Контрольная работа по русскому языку в 7 классе
Вариант 1
Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д/т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г/х)ка(2) холмит..ся.
Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4) Не счесть талантов взр..щё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми соками родной земли. (По В. Пескову)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)течени.. получаса лил дождь.
2) Режиссёр заинтересован (в)продолжени.. сериала.
3) Мы поехали (на)встречу с друзьями.
4) (Не)смотря на нездоровье, он работал.
Вариант 2
Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Серёжа ш..л по заброше(н,нн)ой дорог.. . (В)доль неё р..сли гр..мадные б..рёзы, и было им лет по двести. (Не)которые б..рёзы были такие ра(з/с)кидистые, что под тен..ю иного дер..ва могло укрыт..ся стадо коро(в/ф). Ближе к з..мле к..ра на дерев..ях была совсем ч..рной, (з/с)пёкш..йся от врем..ни. Многие дерев..я от старост.. были дуплист..ми. Заветные дупла Серёжа знал (на)перечёт. (4) (За)то (на)верху б..рёзы были (снежно)белыми. Там, у самого неба, они (по)м..лодому (2) уб..рались зел..нью, и их пл..кучие ветви ра(з/с)точали зап..х свеж..го листа.
(В)скор.. мальч..к вош..л в с..сновый бор и тогда см..листый жар о(б/п)дал его. Г..лова кружилась. Ему х..телось (без)огля(д/т)ки идти по этому светл..му бору осв..щё(н,нн)ому(3) со..нцем. От ж..ры млели дерев..я и задрём..вая что(то) ш..птали (в)полголоса. (По С. Романовскому)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)следстви.. непогоды концерт отменили.
2) (На)встречу Маше выбежал симпатичный щенок.
3) (В)продолжени.. книги мы узнали о судьбе главного героя.
4) Актёр произносил свой монолог, (не)смотря в зрительный зал.
Система оценивания контрольной работы по русскому языку в 7 классе
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям: от 0 до 9 баллов.
Ответ на каждое из заданий 3 оценивается от 0 до 4 баллов.
Задание 1 | | |
К1 | Соблюдение орфографических норм | | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | 4 | | |
Допущено не более двух ошибок | 3 | | |
Допущено три–четыре ошибки | 2 | | |
Допущено пять ошибок | 1 | | |
Допущено более пяти ошибок | 0 | | |
К2 | Соблюдение пунктуационных норм | | |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 | | |
Допущена одна ошибка | 2 | | |
Допущено две ошибки | 1 | | |
Допущено более двух ошибок | 0 | | |
К3 | Правильность списывания текста | | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 2 | | |
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 1 | | |
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 0 | | |
Максимальный балл | 9 | | |
Задание 2 | | |
К1 | Выполнение морфемного разбора | | | |
| Разбор выполнен верно | 3 | | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | | |
При разборе допущено две ошибки | 1 | | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | | |
К2 | Выполнение словообразовательного разбора | | | |
| Разбор выполнен верно | 3 | | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | | |
При разборе допущено две ошибки | 1 | | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | | |
К3 | Выполнение морфологического разбора | | | |
| Разбор выполнен верно | 3 | | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | | |
При разборе допущено две ошибки | 1 | | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | | |
К4 | Выполнение синтаксического разбора предложения | | | |
| Разбор выполнен верно | 3 | | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | | |
При разборе допущено две ошибки | 1 | | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | | |
Максимальный балл | 12 | | |
Задание 3 | | |
Распознавание предложений | | | |
Правильно определены и выписаны только два предложения | 1 | | |
Правильно определено и выписано только одно из двух предложений. ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения. ИЛИ Оба предложения не выписаны | 0 | | |
Правильное написание предлогов | | | |
В написании предлогов орфографических ошибок нет | 1 | | |
В написании предлогов допущена одна ошибка или более | 0 | | |
Максимальный балл | 2 | | |
Задание 3 | | |
Правильный выбор ряда слов | |
Правильно выписан ряд слов | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Объяснение условия выбора раздельного написания | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» | |
Первичные баллы | 0–9 | 10-19 | 20-23 | 24-27 | |
Ответы на задания
Вариант 1
Текст 1. Есть на наших просторах благодатный пояс земли, называемый средней полосой. Она хороша умеренностью всего: тепла, влаги, солнца. Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин были сердечно привязаны к неброской, но поэтичной природе Средней России. Средняя полоса – это густые леса, располагающиеся в северной её части, и лесостепь к югу. Это пашни между лесами. Это луга, долины больших и маленьких речек, синие блюдца озёр. Местами равнина слегка(2) холмится.
