СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математические диктанты в 3 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для проверки знаний по разделам математики в 3 классе используются математические диктанты. Ученики сразу на уроке могут оценить свой уровень. В материале находятся рекомендации и практическая часть

 

Просмотр содержимого документа
«Математические диктанты в 3 классе»

Математический диктант как форма проверки знаний

Важным и чрезвычайно тонким моментом учебно-воспитательного процесса как для учителя, так и для ученика является контроль знаний. Контроль — составная часть процесса обучения и обеспечивает учителю получение информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, а ученикам — получение информации о своих успехах. Контроль знаний имеет обучающее и воспитывающее значение, способствует более глубокому изучению учащимися основ наук, совершенствованию их знаний и умений.

Математические диктанты — хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью звукозаписи задает вопросы, учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них. Как правило, ребятам трудно воспринимать задания на слух. Но если диктанты проводить часто, то школьники овладевают этим навыком. А ценность такого умения неоспорима. Иногда слуховому восприятию нужно помочь. Для этого одновременно с чтением задания делаю запись или чертеж на доске. В зависимости от подготовленности учащихся число заданий увеличиваю или уменьшаю.

Прежде чем перейти к объяснению нового материала, целесообразно убедиться, что предыдущая порция знаний учащимися усвоена. Традиционная методика рекомендует в этом месте педагогического процесса организовать опрос учащихся. Опрос, как форма проверки знаний, неэффективен, и прежде всего потому, что для большей части учащихся ответ одноклассника у доски вовсе не помогает повторить ранее изученное. Всякого рода уплотненные опросы, когда одновременно готовятся до 10 учеников, лишь усугубляют дело: вызванные не слушают ответ товарища на законном основании.

Опрос у доски обычно дополняют так называемым устным счетом. Недостаток традиционного «устного счета» в том, что в нем участвуют не все ученики. Альтернатива опроса и «устного счета» — математический диктант. Отсюда — его место в учебном процессе: в начале урока, на котором начинается изложение новой порции знаний. Отсюда — требование к его содержанию: ответы на вопросы должны показывать, усвоено ли содержание ранее изложенного материала. Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10–15 минут.
Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.

Виды диктантов

Математические диктанты можно разделить на следующие виды: проверочные, обзорные, итоговые. Каждый вид математических диктантов имеет свои особенности, свои цели, и следовательно, требования, предъявляемые к составлению этих работ, должны быть различны.

Проверочные диктанты предназначены для контроля усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы. При их выполнении учитель своевременно получает информацию о том, как усваивается тема, что позволяет ему вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших тот или иной материал и в зависимости от этого строить работу по изучению данной темы. Учащиеся же получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач и тем самым готовятся к контрольной работе по данной теме. Поскольку проверочные диктанты проводятся после отработки основных умений и навыков, то в них включаются задания не только репродуктивного характера. Основа проверочных диктантов — задания реконструктивного характера. В то же время в проверочные диктанты не следует включать задания сложнее тех, которые выполнялись учащимися на уроках и дома.

В процессе изучения некоторых разделов курса учитель проводит несколько контрольных работ, дающих представление об усвоении отдельных тем, входящих в этот раздел. Однако после завершения изучения раздела целесообразно проверить его усвоение в целом, для этой цели можно провести обзорный диктант, который позволит учащимся повторить материал, систематизировать знания, установить связи между изученными вопросами. Для этого необходимо определить, какие основные понятия должен усвоить ученик при прохождении этого раздела, какие умения и навыки должен приобрести, какие задания уметь выполнять, каков уровень сложности этих заданий. При этом не должно быть заданий, отягощенных сложными тождественными преобразованиями, трудоемкой вычислительной работой, требующих на свое выполнение много времени. Задания должны быть четкими, конкретными, понятными. Сюда входят вопросы по проверке изученных определений, теорем, правил, задания на решение несложных задач и упражнений. Основу обзорных диктантов составляют задания репродуктивного характера. Составленный таким образом диктант дает возможность учителю проверить усвоение узловых вопросов всего раздела.

Завершающим моментом повторения в конце года может явиться проведение итоговых диктантов по основным содержательным линиям изученного курса.В них следует включать задания репродуктивного и реконструктивного характера, которые должны проверять основные умения и навыки; задания на повторение основных теоретических вопросов: воспроизведение определений и свойств математических объектов.

Способы проведения диктантов

  • Текст диктанта может быть:

  • а) спроецирован на доску с помощью компьютера;

  • б) зачитан учителем;

  • в) воспроизведен с помощью звукозаписи;

  • г) с графической записью ответа.

