Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин": "Онегина воздушная громада…"
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Ребята, вы прочитали роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Надеюсь, что он не оставил Вас равнодушными, и вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова и его великим произведением. Уникальность пушкинского романа заключается в том, что поэт едва касается, казалось бы, самого главного: духовно-нравственного мира героев, их взглядов и переживаний, их мыслей и чувств. Зато о внешней, бытовой стороне жизни, о времяпрепровождении, об обычаях, нравах, нарядах, буднях и праздниках провинции и столицы повествуется обстоятельно, конкретно, подробно. Этим-то и создается впечатление ажурности, легкости конструкции романа, которое позволило А.А. Ахматовой назвать “Онегина” воздушной громадой.
Предлагаю проверить, насколько Вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.
Приглашаю Вас принять участие в литературной игре. Условия просты: я предлагаю задания, построенные на знании и понимании текста произведения, Вы выполняете их, получая наградные жетоны, и потом на их основе и получите свои отметки.
Но для начала, давайте посмотрим трейлер к фильму «Онегин» британско-американского производства 1999 года режиссёра Марты Файнс, экранизация романа в стихах Александра Пушкина и вспомним самые яркие моменты этого замечательного произведения.
Фрагмент из фильма
Итак, вперед! Вас ждет удивительное путешествие по страницам бессмертной книги, встреча с величайшим поэтом.
Желаю удачи!
1 конкурс
“В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…”
“Евгений Онегин” - произведение уникальное, не имеющее аналогов ни в русской, ни в мировой литературе. В нем наряду с Онегиным и Татьяной главным героем является Автор, соотносимый с самим Пушкиным.
Вот о личности поэта мы с Вами сейчас и вспомним.
Проверим, помните ли Вы:
1. Годы жизни А.С. Пушкина _______________________ //Ответ: 1799 – 1837/
2. Где родился А.С. Пушкин _________________________ /Ответ: Москва/
3. Назовите учебное заведение, которое подарило Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям. ____________________ //Ответ: Царскосельский Лицей/
4. Когда был создан роман “Евгений Онегин”? _____________ //Ответ: 1823 – 1830/
5. Сколько времени роман создавался? ____________________ //Ответ: 7 лет 4 месяца 14 дней/
2. Задание индивидуальное: привести в соответствие правый и левый столбец. Период творчества Пушкина и года ему соответствующие. САМОПРОВЕРКА.
Я потом проверю и поставлю за письменные задания еще одну оценку.
3. Тест-портрет.
Цель задания: вспомнить изображения людей, сыгравших в жизни Пушкина немаловажную роль. Учитель показывает учащимся портрет, они записывают на листочках, кто изображен на портрете:
1) Ибрагим Ганнибал (прадед А.С. Пушкина по материнской линии)
2) Наталья Гончарова (жена Пушкина)
3) Сергей Львович Пушкин (отец А.С. Пушкина)
4) Наталья Осиповна Пушкина (мать А.С. Пушкина)
5) Арина Родионовна (няня Пушкина)
6) Василий Андреевич Жуковский (старший друг и наставник А.С. Пушкина, который подарил своему юному другу свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя в сей высокоторжественный день прочтения Пролога к поэме «Руслан и Людмила»)
7) Анна Керн (Одна из любимых женщин Пушкина до женитьбы, которой он посвятил знаменитые стихотворные строки: «Я помню чудное мгновенье…»)
8) А.С. Пушкин на лицейском экзамене (на картине он изображен, декламирующим стихи)
9) Жорж Дантес (убийца Пушкина)
10) Автопортрет А. С. Пушкина)
4 конкурс
“Опять увидеть их мне суждено судьбой!”
Узнайте, о ком из персонажей идет речь.
(всего 4вопроса). За правильный ответ 1 жетон.
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил,Что он умен и очень мил… /Онегин/
Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней,Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей./Татьяна/
И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак./Онегин/
Дика, печальна, молчалива,Как лань лесная боязлива,Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой. /Татьяна/
В красавиц он уж не влюблялся,А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом утешался; Изменят – рад был отдохнуть./Онегин/
С душою прямо геттингенской,Красавец, в полном цвете лет…/Ленский/
Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло… /Ленский и Онегин/
Чьи это слова?
