СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Людвиг Ван Бетховен. Увертюра "Эгмонт"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструментальная музыка Бетховена. Музыкальное строение увертюры "Эгмонт". Сонатная форма.

Просмотр содержимого документа
«Людвиг Ван Бетховен. Увертюра "Эгмонт"»

Дата:

Тема:

«Столкновение образов»

Класс:


Цели урока: Углубить знания обучающихся о творчестве Людвига Ван Бетховена на примере инструментальной увертюры «Эгмонт».

Привлечь учащихся к восприятию конфликтного взаимодействия образов в музыкальном произведении.


Закрепить определение понятий музыкальный образ, экспозиция.


Развивать навыки унисонного пения , а так же выразительного исполнения вокального произведения.


Воспитывать музыкальный вкус учащихся, патриотические чувства.


Музыкальный и визуальный материал: Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание); «Школьный корабль» (художественное исполнение).

Тип урока: урок углубления темы.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), (ПК и проектор), портрет компози­тора Л. Бетховена.


1. Организационный этап урока:

Вход детей в класс. Перекличка. Готовность к уроку.

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Добрый день!

Мы урок сейчас начнём!

Звуки музыки споём!

Соль, ми, соль!

Соль, ми, до!

2. Актуализация опорных знаний учащихся:

Между образами есть конфликт, даже столкновение. Мы рассмотрим это после игры «Закончи предложение».


Игра «Закончи предложение».

1.Смелый и мужественный граф Эгмонт возглавил героическую борьбу фламандского народа против... (испанских завоевателей)

2.Иоганн Гёте написал про этого героя...
3. Музыку к трагедии Гёте написал немецкий композитор...
4. Вступление к опере, балету называют...
5. Увертюра сегодня является самостоятельным программным произведением, тоесть произведением...
6. Увертюра „Эгмонт” Людвига ван Бетховена воплощает образы...

3. Мотивация учебной деятельности учеников на уроке:

Мы продолжаем знакомство с особенностями строения сонатной формы, показом и развитием основных тем увертюры «Эгмонт».


Основные задачи нашего урока:

Закрепить понимание основных особенностей композиции образов увертюры «Эгмонт».


Сведения о структуре увертюры Л. Бетховена „Эгмонт”.
Увертюра имеет чёткую композицию – она написана в сонатной форме. Состоит из трёх частей: экспозиции, разработки и репризы. Перед экспозицией может быть вступление, а после репризы – кода (финальная часть произведения). В увертюре «Эгмонт» так же есть вступление и кода.
Именно вступление и экспозиция воплощают общий образ столкновения. Он представлен двумя основными темами-образами увертюры. Образом испанских завоевателей в первой теме вступления и образом порабощённого народа Нидерландов во второй. Это их первое представление – столкновение, а второе начинается плавным переростанием вступления в экспозицию.
Экспозиция, как мы помним, содержит главную и побочную партии. Главная партия экспозиции является образом нидерландцев, а завоевателей воплощена в побочной партией – жёстко и кратко.

Прослушайте вступление и экспозицию увертюры „Эгмонт”. Проследите за конфликтом, столкновением образов.

Слушание Л. Ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (экспозиция)

Анализ прослушанного произведения.


Какими средствами музыкальной выразительности изображены испанские завоеватели во вступлении, а какими в экспозиции?


Во вступлении испанцы изображены тяжелыми, суровыми аккордами в медленном темпе, шествие которых напоминает старинный испанский танец сарабанду. В экспозиции образ завоевателей становится более агрессивным, темп – более быстрым, аккорды – короче. В побочной партии звучат мотивы темы нидерландцев.

Эта тема приобретает светлый, энергичный характер.


Какими средствами музыкальной выразительности изображены нидерландцы во вступлении, а какими в экспозиции?


Во вступлении, образ нидерландцев выражает горе и страдания – в мелодии слышны интонации - вздохи. В экспозиции главная партия (тема нидерландцев) становится мужественней, энергичной, хотя ощутим ее скорбный характер.

Сведения о увертюре Л. ван Бетховена
Начало ХІХ столетия в жизни Бетховена прошел под знаком увлечения поэзией Иоганна Гёте.

Бетховен хотел написать оперу на сюжет „Фауста”. Эту задумку композитор не воплотил, зато появились песни на тексты поэта, а

также музыка к трагедии Гёте „Эгмонт”. Музыка Бетховена к „Эгмонту” – это увертюра и 9 эпизодов. „Эгмонт” захватил композитора своим содержанием, ведь героические образы Гёте были близкими Бетховену.


Посылая Гёте своё произведение, автор писал: «В ближайшем будущем, Вы получите… музыку к „Эгмонту”, к этому чудесному „Эгмонту”, которого я воплощал в звуках с таким увлечением , с каким я его читал, и был в мыслях и в чувствах всецело увлечен Вами”. В ответном письме Гёте пригласил композитора к себе в Веймар и рассказал о намерениях поставить на сцене „Эгмонта” именно с музыкой Бетховена.

Почти все бетховенские увертюры возникли в связи с драматическими замыслами и проектами – как вступление к опере, балету или театральной пьесе.

Но Бетховен больше тяготел к увертюре как к самостоятельному произведению. У него увертюра сама стала драмой идей. Именно идей, поскольку симфоническими средствами нельзя представить сценические образы. Таким образом, Бетховен положил начало нового жанра оркестровой музыки – программной симфонической пьесы.


Работа над песней «Школьный корабль»


Обратите внимание на выразительное и осмысленное исполнение текста песни, творческое воплощение её образов.

- работа над чистотой интонирования;

- работа над правильным воспроизведением ритмического рисунка;

- работа над чистым унисонным исполнением.


Итоги урока.


Сегодня мы рассмотрели тему столкновения музыкальных образов, а также еще раз обратились к творчеству великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.


Домашнее задание: о ком из своих любимых литературных героев вы написали бы программную увертюру, если бы были композиторами? Каким вы себе представляете это произведение?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!