Задание 2 (анализ текстового источника) – здесь нужно соотнести текст и тему, к которой он относится, все тексты уже распределены по темам, вам нужно запомнить ключевые слова, выделенные жирным шрифтом и тему, к которой относится этот текст
1) Тема: «Монгольское нашествие на Русь в XIII в.»
«И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем… И уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошённой: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты… Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города. И помчались вслед за царём [вражеским], и едва смогли догнать его…
И внезапно напали на отдыхавшее войско вражеское…»
«И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух и нельзя обманными словами взять города. Жители же совещались и решили не сдаваться хану, сказав: «Хотя наш князь и молод, положив жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и там небесные венцы от Бога получим...» — убили и татар 4 тысячи и сами были перебиты... С тех пор татары не смеют назвать этот город, потому что бились около него семь недель и убили у татар под ним трёх сыновей Темниковых». – речь идет об обороне города Козельска, который татары назвали «Злым городом» за то, что он долго не сдавался и татары там потеряли много своих воинов
В лето 6765 пришла в Новгород весть из Руси злая, что хотят татары тамги и десятины от Новгорода. И волновались люди всё лето. А зимой новгородцы убили Михалкапосадника. В ту же зиму приехали послы татарские с великим князем, и начали послы просить десятины и тамги. И не согласились на то новгородцы, но дали дары для царя Батыя и отпустили послов с миром. В лето 6767 зимою приехал с Низа Михаило Пинещинич со лживым посольством, говоря так: – Соглашайтесь на число, не то полки татарские уже на Низовской земле. И согласились новгородцы на число.
2) Тема: «Принятие христианства на Руси»
« повелел опрокинуть идолы... Затем послал по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,— будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел с попами царицыными (имеются в виду византийские священники) и корсуньскими (Корсунь – это древнерусское название города Херсонеса) на Днепр, сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…»
«Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?». – выбор веры князем Владимиром Святославичем
3) Тема: «Призвание варягов» или «Образование Древнерусского государства»
«В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».
«В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
«И… узнал Олег, что княжат (в Киеве) тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины».
4) Тема: «Стояние на р. Угре» (1480 г., хан Ахмат против Ивана III, результат – ликвидация Ордынского владычества на Руси) или тема «Освобождение Руси от власти Орды»
«Услышав, что великий князь стоит на берегу со всеми силами, царь пошёл к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь короля или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь (это Иван 3) послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам великий князь поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, Пречистой госпоже Богородице и святым чудотворцам просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию, к своей матери великий княгине Марфе, к своему дяде князю Михаилу Андреевичу, духовному своему отцу архиепископу Ростовскому Вассиану и ко всем своим боярам; все они тогда сидели в Москве в осаде».
«Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать.
И когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. Тогда-то и совершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали.
И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей». Нехристи или поганые – это татаро-монголы
«В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт со всею Ордою... Князь же великий послал своего сына и брата и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Ахмат пришёл к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замёрзнет река...».
5) Тема: «Правление Ярослава Мудрого» или тема «Внутренняя политика киевского князя в 1019-1054 гг.»
«1. Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови и синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нём никаких следов [побоев], то пусть приведёт свидетеля, а если он не может [привести свидетеля], то делу конец. Если [потерпевший] не может отомстить за себя, то пусть возьмёт с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю» – здесь четко видно, что это – законы, а первый свод законов – Русская правда, был принят именно при Ярославе Мудром (годы правления – 1019-1054, т. е. 11 в.)
«Он уделял много внимания просвещению и переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нём были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами». – это характеристика Ярослава Мудрого
«Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нём вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное».
6) Тема: «Военные походы русских князей на Царьград (это Константинополь – сейчас – Стамбул)»
«Великий князь наш , и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим (имеются в виду византийские императоры), заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит. А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь.
А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них.» - это торговый договор между Русью и Византией
7) Тема: «Правление Ивана Калиты» - 1325-1340 гг. – т. е. вторая четверть 14 в.
«Он был первым среди русских князей XIV века, кто открыто стал на службу хану, взяв на себя не только сбор денег с покорённого русского населения, но и осуществление карательных мер против него в случае антиордынских восстаний, как это было в Твери в 1327 г. ...В результате князь стал великим князем владимирским, сумел превратить Московское княжество в одно из самых богатых на Руси».
8) Тема: «Княжение Ольги» - именно Ольга первая на Руси приняла христианство или тема «Внутренняя политика первых русских князей»
«Но отсвет её дел, отсвет её имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Её свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая — в том виде, в котором она дана нам, — была бы невозможна без её усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без её путешествия в Царьград...».
«Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища её сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места её и погосты, а сани её стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места её для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село её Ольжичи до сих пор. И так, установив всё, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви».
9) Тема: «Борьба с Золотой Ордой»
«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов и, будучи младенец незлобием, умел с твёрдостию казнить злодеев. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?» Битва на поле Куликовом (Куликовская битва или Мамаево побоище) – сражение против татар, где во главе русского войска – Дмитрий Донской, во главе татар – Мамай.
