Разработка мастер-класса «Ролевая игра на уроке русского языка в 5-ом классе» учителя русского языка и литературы Ушницкой Н. П.
Цель: выработка навыков находить однородные члены предложения, употреблять существительные, называющие лиц по профессии, должности; отличать в устной и письменной речи вопросительные и восклицательные предложения; употреблять глаголы в прошедшем времени; развивать монологическую речь учащихся; учить создавать современные сказки.
1.Подготовительная работа. На предшествующем уроке ученики по ролям прочитали текст «О чём мечтают ребята»:
«Однажды на уроке русского языка Мария Петровна предложила:
- Давайте, ребята, помечтаем о вашем будущем, кем вы станете, когда вырастете, где будете работать?
- Я мечтаю стать учительницей музыки, - сказала Наташа. – Научу ребят играть на пианино. Вместе со своими учениками я буду петь и танцевать. В школе, где я буду работать, организую хоровой и танцевальный кружки. Многие мои ученики тоже станут музыкантами.
-А я пойду на завод, как мой папа, - сказал Вова. –Буду варить металл. Без металла не было бы машин, кораблей, самолётов. А как бы мы без них стали ездить и летать? И защищать Родину как? Работать с металлом – вот настоящая мужская работа!
- А мне, - тихо сказала Светлана, - больше всего нравится бывать в лесу, в поле, в саду. Я люблю полоть и поливать овощи, выращивать фрукты, ухаживать за цветами. Я буду садовником и сделаю так, чтобы у нас к Новому году всегда были свежие фрукты, овощи, цветы.
- А я, - продолжил разговор Алёша, - пойду учиться на шофёра. Это трудно, но надо все правила дорожного движения знать, понимать дорожные знаки и быть очень внимательным. Я буду ездить на большой машине, возить кирпичи и плиты для стекольного завода, гравий для строителей.
- А я, - признался Гена, - мечтаю стать художником. Я буду рисовать портреты хороших людей. Я обязательно нарисую портреты своих одноклассников и учителей.
Для самой ролевой игры, которую будут вести два ведущих и почтальон, понадобится макет многоэтажного дома с кармашками – квартирами.
1-й ведущий. Стоит на пустыре огромный дом. Мы должны заселить его, вложив в кармашек каждой квартиры символ, изображающий профессию её жильца, затем рассказать по прочитанному ранее тексту о тех, кто живёт в доме: сталеваре, садовнике, художнике, шофёре, объяснить символы.
2-ой ведущий. Но в доме остались ещё свободные квартиры. Если вы, ребята, захотите поселиться в них, то вложите в кармашек символ выбранной профессии и расскажите о ней.
1-ый ведущий. Стал жилым большой дом. Вырос современный Теремок. А вот уже и письма идут его обитателям.
Почтальон. Я должен отнести письмо в квартиру №5. Кто в ней живёт? Где работает? Кем?
В ходе игры – диалога учащиеся подбирают парные существительные женского рода к существительным, обозначающим профессии учителя, писателя, продавца, лётчика, садовника, врача; уточняют значение существительных машинистка, машинист.
1-ый ведущий. Все мы благодарны почтальону. Он приносит радость в каждую квартиру. Помните, как сказал С. Я. Маршак: «Слава нашим почтальонам с толстой сумкой на ремне»? Давайте и мы напишем о человеке этой нужной профессии небольшой рассказ, который получится, если выполнить задание:
Спишите текст, допишите слова, имея в виду, что почтальоном была женщина. Глаголы употребляйте в прошедшем времени. Подумайте и скажите, как бы звучал текст, если бы мы рассказывали о мужчине – почтальоне. Ответьте на вопросы: Можно ли работу почтальона считать незаметной? Нравится ли вам эта профессия? Почему?
По узкой заснеженной дорожке к нам каждый день приход… почтальон. Он… приноси… нам газеты, журналы, письма. И как приветлив… был… он…! Всегда улыба..., здорова…, часто шути… с детьми. Если замеча…, что человек загрустил, подбадрива… его, обеща… в следующий раз обязательно принести письмо.
2-ой ведущий. Пусть девизом нашего дома станет высказывание о дружбе, но сначала необходимо соединить части пословиц:
Друга ищи, всем - нет
Старый друг, а найдёшь - береги
Одному страшно, лучше новых двух
2-ой ведущий. С какой интонацией мы прочитаем эти пословицы? Почему?
