СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения "Листок", "Тучи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомство с лирикой Лермонтова, учить анализу стихотворений

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Стихотворения "Листок", "Тучи"»

Конспект урока литературы в 6 классе.

Тема урока: Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс».

Цели урока: продолжить знакомство с лирикой Лермонтова; дать понятия антитезы и метафоры; показать антитезу как основной композиционный прием в стихотворениях («Листок», «Утес»); обучать анализу лирического произведения; работать над выразительным чтением. Вид: комбинированный урок. Тип: формирование новых знаний. План урока.

1. Организац. момент (1 мин.). 2. Проверка домашнего задания (15 мин.). 3. Работа по теме урока (20 мин.). 4. Подведение итогов урока (2 мин.). 5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.). Ход урока. 1. Организац. момент. Запись темы урока в тетрадь. 2. Проверка домашнего задания. Учащиеся рассказывают биографию М.Ю. Лермонтова. 3. Работа по теме урока. Лермонтовские стихотворениях часто бывают построены на антитезе – противопоставлении. Благодаря антитезе предметы сравниваются друг с другом, в них открываются новые свойства. в стихотворении «Тучи»: холодные и свободные тучи – и поэт, любящий свою родину изгнанник.

1. Стихотворение «Листок». Прочитаем стихотворение «Листок» и определим основную мысль этого стихотворения и художественные приёмы, использованные автором. Беседа с классом. - Какова история листка-странника? - О чём этот рассказ – о листке, о людях, о поколении? Этот рассказ, конечно, не только о листке, который оторвался от родной ветки. Речь идёт о людях, которые утратили цель и смысл жизни. В образе до срока созревшего листка угадывается бесцельность существования и преждевременного созревания лермонтовского поколения. - Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Почему чинара отказывается приютить странника? К листку проникаешься сочувствием, а чинара – воплощение молодости, красоты и благополучия. Лермонтов так описывает историю листка: «жестокой бурей гонимый», он «засох, увял от холода, зноя и горя». Молодая чинара, растущая на берегу Чёрного моря – воплощение молодости, красоты и благополучия. Это ещё один случай использования антитезы: засохший дубовый листок – полная сил красавица-чинара. Чинара не желает приютить странника, чтобы не нарушать свой покой, своё благополучие. «Иди себе дальше», - говорит чинара, но дальше – море, гибель для листка. - Можно ли сказать, что листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания? Мотивы одиночества и странничества были близки поэту. Поэтому они звучат во многих стихотворениях: «Парус», «Утёс», «Тучи». Они звучат и в стихотворении «Листок». - Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

2. Стихотворение «Утёс». Следующее стихотворение называется «Утёс». Оно написано было в 1841г., в год гибели Лермонтова. Прочитаем стихотворение и литературоведческую статью об этом стихотворении, постараемся разобраться в его содержании. - Какова главная мысль этого стихотворения? - Какие качества, свойства человека символизируют образы тучки и утёса? - Каким настроением проникнуто стихотворение?

- О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка)

- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)

В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)

Лексическая цепочка с указанием выразительных средств

  • утёс-великан (эпитет)

  • влажный след (эпитет)

  • морщина (олицетв.)

  • старый (эпитет)

  • одиноко (эпитет)

  • задумался (олицетв.)

  • плачет (олицетв.)

Ассоциации

  • тяжёлый,

  • неподвижный

  • несчастный

  • старость, разлука

  • одиночество

  • слезы

- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".

Образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".

Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".

Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.

Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".

Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага...", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".

- В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество)

Ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне".

- Почему "тихонько"?

- Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко...

- А как мы теперь относимся к "тучке"?

- Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?

- А какие чувства испытываем к утесу?

- Жалость, сочувствие.

- Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения.

Вывод

Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, вместе проанализировали два стихотворения М.Ю. Лермонтова, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания. Попробуйте дома разобрать хорошо знакомое вам стихотворение “На севере диком” по плану, записанному на доске.

Домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!