СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»»

М. Горький.  Песня о Соколе.

М. Горький. Песня о Соколе.

Тема урока:    «М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

Тема урока:

«М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»

   вспомнить → узнать → научиться

вспомнить → узнать → научиться

   Вспомнить известные факты биографии М. Горького; Выявить основную мысль произведения.   Цели:

  • Вспомнить известные факты биографии М. Горького;
  • Выявить основную мысль произведения.

Цели:

   Научиться работать со словом в произведении;  Задачи:

Научиться работать со словом в произведении;

Задачи:

Море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают….   Мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни  Олицетворение

Море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают….

  Мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни

Олицетворение

М. Горький. Личность писателя. Максим Горький   (А.М.Пешков)    1868 – 1936 г.г.

М. Горький. Личность писателя.

Максим Горький (А.М.Пешков)

1868 – 1936 г.г.

Понятие о СИМВОЛЕ Символ (греч.- знак, опознавательная примета) – образ, отличающийся неисчерпаемой многозначностью своего содержания. Образы Сокола и Ужа (традиционные для народной поэзии) наполнились содержанием, созвучным времени. В них видели столкновение революционных идей, призыва к полнокровной счастливой жизни. Образы моря и неба – символы высоких устремлений, борьбы за свободу и счастье.

Понятие о СИМВОЛЕ

Символ (греч.- знак, опознавательная примета) – образ, отличающийся неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Образы Сокола и Ужа (традиционные для народной поэзии) наполнились содержанием, созвучным времени. В них видели столкновение революционных идей, призыва к полнокровной счастливой жизни. Образы моря и неба – символы высоких устремлений, борьбы за свободу и счастье.

Антитеза - … Спор Сокола и Ужа о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт. Конфликт углубляется: вольная стихия принимает Сокола в своё пространство, скрывает его, угрожает противнику «Грозной песней». Всё произведение- прославление подвига Сокола.

Антитеза - …

  • Спор Сокола и Ужа о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.
  • Конфликт углубляется: вольная стихия принимает Сокола в своё пространство, скрывает его, угрожает противнику «Грозной песней».
  • Всё произведение- прославление подвига Сокола.

Характеристика героев Сокол Уж Его стихия – …  Его стихия - …… Он пожил …  где (как?) … Он бился … Он познал …   где пахнет (чем?) … Для него небо - …  Стремление (куда?) …  И поэтому главное Стремление (куда?) …  И поэтому главное для него (что?) … для него (что?) …  Заполнение таблицы. - Какие выводы можно сделать?

Характеристика героев

Сокол

Уж

Его стихия – … 

Его стихия - ……

Он пожил … 

где (как?) …

Он бился …

Он познал …

  где пахнет (чем?) …

Для него небо - … 

Стремление (куда?) … 

И поэтому главное

Стремление (куда?) … 

И поэтому главное

для него (что?) …

для него (что?) … 

Заполнение таблицы.

- Какие выводы можно сделать?

Характеристика героев Сокол Уж Его стихия – небо   Его стихия - ущелье Он пожил славно  где (как?) темно, тепло и сыро, душно Он бился храбро Он познал счастье   где пахнет (чем?) гнилью Для него небо – пустое место  Стремление (куда?) вверх  И поэтому главное Стремление (куда?) вниз  И поэтому главное для него (что?) взлет для него (что?) падение Заполнение таблицы. - Какие выводы можно сделать?

Характеристика героев

Сокол

Уж

Его стихия – небо  

Его стихия - ущелье

Он пожил славно 

где (как?) темно, тепло и сыро, душно

Он бился храбро

Он познал счастье

  где пахнет (чем?) гнилью

Для него небо – пустое место 

Стремление (куда?) вверх 

И поэтому главное

Стремление (куда?) вниз 

И поэтому главное

для него (что?) взлет

для него (что?) падение

Заполнение таблицы.

- Какие выводы можно сделать?

Аллегория - … Изображая Сокола и Ужа, автор подразумевает людей, человеческие характеры, взаимоотношения. Аллегория замаскировала политическое содержание «Песни о Соколе», глубоко революционное, будучи высказано прямо, не было бы пропущено цензурой. Заполнение таблицы. - Какие выводы можно сделать?

Аллегория - …

  • Изображая Сокола и Ужа, автор подразумевает людей, человеческие характеры, взаимоотношения.
  • Аллегория замаскировала политическое содержание «Песни о Соколе», глубоко революционное, будучи высказано прямо, не было бы пропущено цензурой.

Заполнение таблицы.

- Какие выводы можно сделать?

В чем же смысл человеческой жизни? живем, чтобы быть успешными в делах, семье живем, чтобы нести ответственность за себя, за других живем, чтобы найти себя живем, чтобы жить живем, чтобы действовать живем, чтобы работать живем, чтобы быть счастливыми Заполнение таблицы. - Какие выводы можно сделать?

В чем же смысл человеческой жизни?

живем, чтобы быть успешными в делах, семье

живем, чтобы нести ответственность за себя, за других

живем, чтобы найти себя

живем, чтобы жить

живем, чтобы действовать

живем, чтобы работать

живем, чтобы быть счастливыми

Заполнение таблицы.

- Какие выводы можно сделать?

Кольцевая композиция - … Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира , разъяснят их уму , а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения ... Заполнение таблицы. - Какие выводы можно сделать?

Кольцевая композиция - …

Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира , разъяснят их уму , а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения ...

Заполнение таблицы.

- Какие выводы можно сделать?

Афоризмы, характеризующие жизненные позиции Ужа и Сокола. УЖ СОКОЛ Небо- пустое место…  Мне здесь прекрасно.. 1. Я знаю счастье! Я храбро бился! 2.  Тепло и сыро. 2. Заполнение таблицы. - Какие выводы можно сделать?

Афоризмы, характеризующие жизненные позиции Ужа и Сокола.

УЖ

СОКОЛ

  • Небо- пустое место…

Мне здесь прекрасно..

1. Я знаю счастье! Я храбро бился!

2.

Тепло и сыро.

2.

Заполнение таблицы.

- Какие выводы можно сделать?

Д/З Выучить отрывок из «Песни…» наизусть.

Д/З

Выучить отрывок из «Песни…» наизусть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!