СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Мотивы одиночества и тоски в лирике М. Ю. Лермонтова

Категория: Литература
Тема: «Тучи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи».

Мотивы одиночества и тоски в

лирике М. Ю. Лермонтова

      

       Цели: образования: продолжить знакомство с личностью и творчеством М. Ю. Лермонтова; расширить представление об эпитете, антитезе, сравнении; познакомить с понятием «метафора»;

        развития: обучать основам анализа поэтического произведения; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения «Тучи»; развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся; обогащение их словарного запаса;

        воспитания: воспитывать интерес к литературе как искусству слова; заинтересовать учащихся судьбой и творчеством поэта; пробудить интерес к дальнейшему изучению творчества поэта.

        Оборудование урока: электронное приложение к уроку, презентация, толковый словарь В. И. Даля, иллюстрации, портрет М. Ю Лермонтова, выставка книг поэта.

        Эпиграфы к уроку:

Я сын страдания

      

Ход урока

Формулировка целей и задач урока

Подготовка к восприятию художественного произведения

        I. Демонстрация портрета М. Ю. Лермонтова

        - Чей портрет вы видите? Что вы можете сказать об этом человеке? (Молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьёзный)

        - Знакомы ли мы с творчеством этого поэта? Какие произведения вы можете назвать? Приведите примеры стихотворений.

        Если не называют, то провести небольшую викторину или вспоминаем вместе:

        - Из какого стихотворения эти строчки?

        - Да, были люди в наше время

          Не то, что нынешнее племя.

          Богатыри -  не вы! («Бородино»)

        - Белеет парус одинокий

          В тумане моря голубом.

          Что ищет он в стране далёкой?

          Что кинул он в краю родном? («Парус»)

        - Итак, о чём мы будем говорить на уроке?Какова тема урока? (На уроке мы будем дальше знакомиться с жизнью и другими стихотворениями поэта)

        Открывается тема урока

        - Какие цели и задачи мы поставим перед собой?

       Формулируют цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Попробовать понять, почему поэт был гоним.

        Учитель: М. Ю. Лермонтов очень любил свою Родину, писал стихотворения, в которых беспокоился о ней. Сам он провёл жизнь вдалеке от своего дома, края. Почему? Прослушаем творческую биографию М. Ю. Лермонтова.

        II.  Выступление учащегося о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова Презентация

       Биография М. Ю. Лермонтова

       Слайд 3 М. Ю. Лермонтов (1814-1841)

        Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки — богатой помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы — край лермонтовского детства и отрочества.

        Слайд 4  Тарханы

       Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своём детстве.

        Свод неба синий тих и чист

        Прохладой с речки навевает

        писал поэт в одной из поэм

        Слайд 5,

       Это интерьер дома, где жил М. Ю. Лермонтов в детстве

       Слайд 6, 7

       Слайд 8 В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная классная комната

       Слайд Родители 9, 10

       По материнской линии Лермонтов происходил их богатого рода Столыпиных. Отец мальчика был капитаном в отставке - Юрий Петрович Лермонтов. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряжённая обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и роднёй, была недовольна отцом. Лермонтову не было и трёх лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом произошла большая ссора. Елизавета Алексеевна потребовала от зятя полностью отказаться от прав на внука, иначе она грозилась полностью лишить ребёнка наследства. Отец маленького Лермонтова вынужден был уступить Арсеньевой и пообещал никогда не встречаться с сыном.

        Слайд 11 Бабушка

       Бабушка посвятила своему внуку всю жизнь. Она баловала его, старалась никогда не расставаться с ним. Для обучения Мишеля (так в семье звали Лермонтова) бабушка приглашала самых лучших учителей. Лермонтов получил прекрасное образование: изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французский языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал. Он много читает, лепит, рисует акварелью. Известны некоторые творческие работы поэта.

