Литературные сказки. Поэтическое состязание
А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)
Метод:проектный.
Форма: коллективная, групповая, индивидуальная.
Цели:
организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках;
учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А.С.Пушкина, В.А.Жуковского;
развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию;
воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству на примере творчества знаменитых русских писателей.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя, рисунки детей по сказкам этих писателей, иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Спящая царевна”, у учащихся – учебник литературы “В океане света” Бунеевых, тетрадь по литературе, книги А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, карточки со словами, схемы: “Сюжетно-композиционный треугольник”, “Последовательная модель”.
Эпиграф:
“Ужели их забуду, друзей
Души моей …”
А.С. Пушкин
Организационный момент.
Покажите умные глазки, ровные спинки. Поприветствуем наших гостей. Начнем урок.
Введение в урок.
Учитель: Сегодня у нас необычная встреча, мы приглашаем всех отправиться совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века.
Вспомним, что такое “эпиграф”? Прочитайте эпиграф.
На доске портреты А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.
- Кто догадался, глядя на портреты писателей и эпиграф, о чем пойдет речь на уроке?
Ответ Ученика: В 1831 году на даче в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.
Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Тема нашего урока, как вы догадались, определить идею, породившую состязание и результат этих встреч, а так же выявить особенности литературных сказок Пушкина и Жуковского.
Ученик (читает стих):
Друзья, мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Речевая литературная разминка, направленная на знание содержания произведения.
Продолжи …
Ветер по морю гуляет … (и кораблик подгоняет)
Белка песенки поет … (да орешки все грызет)
И впился комар как раз … (тетке прямо в правый глаз)
Три девицы под окном … (пряли поздно вечерком)
И растет ребенок там … (не по дням, а по часам)
Назовите автора.
Что ни в сказке рассказать … (ни пером описать)
Начал пить и есть и спать, начал … (жить да поживать)
Вся душа его кипит … (перед ним царевна спит)
Будет то не смерть, а сон … (триста лет продлиться он)
На пиру я не была … (но подарок принесла)
Назовите автора. Молодцы!
Проверка домашнего задания.
Экспресс-опрос.
Когда были написаны сказки?
Где?
Форма.
Какая сказка легла в основу “Сказки о царе Салтане”? (Во лбу – солнце, на затылке – месяц, по бокам – звезды)
Какая сказка легла в основу сказки Жуковского? (Братья Гримм “Царевна-шиповник”)
Признаки фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает зло)
Какие сказки называются литературными? (авторские).
Индивидуальная работа.
Карточки (приложение 1).
Обобщение знаний об авторских литературных сказках.
Учитель: Читая текст, вы делали пометки:
? – непонятно
V – основной материал
! – удивило
Мы разделились на пять творческих групп, каждая из которых получила по заданию. В конце нашего урока мы выявим, какая из групп ярче и лучше раскрыла тему. План нашего урока находится на доске.
Карточки с заданиями.
Задания для 1-й группы.
Для кого предназначались сказки Пушкина и Жуковского ?
Представить модели обложек книг (автор, заголовок, тема и жанр).
Каким вы представляете себе пейзаж (место, где происходят события) ?
Задания для 2-й группы.
Объяснить понятие композиция.
Создать модель сюжетно-композиционного треугольника по сказке “О царе Салтане” Пушкина.
Просмотреть изученные главы.
Найти в содержании глав элементы сюжетно-композиционного треугольника.
Создать модель сюжетно-композиционного треугольника и представить ее.
Создать “Словарь настроений” по “Последовательной модели” (сказка В.А. Жуковского “Спящая царевна”).
Задания для 3-й группы.
Из Тетради с. 45, задание II “Царь Салтан и князь Гвидон”.
Узнай героя по эпитетам.
Характеристика героев сказки Жуковского “Спящая царевна”.
Задания для 4-й группы.
Объяснить понятия: эпитет и архаизм.
Перечислить особенности языка.
Практическое задание – чтение отрывка наизусть.
Задания для 5-й группы.
Сформулировать вывод: в чем отличие литературных сказок (тетрадь страница 46, задание 3)
Сказки Пушкина и Жуковского – это … (исследовательская работа)
Пересказ известных народных сказок, так как сказка просто записана со слов рассказчика и обработана (более грамотно построены сюжеты).
Собственно авторские литературные произведения, потому что они имеют свои отличительные признаки: дополнен и расширен сюжет, изменены герои и их имена.
Составить цепочку связи: как создавались литературные сказки: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки (ответ ученика: цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).
Подведение итогов “поэтического состязания”.
Учитель: Ребята, вспомните, какое событие 1831 года связывает этих писателей, произошедшее в Царском селе?
Ответ учеников: В Царском селе произошло поэтическое состязание.
Учитель: В чем же оно заключалось? Кто стал победителем ?
Ответ ученика (стр. 122 учебника)
Учитель: Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.
Групповое обсуждение.
Учитель: Жуковский присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”. Некоторые строки вам знакомы: “У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…”
- Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Особенно хотелось бы отметить…(оценивание работы).
Итог урока.
Рефлексивная деятельность:
На уроке:
Я приобрел …
Я научился …
Я понял, что …
Было трудно …
Было интересно …
Хочу похвалить …
Урок окончен.