византийском стиле по типу Благовещенской церкви в С.-Петербурге и представлял собой один из лучших образцов Русско-Византийской (Тоновской) архитектуры. 3. - Один прозорливый старец Коренной обители незадолго до революции, указывая на соборный храм Рождества Богородицы, часто говаривал: «А здесь медведи будут». Его принимали за юродивого, считая слова его безумными. 4. - Однако в 30-е годы на месте взорванного храма разбили клумбу и соорудили фонтан, украшенный фигурами гипсовых медведей. К этому времени здесь разместился санаторий «Свобода». 5. - Когда обитель стала оживать, на месте разрушенного главного храма временно был установлен поклонный крест с неугасимой лампадой. 6. - А в августе 1998 года здесь воздвигнут памятник работы В. Клыкова преподобному Серафиму Саровскому. 7. - 9. Возрождение соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы в своем прежнем величии было начато весной 2007 г. на сохранившихся фундаментах прежнего собора. 10. - В 2009 году 21 сентября, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, восстановленный собор был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. В этот же день произошло и ещё одно знаменательное событие, после 90-летнего перерыва, Курская Коренная икона вновь посетила место своего обретения, впервые с 1920 года прибыв в Россию.

Слайд 50. Внутреннее убранство собора, также заслуживает внимание.

Слайд 51. Тёплый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 1. - А прежде эта церковь 1819 года постройки, расположенная в одном корпусе с трапезной, была освящена во имя Всех Святых. Вот каков был внутренний вид её, согласно старинной описи: «Церковь тёплая каменная во имя Всех Святых, домового расположения в корпусе, который изнутри монастыря двухэтажный, а снаружи трёхэтажный; под церковью братская трапеза и кухня, корпус весь крыт железом. Над крышею небольшой глухой трибун также обит железом с главкою и крестом».2. – фото советского периода, видим даже на заднем плане разрушенную колокольню. 3. - 5. Долгое время после возобновления монастыря этот храм служил главным местом соборной молитвы для монахов и паломников. 6. - Старинное описание храма становится понятным, если обойти его с двух сторон: корпус, изнутри монастыря двухэтажный, а снаружи трёхэтажный.

Слайд 52. 1. - Церковь «Живоносного источника», та самая, которая построена на месте обветшалого деревянного храма, усилиями графа Шереметева. 2. - Храм сооружен над колодцем со святым источником и находится под горою внизу у самой реки Тускари. 3. - Южные двери храма выходили на небольшой дворик, на западной стороне которого покатость горы была обсечена отвесно и вымощена камнем; неподалеку сквозь проделанное в камне отверстие можно было увидеть корень того вяза, у которого была найдена чудотворная икона Божьей Матери, перед вами фотография часовни на корню, место обретения чудотворного образа и поросли из того самого корня. 4. - 7. Кадры восстановление храма. 8. - 9. – кладезь внутри храма .10. – Отличительной и уникальной особенностью храма является фарфоровый иконостас, выполненный екатеринбургскими мастерами. 11. - в конце сентября 2012 года митрополит Курский и Рыльский Герман, архиепископ Берлинско - Германский и Великобританский Марк и епископ Железногорский и Льговский Вениамин совершили чин освящения восстановленного храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» и первую божественную литургию в нем.

Слайд 53. ПОСМОТРИМ НА ЭКРАН. (ВИДЕО АВТОМАТИЧЕСКИ)

Обитель края моего –

Прибежище и утешенье, и

Чудный вид на обозренье

Открытый взору с высоты.

Лугов и леса украшенье, и

Тускари воды теченье

Уносит прочь от суеты…

А крытых сходов череда

С горы спускается степенно

И примыкает незабвенно

Ко храму в честь источника,

На месте чуда обретенья

Иконы Курской-Коренной,

Как живоносного спасенья,

Сквозь времена лихих веков.

