СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Таинственный гость Сергея Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс в 9 классе по творчеству С. Есенина. Для анализа взято стихотворение "Разбуди меня завтра рано...". На уроке идёт обучение приёмам работы с поэтическим текстом на основе анализа произведения (внимание к слову, выделение главного, выстраивание лексических цепочек, ассоциативных рядов); формирование умения работать в группе; воспитание эмоционально чутких людей, способных чувствовать поэзию как явление искусства. Большую роль в обучении проникновенного прочтения поэтического текста играет видеоролик с голосом С. Безрукова, читающего стихотворение С. Есенина.

Просмотр содержимого документа
«НугаеваНВ. Сценарий Мастер-класса»

Нугаева Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области»


Нугаева Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина

г. Калининска Саратовской области».

Тема мастер-класса. ТАИНСТВЕННЫЙ «ГОСТЬ» СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

(урок литературы в 9 классе)

Цель мастер-класса: обучение приёмам работы с поэтическим текстом на основе анализа произведения (внимание к слову, выделение главного, выстраивание лексических цепочек, ассоциативных рядов);

формирование умения работать в группе;

воспитание эмоционально чутких людей, способных чувствовать поэзию как явление искусства;

развитие межпредметных связей (русский язык, изо, музыка).

Тип урока: комбинированный (исследовательская работа сочетается с творческой).

Форма работы на уроке: групповая (по количеству строф в стихотворении С. Есенина лучше разделить класс на 5 групп)

Технология обучения анализу поэтического текста по Кагановичу, ТРКМ.

ИКТ: интерактивная доска, слайды или презентация, авторский видеоролик по стихотворению С. Есенина «Разбуди меня завтра рано…»

Оформление доски: портрет Есенина и таблица










Ход урока

  1. Слово учителя.

– Доброе утро, уважаемые старшеклассники! Доброе утро, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать в стенах нашей школы.

– Сегодняшний урок мы начнём с приёма «ассоциативный куст»: перед вами слово ГОСТЬ. Сегодня это особенно актуально. (Слайд 2) Подберите к слову ГОСТЬ ассоциации. Обсудите в группах и назовите 2-3 ассоциации. Следите внимательно, чтобы названные вами слова, словосочетания не повторялись. (Приём «ассоциативный куст» пробуждает интерес к уроку, активизирует обучающегося, даёт возможность думать целенаправленно, выражая свои мысли собственными словами.)

(Дети называют ассоциации к слову ГОСТЬ)

– Я вам прочитаю стихотворение Сергея Есенина. Слушая, попробуйте представить образы, картины, нарисованные поэтом. (Читаю наизусть)



Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

(После чтения секунды 2-3 помолчать!)

– Какие картины, образы рисуются в вашем воображении?

(Девятиклассники отвечают)

– Опираясь на сказанное вами, предположите, чем мы будем заниматься на уроке. Какова тема урока?

– Запишем тему урока. (слайд 3)

– Посмотрите, на листах (Приложение 1) которые лежат у вас на столах, есть высказывание Н. Заболоцкого. Прочитайте (кто прочитает красиво?) // «Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце. Умный человек под покровом внешнего спокойствия отлично видит всё движение ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя». (слайд 4)

– Как вы понимаете это высказывание?

– Я предлагаю вам научиться быть умными читателями.

– Перечитайте стихотворение. (В учебнике-хрестоматии под редакцией В.Я. Коровиной, ч.2, стр. 77-78 или Приложение 2) Какие слова вы не знаете? Попробуйте, опираясь на контекст, объяснить их.

– А теперь сравним ваши предположения со словарными статьями. Узнаем новые слова и обогатим свою речь. (См. Приложение 3) (Ученики зачитывают значения слов. Можно дать индивидуальные задания: работа с толковыми словарями.) (слайд 5)

– Чтобы глубже проникнуть в поэтическую ткань стихотворения, обратимся к семантическому анализу стихотворения, то есть идём от смысла к слову. Что мы сначала выявляем? (ключевые образы, обычно их два, противоположные по эмоциональному звучанию.)

(учащиеся называют слова МАТЬ и ГОСТЬ) (слайд 6)

– Обратимся к приёму «корзина идей». Кто он, этот таинственный гость. Выскажите свои предположения, идеи. (слайд 7)

/Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся очень уместен на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

Обмен информацией проводится так: каждый ученик записывает в тетради все, что знает по проблеме (строго индивидуальная работа).