        Слайд 12, Автопортрет

       Один из лучших и достовернейших портретов поэта — это его автопортрет, где он изобразил себя в военной форме

       Слайд 13  Рисунки поэта

        Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. В 13 лет он поступает сразу в 4-ый класс Московского университетского  Благородного пансиона. Первые стихи Лермонтов начал писать в 14 лет:

        Листья в поле пожелтели,

        И кружатся, и летят.

        Лишь в бору поникши ели

        Зелень мрачную хранят...

        Слайд 14 Москва

        В 15 лет М. Ю. Лермонтов поступил в Московский университет. Он отменно знал творчество А. С. Пушкина, М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Г. Р. Державина. В это время Лермонтов активно продолжает писать стихи. Он написал поэму «Демон» и «Джюлио».

К сожалению, учиться в Московском университете из-за эпидемии холеры Лермонтову не пришлось.

        В 1831 году умер отец М. Ю. Лермонтова. Поэт очень страдал из-за разлуки с отцом, он разрывался от любви к одинаково близким людям. Всё это стало предметом глубоких и напряжённых размышлений.

       Слайд 15 Школа подпрапорщиков

        Поэт пытался поступить в Императорский Санкт-Петербургский университет, но там ему отказали зачесть курсы, прослушанные в Московском университете, и он избрал военное поприще, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. В ней началась новая — петербургская -  пора его жизни. Трудным был этот перелом. Поэт скучал по друзьям, по Москве.

        Слайд 16 Смерть А. С. Пушкина.

        В 1837 году на дуэли был убит А. С. Пушкин, и Лермонтов написал полное гнева и ненависти к убийцам  стихотворение «Смерть поэта». Россия узнала имя Лермонтова. Так пришла всенародная слава. За это стихотворение Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказ, где шли военные действия.

        Слайд 17 Вторая ссылка на Кавказ

        В 1840 году поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. На Кавказе поэт показал себя как храбрый офицер, которого уважали и солдаты, и офицеры. Но погиб поэт не на войне, а на дуэли в 1841 году, как и его великий предшественник А. С. Пушкин.

        Слайд 18 Гибель М. Ю. Лермонтова

        Беседа после сообщения:

        - Когда о Лермонтове узнала вся Россия?

        - Творчество каких русских писателей знал и изучал М. Ю. Лермонтов.

- Какая жизнь была у М. Ю. Лермонтова. Обратимся к эпиграфу.  Правильно ли он о себе сказал в одном из стихотворений «Я сын страдания...» Что имеет в виду поэт? (Жизнь была грустная, невесёлая, он рос без матери, был разлучён с отцом, его дважды ссылали на Кавказ, он совсем рано погиб на дуэли. Всё это не могло не отразится на его творчестве)

        Учитель: Давайте обратимся к ещё одному стихотворению, оно называется «Тучи» и проследим, каким настроением оно проникнуто, о чём хочет рассказать поэт? Об истории создания этого стихотворения нам прочитает Соболева Ксения.

        III. Чтение по учебнику (с. 157) истории написания стих. «Тучи» под музыкальное сопровождение.

       IV. Чтение стихотворения

       V. Анализ стихотворения

       - Что вы мысленно представляли, когда слушали стихотворение? (Поэту очень одиноко и грустно, и он сравнивает себя с тучками)

        - В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек? (Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону. Или: Лермонтов сравнил себя с тучками, и тучи, и поэт покидали «милый север» и уходили в чужую «сторону южную», тучи и поэт — изгнанники.

        - Но полностью ли поэт сравнивает себя с тучками? Может быть есть различия в судьбе поэта  и тучек? Обратимся ко второй строфе.

        Читает ученик:

        Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

        Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

        Или на вас тяготит преступление?

        Или друзей клевета ядовитая?

        - В чём особенность этой строфы? (Она состоит из вопросительных предложений)

       - К кому обращается Лермонтов с этими вопросами? (Поэт обращается к тучам, а на самом деле, к самому себе)

        - Какая из возможных причин изгнания кажется самой горькой? Почему? (Друзей клевета ядовитая)

        1. Потому что на друзей всегда надеешься, а здесь они как враги.

