Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку
Автор
учитель русского языка и литератур
Москвина Ирина Викторовна
Актуальность проекта
- Развитие российского общества на современном этапе ставит перед коррекционной школой задачу - сделать учебный процесс значимым, вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умений, где на первое место выходит не только информированность ученика, но и формирование у него способности самостоятельно решать возникающие проблемы. Поэтому так необходимо развивать индивидуальные и познавательные способности каждого ребёнка, помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
- Для реализации поставленной задачи необходимо создать ситуации, позволяющие проявить способности, возможности обучающихся, а также организовать сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой.
- Личностно-ориентированное обучение предполагает отношение к ученику как к неповторимой индивидуальности, создание условий для комфортного развития и реализации природных способностей, адаптации его в современных условиях жизни.
- Актуальность проекта обусловлена вышеперечисленными проблемами
Противоречия
- между основной целью современного коррекционного образования - развитием социально-адаптированной личности и отсутствием условий для ее реализации в рамках традиционно- коррекционной системы обучения;
- между необходимостью обеспечить достаточный уровень образования и снижением интереса к обучению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- между большим объёмом информации, включаемой в учебный процесс и разноуровневой подготовленностью учащихся с разными способностями и возможностями усваивать предложенную информацию
Проблема
- С одной стороны, ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся.
- С другой стороны, есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и высокого уровня развития.
Цель
- достижение оптимальных результатов обучения с помощью личностно-ориентированного подхода в обучении и учёта индивидуальных особенностей обучающихся.
Задачи
- способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- организовать деятельность каждого ученика так, чтобы она не вызывала физической перегрузки;
- создать условия для повышения познавательной активности учащихся на уроках;
- обеспечить качественное усвоение предложенного программой материала, отработать основные умения и навыки;
- использовать инновационные педагогические технологии для улучшения результативности образовательного процесса;
- сформировать привычку к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности.
Новизна
- Разработка и апробирование элективного курса по русскому языку.
- Использование ИКТ на уроках и во внеурочное время .
- Проектно- исследовательские работы учащихся.
- Разработка коррекционного дидактического материала.
Объект проекта
Учебно-воспитательный процесс на уроках
русского языка
Предмет проекта
Способы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку
Гипотеза
- Обучение, направленное на становление личности ребёнка, раскрытие его способностей, может быть эффективным, если оно исходит из максимально точного учёта возрастных, психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевые группы
Планируемые результаты
- формирование желания и умения учиться
- повышение у обучающихся интереса к предмету
- повышение качества знаний по предмету
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Этапы реализации проекта
1. Изучение теоретических основ применения личностно-ориентированных технологий в учебном процессе
2. Прохождение курсов «Обучение для будущего» по программе Intel
3. Накопление теоретического, дидактического материала для учебно-воспитательного процесса.
Подготовительный
Этапы реализации проекта
1. Пополнение дидактического материала для учебно-воспитательного процесса.
2. Использование в работе форм и методов, способствующих развитию ученика как личности, формированию у него познавательных способностей.
3. Проведение пробных уроков с использованием элементов личностно-ориентированных технологий.
4. Диагностика учащихся.
Основной
Этапы реализации проекта
- Проведение итоговой диагностики
учащихся.
2. Соотнесение результатов проекта с поставленными целью и задачами.
3. Распространение опыта работы в педагогическом коллективе школы.
Заключительный
Элективные курсы
Разноуровневое обучение
Технологии личностно-ориентированного обучения
Дифференцированное обучение
Проектная деятельность
Дифференцированное обучение
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Предполагает деление класса на группы
- Предполагает деление класса на группы
- Предполагает деление класса на группы
- Предполагает деление класса на группы
- Предполагает деление класса на группы
3 группа
1 группа
2 группа
учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.
учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать у них самостоятельность, уверенность в своих силах.
сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.
Разноуровневое обучение
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного каждому ученику.