Затем происходит обмен информацией в группах. Время на обсуждение 1-2 минуты. Это обсуждение проходит организованно, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации./



(Я пишу на интерактивной доске слова, которые называют старшеклассники)

– Следующий шаг нашей работы – лексические цепочки. (слайд 8) Работаем по группам: у каждой группы своя строфа в зависимости от цифры на столе. От группы выходит один ученик и фиксирует находки на доске!

(Должно получиться примерно так!)

мать

Гость

Лексические цепочки


Лексические цепочки


терпеливая

разбуди


дорогой

встречать


-


след на лугу

широкие колёса

золотая дуга


-


промчится

рассвет

шапка-месяц

кобылица

красный хвост


разбуди рано

засвети свет

в нашей горнице


-


воспою тебя

нашу печь, петуха и кров

молоко

твои рыжие коровы


воспою гостя




– Какие сопутствующие образы позволяют расширить, углубить или конкретизировать значение основных образов. Помним, что в поэзии есть прямой смысл и есть переносный.

(Учащиеся выписывают в тетради и называют сопутствующие образы.)

мать

Гость

Лексические цепочки

Сопутствующие образы

Лексические цепочки

Сопутствующие образы

терпеливая

разбуди


дорогой

встречать

курган

-


след на лугу

широкие колёса

золотая дуга

пуща

луг

ветер

дуга

-


промчится

рассвет

шапка-месяц

кобылица

красный хвост

рассвет

шапка-месяц


разбуди рано

засвети свет

в нашей горнице

горница

свет


-


воспою тебя

нашу печь, петуха и кров

молоко

твои рыжие коровы

рыжие коровы

воспою гостя






– Давайте обратимся к языку стихотворения. С помощью каких выразительных средств Есенин изображает светлого гостя? Назовите все изобразительные средства, которые встречаются в стихотворении. Обратите особое внимание на цветовые эпитеты и метафоры, многие литературоведы считают, что именно эти тропы помогают увидеть главное в стихотворении, почувствовать его настроение, понять его суть.

(Работа в группах продолжается, учащиеся находят тропы и называют их.)

1 группа - 1 строфа: эпитеты (терпеливая мать, дорогой гость);

2 группа - 2 строфа: олицетворение (треплет ветер), эпитет (золотая дуга), метафора (облачная куща);

3 группа - 3 строфа: олицетворение (промчится), метафоры (шапка-месяц, игриво взмахнёт кобылица над равниною красным хвостом);

4 группа - 4 строфа: эпитет (знаменитый русский поэт);

5 группа – 5 строфа: метафора (и на песни мои прольется // молоко твоих рыжих коров).

– Назовите цветовые эпитеты и временные рамки стихотворения. (Рассвет, золотая дуга, красный хвост кобылицы).



– Следующий этап работы – ассоциативный анализ: придумываем к каждому из ключевых образов ассоциации, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

(Учащиеся называют ассоциации, и мы рисуем всё это в тетрадях и на доске.)

– Сделаем выводы. Что символизирует каждый образ? (Мать – основа жизни, высшие ценности, Родина, родной дом. (слайд 9) Гость – солнце, без которого нет жизни на земле.

(слайд 10)

– В каком отношении между собой находятся ключевые образы? Обратимся к нашей таблице. Ваша задача: сопоставляя ключевые образы, найдите точки соприкосновения. (Их объединяет лирический герой.) (слайд 11)



мать


Гость

Лексические цепочки

Сопутствующие образы


Лексические цепочки

Сопутствующие образы

терпеливая

разбуди


любовь лирического героя к матери и гостю

дорогой

встречать

курган

-



след на лугу

широкие колёса

золотая дуга

пуща

луг

ветер

дуга

-



промчится

рассвет

шапка-месяц

кобылица

красный хвост

рассвет

шапка-месяц


разбуди рано

засвети свет

в нашей горнице

горница

свет


Знаменитый русский поэт



воспою тебя

нашу печь, петуха и кров

молоко

твои рыжие коровы

рыжие коровы

Лирические песни = поэзия

воспою гостя




– Мы увидели, что ключевые образы объединяет лирический герой, который уверен в том, что он станет «знаменитым русским поэтом». Каким представляется лирический герой? (Любящим мать, природу, внимательным, задиристым, самоуверенным, но благодарным)

– Один из героев Достоевского говорит так: «Стань солнцем, и всяк тебя увидит».

– О чём мог мечтать молодой поэт, приехавший из деревни в столицу, понимающий, что он талантлив, красив, Вчитайтесь в 4 строфу!

