СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Любовь... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, тольтко любовью держится и движется жизнь", "... любовь - самое высокое, самое неземное чувство". И. С. Тургенев

Просмотр содержимого документа
«"Любовь и счастье в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети".»

Урок литературы в 10 классе по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Тема: «Любовь и счастье в романе Тургенева «Отцы и дети».

Цель. Сопоставить истории любви в романе и сделать выводы о том, какова концепция любви в романе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: знание учащимися текста романа и соотнесение его с личностью автора, фактами его жизни, выявление авторской позиции по предмету обсуждения, обозначение проблемы «любви и счастья» для главных героев, ее роль в сюжете, композиции, системе героев и т.д.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: способствовать развитию мысли, чувства, интереса к личности автора, его слову с целью формирования литературного вкуса, культуры речи, умения самостоятельно излагать свои мысли по этой теме, учиться понимать замысел автора и строить свое понимание через позиционный анализ текста.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: признание нравственной ценности чувства любви в художественном мире И.С. Тургенева и сегодняшней жизни; воспитание чувств через чтение, общение на уроке, построение собственной модели идеального «Я», стремление к этому идеалу

Оборудование: Презентация, портрет Тургенева, иллюстрации к произведению, картина Левитана «Над вечным покоем» (1893-1894).



«Любовь … сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь», «…любовь- самое высокое, самое неземное чувство»(И.С.Тургенев).

Ход урока.

1 этап. Вхождение в тему урока.

- Тема любви – сквозная тема в русской литературе. Какова роль любви в жизни человека? Этот вопрос для русской литературы вечен. Вспомните, кого из писателей волновала тема любви? Тургенев говорил, что всё в его романе о любви. Нашла ли своё отражение точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека? Мы попытаемся ответить на этот вопрос. Цель нашего урока – сопоставить разные истории любви в романе, сделать вывод о том, какова концепция любви в романе.

- Ребята, чего вы ожидаете от этого урока для себя лично? Запишите ответ на этот вопрос на листе. Лист отложите в сторону до конца урока.

2 этап. Подготовка к вхождению в текст. Сообщение обучающегося о любви в жизни Ивана Тургенева.

3 этап. Текстовый элемент урока.

Герои романа увлечены идейными спорами, но постоянно говорят о любви. Каковы убеждения, декларируемые героями? Проверяем записи, сделанные учащимися дома, объясняющие отношение героев к любви и её месту в жизни человека.

Деятельность учащихся. Работа с таблицей «Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев-мужчин?» по ходу индивидуальных сообщений, подготовленных дома.

Слушаем сообщения об истории любви Базарова, Аркадия, Николая Петрович, Павла Петровича .

Учащиеся делают вывод о том, что же такое любовь в представлении каждого героя.

Николай Петрович- мечта, сон, воспоминания о прошлом и о молодости, а настоящее – примирение с жизнью ; Павел Петрович – страсть, страдание , ломающее жизнь, загадка; Аркадий – семья, взаимопонимание, уважение друг к другу; Базаров – пустяки и романтизм.

- Какую же судьбу для себя готовит каждый из героев?

- Каковы их мечты и какова действительность?

- Чью судьбу можно назвать трагической?

- Логика жизни, логика героя не всегда соответствует логике художественного произведения. Очень интересно, что самый деятельный и уверенный в себе герой Тургенева умирает, а «размазня» Аркадий , незаметный и неуверенный в себе, становиться активным членом общества. Почему.

- В чём счастье, по мнению Тургенева?

Деятельность учащихся. Ученик делает сообщение «Мечты о будущем. Реальное будущее». Класс ищет ответы на вопросы, чью судьбу можно назвать счастливой, что такое счастье в понимании автора и почему несчастлив Базаров? (Его вера-нигилизм не оправдала себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее тебя. Складывается впечатление, что Базаров умирает от любви и без любви, от одиночества. Любовь- стихия, которой не может управлять ни один человек, даже нигилист, даже такой волевой и сильный, как Базаров.)

4этап. Анализ финала произведения.

- Можно ли согласиться, что роман Тургенева о любви?

- Почему автор заканчивает свой роман описанием сельского кладбища? Как это описание помогает разгадать читателю тайну романа?

Открыто, сильно и мощно звучит голос автора в финале романа, достигая высокой патетики : «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!» Любовь- и это сокровенное авторское убеждение- не только человеческое чувство, это великий закон природы, подчиняясь которому «держится и движется жизнь».Именно любовью, по мысли автора, спасается мир.

Деятельность учащихся. Один из учащихся читает текст финала. Во время чтения звучит музыка Моцарта. Далее беседа по прочитанному. Можно проанализировать эпизод по схеме, а по ходу анализа заполнить карту анализа эпизода.

5 этап. Обобщение.

- Что значит быть счастливым, по мнению Тургенева?

- Что такое любовь?

Беседа с классом . Счастье- это семья, отношения, основанные на взаимопонимании и любви. Любовь- стихия, жизнь, вера. Она вечна и выше идеологических споров. Она вечна так же, как и природа.

6 этап. Рефлексия.

- Вспоминаем про запись, сделанную на листе в начале урока. Оправдались ли ожидания?

Выставление отметок.





7 этап. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Не устарело ли представление И.С.Тургенева о любви и счастье сегодня?»

Или создать синквейн «Любовь и счастье в понимании Тургенева».



Таблица: «Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев-мужчин?»

Герои

Истории любви и возлюбленные

Ответ на вопрос

Николай Петрович




Любовь – это…

Павел Петрович





Аркадий





Базаров







Карта анализа эпизода.

Название эпизода___________________________________________________________



Вопрос

Работа с текстом

Какие события предшествуют эпизоду?


Главные герои эпизода и средства их характеристики.


Тема и проблема эпизода.


Основная идея эпизода.


Вывод. Какую роль играет эпизод в произведении? Как он связан с идеей произведения?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!