СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы. Личностно-ориентированный подход в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку»

 Личностно-ориентированный  подход в обучении  русскому языку   Автор учитель русского языка и литератур Москвина Ирина Викторовна

Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку

Автор

учитель русского языка и литератур

Москвина Ирина Викторовна

Актуальность проекта Развитие российского общества на современном этапе ставит перед коррекционной школой задачу - сделать учебный процесс значимым, вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умений, где на первое место выходит не только информированность ученика, но и формирование у него способности самостоятельно решать возникающие проблемы. Поэтому так необходимо развивать индивидуальные и познавательные способности каждого ребёнка, помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Для реализации поставленной задачи необходимо создать ситуации, позволяющие проявить способности, возможности обучающихся, а также организовать сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой. Личностно-ориентированное обучение предполагает отношение к ученику как к неповторимой индивидуальности, создание условий для комфортного развития и реализации природных способностей, адаптации его в современных условиях жизни. Актуальность проекта обусловлена вышеперечисленными проблемами

Актуальность проекта

  • Развитие российского общества на современном этапе ставит перед коррекционной школой задачу - сделать учебный процесс значимым, вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умений, где на первое место выходит не только информированность ученика, но и формирование у него способности самостоятельно решать возникающие проблемы. Поэтому так необходимо развивать индивидуальные и познавательные способности каждого ребёнка, помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
  • Для реализации поставленной задачи необходимо создать ситуации, позволяющие проявить способности, возможности обучающихся, а также организовать сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой.
  • Личностно-ориентированное обучение предполагает отношение к ученику как к неповторимой индивидуальности, создание условий для комфортного развития и реализации природных способностей, адаптации его в современных условиях жизни.
  • Актуальность проекта обусловлена вышеперечисленными проблемами
Противоречия между основной целью современного коррекционного образования - развитием социально-адаптированной личности и отсутствием условий для ее реализации в рамках традиционно- коррекционной системы обучения; между необходимостью обеспечить достаточный уровень образования и снижением интереса к обучению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья; между большим объёмом информации, включаемой в учебный процесс и разноуровневой подготовленностью учащихся с разными способностями и возможностями усваивать предложенную информацию

Противоречия

  • между основной целью современного коррекционного образования - развитием социально-адаптированной личности и отсутствием условий для ее реализации в рамках традиционно- коррекционной системы обучения;
  • между необходимостью обеспечить достаточный уровень образования и снижением интереса к обучению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • между большим объёмом информации, включаемой в учебный процесс и разноуровневой подготовленностью учащихся с разными способностями и возможностями усваивать предложенную информацию
Проблема С одной стороны, ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. С другой стороны, есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и высокого уровня развития.

Проблема

  • С одной стороны, ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся.
  • С другой стороны, есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и высокого уровня развития.
Цель достижение оптимальных результатов обучения с помощью личностно-ориентированного подхода в обучении и учёта индивидуальных особенностей обучающихся.

Цель

  • достижение оптимальных результатов обучения с помощью личностно-ориентированного подхода в обучении и учёта индивидуальных особенностей обучающихся.
Задачи способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья; организовать деятельность каждого ученика так, чтобы она не вызывала физической перегрузки; создать условия для повышения познавательной активности учащихся на уроках; обеспечить качественное усвоение предложенного программой материала, отработать основные умения и навыки; использовать инновационные педагогические технологии для улучшения результативности образовательного процесса; сформировать привычку к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности.

Задачи

  • способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • организовать деятельность каждого ученика так, чтобы она не вызывала физической перегрузки;
  • создать условия для повышения познавательной активности учащихся на уроках;
  • обеспечить качественное усвоение предложенного программой материала, отработать основные умения и навыки;
  • использовать инновационные педагогические технологии для улучшения результативности образовательного процесса;
  • сформировать привычку к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности.
Новизна   Разработка и апробирование элективного курса по русскому языку. Использование ИКТ на уроках и во внеурочное время . Проектно- исследовательские работы учащихся. Разработка коррекционного дидактического материала.

Новизна

  • Разработка и апробирование элективного курса по русскому языку.
  • Использование ИКТ на уроках и во внеурочное время .
  • Проектно- исследовательские работы учащихся.
  • Разработка коррекционного дидактического материала.
Объект проекта  Учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка  Предмет проекта Способы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку

Объект проекта

Учебно-воспитательный процесс на уроках

русского языка

Предмет проекта

Способы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку

Гипотеза Обучение, направленное на становление личности ребёнка, раскрытие его способностей, может быть эффективным, если оно исходит из максимально точного учёта возрастных, психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза

  • Обучение, направленное на становление личности ребёнка, раскрытие его способностей, может быть эффективным, если оно исходит из максимально точного учёта возрастных, психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевые группы Учащиеся 5 – 7 классов

Целевые группы

  • Учащиеся 5 – 7 классов
Планируемые результаты формирование желания и умения учиться повышение у обучающихся интереса к предмету повышение качества знаний по предмету развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Планируемые результаты

  • формирование желания и умения учиться
  • повышение у обучающихся интереса к предмету
  • повышение качества знаний по предмету
  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Этапы реализации проекта   1. Изучение теоретических основ применения личностно-ориентированных технологий в учебном процессе 2. Прохождение курсов «Обучение для будущего» по программе Intel 3. Накопление теоретического, дидактического материала для учебно-воспитательного процесса. Подготовительный

Этапы реализации проекта

1. Изучение теоретических основ применения личностно-ориентированных технологий в учебном процессе

2. Прохождение курсов «Обучение для будущего» по программе Intel

3. Накопление теоретического, дидактического материала для учебно-воспитательного процесса.

