СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"М. Булгаков. История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить с творческой историей и судьбой  романа  М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" .

                             2. Определить особенности композиции и жанра произведения, проблематику романа.

                             3. Формировать умение самостоятельно анализировать произведение, пользоваться справочной литературой.

                             4. Воспитывать интерес к творчеству М.Булгакова.

Просмотр содержимого документа
«"М. Булгаков. История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита»"»

Урок №51. Литература. 11 класс

Тема урока: М. Булгаков. История создания, проблемы и герои романа « Мастер и Маргарита»

ЦЕЛИ УРОКА : 1.Познакомить с творческой историей и судьбой романа

М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

2. Определить особенности композиции и жанра произведе-

ния, проблематику романа.

3. Формировать умение самостоятельно анализировать

произведение, пользоваться справочной литературой.

4. Воспитывать интерес к творчеству М.Булгакова

ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, презентация, сообщения учащихся, тесты.


«Ничем иным я быть не могу, я могу быть только одним – писателем»

М.А.Булгаков

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Человек приходит в мир. Что ждет его? Каким он станет? Английский философ Джон Локк назвал ребенка tabula rasa – “чистая доска”. Что будет начертано на этой “доске человеческой жизни”? У каждого своя дорога, своя судьба. Давайте вспомним о человеке, которому довелось жить в страшные 30-е годы XX века, много испытать и остаться несмотря ни на что человеком и настоящим писателем.

Перед вами цитаты, принадлежавшие этому писателю.

  1. “На широком поле словесности Российской в СССР я был один единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли, он всё равно не похож на пуделя”.

  2. “Я прошу Советское Правительство поступить со мной, как оно пойдет нужным, но как-нибудь поступить, потому, что у меня налицо, в данный момент, - нищета, улица и гибель. Мои произведения неприемлемы для советской общественности. Прошу отпустить меня за границу на тот срок, который Правительство Союза найдет нужным назначить мне”.

  3. Нет такого писателя, чтобы он замолчал, если замолчал, значит, был не настоящий, а если настоящий замолчал - погибнет”.

  4. “Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской сцене,… невозможность писать, равносильна для меня погребению заживо”.

- Кому принадлежат эти цитаты?

- Как помогают они понять человека?

- Человека судят по делам его. Каким же было основное занятие М.Булгакова?

- Это писатель, который является автором самого загадочного романа.


На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с жизнью и творчеством М.Булгакова. И наш урок мне хотелось бы начать с биографической разминки. Отвечаем по цепочке на мои вопросы.


  1. Биографическая разминка

  1. Годы жизни М. Булгакова.(1891 – 1940)

  2. Какое образование получил писатель? (медицинский факультет Киевского университета)

  3. Когда он окончательно бросил «звание лекаря с отличаем» и перешел в литературу? (в 1921 г. уехал в Москву)

  4. Какая газета стала постоянным местом службы Булгакова ? (газета железнодорожников «Гудок»)

  5. Назовите известные вам произведения М.Булгакова

  6. Какие события в жизни писателя подтолкнули его к написанию романа «Белая гвардия»? ( в 1918г. в Киеве 14 переворотов, его мобилизовывали как врача петлюровцы, красные, деникинцы)

  7. Какая пьеса, по словам Б.Пастернака, получила «охранную грамоту»? («Дни Турбиных», Сталин смотрел 15 раз)

  8. Известно, что Булгаков благоговел перед Гоголем. Думая о Гоголе, писатель в одном из писем воскликнул: «…Укрой меня своей чугунной шинелью!» Каким образом сбылось это изречение Булгакова? ( Черноморский гранит на могиле Булгакова – с могилы Гоголя в Даниловом монастыре, после его перенесения на Новодевичье кладбище в 30 г.выброшен и куплен женой )


  1. Слово учителя

Сегодня мы с вами начнем разговор о произведении Булгакова, которое было издано спустя много лет после смерти писателя и произвело ошеломляющее действие на читателей, поставило в тупик критиков, потому что до этих пор советская литература не знала ни одного подобного произведения. Споры о нем не утихают и по сей день. Я думаю, что вы догадались: речь идет о романе «Мастер и Маргарита» .

Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом»

М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение

поистине необыкновенное, которое никого не может оставить равнодушным. И разговор о нем мне хочется начать стихотворением А. А.Ахматовой «Памяти М.А.Булгакова»


Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, всех забывшей,-

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.

1940 . А.Ахматова

Эти скорбные строки Анны Андреевны правдиво рассказывают о жизни Булгакову в те годы, когда он работал над романом. Давайте послушаем сообщение.


Сообщение ученика

 7 мая 1926 года к Булгакову в квартиру постучались гости… с обыском. Хозяина квартиры не оказалось дома, гости молчали до прихода хозяина, а потом взялись за дело: не церемонились, переворачивали кресла, кололи их какой-то длинной спицей.

  С этого времени над Булгаковым был установлен надзор: и за его жизнью, и за его творчеством. Во время обыска были изъяты произведения: «Собачье сердце» и «Мой дневник». Писатель обращается в Совнарком с заявлениями о возврате его рукописей,… но летят месяцы, годы, всё сильнее захлёстывает его удавка, государственная петля, и чем настойчивее сопротивляется писатель, тем туже она затягивается.

3 октября 1929 года ему наконец отдают рукописи.

Булгаков уничтожил свой дневник, но прежде вырезал из него ножницами четыре крохотных фрагмента… Но рукопись не исчезла, копию её сохранили там… в ОГПУ.

К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесен к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь теперь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Он отверг унизительные хождения с жалобами и обратился с письмом в правительство СССР. Он писал, что не собирается создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве как писателя думать и видеть по – своему. Просил предоставить ему работу.

В июле 1929 года Булгаков пишет в письме Сталину: «В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР…Но чем большую известность приобретало мое имя в СССР и заграницей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.

К концу 10 года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей, которая к прошению этому присоединяется.»

Нищета, безвестность в Москве, публичное отчуждение, а потом и тяжелая неизлечимая болезнь – вот та атмосфера, в которой Булгаков создает свой роман.


СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА.
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Он представлял собой развёрнутую дьяволиаду, где действие концентрировалось вокруг московских похождений Воланда . Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник, именуемый Фаустом, а в окончательном тексте – Мастером, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.   Вторая редакция имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».
Во второй половине 1936 года Булгаков написал новые варианты первых пяти глав. Так была начата работа над третьей редакцией романа, которая первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 года полный текст впервые был перепечатан. Эпилог же был написан М.Булгаковым 14 мая 1939 года.

Михаил Афанасьевич очень строго относился к написанному. На одной из рукописей он сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы слов или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что – то нужно, что он чего – то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастера и Маргариту?» Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».

Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…


Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений:

- московский быт, запечатленный в очерках «Накануне»,

- сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов,

- мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», - драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»…

К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».


Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не был опубликован. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа. Она стала ангелом – хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, своей верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: « Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать 6 или 7 раз – безуспешно. Но сила её верности преодолела все препятствия. Через 26 лет после смерти Булгакова в 1966 году в журнале «Москва» роман был напечатан, правда, в сокращенном варианте (всего было сделано 159 изъятий текста). В том же году в Париже роман был напечатал полностью и сразу же переведен на многие европейские языки. На родине Булгакова полный текст «Мастера и Маргариты» появился только в 1973 году.


БЕСЕДА

Слово учителя 

- Человека судят по делам его. Каким же было основное занятие М.Булгакова?

- Это писатель, который является автором самого загадочного романа.

“Мастер и Маргарита” не укладывается в традиционные, привычные схемы. Он произвел ошеломляющее действие на читателей и поставил в тупик критиков.

