СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба народа в годы ВОВ. Образ главного героя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена творчеству М.Шолохова и анализу его произведения "Судьба человека". Разработка содежит презентацию, звуковое  оформление и видео.

 

Просмотр содержимого документа
«М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба народа в годы ВОВ. Образ главного героя»

Урок № 66, литература, 9 класс

Дата ___________________________

Тема. М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба народа в годы ВОВ. Образ главного героя

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с творчеством М.А. Шолохова, ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе;

  • Знать содержание рассказа «Судьба человека», обучать вдумчивому чтению, уметь вести беседу и анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды ;

  • Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;

  • Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны.

Развивающие:

  • Развивать умение работать с художественным текстом;

  • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом;

  • Развивать навыки анализа образов.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну;

  • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся;

  • Способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию, любви к другим.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас на моем уроке и надеюсь, что наша работа будет плодотворной.



  1. Подготовка уч-ся к восприятию материала. Самоопределение. Определение уч-ся целей урока. (2 мин)

Чтение учителем притчи. Инсценировка (под звуки вьюги. На экране метель) Видео 1.

Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была ветреной, и большие пушистые снежинки кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит

- Как хорошо лететь, правда?
- Мы не летим, мы падаем. - ответила другая
- Скоро мы приземлимся и вместе со своими собратьями превратимся в одно большое снежное покрывало...
- Когда мы приземлимся, то погибнем. Ведь нас же растопчут.
- Когда потеплеет, то мы все вместе станем ручейком, который вольется в большую реку, а затем и в море...
- Весной мы растаем и исчезнем с лица земли навсегда.

Спор стал надоедать, и тогда снежинки расцепили ручки и полетели по отдельности. Каждая навстречу судьбе, которую выбрала сама...



- Как вы считаете, почему урок я начала именно с этой притчи? С чем будет связана тема нашего сегодняшнего урока?

- Вы правы, сегодня мы поговорим о судьбе. О судьбе человека и о судьбе народа в годы ВОВ, проанализировав рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». Запишите тему урока в тетрадях. (Слайд1)

- Как вы считаете, какие перед нами могут быть поставлены цели? (3 мин)



3. Актуализация знаний уч-ся (уч-ся должны были ознакомиться с биографией писателя, с содержанием рассказа «Судьба человека»)

Слово учителя с элементами беседы

- О войне написано много книг и снято много фильмов. Какие произведения о ВОВ вы можете назвать? Каких писателе и поэтов, касающихся темы войны, вы знаете?

- А что вы можете рассказать о самом Шолохове, авторе рассказа «Судьба человека»?(Слайд2)

(уч-ся рассказывают, используя упражнение «Незаконченное предложение»)(3 мин)



    1. Работа над темой урока

Слово учителя с элементами беседы.

- В 1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ « Судьба человека», который потряс многих.

(Просмотр буктрейлера «Судьба человека»)Видео 2 (2.40 мин)

- В редакцию, на радио писателю посыпались письма. Писали люди, которые пережили все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу. Многие хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить заботой, человеческим сочувствием.



(Слайд 3 . «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека» (англ. газета)

Обратите внимание на высказывание. Это цитата из известной английской газеты.

- А как восприняли рассказ вы?

- Ребята, как вы понимаете значение слова «судьба»?



- Обратимся к толковому словарю. (1 мин)

Словарная работа.(слайд 4) В тетрадях

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь.; 3. История существование чего-кого-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (словарь С.И.Ожегова)(1 мин)



- Как вы думаете, какое из определений нам подходит?

- Так почему же рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»?



- Давайте ответим на этот вопрос в конце урока





- Вставал вопрос в любые времена: Слайд 5

Что жизнь такое? Для чего она?

Раз есть она, то как её прожить?



Эти вопросы волнуют каждого живущего на земле. Вероятно, и писателя они не оставляли равнодушным. Давайте обратимся к содержанию «Судьбы человека».

- Кому Шолохов посвятил рассказ?

(Слайд №6 с фото Левицкой)

( Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку.).

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).

- А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

- В чём своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя)

- Какие основные этапы жизни Андрея Соколова мы можем выделить?

(Довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, плен, гибель семьи, встреча с Ванюшкой).(2 мин)

( На экране слайд 7)

  1. Гражданская война (воевал в Красной Армии) – 1922 г.