10) Тема: «Правление Ивана III» 1462-1505 гг.
«Рождённый и воспитанный данником степной орды, он сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстанавливая свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую (1478 г. – присоединение Новгорода Иваном 3), захватывая уделы, расширяя уделы московские...
[Он] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия».
11) Тема: Походы князя Олега Вещего
«907 г. Победоносный поход на Царьград одного из первых древнерусских князей. Византийские императоры Лев VI Премудрый и Александр поклялись соблюдать договор на кресте. Князь с мужами по закону русскому клялись оружием, богами — Перуном и Велесом. Нагрузили русские свои ладьи золотом, серебром, шелками, плодами и винами и двинулись восвояси. Князь же, чтобы греки запомнили его надолго, у входа в Византийскую империю оставил свой знак – т. е. прибил свой щит на ворота Царьграда».
12) Тема: «Защита русских земель от вторжений с северо-запада в XIII в.»
«После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый – по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем, преследуемые им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конём. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его».
«И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля». 5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере или Ледовое побоище против немецких рыцарей
13) Тема: «Куликовская битва» или «Внутренняя и внешняя политика русских земель и княжеств во II половине XIV в.»
«И отослал князь (имеется в виду Дмитрий Донской) великий брата своего, князя Владимира Андреевича, вверх по реке в дубраву, чтобы там затаился полк его, дав ему лучших знатоков из своей свиты, удалых витязей, твёрдых воинов. А еще с ним отправил знаменитого своего воеводу Дмитрия Волынского и других многих. Когда же настал, месяца сентября в восьмой день (8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва), великий праздник Рождества Святой Богородицы, на рассвете в пятницу, когда всходило солнце и туманное утро было, начали русские стяги развеваться и трубы боевые во множестве звучать. И вот уже русские кони взбодрились от звука трубного, и каждый воин идёт под своим знаменем. И радостно было видеть полки, выстроенные по совету твердого воеводы Дмитрия Боброка Волынца».
«Когда скончался великий князь Иоанн, на митрополита (это митрополит Алексий) пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием (будущим Донским). И несколько лет он был гражданским и духовным руководителем Руси. Своим умом и обширным образованием, настойчивостью и твёрдостью характера, благочестивой и строгой жизнью святой Алексий приобрёл себе всеобщее уважение. Ревностно заботясь о благочестии всей своей паствы и поучая её исполнению христианских обязанностей, святитель был учителем и миротворцем князей, ссорившихся между собой за свои владения. Трудами святителя росло и крепло единство русских земель».
14) Тема: «Политическое развитие Северо-Восточной Руси во второй половине XII в.»
«Князь принял мученическую кончину от руки изменников в своём замке. Он был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли её братья, Кучковичи. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку…» - речь идет об убийстве Андрея Боголюбского
15) Тема: «Внешняя политика первых русских князей в 882–972 гг.»
«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошёл в поход, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даёте?". Они же ответили: "Хазарам – по щелягу с сохи даём"».
«Я, князь русский, как клялся, утверждаю этим договором свою присягу. Хочу иметь мир и полную дружбу, и вся подвластная мне Русь, бояре и остальные, с великим царём греческим, с Василием и Константином, с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими, на вечные времена. Что никогда не помыслю напасть на страну вашу, ни соберу воинов, ни народ, ни кого-либо иного приведу на страну вашу… Как клялся к царям греческим, и со мною бояре и вся Русь, так соблюдем этот договор. Если же кто из вышеназванных не соблюдёт его, я или же кто со мною или подвластен мне, да будет проклят от Бога, в которого веруем, от Перуна или от Велеса, скотьего бога, и да будем золоты, как это золото, и будем убиты своим же оружием. Считайте истиной, что сделали нынче, написали на пергамене этом и своими печатями запечатали».
16) Тема: «Борьба русских княжеств с кочевниками в XII в.»
«На рассвете в субботу начали выступать половецкие полки, точно дикие кабаны; и князья русские дивились, кому из них на какой полк поехать, потому что их было бесчисленное множество. И сказал Игорь (это новгород-северский князь Игорь Святославович, который совершил неудачный поход против половцев в 1185 г.): "Вот, должно быть, собрали мы на себя всю землю половецкую: Кончака, и Козу Бурновича, и Токсобича Колобича, и Етебича, и Терьтробича". И посоветовались, слезли с коней, хотели они с боем дойти до реки Донца, а говорили: "Если побежим, убежим сами, а простых людей оставим, то будет нам грех, что их выдали врагам; или умрём, или живы будем вместе". И сказав так, слезли с коней и пошли сражаясь. И так сражались мужественно весь день до вечера, и много было раненых и мёртвых в полках русских».
17) Тема: «Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого»
«Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: "Отец у тебя умер". И плакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех, и остановился, дойдя до Альты. Сказала же ему дружина отцовская: "Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе". Он же отвечал: "Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца". Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с одними своими отроками». Борис и Глеб – сыновья князя Владимира, первые русские святые, убиты своим братом Святополком Окаянным в 1015 г.