СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к ВПР по истории (6 класс) (анализ текстового исторического источника)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийская проверочная работа по истории в 6 классе включает 10 заданий, одно из заданий - анализ текстового исторического источника. В данной работе приведены примеры текстов из демоверсий ВПР, все тексты уже разбиты по темам, в каждом тексте выделены ключевые слова, ориентируясь на которые учащийся сможет соотнести текст и тему. Практически к каждому тексту приводятся необходимые пояснения, которые помогут лучше уяснить смысл исторического источника

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к ВПР по истории (6 класс) (анализ текстового исторического источника)»

Задание 2 (анализ текстового источника) – здесь нужно соотнести текст и тему, к которой он относится, все тексты уже распределены по темам, вам нужно запомнить ключевые слова, выделенные жирным шрифтом и тему, к которой относится этот текст



1) Тема: «Монгольское нашествие на Русь в XIII в.»



  • «И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем… И уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошённой: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты… Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города. И помчались вслед за царём [вражеским], и едва смогли догнать его…

И внезапно напали на отдыхавшее войско вражеское…»



  • «И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух и нельзя обманными словами взять города. Жители же совещались и решили не сдаваться хану, сказав: «Хотя наш князь и молод, положив жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и там небесные венцы от Бога получим...» — убили и татар 4 тысячи и сами были перебиты... С тех пор татары не смеют назвать этот город, потому что бились около него семь недель и убили у татар под ним трёх сыновей Темниковых». – речь идет об обороне города Козельска, который татары назвали «Злым городом» за то, что он долго не сдавался и татары там потеряли много своих воинов



  • В лето 6765 пришла в Новгород весть из Руси злая, что хотят татары тамги и десятины от Новгорода. И волновались люди всё лето. А зимой новгородцы убили Михалкапосадника. В ту же зиму приехали послы татарские с великим князем, и начали послы просить десятины и тамги. И не согласились на то новгородцы, но дали дары для царя Батыя и отпустили послов с миром. В лето 6767 зимою приехал с Низа Михаило Пинещинич со лживым посольством, говоря так: – Соглашайтесь на число, не то полки татарские уже на Низовской земле. И согласились новгородцы на число.



2) Тема: «Принятие христианства на Руси»



  • « повелел опрокинуть идолы... Затем послал по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,— будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел с попами царицыными (имеются в виду византийские священники) и корсуньскими (Корсунь – это древнерусское название города Херсонеса) на Днепр, сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…»

  • «Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?». – выбор веры князем Владимиром Святославичем

3) Тема: «Призвание варягов» или «Образование Древнерусского государства»

  • «В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».



  • «В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».



  • «И… узнал Олег, что княжат (в Киеве) тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины».





4) Тема: «Стояние на р. Угре» (1480 г., хан Ахмат против Ивана III, результат – ликвидация Ордынского владычества на Руси) или тема «Освобождение Руси от власти Орды»

  • «Услышав, что великий князь стоит на берегу со всеми силами, царь пошёл к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь короля или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь (это Иван 3) послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам великий князь поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, Пречистой госпоже Богородице и святым чудотворцам просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию, к своей матери великий княгине Марфе, к своему дяде князю Михаилу Андреевичу, духовному своему отцу архиепископу Ростовскому Вассиану и ко всем своим боярам; все они тогда сидели в Москве в осаде».

  • «Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать.

И когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. Тогда-то и совершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали.

И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей». Нехристи или поганые – это татаро-монголы



  • «В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт со всею Ордою... Князь же великий послал своего сына и брата и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Ахмат пришёл к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замёрзнет река...».



5) Тема: «Правление Ярослава Мудрого» или тема «Внутренняя политика киевского князя в 1019-1054 гг.»

  • «1. Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови и синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нём никаких следов [побоев], то пусть приведёт свидетеля, а если он не может [привести свидетеля], то делу конец. Если [потерпевший] не может отомстить за себя, то пусть возьмёт с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю» – здесь четко видно, что это – законы, а первый свод законов – Русская правда, был принят именно при Ярославе Мудром (годы правления – 1019-1054, т. е. 11 в.)



  • «Он уделял много внимания просвещению и переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нём были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами». – это характеристика Ярослава Мудрого



  • «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нём вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное».





6) Тема:  «Военные походы русских князей на Царьград (это Константинополь – сейчас – Стамбул)»



«Великий князь наш , и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим (имеются в виду византийские императоры), заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит. А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь.

А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них.» - это торговый договор между Русью и Византией



7) Тема: «Правление Ивана Калиты» - 1325-1340 гг. – т. е. вторая четверть 14 в.

«Он был первым среди русских князей XIV века, кто открыто стал на службу хану, взяв на себя не только сбор денег с покорённого русского населения, но и осуществление карательных мер против него в случае антиордынских восстаний, как это было в Твери в 1327 г. ...В результате князь стал великим князем владимирским, сумел превратить Московское княжество в одно из самых богатых на Руси».

8) Тема: «Княжение Ольги» - именно Ольга первая на Руси приняла христианство или тема «Внутренняя политика первых русских князей»

  • «Но отсвет её дел, отсвет её имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Её свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая — в том виде, в котором она дана нам, — была бы невозможна без её усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без её путешествия в Царьград...».



  • «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища её сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места её и погосты, а сани её стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места её для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село её Ольжичи до сих пор. И так, установив всё, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви».

9) Тема: «Борьба с Золотой Ордой»

«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов и, будучи младенец незлобием, умел с твёрдостию казнить злодеев. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?» Битва на поле Куликовом (Куликовская битва или Мамаево побоище) – сражение против татар, где во главе русского войска – Дмитрий Донской, во главе татар – Мамай.

10) Тема: «Правление Ивана III» 1462-1505 гг.

«Рождённый и воспитанный данником степной орды, он сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстанавливая свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую (1478 г. – присоединение Новгорода Иваном 3), захватывая уделы, расширяя уделы московские...

[Он] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия».



11) Тема: Походы князя Олега Вещего



«907 г. Победоносный поход на Царьград одного из первых древнерусских князей. Византийские императоры Лев VI Премудрый и Александр поклялись соблюдать договор на кресте. Князь с мужами по закону русскому клялись оружием, богами — Перуном и Велесом. Нагрузили русские свои ладьи золотом, серебром, шелками, плодами и винами и двинулись восвояси. Князь же, чтобы греки запомнили его надолго, у входа в Византийскую империю оставил свой знакт. е. прибил свой щит на ворота Царьграда».



12) Тема: «Защита русских земель от вторжений с северо-запада в XIII в.»

  • «После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый – по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем, преследуемые им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конём. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его».



  • «И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля». 5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере или Ледовое побоище против немецких рыцарей



13) Тема: «Куликовская битва» или «Внутренняя и внешняя политика русских земель и княжеств во II половине XIV в.»

  • «И отослал князь (имеется в виду Дмитрий Донской) великий брата своего, князя Владимира Андреевича, вверх по реке в дубраву, чтобы там затаился полк его, дав ему лучших знатоков из своей свиты, удалых витязей, твёрдых воинов. А еще с ним отправил знаменитого своего воеводу Дмитрия Волынского и других многих. Когда же настал, месяца сентября в восьмой день (8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва), великий праздник Рождества Святой Богородицы, на рассвете в пятницу, когда всходило солнце и туманное утро было, начали русские стяги развеваться и трубы боевые во множестве звучать. И вот уже русские кони взбодрились от звука трубного, и каждый воин идёт под своим знаменем. И радостно было видеть полки, выстроенные по совету твердого воеводы Дмитрия Боброка Волынца».



  • «Когда скончался великий князь Иоанн, на митрополита (это митрополит Алексий) пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием (будущим Донским). И несколько лет он был гражданским и духовным руководителем Руси. Своим умом и обширным образованием, настойчивостью и твёрдостью характера, благочестивой и строгой жизнью святой Алексий приобрёл себе всеобщее уважение. Ревностно заботясь о благочестии всей своей паствы и поучая её исполнению христианских обязанностей, святитель был учителем и миротворцем князей, ссорившихся между собой за свои владения. Трудами святителя росло и крепло единство русских земель».





14) Тема: «Политическое развитие Северо-Восточной Руси во второй половине XII в.»

«Князь принял мученическую кончину от руки изменников в своём замке. Он был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли её братья, Кучковичи. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку…» - речь идет об убийстве Андрея Боголюбского

15) Тема: «Внешняя политика первых русских князей в 882–972 гг.»

  • «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошёл в поход, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даёте?". Они же ответили: "Хазарам – по щелягу с сохи даём"».



  • «Я, князь русский, как клялся, утверждаю этим договором свою присягу. Хочу иметь мир и полную дружбу, и вся подвластная мне Русь, бояре и остальные, с великим царём греческим, с Василием и Константином, с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими, на вечные времена. Что никогда не помыслю напасть на страну вашу, ни соберу воинов, ни народ, ни кого-либо иного приведу на страну вашу… Как клялся к царям греческим, и со мною бояре и вся Русь, так соблюдем этот договор. Если же кто из вышеназванных не соблюдёт его, я или же кто со мною или подвластен мне, да будет проклят от Бога, в которого веруем, от Перуна или от Велеса, скотьего бога, и да будем золоты, как это золото, и будем убиты своим же оружием. Считайте истиной, что сделали нынче, написали на пергамене этом и своими печатями запечатали».

16) Тема: «Борьба русских княжеств с кочевниками в XII в.»

«На рассвете в субботу начали выступать половецкие полки, точно дикие кабаны; и князья русские дивились, кому из них на какой полк поехать, потому что их было бесчисленное множество. И сказал Игорь (это новгород-северский князь Игорь Святославович, который совершил неудачный поход против половцев в 1185 г.): "Вот, должно быть, собрали мы на себя всю землю половецкую: Кончака, и Козу Бурновича, и Токсобича Колобича, и Етебича, и Терьтробича". И посоветовались, слезли с коней, хотели они с боем дойти до реки Донца, а говорили: "Если побежим, убежим сами, а простых людей оставим, то будет нам грех, что их выдали врагам; или умрём, или живы будем вместе". И сказав так, слезли с коней и пошли сражаясь. И так сражались мужественно весь день до вечера, и много было раненых и мёртвых в полках русских».

17) Тема: «Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого»

«Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: "Отец у тебя умер". И плакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех, и остановился, дойдя до Альты. Сказала же ему дружина отцовская: "Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе". Он же отвечал: "Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца". Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с одними своими отроками». Борис и Глеб – сыновья князя Владимира, первые русские святые, убиты своим братом Святополком Окаянным в 1015 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!