СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая сказка " Принцессы не и ни"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка подготовлена и участвовала в конкурсе " Лингвистическая сказка от ученика". Помогает развитию фантазии,закреплениб познанного материала.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая сказка " Принцессы не и ни"»

МКОУ Кудринская основная общеобразовательная школа









Лингвистическая сказка на тему:

« Принцессы – частицы Не и Ни »











Выполнил:

ученик 9 «а» класса

Харчевников Артём

Руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Захарова Ольга Викторовна





Не некотором царстве, не в некотором государстве , а в государстве самой королевы Орфографии, где изучается система правил написания слов, жили да поживали две сестрички – принцессы – частицы – НЕ и НИ, самые красивые на свете. Они были очень похожи и не похожи. Всегда заступались друг за друга, НЕ -частица отрицательная, НИ - частица усилительная. Она усиливала отрицание. Трудно было с ними королеве. НЕ всегда всё отрицала и громко кричала: «Не хочу, не буду, не получится!!!» Частица НЕ придавала отрицательное значение всему предложению или отдельному слову. Если частица НЕ употреблялась дважды, то она уже ничего не отрицала, а наоборот всё утверждала. «Я не могу не рассказать о своей сестре»,- говорила НЕ, своим подругам…

Её часто навещали друзья из другого королевства: Существительные, Глаголы, Прилагательные, Наречия. Сначала частица Не громко говорила: «Да, мне на этой неделе нездоровится», а потом крепко взявшись за руки, пускалась в пляс . Слова эти так крепко дружат с Не , что без Не не употребляются. В русском языке нет слов «навидеть», «здоровится» , «деля».

Соседка приставка недо-, навещая подруг НЕ и НИ, всегда им указывала на то, что они что- то сделали мало, что- то не сделали до конца. У этой приставки был друг - антоним пере-. «Переедать ещё вреднее, чем недоедать»,- поучала приставка сестёр.

НЕ и НИ навещали и местоимения :Никто- Ничто, Некто- Нечто, Ничей, Никакой, Некоторый. Жили они все дружно и не ссорились до появления предлога, который, перелезая через забор, всегда разделял их. Милые местоимения и частицы разбегались в разные стороны, и каждый из них отвечал сам за себя.

Сестры- частицы много гуляли в королевском саду. Частица НЕ шла по тропинке первой и громко говорила : «Не цвести цветам поздней осенью», придавая отрицание всему предложению, а НИ решила усилить отрицание и промолвила: «На небе ни облачка, в лесу ни звука. Как тихо…» Они грустили. А хотели веселиться!

И вот однажды королева Орфография решила устроить бал в своём королевстве, в честь дня рождения старшей дочери НЕ. «Сегодня у нас на балу будет особая форма глагола – причастие».Сестры Не и Ни внимательно слушали . «Оно показывает какое- то действие, совершенное или совершающееся. Я хочу, чтобы вы с ним подружились»,- сказала мама. Частицы НЕ и НИ так обрадовались, что не могли дождаться этого дня. Частица НЕ думала: «Причастие обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос её хорошего знакомого - какой?, склоняется как прилагательное, значит, оно должно с ней подружиться.

И вот наступил долгожданный день!!! Девочки НЕ и НИ встали очень рано, но частица Ни ничего не успевала, и когда их позвали на завтрак ,она ещё ходила с непричёсанной головой .Тогда горничная помогла частице НИ быстро собраться, и сёстры появились в столовой замка, не огорчая маму-королеву. Весь день в замке была суета: все готовились к балу, украшали залы, готовили угощения, репетировали стихи и песни, чтобы приятно удивить гостей.

Гости съехались, и бал начался! Все были счастливы и веселы! До чего же приятно было частице НЕ познакомиться с Причастием. Взявшись за руки, они долго разговаривали и много танцевали.

А скромная частица НИ долго стояла в стороне одна и ни к кому не решалась подойти. В зале появилось Придаточное предложение с шустрыми мальчишками местоимениями кто, что, куда, где, когда. Они сразу пригласили танцевать частицу НИ. Её сразу стало не узнать. Она преобразилась и приобрела усилительное значение. А Предложение гордо воскликнуло: « Как хорошо танцуют! Куда ни оглянись, везде веселье, смех . И кто бы ни спросил, каждому скажу, как здесь хорошо!»

Вдруг придворные объявили : «Восклицательное предложение с сочетанием только». «Я на минутку»- извинилась частица НЕ и пропала. Через некоторое время она вернулась не одна, а со словом Только и воскликнула : «Только не это!», добавляя в предложение отрицательное значение. «Где же причастие?»-спросила частица Не. Она стала смотреть по сторонам и увидела у противоположной стены в группе Частей речи Причастие.

Но почему- то рядом с Причастием стоял мальчик - Пояснительное слово и никуда его от себя не отпускал. Он быстро схватил частицу НЕ и оторвал от Причастия, и сейчас же всё изменилось. Заиграла музыка, и начался первый танец. Этот мальчишка , пояснительное слово, сразу подлетел к Причастию и пригласил его танцевать , а после танца никуда от него не отходило и вставало то перед причастием, то после него , а частица НЕ как не старалась, никак не могла подойти к Причастию.

Вдруг к ней подбежали девочки Существительные, Прилагательные, Наречия и пригласили поиграть с ними, образовывая с НЕ новые слова, которые можно было заменить близким по смыслу словом без Не- немедленно (тотчас), несерьёзный ( легкомысленный) и др. Было так интересно, что время прошло незаметно!

Сёстры очень хорошо играли на скрипке. Гости попросили их сыграть. Зазвучала скрипка, все были рады. Сестрицы были так похожи друг на друга, что их трудно было отличить . Одеты они были тоже одинаково. «Как же узнать где Ни, а где Не?» - судачили они . Предложение пояснило: «Если они появляются у меня в предложении, я их исключаю из предложения. Если пропуск частицы не изменит смысла предложения, то это НИ, а вот если смысл предложения изменяется на противоречивый – это ,конечно, же – Не».

Бал закончился, и гости стали разъезжаться. Они были очень благодарны королеве Орфографии за очередной удачный бал. Все были в хорошем настроении и хвалили сестер-частиц, за то, что те умели играть на скрипке и развлекать гостей!






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!