Они не разобрались в написанном. Было время, когда сам Булгаков собирал отзывы о романе, вклеивал их в альбом. Среди них, по его подсчетам, было около 200 отрицательных и только 3 положительных.

Высокую оценку роману Булгакова дал исследователь Виноградов. Он сказал: “Роман - это открытая, ясная, свободная и глубокая философско-художественная мысль, обращенная к важнейшим и общезначимым проблемам человеческой жизни”.


 А сейчас давайте попытаемся определить жанр произведения. В том, что это роман, я думаю, никто не сомневается. Просто мы ещё раз вспомним определение этого жанра, пользуясь справочниками.

Работа со справочниками.

Роман (от французского – roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Специфической особенностью романа в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер - в обусловленности средой. Таким образом, роман – это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.


Ученики приводят доказательства

  1. Персонажей в романе – 150

  2. Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям

4 сюжетные линии:

Философская - Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри

Любовная - Мастер и Маргарита

Мистическая – Воланд и его свита

Сатирическая – Москва и москвичи.


Слово учителя

Итак, я считаю, что вы смогли доказать, что перед нами роман. Но ведь романы бывают разными: исторические, приключенческие, научно – фантастические и т.д., все зависит от тематики или идейно -эмоциональной оценки. Какое определение вы дали бы роману Булгакова? Давайте выскажем свои мнения и попытаемся их аргументировать.

Ответы учащихся.

  1. Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)

  2. Мистический ( Воланд и его свита, бал сатаны)

  3. Фантастический (

  4. Бытовой ( картины московского быта 20 -30 годов )

  5. Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т.д.)

  6. Автобиографический ( обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)

Слово учителя

Как вы думаете, кто из вас прав? Да, на самом деле, правы все. Однозначного определения этому роману дать невозможно, потому что этот роман многожанров и многопланов.

А теперь давайте обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?


Работа со справочником

Композиция (от лат. compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

В чем же особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»? (Роман в романе: Булгаков пишет роман о Мастере, а Мастер - о Понтии Пилате)

Встречались ли мы с вами с подобными произведениями? Назовите их. («Герой нашего времени» Лермонтова, Лесков «Очарованный странник»- частично)

Чем отличается композиция романа «Мастер и Маргарита» от других романов в романе?

Попытайтесь составить схему сюжетных линий романа «Мастер и Маргарита».

Схема

Современная 
Москва 30-х
(коллаж)

Портрет 
М.Булгакова

Древний 
Ершалаим
(коллаж)


Фантастический мир.
Воланд




В каких главах рассказывается о Понтии Пилате?

Ответы учащихся (работа с текстом)

Глава 2 «Понтий Пилат» (Воланд рассказывает Берлиозу и Бездомному). Глава16 «Казнь» (Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме) Глава 19- Азазелло читает отрывок из рукописи. Глава 25, глава 26 «Погребение», глава 27- Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале.


Слово учителя

Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора не следуют одна за другой, а рассредоточены в основном повествовании.

Чтобы связать все воедино, М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую (ученики приводят примеры из текста).

Романы написаны как бы разными людьми, следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.

Рассказ о событиях, произошедших в Ершалаиме, холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе — ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем.

Совсем иначе написан роман о мастере, Воланде, москвичах. Он отмечен персонифицированной личностью автора, который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.

Сюжет романа, написанного Мастером, является одной из глубинных традиций мировой литературы. Достаточно вспомнить в связи с этим такие произведения, как «Возвращенный рай» Дж. Мильтона, «Иисус Христос во Фландрии» О. Бальзака, «Христос в гостях у мужиков» Н. Лескова и другие. Мы уже с вами отмечали, что в романе Булгакова есть много фантастических сцен. Давайте подумаем,

  1. В какой части произведения должны происходить чудеса? Почему вы так считаете? Так ли на самом деле в романе Булгакова? От описания каких событий вообще отказался автор?