Есть в этом обжитом крае заповедники, связанные(3) с духовной жизнью людей. Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.(4) Не счесть талантов, взращённых в этих краях! Бывая на родине писателей, художников, композиторов, видишь: всё самое великое питалось обыкновенными жизненными соками родной земли.
Задание 2.
2. Морфемный и словообразовательный разбор.
слегка(2)
с(приставка)легк(корень)а(суффикс), слегка (легкий) — приставочно-суффиксальный способ
3. Морфологический разбор.
связанные(3)
1) Заповедники (какие?) связанные – причастие, н. ф. – связанный; от глаг. связать.
2) Пост. – страдат., прош. вр., сов. в.; непост. – в полной форме, им. п., мн. ч.
3) В предложении является определением.
4. Синтаксический разбор.
Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено местоимением) хранят (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (хранят) память – дополнение, выражено именем существительным; (память) о пребывании – дополнение, выражено именем существительным с предлогом (возможно: определение); (о пребывании) здесь – обстоятельство, выражено наречием; (о пребывании) сынов – дополнение, выражено именем существительным; (сынов) великих – определение, выражено именем прилагательным; (сынов) России – дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение).
Задание 3.
1) распознавание предложений с предлогом: В течение получаса лил дождь. Несмотря на нездоровье, он работал;
2) правильное написание предлогов: в течение, несмотря на
Вариант 2
Задание 1. Текст
Серёжа шёл по заброшенной дороге. Вдоль неё росли громадные
берёзы, и было им лет по двести. Некоторые берёзы были такие
раскидистые, что под тенью иного дерева могло укрыться стадо коров.
Ближе к земле кора на деревьях была совсем чёрной, спёкшейся от
времени. Многие деревья от старости были дуплистыми. Заветные дупла
Серёжа знал наперечёт.(4) Зато наверху берёзы были снежно-белыми. Там,
у самого неба, они по-молодому(2) убирались зеленью, и их плакучие
ветви расточали запах свежего листа.
Вскоре мальчик вошёл в сосновый бор, и тогда смолистый жар обдал
его. Голова кружилась. Ему хотелось без оглядки идти по этому светлому
бору, освещённому(3) солнцем. От жары млели деревья и, задрёмывая,
что-то шептали вполголоса. (По С. Романовскому)
Задание 2. Языковые разборы
2. Морфемный и словообразовательный разборы слова.
по-молодому(2)
по-молодому
по-молодому ← молодой (приставочно-суффиксальный способ)
3. Морфологический разбор слова.
освещённому(3)
1. (По) бору (какому?) освещённому – причастие, н. ф. – освещённый; от глаг. осветить.
2. Пост. – страдат., прош. вр., сов. в.; непост. – в полной форме, дат. п., ед. ч., м. р.
3. В предложении является определением.
4. Синтаксический разбор предложения. Заветные дупла Серёжа знал наперечёт.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: Серёжа (подлежащее, выражено именем существительным) знал
(сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (знал) дупла – дополнение, выражено именем
существительным; (дупла) заветные – определение, выражено именем прилагательным;
(знал) наперечёт – обстоятельство, выражено наречием.
Задание 3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с предлогом: Вследствие непогоды концерт
отменили. Навстречу Маше выбежал симпатичный щенок;
2) правильное написание предлогов: вследствие, навстречу