Методика проведения

Проведение диктанта, особенно в два варианта, требует от учителя весьма большого напряжения: надо читать в оптимальном темпе тексты заданий; следить за классом; реагировать на неизбежные сбои («повторите», «а у меня ручка перестала писать» и т.п.).
К тому же учащиеся нередко не понимают, какой именно из двух вариантов в данный момент диктуется, и в результате перепутывают задания вариантов. Подобные трудности легко преодолеваются с помощью звукозаписей, в которых задания первого варианта читает мужской голос, а второго — женский. Ученик не реагирует на «чужой» голос: спокойно работает пока диктуется задание другого варианта, а как только начинается чтение задания его варианта, немедленно включается в работу. Использование звукозаписей дисциплинирует класс: ученик понимает, что «бездушной машине» все равно, успел ли он подготовить все необходимое к началу диктанта, пишет ли его ручка и т.п., и сбои становятся крайне редкими. Учителю использование звукозаписи при проведении диктанта дает возможность наблюдать за работой учащихся, делать необходимые и убирать уже ненужные записи и рисунки с доски и т.д.

Диктант можно провести и так.

  • 1) Учитель полностью зачитывает текст, а учащиеся слушают, не делая записей.

  • 2) Учитель читает текст по фразам, делая паузы (от одной до четырех минут), чтобы дать учащимся возможность выполнить задание.

  • 3) Когда все задания выполнены, учитель снова читает весь текст с небольшими остановками (это дает учащимся возможность что-то исправить и сделать дополнения).

  • 4) Правильные ответы записываются на доске, и ученики самостоятельно проверяют диктант у соседа по парте.

Организация проверки

  • Обычный способ проверки, когда ответы учащихся учитель собирает и проверяет дома, малоэффективен: ребенок жаждет узнать результаты своей работы непосредственно после завершения, на следующий день они его интересуют уже меньше. Поэтому организовать проверку можно, например, так. Учащиеся пишут диктант под копирку. Первый экземпляр сдается учителю сразу после слов «диктант окончен», а копия остается у ученика и используется для проверки правильности выполнения работы: учитель записывает на доске правильные ответы.

  • Весьма важно обучить учащихся правильной проверке своих математических диктантов. Иначе некоторые ученики просто не замечают допущенных ошибок. Можно предложить учащимся самостоятельно оценивать результаты диктанта по указанным критериям.

  • Вот возможная шкала оценок для диктантов различной длины.

    Число вопросов

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Число верных ответов

    3

    4

    5

    4

    5

    6

    4, 5

    6

    7

    5, 6

    7

    8

    5, 6

    7, 8

    9

    6, 7

    8, 9

    10

    Отметка

    3

    4

    5

    3

    4

    5

    3

    4

    5

    3

    4

    5

    3

    4

    5

    3

    4

    5

  • После того как учащиеся научатся проверять свои математические диктанты, учитель может вообще перестать проверять их дома. Вместо самопроверки можно делать взаимопроверку — между двумя учениками. Можно организовать проверку и так: ученик передает свой листок другому ученику, который писал тот же вариант. Он сверяет ответы и ставит знаки «+», «–», «?» не только в своем листке, но и в листке товарища, и отметки ставит в обоих листках. После завершения проверки учитель называет фамилию ученика. Ученик называет поставленную им себе отметку, и сразу же называет поставленную ему отметку одноклассником, который сверял ответы на его листке. Если отметки совпадают, учитель ставит ее в журнал. Если нет, берет диктант на перепроверку.

  • Но, пожалуй, самым важным в организации проверки диктанта сразу после его завершения является то, что появляется возможность обсудить все те вопросы, которые вызвали затруднения или особенно важны для понимания нового материала: детей, которые только что написали математический диктант, интересует не только отметка, но и обоснование решения. Эта работа может быть организована, например, так. Учитель предлагает сверить ответ, полученный при выполнении первого задания, и поднять руку всем тем, кто допустил ошибку. Если ошибок немного и само задание не такое уж важное, учащимся предлагается сверить свои результаты по второму заданию. Если же оказалось, что решение задания необходимо разъяснить, кто-либо из учеников или учитель дают необходимые пояснения.
    В случае необходимости учащимся по ходу проверки предлагается выполнить аналогичное задание. При сверке ответов эффективен следующий прием. Учитель показывает верный ответ и просит сверить с ним свои ответы. О совпадении или не совпадении ответов должны одновременно сигнализировать все ученики. Это можно сделать, например, с помощью карточек разных цветов; совпадение — поднимается зеленая карточка, не совпадение — красная. Учитель видит одновременно ответы всех учащихся и может сказать каждому, верен ли его ответ. Разница между традиционным поднятие руки и описанным голосованием огромная: там отвечает лишь вызванный, здесь — все. Вместо сигнальных карточек можно использовать голосование по следующим правилам: в случае согласия поднимают правую руку, в случае не согласия — левую. А чтобы учащиеся не забыли и не перепутали, на доске надо написать слева слово «нет», справа — слово «да». Поднятые руки, как и цветные карточки, позволяют учителю немедленно узнать, правильно или не правильно каждый ученик выполнил задание.