        2. Потому что поэт был очень одиноким, настоящих друзей у него не было. Они доносчики, они не любят поэта, хотят ему вреда.

        - Обратимся к третьей строфе.

       Читает ученик:

        Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

        Чужды вам страсти и чужды страдания;

        Вечно холодные, вечно свободные,

        Нет у вас родины, нет вам изгнания.

        - Как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения?

       - Сравнивает ли сейчас поэт себя с тучками? Или же, наоборот, противопоставляет себя тучам?

(Тучи — это природа.  Тучи «вечно холодные, вечно свободные». У них нет «родины», и потому они не знают «изгнания». Тучи вечно «странствуют», подчиняясь только ветру. У них нет друзей, они ни к кому и ни к чему не привязаны.

        - А что мы можем сказать о поэте?

        (Поэт живёт в человеческом обществе и подчиняется его законам. У него есть Родина.

- Помогает ли музыкальное сопровождение понять глубину  переживаний поэта, вынужденного покинуть родину? Какими словами вы охарактеризовали бы музыку?  (грустная, тревожная, печальная)

        - Обратимся ещё раз к первой строфе. Как называет поэт тучи, и как себя?

        Словарная работа

       СТРАННИК — захожий человек с чужбины, проезжий гость, ищущий временного приюта

        ИЗГНАННИК — тот, кто изгнан не по своему желанию

        - Кто же, по мнению поэта, тучи?. Странники или изгнанники?

        Обобщение учителя: В последней строфе отвергается первое сравнение «будто, как я же изгнанники». Тучи никто и ничто не гонит. Тучи свободны от всего,  в том числе и от людских страданий, страстей. Они «вечно холодные». У них нет того, что есть у поэта — родины. Они не изгнанники. А поэт страдает, он вынужден покинуть Родину, он гоним, он не свободен. И поэт не променяет судьбу изгнанника и свои печали на равнодушие тех, для кого нет изгнания, потому что у них нет Родины. У него и вечно холодных туч разные судьбы.

        Итоговое прочтение стихотворения

       Физкультурная пауза

       Руки кверху поднимаем,

        А потом их опускаем,

        А потом их развернём

        И опять к груди прижмём.

        А потом быстрей, быстрей

        Топай , топай веселей

       Учитель: для того, чтобы читатель проникся чувствами и мотивами стихотворения, Лермонтов использует в своём стихотворении различные художественные средства. Многие из них нам уже знакомы. Давайте посмотрим, какие же средства использует автор? Отгадайте.

       - Отгадать ИВС по определению (можно пользоваться тетрадями)

        - Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему?(Эпитет)

        - Изображение одного предмета путём сравнивая его с другим? (Сравнение)

        - Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи (Антитеза) 

        Работа в группах или парах

       1 группа (Сердюкова Людмила, Шульга Ксения, Гущина Екатерина) ищет и выписывает в тетрадь эпитеты («милого севера», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая», «степью лазурною», «вечные странники»,«вечно холодные», «вечно свободные»).

        2 группа (Кулигина Алина, Кривчиков Леонид) находит сравнения и антитезу. (Поэт и тучки, сравнение «будто как я    же, изгнанники».

        Работа с понятием «метафора».

        - Что имеет в виду поэт, когда пишет, что тучки «степью лазурною» мчаться в «сторону южную». Мы знаем, что лазурь, лазурный — это какой цвет (голубой). В 5-ом классе писали сочинение по картинке «Февральская лазурь». Это цвет неба. А под степью поэт и подразумевает небо, оно такое же бескрайнее,  как и степь. То есть это слово здесь употребляется в переносном значении. Это называется «метафора».

        Запись в тетрадь.

        Метафора (от греч. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

        - Где ещё встречается метафора в этом предложении? («цепью жемчужною»)

        VI. Работа со схемой

        - Какие однокоренные слова встречаются в стихотворениях поэта?

        Вывод: чувство одиночества и тоски преобладают не в одном стихотворении поэта, а проходят через всё его творчество. Лермонтов не случайно написал «Я сын страдания». Мы видим это на примерах других стихотворений.