Слайд 54. 1. - В архитектурном отношении сходы были устроены весьма примечательно: с любого места их была хорошо видна середина нижней церкви «Живоносного источника», и во время праздничных там акафистов перед Чудотворной иконой, сходы становились естественным продолжением храма, вмещая добрых две тысячи богомольцев, которые все могли видеть всё, что делается внизу и следить за богослужением. С левой стороны на стенах сходов было написано 14 больших картин, изображающих наиболее важные моменты из истории иконы и чудес, проистекающих от нее. Напротив каждой картины – большое венецианское окно, прекрасно ее освещающее. 2. - Сходы состояли из восьми каменных уступов. 3. – фотография 1990 –х годов, где мы видим, что крытые сходы еще отсутствуют; 4. - 7. Кадры восстановления галереи, а также внутреннее убранство. 8. – современный вид сходов.

Слайд 55. Поминальная часовня. Особый объект на территории пустыни. Дело в том, что с правой стороны от сходов были похоронены настоятели пустыни – архимандрит Паисий и о. Палладий. Под папертью соборного храма был погребен игумен Макарий, под Предтеченским пределом покоился настоятель иеромонах Софроний. Их могилы были уничтожены богоборцами. Над местом захоронения возле сходов уже в наши дни возведена по благословению Архиепископа Иувеналия часовня, как символ памяти о настоятелях пустыни.

Слайд 56. Число жилых построек на территории Коренной пустыни невелико. Это игуменский и келейные корпуса (замыкают монастырский двор с южной стороны), больничный корпус (стоит в одну линию с трапезной церковью Рождества Пресвятой Богородицы) и гостиничный комплекс (он встречает посетителей монастыря сразу у ворот, возвышаясь по правую руку от входящего).

Слайд 57. Не иссякли и святые родники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей. Перед вами тоже три исторических кадра: 1. – после того, как источник залили бетоном, воду отвели скрыто уложенными трубами в реку; 2. – фотография 1986 года наглядно отражает народное почитание этого святого места, несмотря на борьбу властей; 3. – фотография с паломницей, которая набирает воду, выведенную из храма Живоносного источника.

Воды целительная сила омоет,

Душу обновит, и

Благодатью преисполнит,

Отрадой сердце посетит!

И прочь уйдёт тоска, томленье,

Так станет тихо и легко…

То Благодатной попеченье

О всех, кто просит у Неё!

О, Матерь Божья Пресвятая,

Обитель дивная Твоя!

Храни насельников пустыни,

Что молят в стенах у Тебя, и

Всех, под свод Твой приходящих,

Услышь, утешь и исцели, и

Знаменьем Твоей иконы

Наш край от бед убереги!!!

Слайд 58. Святых источников в обители несколько: Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году, источник святителя Николая Чудотворца, источник преподобного Серафима Саровского, источник «Казанской» иконы Божьей Матери, источник великомученика Пантелеймона. Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике святителя Николая Чудотворца.

Слайд 59. Посмотрим несколько кадров, как менялась набережная реки Тускарь, и какие произошли изменения с момента возрождения обители – 6 кадров с 1990г. по настоящее время.

Слайд 60. Скульптурная композиция из бронзы, где запечатлены Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр, держащие в руках Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение». Благодаря их мудрости и глубокому пониманию истории нашей страны был преодолен раскол Русской Православной Церкви, начавшийся в годы революции и Гражданской войны. В 2007 году в Москве они подписали Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. Ниточка объединения православных русских людей, рассеянных после революции по всему миру, проходит именно через Курскую область - это не раз отмечал Святейший Патриарх Алексий II. Похожий памятник установлен и в США, г. Ховелл, штат Нью Джерси.

Посетив Коренную обитель в сентябре 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России – наряду с Троице–Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью.

Слайд 61. Село Долгое - Господу угодно было прославить места обретения двух половин иконы иереем Боголюбом. Место находки одной половины обозначено строительством соборного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни, а второе место – строительством храма в честь праведных Богоотец Иоакима и Анны в Селе Долгое (построен в камне в 1852 году, по проекту известного архитектора Константина Тона). На Яндекс карте расстояние между объектами порядка 20 минут пешком.

Слайд 62. В годы становления новой власти главки храма были уничтожены, как и другое его убранство. В конце 1980-х трудами Владыки Иувеналия началось его восстановление. Находясь с визитом в Коренную пустынь, патриарх Алексий II посетил и храм в Долгом, где выразил благодарность и восхищение за проделанную работу по восстановлению исторического ансамбля церкви.

Слайд 63. 8. Выдающиеся персоналии в история Коренной пустыни.

