2 4 2 2 1 3 I. Чтение стихотворения Б. Заходера. 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию. Попробуйте догадаться о содержании этого стихотворения. (Предположения детей.) – Почему кота называют вредный? Рассмотрим группу однокоренных слов: вред вредитель вредничать вредный ущерб, наносящий вести себя причиняющий вред, порча, зло, вред недоброжелательно, опасный зло стараясь обидеть – Какой же вред мог принести этот кот и кому, узнаем, когда прочитаем стихотворение. 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение стихотворения про себя. – Какие предположения оправдались? – Почему улыбались, когда читали стихотворение? Какое оно по настроению? 2) Повторное чтение вслух. До начала чтения: – Какое это стихотворение по жанру? Почему так решили? (Сюжетное стихотворение. Ведётся диалог между детьми, рассказывается история.) – Сколько частей можно выделить в стихотворении? I. Завязка, диалог мальчиков. II. Описание событий, рассказ мальчика. III. Заключение, оправдание героя. – Читаем стихотворение по частям, делаем пометы карандашом для чтения по ролям. Борис Заходер ВРЕДНЫЙ КОТ – Петь, здорово! – Здравствуй, Вова! – Как уроки? – Не готовы... Понимаешь, вредный кот Заниматься не даёт! (Интересно, чем это кот Пете помешал?) Только было сел за стол, Слышу: «Мяу...» – «Что пришёл? Уходи! – кричу коту. – Мне и так... невмоготу! (Что значит «невмоготу»? Чего он больше не может? Похоже, делать уроки…) Видишь, занят я наукой, Так что брысь и не мяукай!» Он тогда залез на стул, Притворился, что уснул. (Если даже притворился, что уснул, значит, не мешает! Да и могут ли кошки притворяться?) Ну и ловко сделал вид – Ведь совсем как будто спит! Но меня же не обманешь... «А, ты спишь? Сейчас ты встанешь! Ты умён, и я умён!» (Вы поняли, что Петя собирается делать?) Раз его за хвост! – А он? – Он мне руки исцарапал, Скатерть со стола стянул, Все чернила пролил на пол, Все тетрадки мне заляпал И в окошко улизнул! (Ну ещё бы: ведь Петя схватил спящего кота за хвост! А кот от него спасался…) Я кота простить готов, Я жалею их, котов. Но зачем же говорят, Будто сам я виноват? (А кто же виноват, как вы думаете?) Я сказал открыто маме: «Это просто клевета! (Клевета – это ложь, несправедливые обвинения. Значит, Петя считает, что его несправедливо обвиняют, а он не виноват.) Вы попробовали б сами Удержать за хвост кота!» (Вы ничего не хотите у Пети спросить?) 3. Обобщающая беседа. – Так кто же виноват в том, что кот стал вредным? А в том, что Петя никак не сделает уроки? (Да конечно же, сам Петя!) – Кого он вам напоминает? (И Севку Мымрикова, и Вовку из стихотворения «Перемена».) 4. Выразительное чтение. II. Начало работы над главами из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков». 1. Работа с текстом до чтения. – О чём бы вы хотели порассуждать, какие вопросы задать перед началом чтения произведения? Дети читают название произведения, рассматривают иллюстрацию, перелистывают страницы произведения. Определяют, какое произведение будут читать, считают части, обращают внимание на их последовательность, приходят к выводу, что прочитают повесть целиком. Но учитель сообщает, что в учебнике напечатана только часть всей повести. – Существует ли в жизни такая страна – Страна невыученных уроков? – Кто может быть жителем этой страны, по-вашему? – Кто может попасть в эту страну и как? Предположите. – О чём хотел рассказать художник, который уже прочитал эту повесть? – Изобразил ли художник на своей иллюстрации жителей Страны невыученных уроков? – Сплошные загадки и тайны. Какую повесть мы будем читать по жанру? (Сказочную повесть.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух и про себя, комбинированное). По ходу чтения нужны небольшие комментарии учителя, в отдельных местах – диалог с автором. Глава 1 Кузя – это Витин кот. Упрекали – осуждали, выражали своё недовольство. Кипятилась Грамматика – очень сильно негодовала, возмущалась. «Учебники сразу онемели» – то есть… (растерялись, потеряли дар речи). – «…что меня нужно немедленно…» (Что сделать?) После чтения главы 1: – От чего же Витю надо спасти? – Как вы думаете, уже начался путь нашего героя в Страну невыученных уроков? (Обращаем внимание на формулировку темы урока.) – Из чего можно заключить, что это будет сказочная страна? Глава 2 – «Возьмём клубок…» (А для чего в русских народных сказках служил клубок?) – А вы поняли, знаете, что такое «шарообразное»? После чтения: – Попробуйте предположить, что будет дальше. Главу 3 дети читают про себя. Вопросы после чтения: – Что вас удивило и обрадовало? (Спутником Вити стал кот Кузя.) – Почему кот вызвался пойти с хозяином, как вы думаете? – Как Витя зависел от мяча? Прочитайте. (Если потеряю его, то не смогу вернуться домой.) – Кто из учебников вызвался помочь Вите в трудную минуту? Почему? – «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», – говорится в русских сказках. Долго ли, коротко ли летели наши герои Витя и Кузя, а должны же они очутиться в Стране невыученных уроков. Какой вы её себе представляете? Высказывания детей. Глава 4 По ходу чтения обращаем внимание на особенности волшебной страны (солнце ни разу не закатывалось, животные разговаривают, забор из букв). Комментарии: 1) Вот как много нового Витя узнал о своём коте! 2) Портсигар – плоская коробочка из кожи, металла или дерева для ношения папирос, сигарет. 3) Вы поняли, что такое вензель? А почему именно буквы Д и П? (Дмитрий Перестукин – отец Виктора.) Значит, вензель – начальные буквы имени собственного (имени и фамилии), обычно изображаются переплетёнными и образующими узор. – Кто же владелец замка? Что можно предположить? 2. Обобщающая беседа. – Что узнали о главном герое? Какой он? – Для чего учебники отправляют его в сказочную Страну невыученных уроков? (Чтобы спасти.) – А спасти Виктора – это значит… (помочь ему понять, что без знаний не обойтись, изменить его характер…) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |