Личностные УУД на уроках музыки
Перемены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию. Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания.
«Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» - читаем у авторов программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…».
А Сухомлинский В. А. утверждал - «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
Приоритетное направление нового образовательного стандарта - целостное развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.
Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования.
Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования УУД, уточним, в чем они выражаются в контексте предмета «Музыка».
Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству…
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
С точки зрения предмета “Музыки” это: стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.
Основная задача предмета “Музыка” - формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей.
Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности:
исполнение произведений;
слушание музыки, интонационно-образный анализ;
пластическое интонирование;
“перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой);
игра;
моделирование;
проектная деятельность;
участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Образовательный процесс на уроках музыки осуществляется на основе учебников, в которых отчётливо выражена связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета.
Педагогические приёмы для формирования УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ: дай себе помочь, выход за пределы, отсроченная реакция, лови ошибку, театрализация, идеальное задание.
Дай себе помочь: максимально использовать ситуации, в которых ученики могут мне помочь. Разработать материал, который применяется в дальнейшем на уроках ( кроссворды, ребусы, загадки).
Выход за пределы: В ходе конструирования урока выходить за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского» дети рассказывают о своих любимых героев из мультфильмов и сказок.
Лови ошибку! Объясняя материал, намеренно допускать ошибки.
1.Сначала учеников заранее предупредить об этом. В младших классах подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Здесь важно научить детей быстро реагировать на ошибки. (Людвиг ванн Бетховен русский композитор).
2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты подготавливать заранее или пользоваться материалом который приготовили другие ученики, в том числе старшие.
Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему. К примеру 4 класс тема «Музыкальные инструменты. Квартет». Дети разыгрывают басню И.А.Крылова «Квартет»).
Идеальное задание : предложить выполнить дома работу по выбору учащихся. На пример: сочинить мелодию к стихотворению, которое понравилась ребенку больше всего (учебник 2 класс с.64-65) или нарисовать рисунок на понравившееся стихотворение; сочинить стихотворение, на произведение, прослушанное во время урока или нарисовать свои впечатления.
Здесь важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, т.е. ребенок делает то, что ему больше нравится.
Школа сегодня очень быстро меняется, стремится идти в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Учить сегодня - сложная задача,
Ученье, как вершина, нас зовет
Быть современным, грамотным,
А это значит - учить себя,
Чтоб двигаться вперед!