Духовенство:

- Известно, что несколько лет монашествовал в обители выдающийся просветитель - Сильвестр Медведев, который подвязался здесь с 1675-1678 гг., много сделал для книгопечатания и стал одним из выдающихся библиографов.

- святитель Иосаф Горленко, епископ Белгородский (Курск входил в состав Белгородской епархии)

- В период работы в Курской области (с 1905 по 1908 год) хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий (будущий святитель Лука) выполнил более 1500 сложнейших операций, обобщил ряд хирургических случаев и опубликовал свои первые научные статьи. В 1907 го­ду Валентин Феликсович был переведен в Фатеж, где заведовал больницей на 60 коек, но проработал там недолго. Именно в Фатеже в семье родился первенец – сын Михаил. Известно, что в это время святитель посещал Глинскую Рождество-Богородицкую и Коренную общежительную пустынь, где имел долгие беседы с настоятелем пустыни игуменом Исаией. Настоятель показывал ему монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов.

Люди искусства:

- В своих «Картинах прошлого» писатель Н.С. Лесков пишет: «Приехали на Коренную ярмарку, когда уже Матерь Божия прошла из Курска, и старушка хозяйка нам про исцеления говорила престрашно. Одна испорченная не хотела под образ пролезать, так ее протолкнули, - и исцелилась». Об этом сохранилось свидетельство в Коренной пустыни 1858 года во время проведения ярмарки.

- Поэт Афанасий Фет в книге «Мои воспоминания» рассказал, как вместе с родными в свои молодые годы приехал на Коренскую ярмарку. В 1876 году Фет приобрел имение Воробьевка вблизи Коренной пустыни, и, конечно, стал бывать на ежегодных торжищах - главной торговой площадки Курского края.

- Надежда Плевицкая (урождённая Винникова; 17 января 1884, село Винниково, Курский уезд, Курская губерния- 5 октября 1940, Ренн) -русская певица, исполнительница русских народных песен и романсов посещала с родителями богослужения в Коренной пустыни.

- В 1881 году Илья Репин начинает писать картину «Явленная икона, или Крестный ход в дубовом лесу». Дубовый лес художник решает писать с натуры, для чего отправляется в Коренную пустынь. Но, приехав туда, художник обнаружил только пни — в этот период «расцвета предпринимательства» в России вырубались не только вишневые сады, но и дубовые рощи. Поэтому художник решил назвать работу «Крестный ход в Курской губернии», где Илье Репину удалось создать монументальную картину русской жизни, отобразив представителей всех социальных групп современной ему России, изобразив персонажей без прикрас.

Слайд 64. Жемчужиной Курского края

Я Коренную зову!

Страницы событий листая,

Я долю Её познаю.

Повесть совсем непростая:

Слёзы и радость в ней есть,

И монастырских преданий

Далёкая слышится весть.

Столетья сменяли друг друга,

Время водою текло,

Эпох переменчивый ветер

Врывался в обитель мою.

Сколько Ты претерпела,

Пустынька на корню!?

Но устояла, не стлела

В грозном неравном бою!

Ига татарского пепел,

До основанья погром,

Власти безбожной запреты –

Суровый никчемный закон…

Земли Твои отнимали,

В источники лили бетон,

Из памяти веру стирали

Угрозами, ставя заслон.

Сколько Тебя разрушали,

Пустынька на корню!?

Но возрождалась Ты снова

Яркой зарёй поутру!

В дереве, в камне обитель

Строила своды свои;

Молитвы, хвалебные песни

Здесь велегласно текли.

Братии труд неустанный,

Подвигов духа не счесть!

И благодатная слава

В служенье стяжается здесь.

Жемчужиной Курского края

Я Коренную зову!

Бесценный дар Божьей Матери -

Пустынька на корню!

Ты – тихая пристань надежды

С холмистой вершины прибрежной

В покровах небесной одежды

Красуешься, к небу стремясь!

Ты – светоч во мраке кромешном,

В житейском потоке безбрежном

Путников манишь, как прежде

В корабль спасенья принять!

Живи, процветай, благоденствуй

Тебя всей душою люблю,

Жемчужина Курского края –

Пустынька на корню!!!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!