СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексическое значение слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока "Лексическое значение слова"

Просмотр содержимого документа
«Лексическое значение слова»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7»

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

298600, РК, г. Ялта, ул. Кирова, д. 9, тел. 3654-23-50-60, e-mail: [email protected]
















КОНСПЕКТ УРОКА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА"



5 КЛАСС







Учитель русского языка и литературы


Щиголева Юлия Александровна

















г.Ялта, 2018



Урок русского языка

5 класс

Тема: Лексическое значение слова.

Цели: познакомить учащихся с понятием "лексика" и "лексическое значение слова", выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки.

Задачи: научить составлять словарную статью, вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к природе, развивать творческие способности ребят.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» Л.М.Рыбченкова, словари, карточки со словами.

Ход урока

І. Организация класса.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

«Покажи своё лицо»

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Лингвистическая игра «Закончить предложение»

1) Орфография изучает…

А) звуки и буквы Б) правила произношение слов В) правила написание слов

2) Морфема – это…

А) словосочетание Б) часть слова В) слог

3) Наша речь состоит из…

А) слов Б) сочетания звуков В) сочетания букв

4) Лексикология изучает…

А) звуковой состав языка

Б) словарный состав языка

В) правильность произношения слов


2. Игра «Четвертое лишнее»

Задание: зачеркнуть в каждом ряду сочетание букв, которое не является словом

Медь, год, чор, дом

Соль, дело, хлеб, хок

Марв, туча, снег, дым

Конь, рог, гир, пир

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

(Исходя из предыдущего задания, ребята пытаются определить тему урока, а затем – цели и задачи)

IV. Проблемное объяснение нового знания

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. (Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.)

Кроссворд


1)

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я


2)

ф

о

н

е

т

и

к

а


3)

г

р

а

ф

и

к

а



4)

л

е

к

с

и

к

о

н


5)

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я



6)

с

и

н

т

а

к

с

и

с


7)

л

е

к

с

и

к

о

г

р

а

ф

и

я



1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.


- Какое слово получилось? (Лексика)

- Что такое лексика? (Словарный состав языка)

- Сколько слов в русском языке? (Много)

- А конкретнее? (Нельзя сказать)

- Почему же? (Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)

- Например (приводят примеры)

- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ? (Лексикология, лексикон, лексикография – объясняют ЛЗ)

- Что такое ЛЗ слова?


Пояснения учителя.

- Впервые слово к нам приходит с маминой колыбельной песней, маминой сказкой. И мы начинаем произносить первые слова: мама, папа, баба, дед.

А потом наши знания расширяются. Мы узнаем все больше и больше новых слов, очень созвучных и красивых слов: цветы, сказка, песня, хлеб, вода, Родина. И с каждым словом мир становится все больше и больше. Мы познаем его с помощью слов.

Слова могут называть лица, предметы, явления, признаки, действия и т.д.

Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение.

- Что же такое лексическое значение слова?

- Почему «слово» стол обозначает один и тот же предмет и в нашем классе, и в соседнем, и в столовой, и у вас дома? Ведь все они разные: большие и маленькие, круглые и квадратные, стеклянные и деревянные, с тумбочками и без.

-Что же общее и главное у всех столов? (Ответы детей)

- Это предмет мебели, который состоит из большой доски и ножек.

- Значит, именно общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова. И для того, чтобы определить лексическое значение слова, необходимо выявить общие и главные признаки предмета.

Лексическое значение слова раскрывается в толковом словаре (Продемонстрировать учащимся виды толковых словарей, объяснить, что такое словарная статья).

- Кроме лексического, слово имеет ещё и грамматическое значение.

Прочитайте предложение на доске и скажите, правильно ли записано лексическое значение слова?

Стол – предмет мебели мужского рода в виде широкой горизонтальной доски предложного падежа единственного числа на ножках

Задание: разграничить лексическое и грамматическое значение слова.


ЛЗ СТОЛ ГЗ

«Мозговой штурм»

- А сейчас вы сами попробуете определить лексическое значение слова лес. А помогут нам в этом __________ и _________.

Диалог

- Без чего нет леса?

- Конечно же, без деревьев.

- Воле нашего дома растет три дерева, это лес?

- Нет, нужно много деревьев.

- На лесопилке много спиленных…

- В лесу должны быть живые.

- Где растут деревья?

- На земле.

- Так что же такое лес? (Ответы детей)

- А теперь сравните свои ответы с толковым словарем.

Работа в тетрадях.

- Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке – ШАПКА (Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно)

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проанализируйте работу одноклассника.

- Верните работу и дополните свою, если надо, сделайте вывод.

Предоставляет слово нескольким учащимся.

- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?

- Оцените свою работу?

V. Физкультминутка

Проблемный вопрос

- Как вы думаете, есть ли разница в значении слов купаться и мыться?

- Купаться – значит «погружаться в воду, плавать».

Слово мыться обозначает «освобождаться от грязи с помощью воды и мыла». Моются в ванной, под душем, в бане. Слово «купаться» в этих словосочетаниях употреблять нельзя.


- Употребление слов в несвойственном им значении, употребление лишних или похожих слов, считается речевой ошибкой и обозначается буквой Р.

Работа с учебником

Упр. 128 (устно).

VI. Закрепление материала.

Игра «Найди слово». Класс делится на 3 команды. На доске карточки со словами, которые постепенно убираются. Когда останется 1 карточка, детям предлагается самим определить лексическое значение слова.

- Я буду зачитывать вам лексические значения слов, а вы должны сказать к какому слову оно относится. Победит команда, которая даст больше правильных ответов.

Антибиотик – органическое вещество, которое угнетает или убивает разные виды микробов.

Аттестат – документ об окончании учебного заведения.

Героизм – способность к совершению подвига.

Гербера – многолетнее растение с разноцветными цветами, похожими на ромашки.

Грипп – острое инфекционное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем.

Диск – предмет, который имеет вид плоского круга.

Врач – человек, который лечит больных.

Гололед – тонкий шар льда на поверхности земли.

Дерево – растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону.

Шуточное задание - стихотворение И.Токмаковой

Ложка – это ложка. А я придумал слово.

Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.

Кошка – это кошка. Я повторяю снова -

У кошки семь котят. Плим, плим, плим…

Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…

Шапка – это шапка И ничего не значит -

Оделся и пошел. Плим, плим, плим…

- Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему? (Нет, слово обязательно должно иметь ЛЗ).

VII. Итог урока.

- Что такое лексическое значение слова?

- Какие ошибки считаются речевыми?

- Что поможет нам правильно определить лексическое значение слова?

- «Покажи своё лицо»

Изменилось ли ваше настроение в конце урока? Надеюсь, стало только радостнее, так как работали вы замечательно!

VIII. Домашнее задание.

Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся).

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!