Мастер-класс
«Использование форм, методов и технологий деятельностного подхода к обучению при подготовке к итоговой аттестации в форме ВПР»
Цель: познакомить коллег с использованием различных форм, методов и технологий деятельностного подхода к обучению при подготовке к итоговой аттестации в форме ВПР.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего разговора – «Использование форм, методов и технологий деятельностного подхода к обучению при подготовке к итоговой аттестации в форме ВПР».
Каждую из нас волнует вопрос: что необходимо сделать, чтобы хорошо подготовиться к ВПР?
Сегодня я хочу поделиться с вами своими подходами в этом направлении.
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
Применяя метод «Что у меня на сердце» выполните следующее задание.
Перед вами лежат сердечки, возьмите их и с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения от данного мастер-класса.
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.
Позвольте у вас узнать – а вы давно учились в школе? (ответы участников).
Тогда ответьте на следующий вопрос.
Чему учили вас в школе?
С какими трудностями сталкивались?
Какие были проблемы?
Учиться было нелегко?
А сейчас легче?
Что в вашем понятии - учиться легко? (ответы участников).
Сейчас, пожалуйста, выполните такое задание:
Произнесите фразу: «Иди к доске» с разными интонациями (произносят).
После какой интонации ребенок захочет выйти к доске и начнет работать?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: успех наших обучающихся в определенной степени зависит от учителя.
Успешного ребенка может воспитать только тот учитель, который сам переживает радость успехов.
В.А. Сухомлинский: «Успех в учении – это единственный источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться.»
Моя позиция такова: не пугать детей и их родителей страшным словом «ВПР», наоборот, настраивать на то, что готовиться ко Всероссийской проверочной работе по математике весело и интересно.
Проучившись 4 года в начальной школе, ученик вполне сможет ответить на все вопросы и выполнить задания. Это не олимпиадные задания, а проверка соответствия знаний школьников требованиям ФГОС.
Задача учителя – определить, где у ребенка затруднения, и их ликвидировать.
Прием «Верите ли вы?»
Вначале мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:
1. Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
- Как вы считаете, для чего я задала вам эти вопросы? Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Чтобы включить вас в деятельность я использовала один из приемов «Верите ли вы?»
Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на занятии при подготовке к ВПР можно использовать:
- пожелания друг другу;
- положительный настрой;
- подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;
- девиз, эпиграф;
- знакомство с планом урока;
- притчу;
- проблемный вопрос.
Мотивация у нас с вами есть: результативная подготовка учащихся к ВПР.
Предлагаю вам построить проект реализации системно- деятельностного подхода при подготовке учащихся к итоговой аттестации в виде кластера.
Этапы реализации системно- деятельностного подхода при подготовке к итоговой аттестации.
1) мониторинг (пробное тестирование, выявление пробелов в знаниях, составление индивидуальных карт, маршрутов);
2) повторение теоретического материала на основе выявленных проблем, (систематизация материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы (работа над ошибками «Мои ошибки»; работа в группе – составление опорных схем, конспектов, таблиц»));
3) тренировочные упражнения, введение заданий на основе небольших текстов, вариантов тестовой работы, совпадающих с заданиями в итоговой аттестации;
4) самостоятельная работа с тестовыми заданиями;
5) работа с тренажерами, интерактивными презентациями;
6) промежуточное тестирование;
7) коррекционная работа;
8) контрольное тестирование.
- Итак, огласите пожалуйста этапы реализации системно- деятельностного подхода при подготовке к итоговой аттестации.
Следующий прием приём «Лови ошибку». При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько).
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Применю этот прием в отношении вас. Найдите в тексте ошибку и исправьте ее.
Задание.
Главное в деятельностном методе – это деятельность учителя (самих учащихся). Попадая в проблемную ситуацию, учитель (дети сами) ищет из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Учитель (Ребенок) должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Подводя итоги, очень важно получить от учащихся обратную связь. Это можно сделать на этапе рефлексии. К примеру, использовать прием «Смайлик». Работа со смайликами предполагает за минимальное время сто процентный охват каждого учащегося и проведения (по необходимости) индивидуальной коррекционной работы.
• Зелёный смайлик – тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса.
• Жёлтый смайлик – на уроке возникали сложности, не все задания было легко выполнять.
• Красный смайлик – было сложно, тему не понял, нужна помощь учителя.
Одним из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке является синквейн, он же является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к общественному явлению, подводить итоги размышления.
Вам, коллеги, я предлагаю закончить наш мастер класс составлением синквейна и дать ответ на вопрос: что же такое ВПР?
Работа
Всероссийская, проверочная
Проверяет, оценивает, фиксирует
ВПР оценивает уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы.
Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею
В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы
В четвертой – главная смысловая фраза темы
В пятой – существительное, которое служит заключением
Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце». Вспомните, какие ожидания или опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ваши ожидания или подтвердились опасения. Покажите своему соседу ту сторону сердечка, на которой записаны ожидания, которые оправдались или ту сторону сердечка, на которой записаны опасения и они подтвердились (показывают).
Притча о свече
Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свече... Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
- Куда мы идем? - спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.
- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.
Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрести вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам. ...Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере. Просто будь светом для окружающих тебя людей как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасную гавань. "
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь! Желаю, чтобы вам , коллеги, всегда удавалось быть той самой зажигалочкой!
повторение теоретического материала на основе выявленных проблем, (систематизация материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы
тренировочные упражнения, введение заданий на основе небольших текстов, вариантов тестовой работы, совпадающих с заданиями в итоговой аттестации;
4) самостоятельная работа с тестовыми заданиями;
5) работа с тренажерами, интерактивными презентациями;
6) промежуточное тестирование;
7) коррекционная работа;
8) контрольное тестирование.
- Итак, огласите пожалуйста этапы реализации системно- деятельностного подхода при подготовке к итоговой аттестации.
самостоятельная работа с тестовыми заданиями;
работа с тренажерами, интерактивными презентациями;
промежуточное тестирование;
коррекционная работа;
контрольное тестирование.
Задание.
Главное в деятельностном методе – это деятельность учителя (самих учащихся). Попадая в проблемную ситуацию, учитель (дети сами) ищет из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Учитель (Ребенок) должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Задание.
Главное в деятельностном методе – это деятельность учителя (самих учащихся). Попадая в проблемную ситуацию, учитель (дети сами) ищет из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Учитель (Ребенок) должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
СИНКВЕЙН на тему «ВПР» |
В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы. Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы В четвертой – главная смысловая фраза темы В пятой – существительное, которое служит заключением | |
СИНКВЕЙН на тему «ВПР» |
В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы. Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы В четвертой – главная смысловая фраза темы В пятой – существительное, которое служит заключением | |