СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может служить вспомогательным пособием при изучении ромага М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Наглядно представляет сюжет, композицию, систему рассказчиков романа, проблематику.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"»

… Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает! (М.Лермонтов) М.Ю. Лермонтов ) Г. Рыбинск Королькова И.Г., учитель 1 категории

… Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает! (М.Лермонтов)

М.Ю. Лермонтов

)

Г. Рыбинск

Королькова И.Г., учитель 1 категории

ПРЕДИСЛОВИЕ Герой нашего времени … точно портрет , но не одного человека, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения , в полном их развитии. Довольно людей кормили сластями… нужны горькие лекарства, едкие истины. Будет и того, что болезнь указана , а как ее излечить – это уж бог знает!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Герой нашего времени … точно портрет , но не одного человека, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения , в полном их развитии.

Довольно людей кормили сластями… нужны горькие лекарства, едкие истины.

Будет и того, что болезнь указана , а как ее излечить – это уж бог знает!

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА Сюжет Композиция «Тамань» «Княжна Мэри»  («Фаталист») «Бэла» «Максим Максимыч» … . погиб ФАБУЛА??? Предисловие (от автора) ЧАСТЬ I «Бэла» (рассказчик, М.М.) «Максим Максимыч» (рассказчик) ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА Предисловие (от Печорина) «Тамань» (Печорин)  ЧАСТЬ II  2. «Княжна Мери» (Печорин) 3. «Фаталист» (Печорин)

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Сюжет

Композиция

  • «Тамань»
  • «Княжна Мэри»
  • («Фаталист») «Бэла»
  • «Максим Максимыч»

… . погиб

ФАБУЛА???

Предисловие (от автора)

ЧАСТЬ I

  • «Бэла» (рассказчик, М.М.)
  • «Максим Максимыч» (рассказчик)

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Предисловие (от Печорина)

  • «Тамань» (Печорин)

ЧАСТЬ II

2. «Княжна Мери» (Печорин)

3. «Фаталист» (Печорин)

РАССКАЗЧИКИ - В трёх фокусах: сверстник, старый служака, сам о себе. Взгляд «близко знавшего» Печорина человека М.М. (2) Печорин Г. А. Журнал Печорина(3) Р(1) Исповедальный характер Взгляд со стороны: беспристрастный

РАССКАЗЧИКИ

- В трёх фокусах: сверстник, старый служака, сам о себе.

Взгляд «близко знавшего» Печорина человека

М.М. (2)

Печорин Г. А.

Журнал Печорина(3)

Р(1)

Исповедальный характер

Взгляд со стороны: беспристрастный

«БЭЛА» ( РАССКАЗЧИК 1) Максим Максимыч Печорин Славный малый. Имеет множество странностей в поведении: то чрезмерно храбр, то опаслив, то молчалив так, что слова не добьёшься, то словоохотлив и остроумен. Прекрасный рассказчик. Всегда добивается своего любой ценой – с ним не поспоришь: у него на все свои аргументы У него на роду написано, что бедовый. Рассуждает о жизни, как старик. Иногда проявляет полную бесчувственность там, где нужно бы рыдать и рвать на себе волосы. Моложавый штабс-капитан, много лет прослуживший на Кавказе и потому хорошо знающий местное население. Максим Максимыч не обзавелся семьей. Это искренний человек. Заботится о своей доброй репутации. Чрезвычайно прост в общении с меньшими по званию – до панибратства. Не склонен к метафизическим размышлениям. Человек весьма недальновидный и недалекий. Сентиментальный и обидчивый.

«БЭЛА» ( РАССКАЗЧИК 1)

Максим Максимыч

Печорин

Славный малый. Имеет множество странностей в поведении: то чрезмерно храбр, то опаслив, то молчалив так, что слова не добьёшься, то словоохотлив и остроумен. Прекрасный рассказчик. Всегда добивается своего любой ценой – с ним не поспоришь: у него на все свои аргументы У него на роду написано, что бедовый. Рассуждает о жизни, как старик. Иногда проявляет полную бесчувственность там, где нужно бы рыдать и рвать на себе волосы.