Узнайте, кому принадлежат эти слова. Вопросы задаются командам по очереди (всего 8 вопросов). За правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. Максимальное количество – 8 баллов. Если команда не знает ответ на вопрос, то другая команда может на него ответить.
1. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
/Онегин/
2. Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство… Онегин
3. Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
/Татьяна/
/Онегин/
4. …… Вы ко мне писали,
Не отпирайтесь. Я прочел
Души доверчивой признанья…/Онегин/
5. Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели. /Няня/
6. Примите исповедь мою:
Себя на суд вам отдаю.
/Онегин/
7. Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
/Татьяна/
5. Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я. /Онегин/
7. Я знаю, век уж мой измерен
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с Вами днем увижусь я…
/Онегин/
10. Но вас Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно…
/Татьяна/
11. Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал». Ленский/
12. А счастье было так возможно,
Так близко!..
/Татьяна/
12. Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц…
/Няня/
14. Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
/Ленский/
15. Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.
/Онегин/
/
16. Зачем вечор так рано скрылись?
/Ольга/
5. Следующее задание «ТЕСТ» (мультимедийное сопровождение).
1. Люблю ее, мой друг Эльвина.(Речь идет о женской ножке )
2. Первая глава начинается с (вступления)
3. Как поступал Онегин, желая уничтожить своих противников (вызывал их на дуэль)
4.Какой счастливый талан имел Онегин? (производить впечатление знающего человека)
5.Онегин помнил хоть и не без греха (из Энеиды два стиха)
6. Но и Дидло мне надоел. Эта реплика принадлежит (Онегину)
7. Что Пушкин называет высокой страстью, которой не обладает Онегин?(писать стихи)
8.Посвящение к роману посвящено (Вяземскому)
9. Кульминация романа (Дуэль)
10.Какой принцип положен в основу романа (зеркальность)
11.Какие этапы биографии автора отражены в романе? (лицей, Михайловское
Музыкальная пауза.
Прочитав внимательно роман Пушкина, мы услышали его музыкальность не только в стихах, но и тех музыкальных произведениях, которые звучат на его страницах. Особенно много музыки звучит, когда Пушкин описывает светский бал.
Прослушайте записи и определите названия танцев на светском балу.
На обдумывание ответа дается 1 минута.
1. Этим танцем начинался бал в эпоху Онегина, но на страницах романа «Евгений Онегин» он не упоминается ни разу, т.е. Онегин не успевает к началу бала. /Полонез/
2. Это второй танец на балу, «однообразный и безумный». В 20-е гг. XIX века пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. /Вальс/
3. Этот танец составлял центр бала и знаменовал собой его кульминацию.
/Мазурка/
Альтернативный тест (на карточках учащиеся отвечают ДА-НЕТ на утверждения учителя) Регламент – 5 минут
1) Произведение «Евгений Онегин» писалось семь лет (да)
2) Оно написано стихотворной онегинской строфой (да)
3) В онегинской строфе 8 стихотворных строк (нет, 14 строк)
4) Работа над произведением начата в поместье Пушкиных Михайловском (нет, на юге, на Кавказе)
5) Пушкин находился в имении Михайловское в ссылке (да)
6) Во время пребывания Пушкина в Михайловском в Москве прошло восстание декабристов на Сенатской площади, в результате которого были казнены друзья Пушкина (да)
7) Жанр «Евгения Онегина» - поэма (нет, роман в стихах)
8) Для Пушкина наиболее важной темой в романе было воспитание и судьбы дворянской молодежи (да)
9) Литературный критик Н.А. Добролюбов назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни» (нет, это сказал В.Г. Белинский)
10) Роман получил название в честь главного героя (да)
6 конкурс
«Дальше, дальше, дальше»
Наш последний конкурс – это блицопрос. Все предложенные вопросы требуют короткого, лаконичного ответа. При хорошем знании текста вам понадобится для этого не более трех минут. При отсутствии ответа нужно произнести слово «дальше». Ваша задача – дать максимальное количество ответов.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы для первой команды:
1. В каком городе родился Онегин? /Петербург/
Сколько учителей было у молодого Онегина?
/ Сперва Madam за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил…/
«Да помнил хоть не без греха из ________ два стиха». Назовите произведение. /Энеида/
Какую реформу провел Онегин в своей деревне?
