Тема: «Запись и чтение и чисел второго десятка»
17 апреля
Ход урока
- Начинаем урок математики.
- Чему мы учимся на уроке математике?
- Что нужно делать, чтобы добиться успеха?
- С какими числами вы познакомились на предыдущих уроках? (двузначными)
- Почему их так называют?
Задание: Соедините числа по порядку, начиная с числа 1.
-Что у вас получилось? (ракета)
-Как можно по другому назвать ракету? (космический корабль)
-Для чего нужен космический корабль? (Для полёта в космос)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, если мы построили космический корабль?
-Мы отправимся в космическое путешествие
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное
-Как называется человек, который летает в космос? (космонавт)
-Ребята, а вы знаете, кто совершил первый полёт в космос? (Юрий Гагарин)
-Когда это произошло? (12 апреля 1961 года)
Первый полёт в космос продолжался 108 минут - это 1 час 48 минут. За это время Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» облетел 1 раз вокруг нашей планеты Земля.
-Ребята, космонавты сразу могут отправляться в полёт или необходимо выполнение каких-то условий?
-Сначала космонавты тренируются на Земле.
-Итак, приглашаю вас на тренировку.
Устный счет
-Посчитать от 10 до 20 цепочкой (2 раза)
-Назовите число, предшествующее числу 15, 18, 14.
-Назовите число, следующее за числом 10, 18, 19.
-Назовите число, которое стоит между числами 17 и 19, 11 и 13.
-Назовите самое маленькое двузначное число.
-Назовите число, в котором 1 десяток и 5 отдельных единиц, 1 десяток и 6 отдельных единиц.
- Посмотрите на числа 12, 15, 16.
- Что у них общего? (двузначные, в записи есть цифра 1)
- Кто может прочитать 1 число? (двенадцать)
- Сколько десятков в этом числе? (1)
- Сколько единиц? (2)
- Кто может прочитать 2 число? (пятнадцать)
- Сколько десятков в этом числе? (1)
- Сколько единиц? (5)
- Кто может прочитать 3 число? (16)
- Сколько десятков в этом числе? (1)
- Сколько единиц? (6)
- Что написано сначала в записи этих чисел: число десятков или число единиц?
- Как вы думаете чему мы будем учиться сегодня на уроке? (записывать числа от 11 до 20)
- Откройте учебник на странице 50 и проверьте, правильно ли мы предположили?
-Читаем под красным флажком/треугольником.
- Итак. Чему мы будем учиться?
-Будем учиться записывать числа от 11 до 20.
Работа над темой урока
-Все справились с тренировочными заданиями – значит, все готовы к полёту. О том, что мы отправляемся в путешествие, узнал один ваш хороший знакомый. А кто он вы должны угадать сами. Для этого нужно выполнить следующее задание:
-Откроем тетради, запишем число, классная работа.
-Запишите под диктовку следующие числа:
11, 15, 13, 17, 18, 20.
-Чем отличается последнее число от остальных? (в нём 2 десятка)
Ниже запишите эти числа в порядке увеличения и вы узнаете имя вашего космического товарища. Шифр вы видите на экране.
11 | 15 | 13 | 18 | 17 | 20 |
Л | н | у | и | т | к |
-Какое слово у вас получилось?
-Правильно. Это Лунтик.
-Вы помните, как появился Лунтик на Земле? (Упал с Луны)
-Лунтик приглашает нас в гости на свою Родину. Как вы думаете, куда мы полетим? (На Луну)
-Что вы знаете о Луне? (Луна – спутник Земли)
-А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
-Чтобы попасть на Луну, вам необходимо выполнить следующее задание.
З адание:
Записать пропущенные числа:
11, …, 13, 14, …, …, 17, …, …, 20
-Выполните проверку.
-Полёт протекает нормально. Приближаемся к Луне.
- Посмотрите, как выглядит спутник Земли на фотографии из космоса.