        Но я не хочу заканчивать урок на печальной ноте. Скажите, как ещё можно охарактеризовать жизнь и творчество М. Ю Лермонтова, пусть он и прожил так мало. Какими эпитетами. Жизнь поэта была выдающейся, талантливой, яркой, звёздной!

       VII. Подведение итогов.

       Рефлексия

       Домашнее задание.

        1. Выучить наизусть стих. «Тучи»;

        2. знать биографию писателя;

        3. Инд.: выразительное чтение стихотворения «Дубовый листок», «Утёс».

 

       

       

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Мотивы одиночества и тоски в лирике М. Ю. Лермонтова»

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи».

Мотивы одиночества и тоски в

лирике М. Ю. Лермонтова

Цели: образования: продолжить знакомство с личностью и творчеством М. Ю. Лермонтова; расширить представление об эпитете, антитезе, сравнении; познакомить с понятием «метафора»;

развития: обучать основам анализа поэтического произведения; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения «Тучи»; развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся; обогащение их словарного запаса;

воспитания: воспитывать интерес к литературе как искусству слова; заинтересовать учащихся судьбой и творчеством поэта; пробудить интерес к дальнейшему изучению творчества поэта.

Оборудование урока: электронное приложение к уроку, презентация, толковый словарь В. И. Даля, иллюстрации, портрет М. Ю Лермонтова, выставка книг поэта.

Эпиграфы к уроку:

Я сын страдания

Ход урока

Формулировка целей и задач урока

Подготовка к восприятию художественного произведения

I. Демонстрация портрета М. Ю. Лермонтова

- Чей портрет вы видите? Что вы можете сказать об этом человеке? (Молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьёзный)

- Знакомы ли мы с творчеством этого поэта? Какие произведения вы можете назвать? Приведите примеры стихотворений.

Если не называют, то провести небольшую викторину или вспоминаем вместе:

- Из какого стихотворения эти строчки?

- Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри - не вы! («Бородино»)

- Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном? («Парус»)

- Итак, о чём мы будем говорить на уроке?Какова тема урока? (На уроке мы будем дальше знакомиться с жизнью и другими стихотворениями поэта)

Открывается тема урока

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой?

Формулируют цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Попробовать понять, почему поэт был гоним.

Учитель: М. Ю. Лермонтов очень любил свою Родину, писал стихотворения, в которых беспокоился о ней. Сам он провёл жизнь вдалеке от своего дома, края. Почему? Прослушаем творческую биографию М. Ю. Лермонтова.

II. Выступление учащегося о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова Презентация

Биография М. Ю. Лермонтова

Слайд 3 М. Ю. Лермонтов (1814-1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки — богатой помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы — край лермонтовского детства и отрочества.

Слайд 4 Тарханы

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своём детстве.

Свод неба синий тих и чист

Прохладой с речки навевает

писал поэт в одной из поэм

Слайд 5,

Это интерьер дома, где жил М. Ю. Лермонтов в детстве

Слайд 6, 7

Слайд 8 В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная классная комната

Слайд Родители 9, 10

По материнской линии Лермонтов происходил их богатого рода Столыпиных. Отец мальчика был капитаном в отставке - Юрий Петрович Лермонтов. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряжённая обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и роднёй, была недовольна отцом. Лермонтову не было и трёх лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом произошла большая ссора. Елизавета Алексеевна потребовала от зятя полностью отказаться от прав на внука, иначе она грозилась полностью лишить ребёнка наследства. Отец маленького Лермонтова вынужден был уступить Арсеньевой и пообещал никогда не встречаться с сыном.

Слайд 11 Бабушка

Бабушка посвятила своему внуку всю жизнь. Она баловала его, старалась никогда не расставаться с ним. Для обучения Мишеля (так в семье звали Лермонтова) бабушка приглашала самых лучших учителей. Лермонтов получил прекрасное образование: изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французский языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал. Он много читает, лепит, рисует акварелью. Известны некоторые творческие работы поэта.