/Ярем он барщины старинный
Оброком легким заменил…/
Кто были секунданты у Онегина и Ленского? /Зарецкий и Гильо/
Сколько лет было Ленскому, когда он познакомился с Онегиным? /18/
/Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет./
Перед каким философом преклонялся Владимир Ленский? /Кант/
/Поклонник Канта и поэт./
Какие книги любила читать Татьяна Ларина?
/Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо./
Назовите титул мужа Татьяны? /князь/
/Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?
Князь на Онегина глядит.
- Ага! давно ж ты не был в свете./
Как звали отца Татьяны и Ольги? /Дмитрий Ларин/
Сколько балов отец Онегина давал в год? /«Давал три бала ежегодно»/
Где обычно гулял Онегин в детстве? /Летний сад/
Почему вскоре после прибытия Онегина в деревню его соседи перестали ездить к нему?
/Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, –
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним./
С какого расстояния стрелялись Онегин и Ленский? /32 два шага/
/Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет/
Сколько писем написал Онегин Татьяне? /три/
/Ответа нет. Он вновь посланье:
Второму, третьему письму
Ответа нет./
Как принимали соседи Ленского?
/Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених…/
На каком языке читала книги Татьяна Ларина? /французский/
Назовите воинское звание мужа Татьяны /генерал/
/Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал./
Откуда родом мать Татьяны и Ольги? /Москва/
Закончите диалог:
Чьи это слова:
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь своей судьбе. /Онегин/
Какими строками начинается первая глава?
/«Мой дядя самых честных правил»/
При каких обстоятельствах произнесена эта фраза: «А счастье было так возможно, Так близко!..»
/ встреча Татьяны и Онегина в Петербурге/
7 конкурс «Кроссворд» (за него я тоже поставлю оценки)
Слово учителя
Вы знаете, ребята, уже приступив к работе над «Онегиным», и даже успев написать несколько глав, Пушкин, однако не говорит об «Онегине» как о романе, а называет его в предисловии к публикуемой первой главе большим стихотворением, оговариваясь, что оно «вероятно не будет окончено». Стало быть, в «Онегине» Пушкин ставил задачу, разрешать которую собирался всю жизнь. Так оно, собственно и получилось: роман не окончен, но оборван, как порою обрывается жизнь человека в самом расцвете ее.
Учитель: Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке, все справились с заданиями.
Конечно, отношения героев романа будут волновать критиков, литераторов, да и обычных людей, например школьников и их учителей всегда.
Но сейчас давайте перенесемся в наше время и представим , как же развивались бы отношения между Онегиным и Татьяной.
(Мини-сценка)
Онегин и Татьяна в наши дни
Люблю ли я?
Да полно, право.
Письмо не стану я писать,
Помучу Вас, да я – Татьяна,
А вы, Евгений, где сейчас?
Я в Гугле нынче , занят я
И нет мне дела до терзаний.
Купить-ведь надо бы айфон,
А может, лучше и смартфон…
Да что это за наказанье?!
Где Ваши чувства, где любовь?
Вы слышите мое признанье?
На Вас хочу я посмотреть,
Поговорить, а может и поверить…
Чувства, любовь, о чем Вы говорите?
Не внемлю Вам, как будто на иврите
Вы разговаривать, Татьяна, мне велите.
Вот так ведет беседы нынче молодежь,
Что же для них дороже в свете?
Общение, волнующая дрожь,
Иль разговоры в интернете?
Судите сами, господа,
Но в наше время с чувствами беда.
Спасибо, ребята. Конечно, очень печально, что интернет и разнообразные гаджеты имеют огромное влияние в современной жизни, но я все же надеюсь, что в вашей жизни будут и настоящие чувства и настоящая взаимная любовь.
А сейчас, считаем свои жетоны.
Оценки за урок
И напоследок, я хочу, чтоб вы заполнили листок самооценки. Проведите стрелочки от звездочки в середине, где «Я», до тех значений какие соответствуют вашему состоянию.
Спасибо за урок всем присутствующим
Узнал что-то новое Научился
Расстроился Я Получил радость
Удивился Ничего не понял
|
Узнал что-то новое Научился
Расстроился Я Получил радость
Удивился Ничего не понял