Моложавый штабс-капитан, много лет прослуживший на Кавказе и потому хорошо знающий местное население. Максим Максимыч не обзавелся семьей. Это искренний человек. Заботится о своей доброй репутации. Чрезвычайно прост в общении с меньшими по званию – до панибратства. Не склонен к метафизическим размышлениям. Человек весьма недальновидный и недалекий. Сентиментальный и обидчивый.

«МАКСИМ МАКСИМЫЧ» ( РАССКАЗЧИК 1) о М.М. о Печорине Его походка была небрежна и ленива – верный признак скрытности характера. С первого взгляда на лицо я бы не дал ему более 23, хотя потом готов был дать 30. В его улыбке было что-то детское. (Глаза) не смеялись, когда он смеялся. Это признак - или злого нрава или глубокой постоянной грусти. Взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый…. мог бы казаться дерзким «Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак! Мы молчали. Об чём нам было говорить? Он уже рассказал об себе все, что было занимательно. … Мы простились довольно сухо. Добрый М.М. сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого что Печорин в рассеянности… протянул ему рук, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется.

«МАКСИМ МАКСИМЫЧ» ( РАССКАЗЧИК 1)

о М.М.

о Печорине

Его походка была небрежна и ленива – верный признак скрытности характера. С первого взгляда на лицо я бы не дал ему более 23, хотя потом готов был дать 30. В его улыбке было что-то детское. (Глаза) не смеялись, когда он смеялся. Это признак - или злого нрава или глубокой постоянной грусти. Взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый…. мог бы казаться дерзким

«Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак! Мы молчали. Об чём нам было говорить? Он уже рассказал об себе все, что было занимательно. … Мы простились довольно сухо. Добрый М.М. сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого что Печорин в рассеянности… протянул ему рук, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется.

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА ( О СЕБЕ…)

«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих» («Тамань»)

«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость…»

«…как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие... Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей...» («Княжна Мери»)

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА (О СЕБЕ…)

«Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты.

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться.

И, может быть, я завтра умру! Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно! («княжна Мери»)

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА (О СЕБЕ…) «Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» (Княжна Мери») «…знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…» («Бэла»)

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА (О СЕБЕ…)

«Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» (Княжна Мери»)

«…знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…» («Бэла»)

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА (О СЕБЕ…)

«…мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...» («Фаталист»)

ФАБУЛА Молодой офицер, богатый и здоровый, пользующийся успехом у женщин, любопытный и ненасытный от природы, более всего на свете дорожит своей свободой. Свободный образ жизни, отсутствие моральной ответственности за свои поступки, эгоизм, своеволие и другие пороки гордыни приводят его со временем к краху: к потере смысла жизни. Пороки, взлелеянные им, убивают его: он предпочитал не растрачивать себя на других – остался один, жаждал наслаждений – пресытился, страстно желал жить – вовсе к жизни охладел. Убивая человека в других –убивал себя. Он перестает дорожить жизнью. Скука, усталость, депрессия становятся причиной его гибели.

ФАБУЛА

Молодой офицер, богатый и здоровый, пользующийся успехом у женщин, любопытный и ненасытный от природы, более всего на свете дорожит своей свободой. Свободный образ жизни, отсутствие моральной ответственности за свои поступки, эгоизм, своеволие и другие пороки гордыни приводят его со временем к краху: к потере смысла жизни. Пороки, взлелеянные им, убивают его: он предпочитал не растрачивать себя на других – остался один, жаждал наслаждений – пресытился, страстно желал жить – вовсе к жизни охладел. Убивая человека в других –убивал себя. Он перестает дорожить жизнью. Скука, усталость, депрессия становятся причиной его гибели.

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!