Просмотр содержимого документа
«М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»»
М. Горький. Песня о Соколе.
Тема урока:
«М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
вспомнить → узнать → научиться
- Вспомнить известные факты биографии М. Горького;
- Выявить основную мысль произведения.
Цели:
Научиться работать со словом в произведении;
Задачи:
Море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают….
Мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни
Олицетворение
М. Горький. Личность писателя.
Максим Горький (А.М.Пешков)
1868 – 1936 г.г.
Понятие о СИМВОЛЕ
Символ (греч.- знак, опознавательная примета) – образ, отличающийся неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
Образы Сокола и Ужа (традиционные для народной поэзии) наполнились содержанием, созвучным времени. В них видели столкновение революционных идей, призыва к полнокровной счастливой жизни. Образы моря и неба – символы высоких устремлений, борьбы за свободу и счастье.
Антитеза - …
- Спор Сокола и Ужа о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.
- Конфликт углубляется: вольная стихия принимает Сокола в своё пространство, скрывает его, угрожает противнику «Грозной песней».
- Всё произведение- прославление подвига Сокола.
Характеристика героев
Сокол
Уж
Его стихия – …
Его стихия - ……
Он пожил …
где (как?) …
Он бился …
Он познал …
где пахнет (чем?) …
Для него небо - …
Стремление (куда?) …
И поэтому главное
Стремление (куда?) …
И поэтому главное
для него (что?) …
для него (что?) …
Заполнение таблицы.
- Какие выводы можно сделать?
Характеристика героев
Сокол
Уж
Его стихия – небо
Его стихия - ущелье
Он пожил славно
где (как?) темно, тепло и сыро, душно
Он бился храбро
Он познал счастье
где пахнет (чем?) гнилью
Для него небо – пустое место
Стремление (куда?) вверх
И поэтому главное
Стремление (куда?) вниз
И поэтому главное
для него (что?) взлет
для него (что?) падение
Заполнение таблицы.
- Какие выводы можно сделать?
Аллегория - …
- Изображая Сокола и Ужа, автор подразумевает людей, человеческие характеры, взаимоотношения.
- Аллегория замаскировала политическое содержание «Песни о Соколе», глубоко революционное, будучи высказано прямо, не было бы пропущено цензурой.
Заполнение таблицы.
- Какие выводы можно сделать?
В чем же смысл человеческой жизни?
живем, чтобы быть успешными в делах, семье
живем, чтобы нести ответственность за себя, за других
живем, чтобы найти себя
живем, чтобы жить
живем, чтобы действовать
живем, чтобы работать
живем, чтобы быть счастливыми
Заполнение таблицы.
- Какие выводы можно сделать?
Кольцевая композиция - …
Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира , разъяснят их уму , а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения ...
Заполнение таблицы.
- Какие выводы можно сделать?
Афоризмы, характеризующие жизненные позиции Ужа и Сокола.
УЖ
СОКОЛ
Мне здесь прекрасно..
1. Я знаю счастье! Я храбро бился!
2.
Тепло и сыро.
2.
Заполнение таблицы.
- Какие выводы можно сделать?
Д/З
Выучить отрывок из «Песни…» наизусть.