Слайд 12, Автопортрет

Один из лучших и достовернейших портретов поэта — это его автопортрет, где он изобразил себя в военной форме

Слайд 13 Рисунки поэта

Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. В 13 лет он поступает сразу в 4-ый класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые стихи Лермонтов начал писать в 14 лет:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят...

Слайд 14 Москва

В 15 лет М. Ю. Лермонтов поступил в Московский университет. Он отменно знал творчество А. С. Пушкина, М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Г. Р. Державина. В это время Лермонтов активно продолжает писать стихи. Он написал поэму «Демон» и «Джюлио».

К сожалению, учиться в Московском университете из-за эпидемии холеры Лермонтову не пришлось.

В 1831 году умер отец М. Ю. Лермонтова. Поэт очень страдал из-за разлуки с отцом, он разрывался от любви к одинаково близким людям. Всё это стало предметом глубоких и напряжённых размышлений.

Слайд 15 Школа подпрапорщиков

Поэт пытался поступить в Императорский Санкт-Петербургский университет, но там ему отказали зачесть курсы, прослушанные в Московском университете, и он избрал военное поприще, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. В ней началась новая — петербургская - пора его жизни. Трудным был этот перелом. Поэт скучал по друзьям, по Москве.

Слайд 16 Смерть А. С. Пушкина.

В 1837 году на дуэли был убит А. С. Пушкин, и Лермонтов написал полное гнева и ненависти к убийцам стихотворение «Смерть поэта». Россия узнала имя Лермонтова. Так пришла всенародная слава. За это стихотворение Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказ, где шли военные действия.

Слайд 17 Вторая ссылка на Кавказ

В 1840 году поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. На Кавказе поэт показал себя как храбрый офицер, которого уважали и солдаты, и офицеры. Но погиб поэт не на войне, а на дуэли в 1841 году, как и его великий предшественник А. С. Пушкин.

Слайд 18 Гибель М. Ю. Лермонтова

Беседа после сообщения:

- Когда о Лермонтове узнала вся Россия?

- Творчество каких русских писателей знал и изучал М. Ю. Лермонтов.

- Какая жизнь была у М. Ю. Лермонтова. Обратимся к эпиграфу. Правильно ли он о себе сказал в одном из стихотворений «Я сын страдания...» Что имеет в виду поэт? (Жизнь была грустная, невесёлая, он рос без матери, был разлучён с отцом, его дважды ссылали на Кавказ, он совсем рано погиб на дуэли. Всё это не могло не отразится на его творчестве)

Учитель: Давайте обратимся к ещё одному стихотворению, оно называется «Тучи» и проследим, каким настроением оно проникнуто, о чём хочет рассказать поэт? Об истории создания этого стихотворения нам прочитает Соболева Ксения.

III. Чтение по учебнику (с. 157) истории написания стих. «Тучи» под музыкальное сопровождение.

IV. Чтение стихотворения

V. Анализ стихотворения

- Что вы мысленно представляли, когда слушали стихотворение? (Поэту очень одиноко и грустно, и он сравнивает себя с тучками)

- В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек? (Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону. Или: Лермонтов сравнил себя с тучками, и тучи, и поэт покидали «милый север» и уходили в чужую «сторону южную», тучи и поэт — изгнанники.

- Но полностью ли поэт сравнивает себя с тучками? Может быть есть различия в судьбе поэта и тучек? Обратимся ко второй строфе.

Читает ученик:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

- В чём особенность этой строфы? (Она состоит из вопросительных предложений)

- К кому обращается Лермонтов с этими вопросами? (Поэт обращается к тучам, а на самом деле, к самому себе)

- Какая из возможных причин изгнания кажется самой горькой? Почему? (Друзей клевета ядовитая)

1. Потому что на друзей всегда надеешься, а здесь они как враги.

2. Потому что поэт был очень одиноким, настоящих друзей у него не было. Они доносчики, они не любят поэта, хотят ему вреда.