  2. Где происходят фантастические события? Приведите примеры.

Современная 
Москва 30-х 
(коллаж)

Деньги 
Ложь 
Предательство 
Страх

Портрет 
М.Булгакова

Древний 
Ершалаим
(коллаж)

Истина
Вера
Совесть
Страдание


Фантастический мир.
Воланд



Любовная линия романа

Мастер и Маргарита


- Скажите, какие слова-ассоциации вызывает Москва Булгакова?

- А Ершалаим?

- К этим 2 мирам современному Московскому или древнему ершалаимскому имеет отношение и 3-й мир – фантастический, ярким представителем которого является Воланд.

- Зачем Булгакову понадобилось включать в текст романа три мира? (Показать проблемы, существующие в обществе)

- На следующем уроке мы продолжим рассматривать проблематику романа.

Итог урока

Подводя итог всему сказанному на сегодняшнем уроке, мне ещё раз хочется сказать, произведение Булгакова необычно и по жанру, и по композиции. Я думаю, что вы смогли в этом сегодня убедиться. А ведь мы только начали изучение романа, и впереди нас ждет еще много удивительных открытий.


Домашнее задание.

Мы с вами на следующем уроке остановимся на событиях, происходивших в Ершалаиме-1 группа, 2 гр.- События в главах: Москва 30 годов.

Всем: любовная линия в романе (Мастер и Маргарита).

Назовите имена героев, которые будут звучать на следующем уроке. (Понтий Пилат, Иешуа Га - Ноцри, Левий Матвей, Иуда, Крысобой, Каифа, Афраний)

1.Перечитать главы 2, 16, 19, 25-27,32

2.По желанию подготовьте сообщение об одном из персонажей.

3. Ответить на вопросы теста по содержанию названных глав


ТЕСТ

  1. Какими языками владел Иешуа Га – Ноцри?

  2. Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?

  3. Что больше всего ненавидел прокуратор?

  4. Кличка собаки Понтия Пилата.

  5. Где Левий Матвей раздобыл нож?

  6. Чем наказан Понтий Пилат за свою слабость?

  7. Какими были последние слова Иешуа?

  8. Какое прозвище имел прокуратор?

  9. Назовите героев

А) «О, я глупец! – бормотал он, раскачиваясь на камне в душевной боли и ногтями царапая смуглую грудь, - глупец, неразумная женщина, трус! Падаль я, а не человек!»

Б) Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной


В) «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания

уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…»

ТЕСТ ПО СОДЕРЖАНИЮ

  1. Имя и фамилия поэта Бездомного?

  2. Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель?

  3. Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?

  4. Какими словами заканчивался роман Мастера?

  5. Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами?

  6. Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир?

  7. В какое мгновенье во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх?

  8. Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами?

  9. Как имя женщины, которая пролила масло недалеко от трамвайных путей?

  10. Кто был Мастер по образованию?

  11. Из чего пил Воланд на балу?








ТЕСТ 1 вариант

  1. Какими языками владел Иешуа Га – Ноцри?

  2. Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?

  3. Что больше всего ненавидел прокуратор?

  4. Кличка собаки Понтия Пилата.

  5. Где Левий Матвей раздобыл нож?

  6. Чем наказан Понтий Пилат за свою слабость?

  7. Какими были последние слова Иешуа?

  8. Какое прозвище имел прокуратор?

  9. Назовите героев

А) «О, я глупец! – бормотал он, раскачиваясь на камне в душевной боли и ногтями царапая смуглую грудь, - глупец, неразумная женщина, трус! Падаль я, а не человек!»

Б) Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной

В) «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания

уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…»

ТЕСТ 2 вариант

  1. Имя и фамилия поэта Бездомного?

  2. Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель?

  3. Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?

  4. Какими словами заканчивался роман Мастера?

  5. Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами?

  6. Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир?

  7. В какое мгновенье во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх?

  8. Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами?

