СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.

Просмотр содержимого документа
«Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)»

Литературные сказки. Поэтическое состязание

А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)


Метод:проектный.

Форма: коллективная, групповая, индивидуальная.

Цели:

  • организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках;

  • учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А.С.Пушкина, В.А.Жуковского;

  • развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию;

  • воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству на примере творчества знаменитых русских писателей.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя, рисунки детей по сказкам этих писателей, иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Спящая царевна”, у учащихся – учебник литературы “В океане света” Бунеевых, тетрадь по литературе, книги А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, карточки со словами, схемы: “Сюжетно-композиционный треугольник”, “Последовательная модель”.

Эпиграф:

Ужели их забуду, друзей
Души моей …”
А.С. Пушкин

  1. Организационный момент.

Покажите умные глазки, ровные спинки. Поприветствуем наших гостей. Начнем урок.

  1. Введение в урок.

Учитель: Сегодня у нас необычная встреча, мы приглашаем всех отправиться совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века.

Вспомним, что такое “эпиграф”? Прочитайте эпиграф.

На доске портреты А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.

      

- Кто догадался, глядя на портреты писателей и эпиграф, о чем пойдет речь на уроке?

Ответ Ученика: В 1831 году на даче в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.

  1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Тема нашего урока, как вы догадались, определить идею, породившую состязание и результат этих встреч, а так же выявить особенности литературных сказок Пушкина и Жуковского.

Ученик (читает стих):

Друзья, мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

  1. Речевая литературная разминка, направленная на знание содержания произведения.

Продолжи …

  • Ветер по морю гуляет … (и кораблик подгоняет)

  • Белка песенки поет … (да орешки все грызет)

  • И впился комар как раз … (тетке прямо в правый глаз)

  • Три девицы под окном … (пряли поздно вечерком)

  • И растет ребенок там … (не по дням, а по часам)

Назовите автора.

  • Что ни в сказке рассказать … (ни пером описать)

  • Начал пить и есть и спать, начал … (жить да поживать)

  • Вся душа его кипит … (перед ним царевна спит)

  • Будет то не смерть, а сон … (триста лет продлиться он)

  • На пиру я не была … (но подарок принесла)

Назовите автора. Молодцы!

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Экспресс-опрос.

  • Когда были написаны сказки?

  • Где?

  • Форма.

  • Какая сказка легла в основу “Сказки о царе Салтане”? (Во лбу – солнце, на затылке – месяц, по бокам – звезды)

  • Какая сказка легла в основу сказки Жуковского? (Братья Гримм “Царевна-шиповник”)

  • Признаки фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает зло)

  • Какие сказки называются литературными? (авторские).

  1. Индивидуальная работа.

Карточки (приложение 1).

  1. Обобщение знаний об авторских литературных сказках.

Учитель: Читая текст, вы делали пометки:

  • ? – непонятно

  • V – основной материал

  • ! – удивило

Мы разделились на пять творческих групп, каждая из которых получила по заданию. В конце нашего урока мы выявим, какая из групп ярче и лучше раскрыла тему. План нашего урока находится на доске.

Карточки с заданиями.

Задания для 1-й группы.

  1. Для кого предназначались сказки Пушкина и Жуковского ?

  2. Представить модели обложек книг (автор, заголовок, тема и жанр).

  3. Каким вы представляете себе пейзаж (место, где происходят события) ?

Задания для 2-й группы.

  1. Объяснить понятие композиция.

  2. Создать модель сюжетно-композиционного треугольника по сказке “О царе Салтане” Пушкина.

  • Просмотреть изученные главы.

  • Найти в содержании глав элементы сюжетно-композиционного треугольника.

  • Создать модель сюжетно-композиционного треугольника и представить ее.

  1. Создать “Словарь настроений” по “Последовательной модели” (сказка В.А. Жуковского “Спящая царевна”).

Задания для 3-й группы.

  1. Из Тетради с. 45, задание II “Царь Салтан и князь Гвидон”.

  2. Узнай героя по эпитетам.

  3. Характеристика героев сказки Жуковского “Спящая царевна”.

Задания для 4-й группы.

  1. Объяснить понятия: эпитет и архаизм.

  2. Перечислить особенности языка.

  3. Практическое задание – чтение отрывка наизусть.

Задания для 5-й группы.

  1. Сформулировать вывод: в чем отличие литературных сказок (тетрадь страница 46, задание 3)

  2. Сказки Пушкина и Жуковского – это … (исследовательская работа)

  • Пересказ известных народных сказок, так как сказка просто записана со слов рассказчика и обработана (более грамотно построены сюжеты).

  • Собственно авторские литературные произведения, потому что они имеют свои отличительные признаки: дополнен и расширен сюжет, изменены герои и их имена.

  • Составить цепочку связи: как создавались литературные сказки: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки (ответ ученика: цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).

  1. Подведение итогов “поэтического состязания”.

Учитель: Ребята, вспомните, какое событие 1831 года связывает этих писателей, произошедшее в Царском селе?

Ответ учеников: В Царском селе произошло поэтическое состязание.

Учитель: В чем же оно заключалось? Кто стал победителем ?

Ответ ученика (стр. 122 учебника)

Учитель: Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.

Групповое обсуждение.

Учитель: Жуковский присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”. Некоторые строки вам знакомы: “У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…”

- Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Особенно хотелось бы отметить…(оценивание работы).

  1. Итог урока.

Рефлексивная деятельность:

На уроке:

  • Я приобрел …

  • Я научился …

  • Я понял, что …

  • Было трудно …

  • Было интересно …

  • Хочу похвалить …

Урок окончен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!