1-ый ведущий. Чтобы жить дружно, всем жильцам надо познакомиться, рассказать о себе. В этом поможет игра «У меня зазвонил телефон», в ходе которой мы расскажем друг другу о профессиях своих родителей, дедушек и бабушек, старших братьев и сестёр.
Образец:
- Игорь, где работает твой отец?
- На заводе.
- Кем?
- Оператором.
- А мать?
- Медсестрой в больнице.
- А бабушка и дедушка?
- Они пенсионеры.
- Чем они занимаются?
- Домашним хозяйством.
- А твои, Маша, дедушка и бабушка, чем занимаются?
- Они тоже пенсионеры, но дедушка ещё продолжает работать. Он работает слесарем в ЖЭКе.
Следующие диалоги – не просто для знакомства жильцов, но и для проверки их грамотности:
- Таня, у тебя есть старший брат?
- Нет, у меня нет брата, у меня старшая сестра.
- В каком классе она учится?
- Она не учится, она работает.
- Где?
- В магазине.
- Кем?
- Продавцом.
- Что она продаёт?
- Молоко, сметану, творог и другие молочные продукты.
- Она училась в техникуме?
- Нет, она училась в торговом училище.
Задание. Скажите, как изменился бы диалог, если бы у Тани оказался старший брат, работающий в магазине продавцом. Воспроизведите диалог в указанном варианте.
- Оля, где работает твоя бабушка?
- Она не работает, она пенсионерка.
- А дедушка?
- Дедушка тоже пенсионер, но он работает.
- Кем?
- Токарем.
- А мама твоя по-прежнему работает машинисткой?
- Да.
- На том же заводе?
- Нет, мама теперь работает в редакции газеты.
- А где работает твой отец?
- На заводе.
- Кем?
- Инженером.
- А что делает твой старший брат?
- Он уехал в другой город.
- Где и кем он работает?
- На большой стройке прорабом.
- Он доволен своей работой?
- Очень доволен.
Задание. Подумайте, как бы звучал диалог, если бы Олина бабушка работала токарем, а дедушка не работал.
- Петя, где работает твой отец?
- В сельском хозяйстве.
- Кем?
- Агрономом.
- Что он делает?
- Определяет сроки сева и уборки урожая, заботится о защите растений от сорняков, об удобрении почвы.
- Тебе нравится профессия агронома?
- Очень нравится. Когда я вырасту, может быть тоже стану агрономом.
Задания:
1. Представьте себе, что Петин отец работает на земле (пашет землю, готовя её к весеннему севу, а осенью – для лучшего сохранения влаги в почве).
2. Как изменились бы реплики, если бы Петин отец работал строителем? (Строитель возводит школы, больницы, жилые дома. На долгие годы он оставляет о себе добрую память).
1-ый ведущий. Вот и стали все настоящими друзьями. Садовник научил своих друзей выращивать овощи… Спортсмен - играть в теннис… Музыкант – играть на пианино… (Эти предложения нужно дополнить однородными членами).
Почтальон. Почему люди, проживающие в этом доме, подружились? Что объединяет их? Ну, конечно, добрые отношения, желание помогать друг другу, готовность своим трудом приносить людям пользу.
2-ой ведущий. Все были заняты добрыми и полезными делами и не заметили, как в доме появился странный человек, который всем твердил: « Не так!» Кто он? О нём рассказал С. Я. Маршак:
Стал ходить дурак надутый,
То и дело он, дурак,
Говорит другим: - Не так!
Дети буквы пишут в школе,
Да и спросят: - Хорошо ли?
Поглядит в тетрадь дурак,
Да и вымолвит: - Не так!
Шьют портнихи на машинке,
Шьют сапожники ботинки.
Смотрит издали дурак
И бормочет: - Все не так.
И не так селёдок ловят,
И не так борщи готовят,
И не так мосты мостят,
И не так детей растят!
Видят люди, слышат люди,
Как дурак дела их судит.
И подумывают так:
«Что за «умница» дурак!»
1-ый ведущий. Помните, медведь из сказки «Теремок» развалил дружный домик? Правда, он похож на человека из сказки С. Я. Маршака, поселившегося в нашем доме? Но жильцы сумели и его сделать хорошим соседом. Подумайте и расскажите в домашней работе, как им это удалось.