Подготовительный

Этапы реализации проекта   1. Пополнение дидактического материала для учебно-воспитательного процесса.  2. Использование в работе форм и методов, способствующих развитию ученика как личности, формированию у него познавательных способностей.  3. Проведение пробных уроков с использованием элементов личностно-ориентированных технологий.  4. Диагностика учащихся. Основной

Этапы реализации проекта

1. Пополнение дидактического материала для учебно-воспитательного процесса.

2. Использование в работе форм и методов, способствующих развитию ученика как личности, формированию у него познавательных способностей.

3. Проведение пробных уроков с использованием элементов личностно-ориентированных технологий.

4. Диагностика учащихся.

    Основной

    Этапы реализации проекта Проведение итоговой диагностики  учащихся. 2. Соотнесение результатов проекта с поставленными целью и задачами. 3. Распространение опыта работы в педагогическом коллективе школы. Заключительный

    Этапы реализации проекта

    • Проведение итоговой диагностики

    учащихся.

    2. Соотнесение результатов проекта с поставленными целью и задачами.

    3. Распространение опыта работы в педагогическом коллективе школы.

    Заключительный

    Элективные курсы Разноуровневое обучение Технологии личностно-ориентированного обучения Дифференцированное обучение Проектная деятельность

    Элективные курсы

    Разноуровневое обучение

    Технологии личностно-ориентированного обучения

    Дифференцированное обучение

    Проектная деятельность

    Дифференцированное обучение  Основная задача дифференцированного обучения  – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».  Предполагает деление класса на группы  Предполагает деление класса на группы  Предполагает деление класса на группы  Предполагает деление класса на группы  Предполагает деление класса на группы  3 группа 1 группа  2 группа учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать у них самостоятельность, уверенность в своих силах. сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.

    Дифференцированное обучение

    Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

    Предполагает деление класса на группы

    • Предполагает деление класса на группы
    • Предполагает деление класса на группы
    • Предполагает деление класса на группы
    • Предполагает деление класса на группы

    3 группа

    1 группа

    2 группа

    учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.

    учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать у них самостоятельность, уверенность в своих силах.

    сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.

    Разноуровневое обучение Разноуровневый подход   — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного каждому ученику.  3 уровень 1 уровень  2 уровень Конструктивный Ученик устанавливает причинно-следственную связь, использует те же правила и орфограммы, но применяет их в различных проблемных ситуациях  Творческий Ученик умеет обобщать, анализировать, применять полученные знания. Выполняются задания повышенной сложности  Репродуктивный Отвечает требованиям образовательного стандарта, обучающиеся усваивают базовый уровень.

    Разноуровневое обучение

    Разноуровневый подход   — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного каждому ученику.

      3 уровень

      1 уровень

      2 уровень

      Конструктивный

      Ученик устанавливает причинно-следственную связь, использует те же правила и орфограммы, но применяет их в различных проблемных ситуациях

      Творческий

      Ученик умеет обобщать, анализировать, применять полученные знания. Выполняются задания повышенной сложности

      Репродуктивный

      Отвечает требованиям образовательного стандарта, обучающиеся усваивают базовый уровень.

      Элективные курсы  Элективные курсы формируют у обучающихся интерес к предмету, развивают творческие способности, вырабатывают умение работать самостоятельно, воспитывают любовь к родному языку.

      Элективные курсы

      Элективные курсы формируют у обучающихся интерес к предмету, развивают творческие способности, вырабатывают умение работать самостоятельно, воспитывают любовь к родному языку.

      Проектная деятельность один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Проектная деятельность позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Обращение к методу проектов возможно:  Метод проектов при изучении новой темы при проверке домашнего задания при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций ,  буклетов )

      Проектная деятельность

      один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

      Проектная деятельность

      позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике.

      Обращение к методу проектов возможно:

      Метод проектов

      при изучении новой темы

      при проверке

      домашнего задания

      при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций , буклетов )

      Результаты проекта Обобщен опыт работы по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении» Разработаны и реализованы исследовательские проекты Разработаны конспекты уроков с использованием разноуровневого обучения

      Результаты проекта

      • Обобщен опыт работы по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении»
      • Разработаны и реализованы исследовательские проекты
      • Разработаны конспекты уроков с использованием разноуровневого обучения
      Результаты психолого - педагогического исследования

      Результаты психолого - педагогического исследования

      Динамика учебных достижений

      Динамика учебных достижений

       Динамика учебной мотивации

      Динамика учебной мотивации

      Отношение к  предмету

      Отношение к предмету

      Выводы Личностно – ориентированный подход является немаловажной составной частью учебного процесса, так как позволяет удовлетворить познавательные потребности и сильных, и слабых учащихся с учетом их подготовленности, индивидуальных качеств каждого. 1 Личностно-ориентированное обучение направлено не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности. 2 В результате диагностики было выявлено, что качество знаний, степень обученности и учебная мотивация учащихся повысились. 3 Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. 4

      Выводы

      Личностно – ориентированный подход является немаловажной составной частью учебного процесса, так как позволяет удовлетворить познавательные потребности и сильных, и слабых учащихся с учетом их подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

      1

      Личностно-ориентированное обучение направлено не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.

