Мастер-класс
Слайд . Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Татьяна Алексеевна. Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ лицей №4 г. Данкова в с. Политово.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны педагоги, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить. К сожалению, современная школа иногда еще сохраняет консервативный, нетворческий подход к процессу обучения. Однообразное, шаблонное воспроизведение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.
Опыт показывает, что часто уроки русского языка относятся школьниками к числу нелюбимых. Психологи, ученые, даже писатели подтверждают это и приводят свои доказательства. Слайд 2. Так более ста лет назад В.Г. Белинский писал: «Для учащихся грамматика русского языка есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх и отвращение… Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей». Слайд 3. Л.Н.Толстой отказался от преподавания грамматики в Яснополянской школе вообще, так как считал, что она чужда и непонятна детям. Но отказываться от уроков русского языка мы, конечно, не собираемся. Будем изыскивать новые методические пути активизации деятельности учеников.
С чего же начать? А обратимся мы к самому началу урока.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у них удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом. Итак, как интересно начать урок? Я хочу поделиться своим опытом.
Слайд . 1. Рефлексия в начале урока является обязательной на моем уроке.
Предлагаю вам поучаствовать в такой рефлексии:
Мне очень приятно видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я в лицее, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
- Такое начало урока, да еще под хорошую музыку, помогает установить теплую атмосферу, расположить детей к учителю, улыбнуться друг другу.
Слайд . 2. Начало урока в стихотворной форме.
Урок русского языка по следующей теме начинаю со стихотворного приветствия. Послушайте и попробуйте определить тему нашего урока.
В этот майский тёплый день
Заниматься нам не лень.
Тексты будем мы читать, писать,
Местоименья в них искать,
Их разряды называть,
Орфограммы объяснять.
-Тот, кто внимательно слушал стихотворение, сможет назвать тему урока.
-Проверим, кто внимательно слушал стихотворение. Назовите местоимения.
Такое начало урока способствует:
-позитивному настрою учащихся
-формированию непроизвольного внимания, памяти, мышления,
-формулировка темы урока учащимися,
-постановка учебных задач,
-повторение теоретического материала.
Слайд . 3. С загадки.
Ребятам нравятся и лингвистические загадки по теме урока.
Предлагаю и вам отгадать несколько загадок и выполнить одно из главных требований к современному уроку: самостоятельно назвать тему.
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы Который? и Сколько?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
- Как вы думаете, какую часть речи мы сегодня будем изучать?
- По каким признакам определяем числительное?
Это проблемный вопрос, а значит в начале урока применялась технология проблемного обучения.
Слайд . Мы давно позабыли такие слова:
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем... (устаревшие)
- О каких словах мы будем говорить на уроке? А кто-нибудь знает, какие слова называются устаревшими? Приведите примеры? А почему слова устаревают, уходят из употребления7
Такие загадки не только помогут детям назвать тему урока, сформулировать правило - определение по теме, но и способствуют повышению интереса к предмету.
Слайд . 4. Приём театрализации.
Прием театрализации особенно нравятся моим ученикам, так как они могут проявить свои творческие способности. Обычно он используется на уроках литературы, но можно и на русском. Я предлагаю вам стать участниками небольшой сценки. Мне нужны 2 помощника.
Сценка при изучении темы «Лексика»
В деревню к бабушке из города приехал внук.
Бабушка: - Внучек, принеси-ка мне гарбуз, будем варить кашу!
Внучек: -А где он стоит, бабушка?
Бабушка: -Не стоит, а лежит.
Внучек: -Не вижу, здесь ничего нет.
Бабушка: -Да это тыква, она на огороде растёт.
-Почему внук не понял бабушку? ( Он не знал диалектное слово «гарбуз», которое обозначает «тыква». О чем пойдет речь на уроке? Как называются слова, употребляемые в тои или иной местности.
Слайд . 5. С эпиграфа к уроку (высказывания выдающихся людей, пословицы, поговорки).
Эпиграф — один из моих любимых приёмов. Вот некоторые примеры использования эпиграфов на уроках русского языка. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи» (А.Югов).
Попробуйте назвать темы уроков, в начале которых будут звучать эти эпиграфы.
- Почему Югов назвал глагол «огнепышущей» частью речи?
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова).
- Попробуйте назвать темы уроков, в начале которых будут звучать эти эпиграфы.
-Какие знаки препинания вы знаете? Какое место они занимают в речи?
Слайд . 6 . Грамматические сказки.
В качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, использую грамматические сказки. Предлагаю вашему вниманию сказку «Две сестры». (Распечатать и дать прочитать одному члену жюри).
- Прослушайте внимательно и попробуйте сформулировать тему урока.
Две сестры
В одном из городов страны Грамматики на улице Словообразования жили приставки. Это были приставки-сёстры ПРИ и ПРЕ. Приставка ПРИ была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить.
Её сестра Приставка ПРЕ была совсем другого характера. Она всех преследовала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали обсуждать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала: « А твоя мама приставка ПЕРЕ не была такой злой, как ты. Почему ты слово «передать» переделала в слово «предать»? Как тебе не стыдно?»
Приставка ПРЕ осознала свою вину и стала образовывать новые слова, такие, как « прекрасный», «прелестный».
Приставка ПРЕ подобрела. Она образует много слов с разными значениями, а «злых» слов всё меньше и меньше.
-Какие приставки мы будем изучать на уроке?
- К какой приставки она близка по значению?
- Какое еще имеет значение?
Слайд . 7. Анимационные ребусы.
Анимационные ребусы-любимое задание обучающихся 5-6 классов. Попробуйте свои силы и вы. Отгадав их, вы сможете без труда назвать тему урока.
Слайд . 8. «Верно – не верно»
Прием «Верно – неверно» давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписалось в технологию развития критического мышления, что я рекомендую проводить его в начале урока на стадии вызова, когда идет обобщение изученного.
Слайд . 9. «Разгадай кроссворд» Кроссворд может быть предложен классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.
Слайд . 10 . Анимации.
В качестве анимация я использую интерактивные задания из сайта «Единая коллекция ЦОР».
Предлагаю вашему вниманию интерактивно е текст-задание. «Восстанови стихи» по одной из тем позволит актуализировать знания по теме, сформулировать тему урока и поработать с текстом А.С. Пушкина, который развивает речь, прививает любовь к чтению, книге.
Коллекция интерактивных заданий по следующей теме поможет учителю в постановке проблемного вопроса в начале урока.
Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по- новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным.
Эмоциональный настрой, позитивное настроение очень важны на уроке. Необычное начало урока — это как красивое вступление в сочинению, оно завораживает, увлекает, вдохновляет на работу и творчество.
Слайд . А закончить свое выступление я хотела бы на позитивной ноте. Я предлагаю вам посмотреть мультфильм о том, что никогда не надо отчаиваться. Даже из самых сложных ситуаций всегда можно найти выход. Главное верить. Чего я Вам всем от души желаю!