  9. Как имя женщины, которая пролила масло недалеко от трамвайных путей?

  10. Кто был Мастер по образованию?

  11. Из чего пил Воланд на балу?


ТЕСТ 1 вариант

  1. Какими языками владел Иешуа Га – Ноцри?

  2. Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?

  3. Что больше всего ненавидел прокуратор?

  4. Кличка собаки Понтия Пилата.

  5. Где Левий Матвей раздобыл нож?

  6. Чем наказан Понтий Пилат за свою слабость?

  7. Какими были последние слова Иешуа?

  8. Какое прозвище имел прокуратор?

  9. Назовите героев

А) «О, я глупец! – бормотал он, раскачиваясь на камне в душевной боли и ногтями царапая смуглую грудь, - глупец, неразумная женщина, трус! Падаль я, а не человек!»

Б) Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной

В) «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания

уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…»

ТЕСТ 2 вариант

  1. Имя и фамилия поэта Бездомного?

  2. Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель?

  3. Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?

  4. Какими словами заканчивался роман Мастера?

  5. Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами?

  6. Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир?

  7. В какое мгновенье во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх?

  8. Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами?

  9. Как имя женщины, которая пролила масло недалеко от трамвайных путей?

  10. Кто был Мастер по образованию?

  11. Из чего пил Воланд на балу?

Текст раздается учащимся


15 мая 1891 года в семье профессора Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны в Киеве рождается первый ребенок – сын Михаил. Булгаков родился в культурной, интеллигентной семье, атмосферу которой впитал на всю жизнь. После окончания киевского университета работал в военных госпиталях, служил в армии, печатал первые произведения. Еще в гимназические годы он начал увлекаться театром, будучи студентом университета, слушал лекции по истории театра. В Москву Булгаков приехал в 1921 году, «чтобы остаться в ней навсегда».


Прогуляемся по Большой Садовой улице до дома, где жил и творил писатель. В этом районе Москвы планировали строительство фабрики, но, к счастью, замысел не воплотился в жизнь. Построили дома, в которых и стали селиться люди. Дом Булгакова, в котором сейчас расположен музей, находится в глубине двора. Мы входим во двор, открывая витую тяжелую решетку. По обеим сторонам небольшой арки рисунки в полстены к роману «Мастер и Маргарита»


Булгаков обладал редким лирическим даром, который он реализовал в своих произведениях. До создания романа «Мастер и Маргарита» он написал произведения, которые стали гордостью русской прозы и драматургии – роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце», пьесу «Бег», «Театральный роман», роман «Жизнь господина де Мольера», пьесу о Пушкине «Последние дни».


Роман «Мастер и Маргарита» - особенное произведение в жизни и творчестве Булгакова. Последний закатный роман. Он работал над ним до последнего часа своей жизни, считая, что у каждого своя Муза и надо следовать ей.


Мастер живет в Москве 30-х гг. 20 века, пишет книгу о событиях, происшедших в библейские времена, и при этом свободно общается с Кантом, Достоевским, Гете. Что это – художественный прием, соединяющий три мира, реальный, библейский и исторический, или попытка показать, правду бытия? Образы сверхъестественных сил в романе фантастичны. Но есть в произведении и другая фантастика – сатирическое изображение действительности, в духе традиций Гоголя и Салтыкова-Щедрина.