  2. Страшный голод («ишачил на кулаков на Кубани»).

  3. Мирная семейная жизнь (до 1941 г.).

  4. Июнь 1941 г. – на третий день ушел на фронт.

  5. 1942 г. – 1944г. – попадает в плен.

  6. Май 1945 – встречает победу в Германии.

  7. 1946 г. – встреча с Ванюшей, начало новой жизни.

    1. Беседа по содержанию

- Расскажите эпизод встречи автора с героями рассказа. Слайд №8(1 мин)

- Что заинтересовало автора в этой паре? Что удивило,насторожило в одежде?

( В одежде мальчика всё выдавало материнскую заботу,а мужчина выглядит неухожено,что автор даже подумал: «Или вдовец,или живёт не в ладах с женой»).

- Какие детали портрета помогают понять душевное состояние главного героя?

( Глаза).

-Да,глаза!Зеркало души!Какие у него были глаза? Зачитайте,пожалуйста.

( «Видали вы когда-нибудь глаза,словно присыпанные пеплом,наполненные такой неизбывной смертной тоской,что в них трудно смотреть?»).

- Почему у него именно такие глаза?

(Автору стало не по себе от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой,трагической жизни собеседника,который решил рассказать о себе своему «брату-шофёру»).

-Как вы думаете,почему Андрей Соколов рассказывает о своей жизни совершенно незнакомому человеку?

( Во-первых,незнакомцу легче открыть душу,т.к. едва ли он ещё встретится.И,потом, потребность исповедаться такие сильные люди,как Андрей Соколов,считают минутной слабостью,которая,можетбыть,случилась однажды и больше не повторится уже никогда,а вспоминать о ней будет ещё больнее)



Довоенная жизнь(Слайд №9) (2 мин)

- Какой была довоенная жизнь А. Соколова? (Работа с текстом).

В 1924 году, спасаясь от голода, он приехал на заработки на Кубань.

( Довоенная жизнь небогата событиями.Гражданская война,голодная юность,работа в плотницкой артели,а потом на заводе и за баранкой машины,женитьба,дети,домишко о двух комнатах-всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения,к которому принадлежит Андрей Соколов.Но именно в этой,хоть небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье. «Чего ещё надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть,одеты,обуты,стало быть,всё в порядке»)

- Был ли счастлив герой? (да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом).

- Как рассказывает Андрей о себе и как-о своих близких?

( Герой с воодушевлением говорит о жене,одетях,а о себе-скупо,при этом, не скрывая своих слабостей,например,грубости по отношению к жене,пристрастия к выпивке.Он чувствует себя виноватым).

- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьей.

- В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? (Помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!...)



Уход на фронт и прощание с семьей. Война.(Слайд №10) (2 мин)

- Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом.( А тут вот она, война)

-О чем говорят строки – «а тут вот она»?

(Внезапность, трагичность)

- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

( На фронте Андрей-шофёр,он возит снаряды для артиллерийской батареи.В мае 1942 года он едет на передовую,торопится,потому что его товарищи погибают без снарядов.На минном поле его грузовик подрывается.Соколова контузило.Когда он очнулся,то оказался в плену у немцев).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА .Видео №3(0.40 мин)



Плен.

- Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен. Слайд №11

Исторический комментарий.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

- Как Соколов попал в плен? (Текст).Слайд №12

-Что происходит с ним в плену? Как ведет себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства).

-Ребята,вспомните психологический поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером. О чём думает Соколов,готовясь к смерти?

( «Вот и отмучился ты,Андрей Соколов,а по-лагерному-№331».Вспомнил семью,собрался с духом,чтобы глянуть в дуло пистолета бесстрашно,как и подобает солдату,чтобы враги не увидели в последнюю мою минуту ,что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно).

-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина? Зачем, прежде чем расстрелять, он устраивает ритуал с выпивкой? Слайд №13

( Мюллер хотел повторения победы фашистов под Сталинградом, которую они и отмечали. Ему хотелось унизить, растоптать волю голодного человека, превратить его в скотину).

-Почему Соколов соглашается выпить, но отказывается от закуски?