3 уровень
1 уровень
2 уровень
Конструктивный
Ученик устанавливает причинно-следственную связь, использует те же правила и орфограммы, но применяет их в различных проблемных ситуациях
Творческий
Ученик умеет обобщать, анализировать, применять полученные знания. Выполняются задания повышенной сложности
Репродуктивный
Отвечает требованиям образовательного стандарта, обучающиеся усваивают базовый уровень.
Элективные курсы
Элективные курсы формируют у обучающихся интерес к предмету, развивают творческие способности, вырабатывают умение работать самостоятельно, воспитывают любовь к родному языку.
Проектная деятельность
один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Проектная деятельность
позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике.
Обращение к методу проектов возможно:
Метод проектов
при изучении новой темы
при проверке
домашнего задания
при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций , буклетов )
Результаты проекта
- Обобщен опыт работы по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении»
- Разработаны и реализованы исследовательские проекты
- Разработаны конспекты уроков с использованием разноуровневого обучения
Результаты психолого - педагогического исследования
Динамика учебных достижений
Динамика учебной мотивации
Отношение к предмету
Выводы
Личностно – ориентированный подход является немаловажной составной частью учебного процесса, так как позволяет удовлетворить познавательные потребности и сильных, и слабых учащихся с учетом их подготовленности, индивидуальных качеств каждого.
1
Личностно-ориентированное обучение направлено не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.
2
В результате диагностики было выявлено, что качество знаний, степень обученности и учебная мотивация учащихся повысились.
3
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
4
Задачи дальнейшей деятельности
Совершенствовать методику личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка с целью повышения эффективности учебного процесса.
1
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся и развитие их познавательной активности
2
Изучать передовой педагогический опыт по использованию инновационных технологий с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс.
3
Информационные ресурсы
- www . nayrok . ru ,
- www . rusedu . ru ,
- Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. и др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 19
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика. 1989. 192 с.94. № 17-18
- Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
- Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
- Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий,2005.–144 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
Основные особенности личностно – ориентированного урока
Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников .
Средства достижения учителем этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы
◄
◄
Разноуровневые карточки по теме «Правописание корней»
Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением
1. Прил...скать с...баку, раск...лить ск...вороду, юный зап...вала, ув...дание л...ствы, высокое загр...ждение, л...чебное г...лодание, д...лекая ст...рона, отк...затъся от услуг, зач...рованный взгляд (18 слов).
* Задание 1-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы.
• Выделите главное слово в словосочетании.
** Задание 2-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы, укажите в скобках проверочные слов.
• Выпишите выделенные слова, укажите рядом антонимы.
*** Задание 3-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы, выписав сначала словосочетания сущ. + прил., а затем гл. + сущ.
• Запишите собственные словосочетания с тремя первыми главными словами (приласкать, раскалить, запевала).
дальше
◄
Анкета для учащихся Моё отношение к русскому языку.
1. Какое место в ряду других предметов занимает русский язык?
2. Почему и когда вам бывает неинтересно на уроке русского языка?
3. Можете вы сказать, от кого или от чего это зависит?
4. Есть ли у вас «слабые места» по русскому языку? Какие?
5.Сумеете ли вы сами их преодолеть или вам нужна помощь?
6. Если вам нужна помощь, то чья и в какой форме (консультации, дополнительные занятия, тренировочные упражнения или что-то иное)?
7. Какие виды работ вы предпочитаете выполнять :
- списывание с доски или с учебника самостоятельная работа (индивидуальная или по вариантам) устный ответ контрольная работа, диктант тестирование работа со словарём, работа с дополнительной литературой конструирование научных текстов (лингвистического характера) написание изложений, сочинений
- списывание с доски или с учебника
- самостоятельная работа (индивидуальная или по вариантам)
- устный ответ
- контрольная работа, диктант
- тестирование
- работа со словарём, работа с дополнительной литературой
- конструирование научных текстов (лингвистического характера)
- написание изложений, сочинений