Художественная композиция романа представляет собой три мира- земной, библейский и Вечность, роман в романе. В земном мире разворачивается конфликт Мастера и Берлиоза. Как посмел он, Мастер, описать жизнь, страдания и смерть Христа как исторический факт? Ведь, по мнению Берлиоза, председателя Моссолита, Бога нет. Он и его свита безжалостно расправляется с Мастером, посмевшим писать не в духе господствующей идеологии. Библейский мир представлен конфликтом государственной власти с инакомыслием странствующего философа. И хотя Понтий Пилат ничего личного не имеет против Иешуа Га-Ноцри, но боясь бунта черни, не наказать его он не смеет. Так показывает автор романа две трагические гибели, и если Иешуа погибает физически, то Пилат гибнет как личность. Третий мир, Вечность, представлен спором Дьявола и Бога о человеке. В романе автор дает Дьяволу имя Воланд и большие полномочия, вплоть до суда над грешниками, но вот судьбу Мастера и Маргариты устраивает сам Бог. Любовь Мастера и Маргариты показана очень искренне. Она, Маргарита, уходит к Мастеру из респектабельного дома в подвал, в бедность, потому что, воспринимает духовное родство и совместное творчество как истинное счастье. Они оба ушли в Вечность, потому как расстаться им невозможно. Чистые натуры у Булгакова освобождаются от насилия, несвободы, но не от настоящей любви.


Схожесть конфликтов во всех трех художественных мирах Булгакова, их повторяемость позволяют увидеть главную проблему, борьбу Добра и Зла, Света и Тьмы, духовности и бездуховности.


Интересна роль Воланда в романе. На первый взгляд он различает истинное и великое (любовь Мастера и Маргариты, подвиг Мастера, раскаяние Пилата), разоблачает пороки (гибель Берлиоза, случай с сеансом магии в театре и т.п.), но делает это безжалостно, бесчеловечно.


Судьба человечества – это непрерывный поиск истины. В своем романе Булгаков нам говорит, что жить нужно сверяя свои земные дела, мысли и поступки с небесными идеалами Добра и Красоты. В сцене Великого бала заключена главная философская идея произведения: человек свободен в своем нравственном выборе между Богом и Дьяволом, поэтому ни правящая идеология, ни катастрофы переживаемые человечеством, не должны освобождать его от ответственности за добро на земле.


Перекрестный опрос по технологии смыслового чтения

  1. Когда родился М.Булгаков?

  2. Как звали отца Булгакова?

  3. Как звали мать Булгакова?

  4. Каким ребенком в семье был Булгаков (первым)

  5. Какая была семья у писателя? (родился в культурной, интеллигентной семье)

  6. Какой университет окончил Булгаков? (киевский)

  7. Какие лекции слушал? (по истории театра)

  8. Для чего приехал в Москву? (чтобы остаться в ней навсегда)

  9. Где находился дом, где жил и творил писатель? (Большой Садовой улице)

  10. Сколько работал Булгаков над книгой «Мастер и Маргарита»?

  11. Как называли роман Булгакова? (закатный)

  12. О каких событиях пишет книгу Мастер? (библейские времена)

  13. Какие три мира соединены в романе? (реальный, библейский и исторический)

  14. Какой конфликт разворачивается в земном мире? (В земном мире разворачивается конфликт Мастера и Берлиоза)

  15. Какой конфликт разворачивается в библейском мире? (Библейский мир представлен конфликтом государственной власти с инакомыслием странствующего философа)

  16. Кто погибает в романе? (Иешуа)

  17. Кто гибнет как личность в романе? (Пилат)

  18. Как назывался третий мир? (Вечность)

  19. Как он представлен в романе? (спором Дьявола и Бога о человеке)

  20. Какое имя дает автор дьяволу? (Воланд)

  21. Как показана любовь Мастера и Маргариты? (искренне)

  22. Какова главная проблема произведения? (борьба Добра и Зла, Света и Тьмы, духовности и бездуховности)

  23. Что разоблачает Воланд в романе? (пороки)

  24. Что такое судьбв человечества по Булгакову? (Судьба человечества – это непрерывный поиск истины.)

  25. Где заключена главная философская идея романа?( В сцене Великого бала)

В чем заключается философская идея? (человек свободен в своем нравственном выборе между Богом и Дьяволом, поэтому ни правящая идеология, ни катастрофы переживаемые человечеством, не должны освобождать его от ответственности за добро на земле)

  1. Как звали героев романа 3-4 персонажа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!