- Обратимся к третьей строфе.

Читает ученик:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

- Как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения?

- Сравнивает ли сейчас поэт себя с тучками? Или же, наоборот, противопоставляет себя тучам?

(Тучи — это природа. Тучи «вечно холодные, вечно свободные». У них нет «родины», и потому они не знают «изгнания». Тучи вечно «странствуют», подчиняясь только ветру. У них нет друзей, они ни к кому и ни к чему не привязаны.

- А что мы можем сказать о поэте?

(Поэт живёт в человеческом обществе и подчиняется его законам. У него есть Родина.

- Помогает ли музыкальное сопровождение понять глубину переживаний поэта, вынужденного покинуть родину? Какими словами вы охарактеризовали бы музыку? (грустная, тревожная, печальная)

- Обратимся ещё раз к первой строфе. Как называет поэт тучи, и как себя?

Словарная работа

СТРАННИК — захожий человек с чужбины, проезжий гость, ищущий временного приюта

ИЗГНАННИК — тот, кто изгнан не по своему желанию

- Кто же, по мнению поэта, тучи?. Странники или изгнанники?

Обобщение учителя: В последней строфе отвергается первое сравнение «будто, как я же изгнанники». Тучи никто и ничто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они «вечно холодные». У них нет того, что есть у поэта — родины. Они не изгнанники. А поэт страдает, он вынужден покинуть Родину, он гоним, он не свободен. И поэт не променяет судьбу изгнанника и свои печали на равнодушие тех, для кого нет изгнания, потому что у них нет Родины. У него и вечно холодных туч разные судьбы.

Итоговое прочтение стихотворения

Физкультурная пауза

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернём

И опять к груди прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Топай , топай веселей

Учитель: для того, чтобы читатель проникся чувствами и мотивами стихотворения, Лермонтов использует в своём стихотворении различные художественные средства. Многие из них нам уже знакомы. Давайте посмотрим, какие же средства использует автор? Отгадайте.

- Отгадать ИВС по определению (можно пользоваться тетрадями)

- Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему?(Эпитет)

- Изображение одного предмета путём сравнивая его с другим? (Сравнение)

- Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи (Антитеза)

Работа в группах или парах

1 группа (Сердюкова Людмила, Шульга Ксения, Гущина Екатерина) ищет и выписывает в тетрадь эпитеты («милого севера», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая», «степью лазурною», «вечные странники»,«вечно холодные», «вечно свободные»).

2 группа (Кулигина Алина, Кривчиков Леонид) находит сравнения и антитезу. (Поэт и тучки, сравнение «будто как я же, изгнанники».

Работа с понятием «метафора».

- Что имеет в виду поэт, когда пишет, что тучки «степью лазурною» мчаться в «сторону южную». Мы знаем, что лазурь, лазурный — это какой цвет (голубой). В 5-ом классе писали сочинение по картинке «Февральская лазурь». Это цвет неба. А под степью поэт и подразумевает небо, оно такое же бескрайнее, как и степь. То есть это слово здесь употребляется в переносном значении. Это называется «метафора».

Запись в тетрадь.

Метафора (от греч. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

- Где ещё встречается метафора в этом предложении? («цепью жемчужною»)

VI. Работа со схемой

- Какие однокоренные слова встречаются в стихотворениях поэта?

Вывод: чувство одиночества и тоски преобладают не в одном стихотворении поэта, а проходят через всё его творчество. Лермонтов не случайно написал «Я сын страдания». Мы видим это на примерах других стихотворений.

Но я не хочу заканчивать урок на печальной ноте. Скажите, как ещё можно охарактеризовать жизнь и творчество М. Ю Лермонтова, пусть он и прожил так мало. Какими эпитетами. Жизнь поэта была выдающейся, талантливой, яркой, звёздной!

VII. Подведение итогов.

Рефлексия

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стих. «Тучи»;

2. знать биографию писателя;

3. Инд.: выразительное чтение стихотворения «Дубовый листок», «Утёс».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!