- Ребята, можем мы дышать на Луне, так же, как на Земле? (Нет, необходимы скафандры)
- Верно. Поэтому мы не будем совершать посадку, просто ещё раз полюбуемся Луной и продолжим наше космическое путешествие. Следующая планета, на которой мы побываем – самая большая планета Солнечной системы. Это планета – Юпитер. Чтобы до нее долететь, вам нужно выполнить задание.
Задание №3 стр. 50 учебника.
-Рассмотрите числовой ряд от 10 до 20 и с его помощью устно выполните вычисления.
-Продолжите моё предложение, если к числу прибавить 1, то …
-Если от числа отнять 1, то …
Запишите только ответы:
11+1 12-1
14+1 19-1
16+1 15-1
19+1 14-1
-Выполните самопроверку и оцените свою работу
- Мы подлетаем к Юпитеру, но перед нами - густой туман. Поэтому нужно быть особенно внимательными. Туман рассеется, если вы правильно выполните задание на полях учебника. Что нужно сделать?
-Запишите пропущенное число в тетради. Сколько в нем десятков, единиц?
-Какое число вы записали?
-Посмотрите, как мала наша Земля по сравнению с Юпитером.
-Ну а теперь мы должны проложить маршрут к следующей планете. Как называется фигура (ломаная)
- Сколько звеньев, вершин?
- Вершины ломаной можно обозначить буквами. Но буквы рассыпались.
-Давайте расставим буквы по точкам по порядку и получим название следующей планеты.
С р а у н т
-Прочитайте название следующей планеты. (Сатурн)
- Маршрут определён – мы приближаемся к шестой по расстоянию от Солнца планете Солнечной системы – планете Сатурн.
Сатурн хорошо известен своими знаменитыми кольцами, состоящими из тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты. Эти обломки опасны для нашей ракеты, поэтому мы полюбуемся планетой издалека и продолжим наше путешествие.
-Впереди по курсу – метеорит.
-Как вы думаете, опасно для корабля столкновение с метеоритом?
-Чтобы уклониться от метеорита надо выполнить задание.
Задание №5 стр. 50 учебника.
-Прочитайте самостоятельно. Что нужно сделать в этом номере?
-О чем задача? (о платьях)
-Прочитайте условие. Что известно про платья?
-Составим краткую запись.
-Решите задачу самостоятельно.
-Работа выполнена, мы продолжаем полёт, нам пришло сообщение из капитанского отсека: топлива хватит только для полёта до Земли. Какое принимаем решение?
-Принимаем решение – курс – планета Земля. (Закрыли глаза)
Раз-два! Скорость света.
Три-четыре! Мы летим.
На любимую планету,
Поскорей попасть хотим! (открыли глаза)
- Мы приближаемся к родному дому. Посмотрите, ребята, как прекрасна наша Земля на фотографии, сделанной из космоса.
Прекрасен этот звёздный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет.
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
-Чтобы совершить посадку, нужно выполнить задания.
Задание №6 стр. 50 учебника (устно)
-Наш космический корабль благополучно приземлился. Но что я вижу?
- Посмотрите, что случилось с нашим другом Лунтиком? (Предполагаемые ответы детей: Лунтик скучает по своей Родине – Луне или Лунтику грустно расставаться со своими друзьями)
-Мы можем расстаться, если вашему другу так грустно?
-Как можно поднять настроение?
-Поиграть в интересную игру «Найди лишнее».
-Ну что же настроение у Лунтика опять хорошее и мы можем подвести итоги урока.
Итог урока
-Чем мы занимались на уроке? (Построили ракету и отправились в космическое путешествие)
-На каких планетах мы побывали? ( Юпитер, Сатурн, Земля)
-Ребята, сегодня мы с вами совершили космическое путешествие.
-Выберите начало фразы и продолжите высказывание:
Я научился
Я узнал
Я повторил
-Поделитесь своими впечатлениями.
-С каким настроением вы уходите с урока?
-Нарисуйте своё настроение с помощью смайлика.