( Он отказался пить за победу немецкого оружия,а согласился пить за свою погибель и избавление от мук.Два раза подряд он отказывается от закуски,а на третий раз откусил маленький кусочек хлеба.Ему хотелось показать,что «хотя я и с голоду пропадаю,но давиться ихней подачкой не собираюсь,у меня есть своё русское достоинство и гордость,и что в скотину они меня не превратили,как ни старались»).( 4 мин)

(просмотр эпизода )Видео №4( 1 мин 14)

-Кто и в какой момент побеждает в этом поединке?

( Это не вооружённая схватка,а психологический поединок,в котором побеждает Андрей Соколов.И это признаёт Мюллер).

-Как Соколов распорядился полученной едой?

( Разделил поровну всем в бараке).

- Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

(1 мин)

Душевное состояние героя,у которого война отняла всё.

- И вот, казалось бы, что все самое страшное позади, но СУДЬБА дает еще одно испытание герою: он получает письмо.
- Что узнает Андрей Соков из письма? Зачитать отрывок. 
( бомба уничтожила его дом и семью «Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается…Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?"… Похоронил я в чужой, немецкой земле и последнюю свою радость и надежду…моего сына, и словно что-то во мне оборвалось...».)


- Как может повести себя человек в такой ситуации?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

Сколь же велика должна быть боль,которую испытывает этот человек,если он,не раз глядевший в лицо смерти,никогда не пасовавший перед противником,говорит: «За что ж ты меня,жизнь,так покалечила!За что исказнила?» Сердце героя «окаменело от горя» настолько,что даже плакать он не может («А мои невыплаканные слёзы,видно,на сердце засохли»)

- Но Соколов не озлобился… 
- Какой подарок преподносит судьба Соколову? (Встреча с Ванечкой) (2 мин)

(Просмотр эпизода в машине : «Папка!Родненький!» Видео №5 (1 мин.34)

-Почему Соколов решает усыновить Ваню? Что общего в их судьбе?

( Оба потеряли близких.Встретились два одиночества. «Не бывать тому,чтоб нам порознь пропадать!»)

Беседа по обобщающим вопросам учителя.

- Назовите особенно яркие, на ваш взгляд, особенно эмоциональные эпизоды рассказа, позволяющие ярче представить героя глубже понять его душу.

-Залечило ли время душевные раны Андрея Соколова ? Ваши мысли. Докажите текстом.

( Нет, не залечило. Эти раны останутся на всю оставшуюся жизнь. «И вот удивительное дело: днём я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха»,ни вздоха не выжмешь,а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слёз…»)

- Чем поучительна для вас история А. Соколова? (Беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования).

- Идея рассказа? (Пройдя через самые тяжелые испытания, он сохранил главное – свое человеческое достоинство, любовь к жизни, отзывчивую чуткую душу, человечность).

- Какую проблему поднимает автор в произведении? (Нравственного выбора человека).

- Так почему же рассказ назван «Судьба человека», а не «Жизнь Андрея Соколова»? Судьба А.Соколова – это судьба обыкновенного человека, на чью долю выпала ВОВ. Таких судеб миллионы. Рассказывая о судьбе одного человека ,Шолохов предельно сжато раскрывает весь ужас войны,самые трагические её стороны. Автор не конкретизирует понятие «человек»,тем самым подчёркивает,что судьба главного героя –это судьба народа, прошедшего через жесточайшие испытания войной. (2 мин)

-Прошло уже более 70 лет после ТОЙ войны…Сейчас, казалось бы, мирное время. Но вот уже четвертый год не прекращается гражданская война у нас, на Донбассе.. До сих пор гибнут люди… До сих пор стонет наша земля от взрывов и крови…

- В память о тех, кто воевал, кого сейчас с нами нет, но жива память о них, а значит, живы и они в наших сердцах, в нашей памяти, звучит эта песня.

(Просмотр видеоролика «Я не видел той войны») Видео №6 (2.39)

Минута молчания( 0.43) Слайд №14., музыка №7

Рефлексия. Слайд №15 (2 мин)

Ребята, не зря говорят: «Судьба – это дорога длиною в жизнь».. А в дорогу обычно берут самое необходимое». А что вы возьмете с собой после нашего урока: чемодан, мясорубку или корзину?

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке

(уч-ся высказывают свое мнение)

Оценивание.

Слайд №16

Домашнее задание следующее: мини-сочинение «Актуальность рассказа «Судьба человека»; синквейн к слову «Судьба»*


























9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!