СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по русскому языку "Как интересно начать урок?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у них  удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.   Итак, как интересно начать урок? Я хочу поделиться своим опытом.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по русскому языку "Как интересно начать урок?"»

Мастер-класс

Слайд . Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Татьяна Алексеевна. Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ лицей №4 г. Данкова в с. Политово.

Наше время – время перемен. Сейчас России нужны педагоги, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить. К сожалению, современная школа иногда еще сохраняет консервативный, нетворческий подход к процессу обучения. Однообразное, шаблонное воспроизведение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.

Опыт показывает, что часто уроки русского языка относятся школьниками к числу нелюбимых. Психологи, ученые, даже писатели подтверждают это и приводят свои доказательства. Слайд 2. Так более ста лет назад В.Г. Белинский писал: «Для учащихся грамматика русского языка есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх и отвращение… Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей». Слайд 3. Л.Н.Толстой отказался от преподавания грамматики в Яснополянской школе вообще, так как считал, что она чужда и непонятна детям. Но отказываться от уроков русского языка мы, конечно, не собираемся. Будем изыскивать новые методические пути активизации деятельности учеников.

С чего же начать? А обратимся мы к самому началу урока.

  Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у них удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.   Итак, как интересно начать урок? Я хочу поделиться своим опытом.

Слайд . 1. Рефлексия в начале урока является обязательной на моем уроке.

Предлагаю вам поучаствовать в такой рефлексии:

Мне очень приятно видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я в лицее, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

- Такое начало урока, да еще под хорошую музыку, помогает установить теплую атмосферу, расположить детей к учителю, улыбнуться друг другу.

Слайд . 2. Начало урока в стихотворной форме.

 Урок русского языка по следующей теме начинаю со стихотворного приветствия. Послушайте и попробуйте определить тему нашего урока.
В этот майский тёплый день
Заниматься нам не лень.
Тексты будем мы читать, писать,
Местоименья в них искать,
Их разряды называть,
Орфограммы объяснять.

-Тот, кто внимательно слушал стихотворение, сможет назвать тему урока.
-Проверим, кто внимательно слушал стихотворение. Назовите местоимения.

Такое начало урока способствует:

-позитивному настрою учащихся
-формированию непроизвольного внимания, памяти, мышления,
-формулировка темы урока учащимися,
-постановка учебных задач,
-повторение теоретического материала.  

Слайд . 3. С загадки.

   Ребятам нравятся и лингвистические загадки по теме урока.

Предлагаю и вам отгадать несколько загадок и выполнить одно из главных требований к современному уроку: самостоятельно назвать тему.
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы Который? и Сколько?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?

- Как вы думаете, какую часть речи мы сегодня будем изучать?
- По каким признакам определяем числительное?

Это проблемный вопрос, а значит в начале урока применялась технология проблемного обучения. 

Слайд . Мы давно позабыли такие слова:
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем... (устаревшие)

- О каких словах мы будем говорить на уроке? А кто-нибудь знает, какие слова называются устаревшими? Приведите примеры? А почему слова устаревают, уходят из употребления7

Такие загадки не только помогут детям назвать тему урока, сформулировать правило - определение по теме, но и способствуют повышению интереса к предмету.

Слайд . 4. Приём театрализации.

Прием театрализации особенно нравятся моим ученикам, так как они могут проявить свои творческие способности. Обычно он используется на уроках литературы, но можно и на русском. Я предлагаю вам стать участниками небольшой сценки. Мне нужны 2 помощника.

Сценка при изучении темы «Лексика»

В деревню к бабушке из города приехал внук.

Бабушка: - Внучек, принеси-ка мне гарбуз, будем варить кашу!

Внучек: -А где он стоит, бабушка?

Бабушка: -Не стоит, а лежит.

Внучек: -Не вижу, здесь ничего нет.

Бабушка: -Да это тыква, она на огороде растёт.

-Почему внук не понял бабушку? ( Он не знал диалектное слово «гарбуз», которое обозначает «тыква». О чем пойдет речь на уроке? Как называются слова, употребляемые в тои или иной местности.

Слайд . 5. С эпиграфа к уроку (высказывания выдающихся людей, пословицы, поговорки).

 Эпиграф — один из моих любимых приёмов. Вот некоторые примеры использования эпиграфов на уроках русского языка. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи» (А.Югов).

Попробуйте назвать темы уроков, в начале которых будут звучать эти эпиграфы.

- Почему Югов назвал глагол «огнепышущей» частью речи?


«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова).   

- Попробуйте назвать темы уроков, в начале которых будут звучать эти эпиграфы.

-Какие знаки препинания вы знаете? Какое место они занимают в речи?




Слайд . 6 . Грамматические сказки.

В качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, использую  грамматические сказки. Предлагаю вашему вниманию сказку «Две сестры». (Распечатать и дать прочитать одному члену жюри).

- Прослушайте внимательно и попробуйте сформулировать тему урока.

Две сестры
В одном из городов страны Грамматики на улице Словообразования жили приставки. Это были приставки-сёстры ПРИ и ПРЕ. Приставка ПРИ была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. 
Её сестра Приставка ПРЕ была совсем другого характера. Она всех преследовала, хотела превратить в своих рабов. 
И тогда на первом же совещании приставок стали обсуждать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала: « А твоя мама приставка ПЕРЕ не была такой злой, как ты. Почему ты слово «передать» переделала в слово «предать»? Как тебе не стыдно?»
Приставка ПРЕ осознала свою вину и стала образовывать новые слова, такие, как « прекрасный», «прелестный».
Приставка ПРЕ подобрела. Она образует много слов с разными значениями, а «злых» слов всё меньше и меньше.

-Какие приставки мы будем изучать на уроке?

- К какой приставки она близка по значению?

- Какое еще имеет значение?

Слайд . 7. Анимационные ребусы.

Анимационные ребусы-любимое задание обучающихся 5-6 классов. Попробуйте свои силы и вы. Отгадав их, вы сможете без труда назвать тему урока.


Слайд . 8. «Верно – не верно»

Прием «Верно – неверно» давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписалось в технологию развития критического мышления, что я рекомендую проводить его в начале урока на стадии вызова, когда идет обобщение изученного.


Слайд . 9. «Разгадай кроссворд» Кроссворд может быть предложен классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.



Слайд . 10 . Анимации.

В качестве анимация я использую интерактивные задания из сайта «Единая коллекция ЦОР».  

Предлагаю вашему вниманию интерактивно е текст-задание. «Восстанови стихи» по одной из тем позволит актуализировать знания по теме, сформулировать тему урока и поработать с текстом А.С. Пушкина, который развивает речь, прививает любовь к чтению, книге.

 Коллекция интерактивных заданий по следующей теме поможет учителю в постановке проблемного вопроса в начале урока.

Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по- новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным.

Эмоциональный настрой, позитивное настроение очень важны на уроке. Необычное начало урока — это как красивое вступление в сочинению, оно завораживает, увлекает, вдохновляет на работу и творчество.

Слайд . А закончить свое выступление я хотела бы на позитивной ноте. Я предлагаю вам посмотреть мультфильм о том, что никогда не надо отчаиваться. Даже из самых сложных ситуаций всегда можно найти выход. Главное верить. Чего я Вам всем от души желаю!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!