      2

      В результате диагностики было выявлено, что качество знаний, степень обученности и учебная мотивация учащихся повысились.

      3

      Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

      4

      Задачи дальнейшей деятельности Совершенствовать методику личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка с целью повышения эффективности учебного процесса. 1 Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся и развитие их познавательной активности 2 Изучать передовой педагогический опыт по использованию инновационных технологий с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс. 3

      Задачи дальнейшей деятельности

      Совершенствовать методику личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка с целью повышения эффективности учебного процесса.

      1

      Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся и развитие их познавательной активности

      2

      Изучать передовой педагогический опыт по использованию инновационных технологий с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс.

      3

      Информационные ресурсы www . rdf . ru  www . nayrok . ru , www . rusedu . ru , Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. и др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 19 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика. 1989. 192 с.94. № 17-18 Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий,2005.–144 с. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

      Информационные ресурсы

      • www . rdf . ru
      • www . nayrok . ru ,
      • www . rusedu . ru ,
      • Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. и др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 19
      • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика. 1989. 192 с.94. № 17-18
      • Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
      • Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
      • Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий,2005.–144 с.
      • Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
      Основные особенности личностно – ориентированного урока Цель  —  создание условий для проявления познавательной активности учеников .  Средства достижения учителем этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы ◄

      Основные особенности личностно – ориентированного урока

      Цельсоздание условий для проявления познавательной активности учеников .

      Средства достижения учителем этой цели:

      • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
      • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
      • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
      • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
      • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
      • поощрение стремления ученика находить свой способ работы

      ◄

      Разноуровневые карточки по теме  «Правописание корней»   Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением   1. Прил...скать с...баку, раск...лить ск...вороду, юный зап...вала, ув...дание л...ствы, высокое загр...ждение, л...чебное г...лодание, д...лекая ст...рона, отк...затъся от услуг, зач...рованный взгляд (18 слов).    *   Задание 1-го уровня •   Вставьте пропущенные буквы. •   Выделите главное слово в словосочетании.  ** Задание 2-го уровня •   Вставьте пропущенные буквы, укажите в скобках про­верочные слов. •   Выпишите выделенные слова, укажите рядом антонимы.  *** Задание 3-го уровня •   Вставьте пропущенные буквы, выписав сначала слово­сочетания сущ. + прил., а затем гл. + сущ. •   Запишите собственные словосочетания с тремя первы­ми главными словами (приласкать, раскалить, запевала).  дальше

      Разноуровневые карточки по теме «Правописание корней»

      Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением

      1. Прил...скать с...баку, раск...лить ск...вороду, юный зап...вала, ув...дание л...ствы, высокое загр...ждение, л...чебное г...лодание, д...лекая ст...рона, отк...затъся от услуг, зач...рованный взгляд (18 слов).  

      *   Задание 1-го уровня

      •   Вставьте пропущенные буквы.

      •   Выделите главное слово в словосочетании.

      ** Задание 2-го уровня

      •   Вставьте пропущенные буквы, укажите в скобках про­верочные слов.

      •   Выпишите выделенные слова, укажите рядом антонимы.

      *** Задание 3-го уровня

      •   Вставьте пропущенные буквы, выписав сначала слово­сочетания сущ. + прил., а затем гл. + сущ.

      •   Запишите собственные словосочетания с тремя первы­ми главными словами (приласкать, раскалить, запевала).

      дальше

      ◄

      Анкета для учащихся Моё отношение к русскому языку.

      1. Какое место в ряду других предметов занимает русский язык?

      2. Почему и когда вам бывает неинтересно на уроке русского языка?

      3. Можете вы сказать, от кого или от чего это зависит?

      4. Есть ли у вас «слабые места» по русскому языку? Какие?

      5.Сумеете ли вы сами их преодолеть или вам нужна помощь?

      6. Если вам нужна помощь, то чья и в какой форме (консультации, дополнительные занятия, тренировочные упражнения или что-то иное)?

      7. Какие виды работ вы предпочитаете выполнять :

      • списывание с доски или с учебника самостоятельная работа (индивидуальная или по вариантам) устный ответ контрольная работа, диктант тестирование работа со словарём, работа с дополнительной литературой конструирование научных текстов (лингвистического характера) написание изложений, сочинений
      • списывание с доски или с учебника
      • самостоятельная работа (индивидуальная или по вариантам)
      • устный ответ
      • контрольная работа, диктант
      • тестирование
      • работа со словарём, работа с дополнительной литературой
      • конструирование научных текстов (лингвистического характера)
      • написание изложений, сочинений


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!