1. Организационный этап урока: Вход детей в класс. Перекличка. Готовность к уроку. Музыкальное приветствие: Здравствуйте, ребята! Добрый день! Мы урок сейчас начнём! Звуки музыки споём! Соль, ми, соль! Соль, ми, до! 2. Актуализация опорных знаний учащихся: Между образами есть конфликт, даже столкновение. Мы рассмотрим это после игры «Закончи предложение». Игра «Закончи предложение». 1.Смелый и мужественный граф Эгмонт возглавил героическую борьбу фламандского народа против... (испанских завоевателей) 2.Иоганн Гёте написал про этого героя... 3. Музыку к трагедии Гёте написал немецкий композитор... 4. Вступление к опере, балету называют... 5. Увертюра сегодня является самостоятельным программным произведением, тоесть произведением... 6. Увертюра „Эгмонт” Людвига ван Бетховена воплощает образы...
3. Мотивация учебной деятельности учеников на уроке: Мы продолжаем знакомство с особенностями строения сонатной формы, показом и развитием основных тем увертюры «Эгмонт». Основные задачи нашего урока: Закрепить понимание основных особенностей композиции образов увертюры «Эгмонт». Сведения о структуре увертюры Л. Бетховена „Эгмонт”. Увертюра имеет чёткую композицию – она написана в сонатной форме. Состоит из трёх частей: экспозиции, разработки и репризы. Перед экспозицией может быть вступление, а после репризы – кода (финальная часть произведения). В увертюре «Эгмонт» так же есть вступление и кода. Именно вступление и экспозиция воплощают общий образ столкновения. Он представлен двумя основными темами-образами увертюры. Образом испанских завоевателей в первой теме вступления и образом порабощённого народа Нидерландов во второй. Это их первое представление – столкновение, а второе начинается плавным переростанием вступления в экспозицию. Экспозиция, как мы помним, содержит главную и побочную партии. Главная партия экспозиции является образом нидерландцев, а завоевателей воплощена в побочной партией – жёстко и кратко.
Прослушайте вступление и экспозицию увертюры „Эгмонт”. Проследите за конфликтом, столкновением образов.
Слушание Л. Ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (экспозиция)
Анализ прослушанного произведения. Какими средствами музыкальной выразительности изображены испанские завоеватели во вступлении, а какими в экспозиции? Во вступлении испанцы изображены тяжелыми, суровыми аккордами в медленном темпе, шествие которых напоминает старинный испанский танец сарабанду. В экспозиции образ завоевателей становится более агрессивным, темп – более быстрым, аккорды – короче. В побочной партии звучат мотивы темы нидерландцев. Эта тема приобретает светлый, энергичный характер. Какими средствами музыкальной выразительности изображены нидерландцы во вступлении, а какими в экспозиции? Во вступлении, образ нидерландцев выражает горе и страдания – в мелодии слышны интонации - вздохи. В экспозиции главная партия (тема нидерландцев) становится мужественней, энергичной, хотя ощутим ее скорбный характер.
Сведения о увертюре Л. ван Бетховена Начало ХІХ столетия в жизни Бетховена прошел под знаком увлечения поэзией Иоганна Гёте. Бетховен хотел написать оперу на сюжет „Фауста”. Эту задумку композитор не воплотил, зато появились песни на тексты поэта, а также музыка к трагедии Гёте „Эгмонт”. Музыка Бетховена к „Эгмонту” – это увертюра и 9 эпизодов. „Эгмонт” захватил композитора своим содержанием, ведь героические образы Гёте были близкими Бетховену. Посылая Гёте своё произведение, автор писал: «В ближайшем будущем, Вы получите… музыку к „Эгмонту”, к этому чудесному „Эгмонту”, которого я воплощал в звуках с таким увлечением , с каким я его читал, и был в мыслях и в чувствах всецело увлечен Вами”. В ответном письме Гёте пригласил композитора к себе в Веймар и рассказал о намерениях поставить на сцене „Эгмонта” именно с музыкой Бетховена. Почти все бетховенские увертюры возникли в связи с драматическими замыслами и проектами – как вступление к опере, балету или театральной пьесе. Но Бетховен больше тяготел к увертюре как к самостоятельному произведению. У него увертюра сама стала драмой идей. Именно идей, поскольку симфоническими средствами нельзя представить сценические образы. Таким образом, Бетховен положил начало нового жанра оркестровой музыки – программной симфонической пьесы. Работа над песней «Школьный корабль» Обратите внимание на выразительное и осмысленное исполнение текста песни, творческое воплощение её образов. - работа над чистотой интонирования; - работа над правильным воспроизведением ритмического рисунка; - работа над чистым унисонным исполнением. Итоги урока. Сегодня мы рассмотрели тему столкновения музыкальных образов, а также еще раз обратились к творчеству великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена. Домашнее задание: о ком из своих любимых литературных героев вы написали бы программную увертюру, если бы были композиторами? Каким вы себе представляете это произведение? |