СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Тема урока: « Быть или не быть».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мастерская по рассказу Л.Петрушевской.Можно провести классный час.

Просмотр содержимого документа
«Мастерская по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Тема урока: « Быть или не быть».»

Разработка урока внеклассного чтения.

Автор работы: Тибейкина Нелли Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Зональная СОШ,

Адрес:659400 Алтайский край, Зональный район,

с.Зональное,ул.Залинейная,д.24,кв.2.


Удачной формой обучения и воспитания творческой личности, по моему мнению, являются уроки- мастерские. Главная задача мастерской: общение, желание поделиться с другими своими размышлениями, открытиями.

Желание провести урок- мастерскую появилось у меня во время прохождения курсов «Новации и традиции в преподавании русского языка и литературы». Привлекло в мастерской свободное общение мастера и учеников, особое внимание к Слову, свобода творчества, самостоятельность выбора учащихся.

Основные положения мастерской:

…Необходимо уйти от постоянной оценки друг друга.

Для меня всегда самое трудное- оценить работу- сочинение или ответ .Завидую людям, уверенным в себе и ставящим оценки без колебаний.

…Пора отказаться от того, чтобы другие думали за меня…

…Истину не знает никто…

…Человек совершенно свободен в откровении своего творчества…

…Никогда, никто не пишет один. Мы либо подражаем, либо уходим от написанного, это происходит даже тогда, когда перед нами чистый лист бумаги…

А.Окунев «Как учить не уча».

Главная задача мастерской:

- общение;

-желание поделиться с другими своими размышлениями, открытиями.

Мастерская по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».

Тема урока: « Быть или не быть».


Цель: 1.Знакомство с особенностями творчества Л.Петрушевской на примере рассказа «Глюк».

2. Развитие ассоциативно- образного мышления.

3. Развитие умения слушать и размышлять.

4.Развитие навыков устной и письменной речи.

5. Воспитание вкуса и внимания к слову.

6. Разрушение стереотипного отношения к оценке событий и людей.

Оборудование:

- портрет Л.Петрушевской,

- текст рассказа «Глюк»,

- грамзапись музыки Глюка,

- фонохрестоматия 5 класс.

Подготовка к уроку: лист, бумага,ручка.


Эпиграфы урока на доске:


…Думайте сами, решайте сами…

…Не торопись переспрашивать…


Ход урока.


Ребята, посмотрите на доку. Сегодня у нас с вами необычный урок, и называется он необычно: «Быть или не быть…» А почему он носит такое название, нам предстоит узнать в ходе урока. Работать будем по группам. Я буду давать вам задания, а вы их выполнять. Мы внимательно слушаем всех, но никого не осуждаем даже в мыслях, если мнение не совпало с вашим.


Задание №1:


На чистом листе бумаги посередине напишите слово «ГЛЮК».


Внимательно рассмотрите слово, произнесите его вслух. Напишите рядом слова, которые вам кажется, относятся к значению этого слова.


Работа в группах.


Прослушивание ответов:


Глюк- мираж, виденья, которых нет, галлюцинация.


Задание № 2:


А теперь послушайте музыку ( прослушивание грамзаписи мелодии Глюка).

Автора не называю. Запишите на листах, какие мысли возникают у вас при прослушивании, какой вам кажется эта музыка?


Работа в группах.


Прослушивание ответов:

Летний вечер, море, закат, весна…


Музыка спокойная, ровная, немного тревожная, светлая, устремленная ввысь. Чистая немного грустная и т.д.

Ребята, автор этой музыки австрийский композитор 18 века Кристофер Глюк. Он автор нескольких опер «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Парис и Елена» и мн.др.Фамилия этого композитора еще одно из значений слова ГЛЮК.


А теперь послушайте рассказ, который называется также- «ГЛЮК».


Пока я читаю, запишите на свой лист те слова и выражения, которые вам запомнились, ощущения, размышления, звуки, краски,запахи.


Чтение рассказа.


Прослушивание записей:

Лексика рассказа


Волшебство, воля, таблетка, ГЛЮК, три желания, круто, круто, класс, базарит, саранча, наркоманы, секта новой религии, все как во сне, наркотик, дым, удушливый запах, свобода, смерть, потеря, гниль, розовый цвет, спасение, все были живы, таблетка в косметичке.


Соответствует ли содержание рассказа музыке Глюка?


Обсуждение в группах.


Прослушивание ответов:


Две совершенно противоположные вещи. Несовместимые.

Тяжелое впечатление от рассказа и светлое от музыки.

Совпадает в двух местах рассказа, тревожность, когда ребята, пользуясь абсолютной свободой, употребляют наркотики, разложившиеся трупы. Конец рассказа- все живы, но таблетка лежит в косметичке, и ничего не закончено.


Как вы думаете, какое значение вкладывает автор в название этого рассказа.


Работа в группах.


Прослушивание.


Галлюцинация от наркотиков. Нереальное совмещение реальности и нереальности.


В чем необычность поведения?


Обсуждение в группах.


Прослушивание ответов.


Использование молодежного жаргона. Смещение сна и реальности. Непонятно сон это или галлюцинация.


Как определяется в рассказе хронотроп- художественное время-пространство?


Обсуждение в группах.


Прослушивание ответов.


Время- дом- замкнутое пространство, море- бесконечное пространство, вымышленные «розовый домик»- мир мечты или мир галлюцинаций.


Какой повторяющийся момент усиливает тревожность повести?


Обсуждение в группах.


Прослушивание ответов.


Удушливый запах.

Запах гнили.

Удушливый запах, перерастающий в смрад в конце рассказа.


Какое значение имеет в рассказе образ композитора Глюка?


Обсуждение в группах.


Прослушивание ответов.


Это просто галлюцинация.

Символ другой, светлой жизни.

Противопоставление высокого мира музыки, прекрасных образов зовущих к прекрасному, страшному миру наркотиков, ведущих в пропасть, в бездну.


ГЛЮК- воплощение прекрасного, того, что не доступно наркоманам.


Музыка- тоже опьянение, вызывает у человека желание стать лучше, чище, опьянение наркотиками доводит человека до состояния животного.


А теперь пришло время открыть вам имя автора этого рассказа- Л.Петрушевская. Современная писательница, известная во многих странах мира. Петрушевская читает лекции по русской литературе в университете Гарварда.Родилась она в 1938 году, ею написано множество рвссказов ( работа с портретами). Каким вам представляется этот человек.


Обсуждение в группах.


Прослушивание ответов.


Лицо- замкнутое ,волевое, человека, знающего, что такое жизнь.


Творчество Л.Петрушевской называют «жестоким реализмом».Согласны ли вы с этим утверждением после знакомства с ее рассказом.


Работа в группах.


Ответы:


Да, потому что автор дает правдивое изображение реальности.

Перед нами жестокий мир подростков, такой хрупкий и непредсказуемый.


Определите круг проблем, поставленных автором?


Работа в группах.


Ответы:


Наркотики.

Наркомания.

Выбор человека: «Быть или не быть».


Свобода, абсолютная свобода ведет к гибели, к анархии.


Но вот мы и вернулись к теме нашего урока: «Быть или не быть» .Одним словом думайте сами, решайте сами!


Есть ли готовый ответ? Нет, готовых нет. Каждый решает сам.


Заключение: Напишите небольшой текст на тему: «Размышляем над рассказом Л.Петрушевской «Глюк».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!