Предмет:Литературное чтение
Класс:7
Тема урока:И.С.Тургенева «Воробей»
Цели урока: | Ожидаемые результаты: |
1.Обучающая: •Познакомить с биографией И.С.Тургенева и его Произведением «Воробей»; •учить анализировать произведение с точки зрения определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков; 2.Развивающая: •Развивать умения находить главную мысль в тексте,выражать свои чувства по отношению к прочитанному; •развивать внимание к авторскому слову,речь учащихся, воображение; 3.Воспитывающая: •Воспитывать вдумчивого читателя; •положительное отношение к природе,человеку животным; •воспитание чувства любви и нежности к матери | В результате изучения темы учащихся; 1.Смогут дать определения понятиям; 2.Будут рассуждать над прочитанным; 3.Будут анализировать произведения с помощью вопросов учителя; 4.Сумеют извлекать информацию из текста; 5.Будут определять мотивы поступков главных героев; 6.Сумеют высказывать своё отношение к героям,выражать свои эмоции; 7.Смогут сделать вывод о роли любви к ближнему. |
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы обучения:наглядные (иллюстрации), исследовательские,словесные (рассказ,
эвристическая беседа)
Формы обучения:коллективная,индивидуальная.
Межпредметные связи: рисование, литературное чтение, окружаюший мир.
Оборудование урока:Русско-кыргызский словарь.Под ред. К.К.Юдахина.Бишкек «Кут Бер»
2012.
Литературное чтение автор Тыныбек Мейманалиев.Бишкек
«Салам» 2009.
Портрет Тургенева, иллюстрации воробья и других
зимующих птиц.
Ноутбук,проектор,ватман,степлер
Ход урока:Оргмомент
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; Рассказывает тему урока; Знакомит с понятием «Любовь»; Рассказывает биографию автора; Организует групповую работу над текстом. | Знакомятся с биографией автора; Ученик продолжит работу над совершенствованием навыка выразительно, вдумчивого и правильного чтения; Учащиеся определяют жанр, композицию произведения; Высказывает своё мнение, определяют главную мысль рассказа; Развивают кругозор знаний; Осознают свои возможности в учении. |
Изучение нового материала:
На доске эпиграф к уроку:
Любовь,думал я,сильнее смерти и сильнее страха смерти.
Только ею,только любовью держится и движется жизнь!
(И.С.Тургенев)
Отгадайте загадку
Забияка и варишка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки, Не пропущу и мелкой мошки.
Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю Здесь под крышей обитаю
Чик-чирик!Не робей!
Я бывалый…. (Воробей)
-Верно,а кто мне расскажет,как он выглядит?
Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей,толстый яйцевидным туловищем,короткими и округлыми крыльями.Клюв тонкий,твёрдый,к концу заострённый. Воробьи-очень прожорливые птички.Часто они летают по садам и полям и могут собрать урожай раньше чем человек.
-А знаете ли вы,кто написал этот рассказ?
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.
Первое образование Тургенев получил в имении Спасское-Лутовиново. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в
Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился за границей, после чего путешествовал по Европе.
С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.
-Перед чтением произведения И.С.Тургенева «Воробей» разберём слова,которые встретятся в тексте
Аллея сада-дорога с рядами деревьев,посаженными по обеим ее сторонам.
Детище- то же,что ребёнок (сын или дочка) (устор.)
Жертвовать- подвергать опасности;
Благоговеть- относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить.
Красться- проходить тайком,незаметно.
Чтение рассказа учителем.
-Понравился ли вам этот рассказ?Чем?
-Что вас особенно поразило?
-Слушая рассказ, менялось ли ваше настроение?Почему?
Определите жанр произведение?
-Какова тема рассказа?
-Совпадает ли тема рассказа с его названием?
Работа над текстом по частям.
часть.
-Где происходит описанные события?
-Как повела себя собака?
-Кого увидел автор на аллее?
-Как описан молодой воробей?
-Как сидел воробей?
-Почему он так сидел?
Озаглавим часть:«Возвращение с охоты».
часть.
-Как описывается воробей?
-Какой по сравнению с ним казалась собака?
-Как оказался воробей рядом с собакой?
-Что заставило старого воробья спасать молодого?
-Прочитайте,как чувствовал себя воробей в этот момент?
-Как сказать по-другому?Как выразить его внутреннее состояние в этот момент?
-Но что же им двигало?
Озаглавим часть:«Встреча собаки и воробья».
часть.
-Как повёл себя Трезор?
-Почему он так себя повёл?
-Что значить «смущенный пёс»?
Итог урока:Работа в парах.
Составим синквейн.
Первый ряд-со словом воробей. (молодой) Второй ряд-со словом Трезор.
Третий ряд-со словом воробей. (старый)
Рефлексия:
--Как вы думаете,воробей,который кинулся на защиту своего птенчика,был папой или мамой?
--Кому же обязан маленький воробей своей жизнью?
--Что побудило мать-воробьиху броситься на собаку?
- Вот на что способна материнская любовь!
Материнское сердце многое может:может радоваться и страдать,может принимать обиды своих детей,и не помнить о них.Оно способно всегда согреть,помочь,защитить,потому что есть в нём великая сила-это любовь.А любовь сильнее смерти и страха смерти.Помните об этом всегда.
Оценивания:формативное,самооценивание и взаимооценивание
Домашнее задание:Прочитать другие произведения (или смотреть кинофильм) о том ,что
«Любовь сильнее страха смерти».
Рассказать о них.