СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция. Общество как динамичная система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция. Общество как динамичная система»

ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество — динамическая система. Сферы общества

Общество является системой.

Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.

Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит  из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

ПОЯСНЕНИЕ:

Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся  элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.


Общество – динамическая система

Вспомним значение слова « динамический».  Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.

Общество —  динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.

ПОЯСНЕНИЕ:

Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.

Сферы общественной жизни (подсистемы)

Сферы общественной жизни

Определение

Элементы сферы общественной жизни

Экономическая

создание материальных благ , производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства.

экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты

Политическая

включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных , политических организация.

политические институты, политические организации,политическая идеология,политическая культура

Социальная 

внутреннее  устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие.

социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы

Духовная

включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства.

духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности

 

Признаки общества как динамической системы:

  • динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов),

  • саморазвивающаяся система (способность самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей) ,

  • состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем, социальных институтов,

  • открытость,

  • самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе) .

  • Пути развития общества:
  • прогресс-регресс,

  • эволюция, революция, реформа.

Тенденции развития сфер общественной жизни:
  • дифференциация,

  • интеграция.

ПОЯСНЕНИЕ

На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.

1.Необходимо по признакам  узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).

  1. Более сложным является второй тип задания, когда необходимо , проанализировав ситуацию, определить, связь и взаимодействие каких сфер общественной жизни здесь представлены.

Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».

В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы  Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).








ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении  высшего  учебного  заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово  латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря  более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

Примеры.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.

  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

 

Институты по сферам общества.

Что регулируют

Примеры

Экономические институты

Регулируют производство и распределение товаров и услуг.

Собственность, рынок, производство

Политические институты

Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия.

Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд

Социальные институты

Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование.

Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита

Духовные институты

Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство.

Церковь, школа, вуз, искусство

 

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института

  • Функции

  • Социальные роли и статусы

  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов
  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.

  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.

  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.

  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.

  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов
  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.

  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.

  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.

  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.

  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.

  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.

  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты  —  в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!