СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция. Понятие общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция. Понятие общества»

ЕГЭ. Общество. Тема 1.Понятие общества

Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.

В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

ПОЯСНЕНИЕ.

Обратите внимание на подчёркнутые слова. Именно так часто звучит ответ на вопрос: найдите в списке определение общества в широком смысле

В узком смысле общество это:

  1. Круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество   книголюбов, филателистов).

  2. Исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)

  3. Общность происхождения (дворянское общество).

  4. Население одной страны (российское, американское общество)

  5. Человечество в целом.

ПОЯСНЕНИЕ.

  1. Человечество в целом — это слишком широкое, обобщённое понятие. Поэтому если в вариантах ответов не будет слов «способы взаимодействия людей и формы их объединения», то слова «человечество в целом» тоже будут правильным ответом при ответе на вопрос об обществе в широком смысле

  2. В широком смысле будет и следующий ответ: « Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества»

Признаки общества

Признаков общества много. Выделю самые основные.

  • Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.

  • Население. Общество — это люди, живущие на той или иной территории.

  • Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.

  • Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.

  • Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.

  • Воспроизводство, то есть рождение новых членов общества.

  • Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА



Тема: « Общество».


Часть 1. Задания уровня А.



A1. Характерной чертой индустриального общества является

1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду

2)слабость и неразвитость демократических институтов

3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным

4)преобладание частной формы собственности


A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам,

преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.

Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны


A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1)наукой

2)искусством

3)образованием

4)творчеством



A4. . Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного раз­вития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отноше­ний еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный пере­ворот, формируется массовое производство.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны



A5. . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны



A6.. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтвер­ждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны




A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран­ностью окружающей среды.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны





A8. Верны ли следующие суждения?

А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в

результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и коммунистический».

Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны и А, и Б

  4. оба суждения неверны





A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:

  1. высших непознаваемых сил

  2. экономических процессов

  3. выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д.

  4. изменений в культурной жизни обществ


Ответ: __________________________





A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт, наций, религиозных сообществ осуществляется:

  1. в экономической сфере

  2. в политической сфере

  3. в духовной сфере

  4. в социальной сфере


Ответ: _________________________





A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

  1. на развитие всемирных религий

  2. на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён

  3. на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества

  4. на культурную среду


Ответ: _______________________





A12. . Верны ли следующие суждения?

А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней».

Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную».


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны и А, и Б

  4. оба суждения неверны



A13. В отличие от природы, общество

1)является системой

2)находится в развитии

3)выступает в качестве творца культуры

4)развивается по собственным законам



A14. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1)добывающей промышленности

2)обрабатывающей промышленности

3)сельского хозяйства

4)информации и информационных технологий



A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием

экономической интеграции.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.



A16. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом

  2. обществом

  3. системой

  4. очередью



А17. . А. Тойнби сформулировал закон:

  1. единства и борьбы противоположностей

  2. смены общественно-экономических формаций

  3. классовой борьбы

  4. «вызов — ответ»

A18. Автором культурологического подхода в изучении истории был

  1. А. Камю

  2. Д. Белл

  3. О. Шпенглер

4)Г. Плеханов





A19. Какой признак присущ нации как этнической общности?

1)национальное самосознание

2)федеративное государственное устройство

3)наличие национальной армии

4)разделение властей



A20. Какой из признаков относится к традиционному обществу?

1)преобладание рутинных технологий

2)быстрое развитие промышленности

3)внедрение в производство научных достижений

4)интенсивное развитие информационных технологий


A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

1)истощении природных ресурсов

2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты 3)формировании сети международных террористических

организаций

4)росте культурного многообразия


A22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер

общественной жизни?

А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни,

как правило, не влияют на процессы, происходящие в других

ее сферах.

Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в

периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!