Заключение

Процесс обучения — процесс двусторонний; для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми учителем знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Все эти реакции у учащихся должен вызвать к действию учитель, опираясь на свой авторитет, на контакт с учащимися, на свою увлеченность предметом, профессией, любовь и благожелательное отношение к детям.

Практика показывает, что реальный учебный процесс не всегда удается организовать достаточно хорошо. Систематически применяя на своих уроках математические диктанты наряду с другими формами проверки знаний, убеждаешься в том, что они являются эффективным средством активизации учебной деятельности. Но важно подчеркнуть, что в силу специфики математических диктантов (воспринимаемые на слух вопросы; лаконичные ответы) их педагогические возможности ограниченны. С их помощью, как правило, можно проверить, усвоили ли учащиеся обязательный минимум знаний, но нельзя организовать углубленную проверку. Поэтому было бы ошибкой противопоставлять диктанты другим формам контроля. Одно и то же задание может быть как в диктанте, так и в самостоятельной работе, но эти задания будут иметь разную дидактическую функцию.
В самостоятельной работе от ученика требуется фиксирование хода работы, что делает подконтрольным поиск результата. В математическом диктанте контроль может вестись лишь по конечному результату. Надеюсь, что мой опыт заинтересует коллег-математиков, будет полезен при обучении учащихся.

  • Статья подготовлена при поддержке информационно-образовательного портала «edustudio.ru». Если Вы решили приобрести или углубить свои познания в математике, то оптимальным решением станет обратиться в информационно-образовательный портал «edustudio.ru». Перейдя по ссылке: «решение задач», вы сможете, не отходя от экрана монитора, посмотреть решенные примеры, а также задать интересующий вопрос. Более подробную информацию вы сможете найти на сайте www.edustudio.ru

  • Математические диктанты
    Сложение и вычитание двузначных чисел. Конкретный смысл умножение и деления. Табличные случаи умножения и деления.

  • Математические диктанты. Страница 2.
    Табличные случаи умножения и деления. Задачи.

  • Математические диктанты. Страница 3.
    Внетабличные случаи умножения и деления. Деление с остатком. Нумерация чисел от 1 до 1000.

  • Математические диктанты. Страница 4.
    Нумерация чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание трехзначных чисел.

  • Математические диктанты. Страница 5.
    Сложение и вычитание трехзначных чисел. Действия с трехзначными числами



Диктант № 1. «Сложение и вычитание двузначных чисел»

1. Результаты вычислений запиши в строку:

  • 1. Вычисли сумму чисел 20 и 16.

  • 2. Увеличь число 18 на 3.

  • 3. Первое слагаемое 42, второе слагаемое 20, вычисли сумму.

  • 4. Неизвестное число больше числа 64 на 8, вычисли его.

  • 5. Какое число надо уменьшить на 12, чтобы получить число 48?

  • 6. Вычисли разность чисел 24 и 18.

  • 7. На сколько число 47 больше числа 20?

  • 8. Уменьши число 30 на 4.

  • 9. Вычитаемое 36, уменьшаемое 48. Чему равна разность?

  • 10. Какое число на 7 меньше числа 70?

Решение:

  • 36, 21, 62, 72, 60, 6, 27, 26, 12, 63.

2. Во вторую строку запиши суммы чисел: 1-го и 10-го, 2-го и 9-го, 3-го и 8-го, 4-го и 7-го, 5-го и 6-го заданий.

Решение:

  • 99, 33, 88, 99, 66

3. Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то все числа второй строки записаны одинаковыми цифрами: 99, 33, 88, 66. Объясни, почему так получилось. Какое из этих чисел записано дважды во второй строке?

Решение:

  • Двежды записано число 99.