– Можем мы с уверенностью сказать, кто он, этот таинственный гость? (Ученики уже назовут солнце, славу, известность) (слайд 12)

– Обратимся к учебнику. Может быть, один из авторов учебника – Коровин Валентин Иванович – предложит нам свой вариант решения проблемы. Используем приём «инсерт» (слайд 13) для работы с текстом учебника. На работу отвожу вам 2 минуты. (Литература : 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / (авт-сост В.Я. Коровина и др.) – 16-е изд., М. : Просвещение, 2016. – стр. 70-71 – со слов «После «Радуницы» за Есениным … до слов «В лирике Есенина этих лет…».) .

/Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Ученики 9 класса уже знакомы с рядом маркировочных знаков, напоминаю, что они должны помечать карандашом слова, словосочетания или предложения в тексте:

(V) - информация, которая уже известна ученику.

(+) - новое знание, новая информация.

(-)  - информация идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

(?) - что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации.

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы. Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке./



– Что уже было вам известно до работы с текстом?

– Какими новыми знаниями о жизни и творчестве Есенина вы обогатились?

– Что представлялось вам иначе, не так?

– Приблизил ли автор статьи нас к ответу на проблемный вопрос? Что говорится об этом стихотворении в учебнике? (В учебнике о стихотворении сказано так: «Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…» посвящено ожиданию чуда, неземного «дорогого гостя», знаки присутствия и пришествия которого явлены повсюду: «Я сегодня увидел в пуще…»)

– Что же это за «неземной гость»? Давайте обратимся к слову ПАНТЕИЗМ. Это новое для вас слово. Посмотрите на его значение. (Значение слова дано в учебнике: пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу (Бог – это природа, а природа – Бог). Как сказано в учебнике, Есенин «не однажды пытался отречься от канонов христианской религии и часто рисовал «языческо-пантеистический облик Руси». Что же это за «неземной «дорогой гость», знаки присутствия и пришествия которого явлены повсюду»?

– Давайте возвратимся к нашей «корзине идей» и оставим более вероятные предположения. (Ученики назовут Бога или природу, Солнце, славу или успех). (слайд 12)

– Подошло время для проведения перекрёстной дискуссии. Кто же он, таинственный гость? Опираясь на сводную таблицу, назовите аргументы «за» и «против» своего выбора (постройте таблицу из 2-х колонок, в заголовке таблицы вы пишете: «Я считаю, что таинственный «гость» Сергея Есенина – это Солнце» и заполняете левую и правую колонки, приведя 3-4 аргумента «ЗА» и «ПРОТИВ» тезиса, приведённого в заголовке таблицы. Затем обмениваетесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными. Продолжите заполнение таблицы. Когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.)

(На этом этапе работы уместнее всего приём «перекрёстная дискуссия», так как у учащихся накопилось достаточно аргументов, чтобы высказать своё мнение, что просто необходимо, так как учащиеся должны научиться доказывать свою точку зрения. Впереди – сочинение на ЕГЭ!!!)



– (После дискуссии) Перечитаем стихотворение, ставшее нам более понятным. Не забывайте про душу поэта. Она в каждом его слове!!! (Выразительное прочтение стихотворения девятиклассниками)

Творческая рефлексия урока (слайд 14), но сначала вспомним, какие образы были у нас в центре внимания. Создайте синквейн, назвав таинственного гостя Сергея Есенина.

(слайды 15 - 16 с описанием СИНКВЕЙНА или ДИАМАНТЫ)

(После написания синквейна)

– Поделитесь своим творчеством, своими находками.

– Дарю вам свою творческую работу – видеоролик, в котором звучит проникновенное чтение С. Безрукова. (слайд 17) Может быть, после прослушивания вы захотите так же прочитать это стихотворение наизусть, как это делает актёр, может быть, найдёте своё прочтение, свои интонации.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Есенина, найдя свои интонации, предложите своё прочтение стихотворения. Можно выучить другое стихотворение, проведя анализ, аналогичный тому, что мы делали на уроке.

– Вспомним слова Сергея Есенина: «Всю душу выплесну в слова». Я желаю вам, ребята, и всем гостям поближе познакомиться и с другими стихами Есенина, чтобы лучше узнать душу этого светлого гостя, побывавшего у нас на уроке, понять его тайну, которая вот уже долгие годы очаровывает сердца людей, влюблённых в поэзию Есенина.





6


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом1
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще2
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей3
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров4...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.



