… Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает! (М.Лермонтов)
М.Ю. Лермонтов
)
Г. Рыбинск
Королькова И.Г., учитель 1 категории
ПРЕДИСЛОВИЕ
Герой нашего времени … точно портрет , но не одного человека, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения , в полном их развитии.
Довольно людей кормили сластями… нужны горькие лекарства, едкие истины.
Будет и того, что болезнь указана , а как ее излечить – это уж бог знает!
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
Сюжет
Композиция
- «Тамань»
- «Княжна Мэри»
- («Фаталист») «Бэла»
- «Максим Максимыч»
… . погиб
ФАБУЛА???
Предисловие (от автора)
ЧАСТЬ I
- «Бэла» (рассказчик, М.М.)
- «Максим Максимыч» (рассказчик)
ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА
Предисловие (от Печорина)
ЧАСТЬ II
2. «Княжна Мери» (Печорин)
3. «Фаталист» (Печорин)
РАССКАЗЧИКИ
- В трёх фокусах: сверстник, старый служака, сам о себе.
Взгляд «близко знавшего» Печорина человека
М.М. (2)
Печорин Г. А.
Журнал Печорина(3)
Р(1)
Исповедальный характер
Взгляд со стороны: беспристрастный
«БЭЛА» ( РАССКАЗЧИК 1)
Максим Максимыч
Печорин
Славный малый. Имеет множество странностей в поведении: то чрезмерно храбр, то опаслив, то молчалив так, что слова не добьёшься, то словоохотлив и остроумен. Прекрасный рассказчик. Всегда добивается своего любой ценой – с ним не поспоришь: у него на все свои аргументы У него на роду написано, что бедовый. Рассуждает о жизни, как старик. Иногда проявляет полную бесчувственность там, где нужно бы рыдать и рвать на себе волосы.
Моложавый штабс-капитан, много лет прослуживший на Кавказе и потому хорошо знающий местное население. Максим Максимыч не обзавелся семьей. Это искренний человек. Заботится о своей доброй репутации. Чрезвычайно прост в общении с меньшими по званию – до панибратства. Не склонен к метафизическим размышлениям. Человек весьма недальновидный и недалекий. Сентиментальный и обидчивый.
«МАКСИМ МАКСИМЫЧ» ( РАССКАЗЧИК 1)
о М.М.
о Печорине
Его походка была небрежна и ленива – верный признак скрытности характера. С первого взгляда на лицо я бы не дал ему более 23, хотя потом готов был дать 30. В его улыбке было что-то детское. (Глаза) не смеялись, когда он смеялся. Это признак - или злого нрава или глубокой постоянной грусти. Взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый…. мог бы казаться дерзким
«Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак! Мы молчали. Об чём нам было говорить? Он уже рассказал об себе все, что было занимательно. … Мы простились довольно сухо. Добрый М.М. сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого что Печорин в рассеянности… протянул ему рук, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется.
ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА ( О СЕБЕ…)
«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих» («Тамань»)
«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость…»
«…как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие... Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей...» («Княжна Мери»)
ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА (О СЕБЕ…)
«Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты.
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться.
И, может быть, я завтра умру! Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно! («княжна Мери»)
ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА (О СЕБЕ…)
«Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» (Княжна Мери»)
«…знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…» («Бэла»)
ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА (О СЕБЕ…)
«…мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...» («Фаталист»)
ФАБУЛА
Молодой офицер, богатый и здоровый, пользующийся успехом у женщин, любопытный и ненасытный от природы, более всего на свете дорожит своей свободой. Свободный образ жизни, отсутствие моральной ответственности за свои поступки, эгоизм, своеволие и другие пороки гордыни приводят его со временем к краху: к потере смысла жизни. Пороки, взлелеянные им, убивают его: он предпочитал не растрачивать себя на других – остался один, жаждал наслаждений – пресытился, страстно желал жить – вовсе к жизни охладел. Убивая человека в других –убивал себя. Он перестает дорожить жизнью. Скука, усталость, депрессия становятся причиной его гибели.
ПРОБЛЕМА