Диктант № 2. «Конкретный смысл умножение и деления»

1.Запиши выражения и вычисли их значения:

  • Сумма двух слагаемых, каждое из которых равно 12.

  • Сумма трёх слагаемых, каждое из которых равно 13.

  • Сумма четырёх слагаемых, каждое из которых равно 14.

  • Сумма пяти слагаемых, каждое из которых равно 15.

Решение:

  • 12 + 12 = 24

  • 13 + 13 + 13 = 39

  • 14 + 14 + 14 + 14 = 56

  • 15 + 15 + 15 + 15 + 15 = 75

2. Замени каждую сумму произведением и запиши соответствующие равенства.

Решение:

  • 12 * 2 = 24

  • 13 * 3 = 39

  • 14 * 4 = 56

  • 15 * 5 = 75

3. В каждом произведении переставь множители местами и запиши получившиеся равенства.

Решение:

  • 2 * 12 = 24

  • 3 * 13 = 39

  • 4 * 14 = 56

  • 5 * 15 = 75

4. По образцу: 16 * 6 = 96; 6 * 16 = 96; 96 : 6 = 16; 96 : 16 = 6 составь такие же равенства к полученным произведениям.

Решение:

24 : 2 = 12

24 : 12 = 2

39 : 3 = 13

39 : 13 = 3

56 : 4 = 14

56 : 14 = 4

75 : 5 = 15

74 : 15 = 5



Диктант № 3. «Табличные случаи умножения и деления»

1. Результаты вычислений запиши в строку:

  • 1. Множители 6 и 7. Вычисли произведение.

  • 2. 9 умножили на 8 и получили ....

  • 3. Произведение чисел 4 и 10 увеличить на 5, получится ....

  • 4. Какое число в 3 раза больше числа 7?

  • 5. Оба множителя равны 6. Чему равно произведение?

Решение:

  • 42, 72, 45, 21, 36.

2. Во вторую строку запиши все числа, которые получаются при перестановке цифр в числах первой строки.

Решение:

  • 24, 27, 54, 12, 63.

3. Под каждым числом второй строки в третью строку запиши результат следующих вычислений:

  • 1. Делимое 24, делитель 3, вычисли частное.

  • 2. На какое число надо умножить 3, чтобы получить 27?

  • 3. Число 54 уменьши в 9 раз.

  • 4. Сколько раз надо взять по 3, чтобы получить 12?

  • 5. Во сколько раз число 63 больше числа 9?

Решение:

  • 24, 27, 54, 12, 63.

  • 8,   9,   6,   4,   7.

Проверь себя: если все вычисления ты сделал правильно, то, расположив числа последней строки в порядке возрастания, можно обнаружить пропущенное число в последовательности чисел от 4 до 9. Это число 5.

Математические диктанты по программе «Школа России» 3 класс.

Математический диктант № 1. «Сложение и вычитание двузначных чисел»

1.Сумму чисел 40 и 60 уменьшите на 2 десятка.

2.Разность чисел 90 и 70 увеличьте на 4 десятка.

3.Найди сумму чисел 37 и 6.

4.Уменьшаемое 85, разность 30. Чему равно вычитаемое?

5.Какое число на 9 больше, чем 53?

6.Найдите частное чисел 18 и 6.

7. Уменьшаемое 27, вычитаемое 8. Найди разность.

8.Найдите неизвестное слагаемое, если другое слагаемое 20, а сумма 90.

9.Произведение 24, первый множитель 8. Чему равен второй множитель?

10.Из какого числа надо вычесть 5, чтобы получить 43?

Математический диктант № 2. «Умножение и деление»

1. Первый множитель - 4, второй – 8. Чему равно произведение?

2. Произведение чисел 3 7 увеличьте на 21.

3. Произведение чисел 3 и 9 уменьшите на 13.

4. Число 49 уменьшите на произведение 4 и 8.

5. Число 58 увеличьте на произведение чисел 3 и 6.

6. Число 2 умножьте на разность чисел 14 и 7.

7. Число 5 умножьте на сумму чисел 0 и 8.

8. Записать формулу периметра прямоугольника.

9. Уменьшите в 4 раза число 20.

10. Какое число нужно разделить на 5, чтобы получить 7?



Математический диктант № 3.»Решение Задач»


1.Наташа нашла 6 грибов. Это на 3 гриба больше, чем нашёл Саша. Сколько грибов нашёл Саша?

2.Мила нарисовала 17 геометрических фигур. Из них 5 треугольников, а остальные – овалы. Сколько овалов нарисовала Мила?