Просмотр содержимого презентации
«Нугаева Н.В. Презентация к мастер-классу»

Мастер-класс  «Таинственный

Мастер-класс «Таинственный "гость" Сергея Есенина»

Нугаева Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 Им Героя Советского Союза П.И. Чиркина

г. Калининска Саратовской области».

Урок литературы в 9 классе

Ассоциативный куст Запишите ассоциации, связанные со словом гость

Ассоциативный куст

  • Запишите ассоциации, связанные со словом

гость

Таинственный «гость»  Сергея Есенина Всю душу выплесну в слова… Сергей Есенин

Таинственный «гость» Сергея Есенина

Всю душу выплесну

в слова…

Сергей Есенин

Высказывание Н. Заболоцкого: «Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце. Умный человек под покровом внешнего спокойствия отлично видит всё движение ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя».

Высказывание Н. Заболоцкого:

«Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце. Умный человек под покровом внешнего спокойствия отлично видит всё движение ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя».

Словарная работа

Словарная работа

  • 1 Курган – холм, горка.
  • 2 Пуща – густой, труднопроходимый лес; чаща.
  • 3 Куща – (трад.-поэт.) шатёр, хижина, жилище.
  • 4 Кров – дом, жилище, приют.
Ключевые образы  (или два эмоциональных полюса) МАТЬ ГОСТЬ

Ключевые образы (или два эмоциональных полюса)

МАТЬ

ГОСТЬ

Корзина  идей

Корзина идей

Сводная таблица мать Лексические цепочки гость Лексические цепочки

Сводная таблица

мать

Лексические цепочки

гость

Лексические цепочки

любовь семья добро мать дом жизнь Основа жизни, высшие ценности

любовь

семья

добро

мать

дом

жизнь

Основа жизни, высшие ценности

природа радость свет «Гость» ? чудо красота Солнце – основа жизни

природа

радость

свет

«Гость» ?

чудо

красота

Солнце – основа жизни

Сводная таблица мать Лексические цепочки Сопутствующие образы Гость Лексические цепочки Сопутствующие образы

Сводная таблица

мать

Лексические цепочки

Сопутствующие образы

Гость

Лексические цепочки

Сопутствующие образы

колесница начало дорога Солнце Бог Природа Слава творчество красота «Стань солнцем, и всяк тебя увидит!»

колесница

начало

дорога

Солнце

Бог Природа

Слава

творчество

красота

«Стань солнцем, и всяк тебя увидит!»

Приём «инсерт» (V) - информация, которая уже известна; (+) - новое знание, новая информация; (-)  - информация идёт вразрез с имеющимися у вас представлениями, о чём думаете иначе. (?) - что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Приём «инсерт»

(V) - информация, которая уже известна;

(+) - новое знание, новая информация;

(-)  - информация идёт вразрез с имеющимися у вас представлениями, о чём думаете иначе.

(?) - что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Творческая рефлексия урока

Творческая рефлексия урока

синквейн 1 строка  —  тема синквейна , 1 слово (сущ или мест), обозначающее объект, предмет или лицо, о котором пойдет речь. 2 строка  — 2 слова ( прилаг или прич), дающие  описание признаков и свойств  выбранного предмета или объекта. 3 строка  — 3 глагола или деепричастия , которые описывают  характерные действия  объекта. 4 строка  — фраза из 4 слов , выражающая  личное отношение  к описываемому предмету или объекту. 5 строка  — 1   слово , характеризующее  суть  предмета или объекта.

синквейн

1 строка  —  тема синквейна , 1 слово (сущ или мест), обозначающее объект, предмет или лицо, о котором пойдет речь.

2 строка  — 2 слова ( прилаг или прич), дающие  описание признаков и свойств  выбранного предмета или объекта.

3 строка  — 3 глагола или деепричастия , которые описывают  характерные действия  объекта.

4 строка  — фраза из 4 слов , выражающая  личное отношение  к описываемому предмету или объекту.

5 строка  — 1   слово , характеризующее  суть  предмета или объекта.

Диаманта строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное)

Диаманта

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение( 2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Ресурсы Интернета

Ресурсы Интернета

  • http://www.epochtimes.ru/images/stories/04/interviews/63_090520_School.jpg
  • http://planktons.ru/uploads/posts/2011-12/1323857514_5.jpg
  • http://www.21.by/pub/news/2011/09/1315649403902484.jpg
  • http://riarealty.ru/images/39728/60/397286066.jpg
  • http://gigamir.net/upload/img/content/originnal_957da26a96b3d73f8e3cf7ac5889d2c7.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!