3.В коробке 19 счётных палочек. Когда Варя положила в коробку ещё несколько палочек, то их стало 24. Сколько счётных палочек положила Варя в коробку?

4.У девочек 50 открыток. 15 открыток у Наташи, 20 открыток у Алины, а остальные – у Ады. Сколько открыток у Ады?

5.Пакет супа стоит 7 рублей. Сколько пакетов супа можно купить на 35 рублей?

6.За 9 пуговиц заплатили 36 рублей. Сколько стоит одна пуговица?

7.На дом было задано списать 32 слова. Ученик уже списал 18 слов. Сколько слов осталось списать?

8.В одном большом конверте лежит 7 маленьких конвертиков. Сколько маленьких конвертиков лежит в пяти больших одинаковых конвертах?


Математический диктант № 4. «Доли»


1.В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 5 таких стручках?

2.Найдите площадь прямоугольного бассейна со сторонами 8 м и 4 м

3. На сколько час больше, чем полчаса?

4. 6 листов составляют половину тетради. Сколько листов в тетради?

5.Длина одной третьей части отрезка равна 6 см. Узнайте длину всего отрезка.

6.Сколько сантиметров в половине дециметра?

7.Отрезали 6 дм ленты. Это третья часть всей ленты. Чему равна длина половины этой ленты?

8.9 листов составляют 1/3 часть тетради. Сколько листов в тетради?


Математический диктант № 5. «Внетабличное умножение и деление»


1.Сумму чисел 30 и 60 уменьшите в 2 раза.

2.Разность чисел 100 и 70 увеличьте в 4 раза.

4. Во сколько разм надо увеличить 13, чтобы получить 39?

5.Записать число, в записи которого 6 десятков, а единиц в 2 раза меньше.

6.Частное чисел 30 и 6 увеличьте в 10 раз

7.Записать самое маленькое двузначное число.

8.Записать выражение: а уменьшить в 9 раз.

9.Во сколько раз надо увеличить 20, чтоб получить 60?

10.Во сколько раз 4 десятка больше 5?


Математический диктант № 6. «Внетабличное умножение и деление»


1. Прибавили 7 раз по 6. Сколько получили?

2. Произведение чисел 6 и 5 дополните до 55.

3. На сколько треть суток больше, чем 1 час?

4. Сколько секунд в половине минуты?

5. Какое число в 6 раз меньше 24?

6. Какое число надо разделить на 6, чтобы получить 9?

7. На какао число надо разделить 40, чтобы получить 5?

8. В троллейбусе было 6 пассажиров, на первой остановке их число увеличилось в 4 раза, а на другой – уменьшилось на 9 пассажиров. Сколько пассажиров стало в троллейбусе?



Математический диктант № 7. «Нумерация чисел в пределах 1000»


1.Запишите самое маленькое трёхзначное число.Уменьшите его в 100 раз

2.Запишите число, которое содержит 543 единицы первого класса.

3.К какому числу надо прибавить 1, чтобы получить 500?

4.Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получить 699?

5.Число 890 уменьшить в 10 раз.

6.Запишите самое маленькое трёхзначное число, все цифры которого различны.

7.Запишите «соседей» числа 599.

8.Запишите трёхзначное число, сумма цифр которого равна 7.

9.Представьте число 358 в виде суммы разрядных слагаемых.

10. Запишите числа, в которых 7 сот. 8 дес. 2 ед.; 1 сот. 4 дес. 9 ед.; 5 сот. 1 ед.; 4 сот. 3 дес.; 5 дес. Зед.


Математический диктант № 9. «Сложение и вычитание трёхзначных чисел.»


1.Частное чисел 48 и 2 увеличьте в 10 раз.

2.Найдите произведение чисел120 и 3.

3.Запишите число, в котором 45 десятков.

4.Насколько надо увеличить 130, чтобы получить 250?

5.Какое число в 5 раз меньше 600?

6. Запишите числа 348, 209, 880, 402, 927, 700, 1000.

7. Запишите в копейках 3 грн; в сантиметрах – 5м.

8. Сколько сотен нужно прибавить к 400, чтобы получить 1000?

9.Разность чисел 80 и 17 уменьшите в 7 раз.

10. Уменьшаемое 71, вычитаемое выражено произведением чисел 7 и 7. Запишите разность.





Использованная литература:

1.М. А. Остапенко «Математические диктанты 1 – 4 классы».

2. Сайт yamac.ru › Учебный материал


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей